ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-260/2021 от 28.04.2021 Шуйского городского суда (Ивановская область)

Дело №2а-260/2021 г. 37RS0023-01-2020-001483-69

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 апреля 2021 года город Шуя Ивановской области

Шуйский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Щепеткова В.В.,

при секретаре Морозовой О.А.,

с участием представителя истца заместителя Шуйского межрайонного прокурора Выренкова Е.Ю.,

представителя административного ответчика ФИО1,

заинтересованного лица ФИО2,

представителя заинтересованного лица ФИО3 по доверенности ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Шуйского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, муниципального образования Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области к Совету Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области о признании бездействия и решения незаконными и возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Шуйский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, муниципального образования Введенского сельского поселения к Совету Введенского сельского поселения о признании наличия неурегулированного конфликта интересов между главой Введенского сельского поселения ФИО3 и главой КФК «Шахма» ФИО5 по факту предоставления главой Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области ФИО3 в аренду без проведения торгов земельных участков КФК «Шахма».

Заявленные исковые требования обоснованы прокурором следующим. Межрайонной прокуратурой в марте 2020 года в целях соблюдения требований Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», исполнения требований ПриказаГенеральнойпрокуратурыРФ от 29.08.2014№454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства опротиводействиикоррупции» проведена проверка в Администрации Шуйского муниципального района в сфере исполнения муниципальными служащими требований законодательства о противодействия коррупции. Решением Совета Введенского сельского поселения от 01.10.2019 № 23 на должность главы Введенского сельского поселения избран ФИО3. Глава муниципального образования, избранный в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 36 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», исходя из положений п. 4.1 указанной статьи, должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Избираясь на соответствующую должность, ФИО3 добровольно принял на себя обязанности соблюдать ограничения и запреты не только в служебной деятельности, но и во вне служебных отношениях. В ходе проверки межрайонной прокуратурой установлен факт наличия конфликта интересов, который не был рассмотрен Советом Введенского сельского поселения, в том числе, по причине не направления в него соответствующих сведений ФИО3. На основании Положения от 28.02.2017 года № 9 о порядке предоставления в собственность или аренду без проведения торгов земельных участков, выделенных в счет земельных долей, находящихся в собственности Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района, администрацией Введенского сельского поселения в лице главы – ФИО3 в аренду КФХ «Шахма» выделены земельные участки №№: …., площадью 301235 кв.м., …., площадью 248684 кв.м., …площадью 218748 кв.м. и …, площадью 48060 кв.м. на основании постановлений от 21.10.2019 №№ 86, 87, 88, 89. Директором КФХ «Шахма» является ФИО5, состоящий в близком родстве с главой Введенского сельского поселения ФИО3. Указанные лица являются близкими родственниками – отцом и сыном. Вместе с тем, в нарушение требований Федерального Закона № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» ФИО3 не сообщил в Совет Введенского сельского поселения о том, что состоит в близком родстве с лицом, которому в рамках установленных должностных полномочий выделяет земельные участки. По фактам выявленных нарушений 16.03.2020 года межрайонной прокуратурой в Совет Введенского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции. В межрайонную прокуратуру 27.05.2020 года Советом Введенского сельского поселения представлен ответ о том, что 21.05.2020 года представление рассмотрено, удовлетворено частично, в действиях ФИО3 нарушений требований законодательства о противодействии коррупции не усматривается. Вместе с тем, в ответе на представление не указано, каким образом в настоящее время конфликт интересов устранен, а также не дана оценка степени ответственности за совершенное нарушение в рамках действующего законодательства. Согласно п. 7.1 ст. 30 Устава Введенского сельского поселения Глава поселения должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». До настоящего времени меры для разрешения сложившейся ситуации по факту наличия конфликта интересов между главой Введенского сельского поселения ФИО3 при исполнении им должностных обязанностей и лицом, состоящим с ним в близком родстве, не приняты.

На основании изложенного, истец просил признать наличие неурегулированного конфликта интересов у главы Введенского сельского поселения ФИО3 с 21.10.2019 года по 15.07.2020 года; признать незаконным решение Совета Введенского сельского поселения при рассмотрении вопроса о наличии конфликта интересов у ФИО3 по факту выделения последним в аренду земельных участков с кадастровыми номерами …., площадью 301235 кв.м., …, площадью 248684 кв.м., …. площадью 218748 кв.м. и …, площадью 48060 кв.м. на основании постановлений от 21.10.2019 №№ 86, 87, 88, 89 КФХ «Шахма»; обязать совет решить вопрос о привлечении ФИО3 к дисциплинарной ответственности с учетом наличия неурегулированного конфликта интересов.

В ходе рассмотрения гражданского дела в судебном заседании 14 апреля 2021 года судом установлено, что оно подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, в связи с этим на основании ч. 3 ст. 33.1 ГПК РФ судом вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

В связи с переходом к рассмотрению дела по правилам КАС РФ административный истец уточнил заявленные исковые требования, в последней редакции уточнений просил:

- признать незаконным бездействие Совета Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области, выразившееся в непринятии мер к досрочному прекращению полномочий Главы Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области ФИО3 за неисполнение обязанности по сообщению о возникшем у него конфликте интересов, а также в связи с непринятием мер по его предотвращению или урегулированию;

- признать незаконным решение Совета Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области от 21.01.2021 № 01 «Об избрании главы Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района» в части прекращения полномочий предыдущего Главы Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области ФИО3 по основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- обязать Совет Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района рассмотреть на ближайшем после вступления решения суда в законную силу заседании вопрос об изменении основания прекращения с 21.01.2021 года полномочий Главы Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района ФИО3 в связи с утратой доверия за неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В судебном заседании представитель истца заместитель Шуйского межрайонного прокурора Выренков Е.Ю. заявленные исковые требования с учетом их уточнений поддержал в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в иске. А именно, что Советом Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района допущено бездействие, выраженное в неисполнении требований о досрочном прекращении полномочий Главы Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района ФИО3 в связи с утратой доверия за неисполнение мер по предотвращению о возникшем у него конфликте интересов, а также по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является. Решение Совета Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области от 21.01.2021 № 01 «Об избрании главы Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района» в части прекращения полномочий предыдущего Главы Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области ФИО3 по основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является незаконным, так как на момент принятия данного решения Совету было известно о непринятии ФИО3 мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является. Указанным решением Совет освободил ФИО3 от ответственности за совершенное коррупционное правонарушение и от последствий такой ответственности. Неисполнение Советом Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области требований законодательства о противодействии коррупции противоречит интересам Российской Федерации и муниципального образования - Введенское сельское поселение Шуйского муниципального района Ивановской области. Бездействие Совета Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области также подтверждается фактом непринятия до настоящего времени нормативных правовых актов, устанавливающих порядок уведомления о возникновении конфликта интересов и порядка его урегулирования, положения о комиссии при Совете поселения по реализации требований Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЭ «О противодействии коррупции».

Кроме того, ранее в ходе рассмотрения дела представитель прокуратуры пояснил, что в соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, указанное в ч. 1 ст. 10 этого закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Таким образом, глава поселения является должностным лицом, на которого распространяются требования о соблюдении требований законодательства в сфере противодействия коррупции. КФХ «Шахма» является коммерческой организацией, созданной для осуществления предпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, а также по ее переработке, хранению, транспортировке и реализации. Основной целью деятельности хозяйства является, извлечение прибыли. Принятие должностным лицом решения о передаче муниципального имущества в пользование лицу, находящимся с ним в близком родстве, и влекущее получение этим лицом доходов от использования указанного имущества, является проявлением личной заинтересованности, которая влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление должностным лицом своих полномочий. Указанные земельные участки относятся к категориям земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии с п. 6 постановлений о выделении земельных участков, контроль за их исполнением возложен на инспектора по земельным и имущественным отношениям Администрации Введенского сельского поселения Бурсикову О.Ю., то есть лицо, находящееся в непосредственной зависимости от главы поселения ФИО3 Наличие близкого родства в случае возникновения ситуации, требующей от главы поселения принятия решений в рамках установленных полномочий и осуществлению надлежащего контроля, могло повлиять на законность и объективность принятых решений в отношении родственника. Кроме этого, за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности предусмотрено внесение арендной платы, которое в соответствии с договорами аренды осуществляется ежеквартально. Право собственности Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района на рассматриваемые земельные участки зарегистрировано 22.04.2019 г., что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости. В соответствии с требованиями абз. 2 п. 5.1 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» информация о возможности приобретения указанных земельных участков на условиях, предусмотренных настоящим пунктом, должна быть размещена в периодическом печатном издании «Ивановская газета», на официальном сайте Администрации Введенского сельского поселения, а также размещена на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования, не позднее 05.05.2019. В нарушение указанных требований Администрацией Введенского сельского поселения информация о возможности приобретения указанных земельных участков размещена в периодическом печатном издании «Ивановская газета» только 19.07.2019, что подтверждается сведениями БУ «Ивановские газеты» от 13.11.2020 № 92. На официальном сайте Администрации Введенского сельского поселения соответствующая информация размещена только 12.09.2019. Размещение данной информации на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования, не подтверждено. Указанное бездействие Администрации Введенского сельского поселения привело к ограничению прав иных заинтересованных юридических лиц, граждан на получение информации о возможности приобретения земельных участков на льготных условиях, в то время как КФХ «Шахма» получило их в преимущественном порядке, что привело к ограничению конкуренции. В соответствии с протоколом № 2 от 21.10.2019 Комиссией в составе её председателя ФИО3, секретаря Бурсиковой О.Ю., членов комиссии ФИО6, ФИО1 рассмотрено заявление директора КФХ «Шахма» ФИО5 о предоставлении в аренду земельных участков. Единогласным решением указанной Комиссии Администрации Введенского сельского поселения рекомендовано заключить договора аренды с КФХ «Шахма» по соответствующим земельным участкам. При принятии администрацией Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района решений о предоставлении в аренду указанных земельных участков имел место конфликт интересов, поскольку в состав Комиссии в качестве её председателя входил ФИО3, состоящий в близком родстве с заявителем, руководителем КФХ «Шахма» ФИО5 Поскольку мер по урегулированию указанного конфликта интересов со стороны ФИО3 принято не было (в Совет Введенского сельского поселения не сообщил, свое участие в рассмотрении заявки КФХ «Шахма» не исключил, отвод не заявлял), то Комиссия, рассматривая заявку ФИО5 на заключение договоров аренды земельных участков действовала в незаконном составе, в связи с чем не имела соответствующих полномочий на принятие такого решения, что повлекло заключение в нарушение требований действующего законодательства между Администрацией Введенского сельского поселения и КФХ «Шахма» договоров аренды указанных земельных участков как с единственным участником. При таком положении при осуществлении возложенных на главу поселения полномочий, у него могла возникнуть личная заинтересованность в получении КФХ материальной выгоды, иных преимуществ, которая повлияла бы на надлежащее исполнение обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами муниципалитета. Непосредственная подконтрольность близкого родственника, то есть возможность одного из них осуществлять распорядительные полномочия в отношении другого в рамках сложившихся имущественных правоотношений, рассматривается как потенциальный конфликт интересов.

В судебном заседании представитель административного ответчика Совета Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района ФИО1 заявленные административные исковые требования не признал, в иске просил отказать. Пояснил, что конфликт интересов Совет Введенского сельского поселения не усматривает, считает, что бездействия Совета не имелось при предоставлении земельных участков ФИО5, оснований досрочного прекращения полномочий главы Введенского сельского поселения ФИО3 также не имелось. На заседании Совета Введенского сельского поселения вопрос о досрочном прекращении полномочий главы Введенского сельского поселения ФИО3 не ставился, поскольку Совет не усмотрел конфликта интересов при выделении в аренду указанных земельных участков.

В судебном заседании заинтересованное лицо ФИО2 в иске просил отказать, пояснил, что представление Шуйской межрайонной прокуратуры рассмотрено на Совете Введенского сельского поселения, каких-либо нарушений в действиях ФИО3, а также конфликта интересов при выделении земельных участков в аренду не установлено. ФИО3 перед заключением договоров аренды земельных участков фактически ставил Совет в известность о заключении указанных договоров об аренде земельных участков. Однако нормативными актами Порядок уведомления не предусмотрен. Все депутаты до момента заключения договоров об аренде земельных участков были осведомлены, какой договор заключается, возражений никто не высказал, иные лица на данные земельные участки не претендовали.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица ФИО3 – ФИО4 в удовлетворении заявленных административных исковых требований просил отказать, пояснил суду, что никакого влияния такая родственная связь в рассматриваемой ситуации не повлияла на исполнение ФИО3 своих должностных обязанностей и не могла повлиять, поскольку у КФК «Шахма» имеется преимущественное право в силу Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» на предоставление земельных участков в аренду, иных заявлений не поступало, иного порядка в виде торгов в данной ситуации не предусмотрено, поэтому оснований для отказа в предоставлении земельных участков КФК «Шахма» не было. Также представитель заинтересованного лица ФИО4 в судебном заседании представил отзыв ФИО3 на административное исковое заявление, в котором указано, что административные исковые требования прокурора процессуальным требованиям указанным в п. 4 ч. 1 ст. 125 КАС РФ не соответствуют, прокурором не указано, в чем заключается интерес государства либо муниципального образования в признании бездействия Совета Введенского сельского поселения незаконным и установлении конфликта интересов за прошедший период, каким образом будут защищены их интересы при рассмотрении этого спора судом, каким образом при выбранном способе защиты будет обеспечена исполнимость судебного решения.

Главой 22 КАС РФ предусмотрен порядок производства по административным делам об оспаривании решений либо действий (бездействий) органов власти и должностных лиц. Заявляя о бездействии Совета Введенского сельского поселения, прокурор указывает на неисполнение Советом требований о досрочном прекращении полномочий Главы Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области ФИО3 за неисполнение обязанности по сообщению о возникшем у него конфликте интересов, а также в связи с непринятием мер по его предотвращению или урегулированию. Однако требования о досрочном прекращении полномочий Главы Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области ФИО3 в Совет административным истцом не направлялись. Заместителем Шуйского межрайонного прокурора в Совет Введенского сельского поселения 16.03.2020 года было направлено представление, в котором указанных требований не содержалось. Более того, в судебных заседаниях по рассматриваемому делу представитель истца заявляла об отсутствии требований о досрочном прекращении полномочий Главы Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области ФИО3 Утверждение административного истца о бездействии Совета Введенского сельского поселения является необоснованным, поскольку указанное представление прокурора было рассмотрено представительным органом на заседании 21.05.2020 года, по представлению было принято решение о непривлечении главы поселения к ответственности в виду отсутствия оснований, что подтверждается протоколом заседания Совета №3 от 21.05.2020 года. Таким образом, представительным органом были предприняты необходимые действия для рассмотрения требований прокурора, содержавшихся в представлении, принято решение от 21.05.2020 года, которое до настоящего времени является действующим, незаконным в установленном порядке не признано. Приведенные обстоятельства опровергают довод административного истца о бездействии Совета Введенского сельского поселения как не соответствующий фактическим обстоятельствам. В первоначальном исковом заявлении от 15.04.2020 года истцом были заявлены требования о признании незаконным решения Совета Введенского сельского поседения от 21.05.2020 года. В дальнейшем заявлением от 17.08.2020 года истец отказался от этих исковых требований, отказ был принят Шуйским городским судом Ивановской области. В связи с изложенным, оснований для удовлетворения приведенных исковых требований не имеется.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по "инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования. Утверждая о бездействии Совета Введенского сельского поселения, выразившегося в непрекращении досрочно полномочий главы поселения, прокурор не принимает во внимание, что у представительного органа отсутствовали установленные законом поводы к рассмотрению такого вопроса в виде обращения депутатов или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, наличие которых предусмотрено процедурой принятия таких решений представительного органа. Представление прокурора от 16.03.2020 года, а также позиция истца в судебных заседаниях по рассматриваемому делу не свидетельствуют о наличии подобных требований и со стороны органа прокуратуры. Таким образом, у Совета Введенского сельского поселения отсутствовали предусмотренные законом поводы для рассмотрения вопроса о досрочном прекращении полномочий главы поселения, в связи с чем, доводы о нарушении представительным органом требований закона являются необоснованными.

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). При этом коррупцией признается, в том числе, незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Таким образом, определение конфликта интересов, используемое для целей противодействия коррупции, основывается на понятии "коррупция", установленном в статье 1 Федерального закона № 273-ФЗ, и подразумевает извлечение (возможность извлечения) из ситуации конфликта интереса выгоды имущественного характера (материального преимущества). Исходя из Мер по предупреждению коррупции в организациях, утв. Минтрудом России, при определении наличия или отсутствия конфликта интересов необходимо учитывать одновременное наличие следующих обстоятельств: наличие личной заинтересованности; фактическое наличие у должностного лица полномочий для реализации личной заинтересованности; наличие связи между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий. В данном случае предоставление Администрацией Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области КФХ «Шахма» в аренду без торгов земельных участков с кадастровыми номерами …., площадью 301235 кв.м., …., площадью 248684 кв.м., …., площадью 218748 кв.м., …., площадью 48060 кв.м., на основании постановлений от 21.10.2019 года №№ 86, 87, 88, 89 осуществлялось во исполнение требований части 5.1 статьи 10 Федерального Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ установлен особый порядок приобретения прав на земельный участок, выделенный в счет невостребованных долей и находящийся в муниципальной собственности, субъектом, который использовал соответствующий участок. Такой земельный участок может быть передан использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов. Кроме того, законом установлен фиксированный размер арендной платы за пользование участком - в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости. В связи с этим, несмотря на наличие родственных отношений между Главой Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области ФИО3 и главой КФХ «Шахма» ФИО5 предоставление указанных земельных участков в аренду крестьянскому (фермерскому) хозяйству в рассматриваемой ситуации являлась обязанностью Главы Введенского сельского поселения, что свидетельствует об отсутствии возможности его влияния на вопрос предоставления земельных участков и реализации полномочий для получения или возможности получения каких-либо доходов или выгод. Таким образом, предоставление КФХ «Шахма» земельных участков было осуществлено ФИО3 во исполнение прямого требования закона, что исключает конфликт интересов как коррупционную ситуацию, когда должностное лицо повлияло или могло повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление полномочий.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Материалами дела установлено и не оспаривается истцом, что в Введенском сельском поселении Шуйского муниципального района представительным органом до настоящего времени не принято нормативного акта, устанавливающего порядок уведомления Главой Введенского сельского поселения представителя нанимателя - Совета Введенского сельского поселения о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, а также не создан соответствующий орган (комиссия) для рассмотрения таких уведомлений. По утверждению истца, в случае отсутствия нормативного регулирования спорных правоотношений в указанной сфере, правовую неопределенность необходимо рассматривать с точки зрения действия вышестоящего нормативного правового акта, которым в данном случае является Федеральный закон «О противодействии коррупции». Вместе с тем, нормами Федерального закона «О противодействии коррупции» не установлен ни порядок такого уведомления, ни форма уведомления. Отсутствие нормативного регулирования порядка уведомления не может ограничивать самостоятельное избрание Главой Введенского сельского поселения порядка и формы такого уведомления. В связи с этим, в отсутствие надлежащего правового регулирования рассматриваемых отношений, о факте поступления заявлений КФХ «Шахма» о предоставлении в аренду земельных участков ФИО3 был устно уведомлен председатель Совета Введенского сельского поселения ФИО2 Исходя из показаний ФИО2 в судебных заседаниях по гражданскому делу, такое сообщение от ФИО3 действительно имело место, он обсудил данный вопрос с депутатами поселения, никто из них не высказался против заключения таких договоров, а равно не выразил мнение о наличии конфликта интересов у ФИО3 В связи с этим, он сообщил ФИО3 об отсутствии возражений по поводу заключения им указанных договоров и отсутствии конфликта интересов. В дальнейшем все депутаты на заседании Совета Введенского сельского поселения при рассмотрении представления прокуратуры единогласно приняли решение об отсутствии у главы поселения конфликта интересов. Показания ФИО2 были подтверждены иными депутатами - ФИО1, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 Таким образом, наличие уведомления председателя Совета Введенского сельского поселения относительно рассматриваемых обстоятельств свидетельствует о принятии надлежащих мер ФИО3 по уведомлению представителя нанимателя о возможном конфликте интересов. Данное обстоятельство подтверждает отсутствие у ФИО3 намерений скрывать рассматриваемые обстоятельства от Совета Введенского сельского поседения, намерений использовать свои полномочия в коррупционных целях, намерений использовать свое должностного положение вопреки законным интересам общества и государства.

Утверждение истца о наличии конфликта интересов, связанного с дальнейшим нахождением земельных участков в аренде у КФХ «Шахма» не подтверждено доказательствами по делу. В материалах дела отсутствуют сведения о задолженности КФХ «Шахма» по уплате арендной платы за пользование земельными участками. Напротив, платежными поручениями КФХ «Шахма» подтверждена досрочная уплата арендной платы вперед за последующий календарный год. Фактов нецелевого использования земельных участков с момента их предоставления не выявлено, муниципальный земельный контроль в отношении земельных участков, относящийся к полномочиям администрации Шуйского муниципального района, не осуществлялся. Указание в пунктах 6 постановлений о выделении земельных участков КФХ «Шахма» на возложение контроля за их исполнением на инспектора по земельным и имущественным отношениям Администрации Введенского сельского поселения Бурсикову О.Ю. не означает возложения на это должностное лицо обязанностей по осуществлению муниципального земельного контроля, возложенный контроль связан исключительно с реализацией постановлений о предоставлении земельных участков в части в части заключения договора аренды и их государственной регистрации, расчета арендной платы, размещения постановлений на официальной сайте органа местного самоуправления. Исполнение перечисленных функций входит в состав должностных обязанностей Бурсиковой О.Ю., занимающей должность инспектора по земельным и имущественным отношениям Администрации Введенского сельского поселения.

Доводы истца об отсутствии у КФХ «Шахма» оснований для предоставления в аренду указанных земельных участков являются необоснованными, поскольку КФХ «Шахма» добросовестно использует эти земельные участки в своей хозяйственной деятельности на протяжении более десяти лет, что подтверждается представленными документами о площадях севооборота КФХ «Шахма», агрохимическими паспортами на указанные земли, используемые хозяйством, составленными ФГБУ «Станция агрохимической службы «Ивановская» в 2010 году и 2015 году (срок действия 5 лет). Кроме того, фактическое использование земельных участков для производства сельскохозяйственной продукции было подтверждено каждым из депутатов Совета Введенского сельского поселения. Таким образом, фактическое использование земельных участков КФХ «Шахма» подтверждается представленными доказательствами по делу, доказательств обратного истцом суду не представлено.

Шуйским межрайонным прокурором ранее в иске от 15.04.2020 года были предъявлены требования в виде возложения обязанности на Совет Введенского сельского поселения решить вопрос о привлечении ФИО3 к дисциплинарной ответственности с учетом наличия неурегулированного конфликта интересов. В дальнейшем истец отказался от этих исковых требований, о чем 17.08.2020 года представил суду письменное заявление. Определением Шуйского городского суда производство по гражданскому делу в части указанных требований было прекращено. Несмотря на эти обстоятельства, в заявлении от 16.04.2021 года прокурором в суд были заявлены требования в виде возложения обязанности на Совет Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района рассмотреть на ближайшем после вступления решения суда в законную силу заседании вопрос об изменении оснований прекращения с 21.01.2021 года полномочий Главы Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района ФИО3 в связи с утратой доверия за неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 года №273-Ф3 «О противодействии коррупции» и Федеральным законом от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, определение суда о прекращении производства по этому административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска, утверждением соглашения о примирении сторон или определение суда об отказе в принятии административного искового заявления. Первоначальные исковые требования прокурора от 15.04.2020 года и дополнительно заявленные исковые требования от 16.04.2021 года по своему предмету являются идентичными и направлены на одинаковые юридические последствия в виде привлечения к ответственности ФИО3 в связи с непринятием им действий по урегулированию предполагаемого административным истцом конфликта интересов. Разное формулирование этих требований не свидетельствует об их разной юридической природе и обусловлено изменением фактических обстоятельств в процессе рассмотрения гражданского дела - истечением срока полномочий ФИО3 как Главы Введенского сельского поселения. Таким образом, поскольку между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям имело место прекращение производства по исковым требованиям прокурора, рассмотрение предъявленных 16.04.2021 года административных исковых требований в данной части является невозможным, производство по этим требованиям подлежит прекращению.

Административные исковые требования истца от 16.04.2021 года в случае их удовлетворения предполагают возможность пересмотра основания прекращения полномочий ФИО3, занимавшего выборную должность Главы Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района. Согласно решению Совета Введенского сельского поселения №23 от 01.10.2019 года ФИО3 был избран Главой Введенского сельского поселения на срок полномочий Совета Введенского сельского поселения третьего созыва с 02.10.2019 года. Решением Совета Введенского сельского поселения №01 от 21.01.2021 года полномочия ФИО3 на должности Главы Введенского сельского поселения были прекращены 21.01.2021 года в виду избрания Главой Введенского сельского поселения ФИО14 В соответствии с пунктом 2.1 части 6 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 настоящего Федерального закона. Согласно части 1, пункта 4 части 2 статьи 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Основанием для удаления главы муниципального образования в отставку является, в том числе, несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЭ "О противодействии коррупции". Аналогичные положения предусмотрены статьями 32 и 57 Устава Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района. Исходя из указанных норм закона и устава процедура досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования посредством удаления его в отставку применима исключительно к действующему главе муниципального образования, то есть до момента истечения срока его полномочий. Досрочно прекратить полномочия лица за пределами срока его полномочий невозможно, поскольку такие полномочия лицом уже не исполняются. Кроме того, порядок удаления в отставку Главы Введенского сельского поселения, предусмотренный статьей 57 Устава, устанавливает правовые гарантии обеспечения прав Главы поселения на защиту его законных интересов, реализовать которые он имеет возможность лишь в условиях занятия им данной выборной должности. Согласно материалам гражданского дела, на момент обращения прокурора с вышеназванными исковыми требованиями полномочия ФИО3 как Главы Введенского сельского поселения уже были прекращены в виду истечения их срока. Следовательно, предполагавшийся истцом конфликт интересов является урегулированным. Федеральное законодательство и законодательство Ивановской области не предусматривает возможности изменения оснований прекращения полномочий лицу, занимавшему выборную должность. Предусмотренное трудовым законодательством право на изменение формулировки увольнения допускается при разрешении индивидуального трудового спора о восстановлении на работе и в случае признания причины увольнения неправильной или не соответствующей закону. Иное Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" также не предусмотрено. В данном случае индивидуальный трудовой спор отсутствует, формулировка и основание прекращения полномочий ФИО3 в виду истечения их срока предусмотрены законом и не могут быть изменены на досрочное прекращение по иным основаниям. На основании изложенного, полагал административные исковые требования прокурора необоснованными, удовлетворению не подлежащими.

В дополнительном отзыве на административное исковое заявление ФИО3 указал, что предъявляя требования о признании незаконным решения Совета Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области от 21.01.2021 года №01 «Об избрании главы Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района» в части прекращения полномочий предыдущего Главы Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области ФИО3 по основаниям, предусмотренным ч.3 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Шуйский межрайонный прокурор не оспаривает вступление в должность с 22.01.2021 года вновь избранного Главы Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района ФИО14 Исходя из этого, удовлетворение административных исковых требований прокурора предполагает наличие в поселении одновременно двух лиц, занимающих одну выборную должность главы поселения, что противоречит законодательству РФ. Удовлетворение этих требований предполагает фактическое восстановление ФИО3 в должности главы поселения, необходимость исполнения им обязанностей по этой выборной должности до рассмотрения Советом Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района на ближайшем после вступления решения суда в законную силу заседании вопроса об изменении оснований прекращения полномочий, то есть фактическое принуждение к труду, что прямо запрещено частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации.

Из представленных в суд письменных пояснений, поступивших от ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО15 следует, что, по их мнению, конфликт интересов у Главы Введенского сельского поселения при предоставлении земельных участков КФХ «Шахма» отсутствовал, эти земельные участки ранее использовались для посевов КФХ «Шахма», об их предоставлении им было известно от председателя Совета ФИО2

Представитель заинтересованного лица Управления Правительства Ивановской области по противодействию коррупции в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил письменный отзыв, согласно которого указал следующее. Отсутствие утвержденного представительного органом сельского поселения порядка уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, не является основанием для освобождения главы сельского поселения от соответствующей обязанности. С учетом законодательно установленного определения признаков личной заинтересованности, полагаем, что при предоставлении администрацией Введенского сельского поселения в аренду КФХ «Шахма» земельных участков на основании постановлений от 21 октября 2019 года, у главы данного муниципального образования ФИО3 возникла личная заинтересованность, поскольку при использовании данных земельных участков КФХ «Шахма», директором которого является ФИО5, имеется возможность получить определенный доход. Без рассмотрения Советом Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района (соответствующей комиссией, созданной при Совете) уведомления ФИО3 о наличии личной заинтересованности администрация названного сельского поселения не вправе была передавать в аренду КФХ «Шахма» вышеуказанные земельные участки.

В судебное заседание, уведомленные судом надлежащим образом о дате и времени его проведения, не явились: заинтересованные лица ФИО3, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО15, ФИО5, представители заинтересованных лиц: Администрации Шуйского муниципального района, Администрации Введенского сельского поселения.

Заинтересованное лицо - Глава Введенского сельского поселения ФИО14 ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, вопрос об удовлетворении заявленных требований оставил на усмотрение суда.

Заслушав представителя административного истца, административного ответчика, представителя заинтересованного лица иных участников процесса изучив материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), лицом, замещающим муниципальную должность, является депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе.

В соответствии с ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 4.1 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), лица, замещающие муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

В силу ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в ч. 1 ст. 10, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в ч. 1 ст. 10, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с п. 4.1 данной статьи глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Во исполнение Национального плана противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы и Национального плана противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы, утвержденных Указами Президента Российской Федерации, соответственно, от 1 апреля 2016 года № 147, от 29 июня 2018 года № 378, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовлены Методические рекомендации по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов (письмо от 26 июля 2018 года № 18-0/10/П-5146) (далее также - Рекомендации).

В названных методических Рекомендациях раскрываются особенности проведения проверки соблюдения должностным лицом обязанности принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, сроки применения юридической ответственности за непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов и основания для применения взыскания.

Под достаточной информацией, являющейся основанием для проведения такой проверки, понимаются сведения, свидетельствующие о наличии личной заинтересованности при реализации должностным лицом своих полномочий и требующие подтверждения (раздел 2 Рекомендаций).

В разделе 4 Рекомендаций определены условия, при наличии которых имеются основания для применения к государственному служащему взыскания за несоблюдение требований по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов.

Так, для подтверждения того, что конкретная ситуация является конфликтом интересов, первоначально необходимо достоверно установить, а в последующем изложить в докладе о результатах проверки одновременное наличие следующих обстоятельств: наличие личной заинтересованности, фактическое наличие у должностного лица полномочий для реализации личной заинтересованности, наличие связи между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий.

При этом личной заинтересованностью является возможность получения дохода или выгоды должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, к которым в том числе относятся: его близкие родственники или свойственники (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей), граждане или организации, с которыми должностное лицо и (или) его близкие родственники или свойственники связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Личная заинтересованность должностного лица обусловлена возможностью получения доходов (включая доходы, полученные в виде имущественной выгоды), а также иных выгод. К иным выгодам, в частности, относятся: получение выгод (преимуществ), обусловленных такими побуждениями, как семейственность, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, содействие в получении поощрений.

При определении наличия личной заинтересованности, которая реализуется посредством получения выгод не самим должностным лицом, а лицами, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, дополнительно также необходимо установить: наличие отношений близкого родства или свойства граждан - получателей выгод с должностным лицом; наличие иных близких отношений между должностным лицом (его близкими родственниками или свойственниками) с гражданами получателями выгод.

При этом такие отношения должны носить особый доверительный характер.

Из изложенного следует, что перечень ситуаций, при которых личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность муниципальной службы, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), не является исчерпывающим.

Согласно п. 7.1 ст. 30 Устава Введенского сельского поселения Глава поселения должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В силу ч. 5 ст. 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ, лица, замещающие муниципальные должности, нарушившие запреты, ограничения и обязанности, установленные частями 1 - 4.1 настоящей статьи, несут ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 13.1 Федерального закона N 273-ФЗ, лицо, замещающее муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.

Судом установлено следующее.

Решением Совета Введенского сельского поселения от 01.10.2019 № 23 на должность главы Введенского сельского поселения избран ФИО3.

На главу муниципального образования избранного в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 36 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» исходя из положений п. 4.1 указанной статьи возложены обязанности по соблюдению ограничений и запретов и исполнять обязанности установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

На основании Положения от 28.02.2017 № 9 о порядке предоставления в собственность или аренду без проведения торгов земельных участков, выделенных в счет земельных долей, находящихся в собственности Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района, администрацией Введенского сельского поселения в лице главы – ФИО3 в аренду Крестьянскому фермерскому хозяйству «Шахма» (далее - КФХ "Шахма") на основании постановлений от 21.10.2019 №№ 86, 87, 88, 89 выделены земельные участки №№: …, площадью 301235 кв.м., …, площадью 248684 кв.м., … площадью 218748 кв.м. и …, площадью 48060 кв.м.

Между Администрацией Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области в лице Главы сельского поселения ФИО3 и КФК «Шахма» в лице директора ФИО5 21.10.2019 г. заключены договоры аренды на указанные земельные участки.

Установлено, что директор КФХ «Шахма» ФИО5 и Глава Введенского сельского поселения ФИО3 являются близкими родственниками – отцом и сыном, что сторонами по делу не оспаривалось.

КФХ «Шахма» является коммерческой организацией, созданной для осуществления предпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, а также по ее переработке, хранению, транспортировке и реализации. Основной целью деятельности хозяйства является извлечение прибыли.

Принятие должностным лицом решения о передаче муниципального имущества в пользование лицу, находящимся с ним в близком родстве и влекущее получение этим лицом доходов от использования указанного имущества, является проявлением личной заинтересованности, которая влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление должностным лицом своих полномочий.

Таким образом, у главы муниципального образования Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области ФИО3 возник конфликт интересов, однако меры по его предотвращению или урегулированию им не были приняты, в связи с чем Шуйским межрайонным прокурором Ивановской области 16.03.2020 г. в адрес Председателя Совета Введенского сельского поселения ФИО2 внесено представление об устранении нарушений требований Федерального Закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

По результатам рассмотрения указанного представления прокуратуры в соответствии с Протоколом № 3 заседания Совета Введенского сельского поселения от 21 мая 2020 года в удовлетворении требований межрайонной прокуратуры фактически отказано, в действиях Главы Введенского сельского поселения ФИО3 каких-либо нарушений депутатами Совета не установлено, оснований для привлечения его к ответственности не усматривается.

Таким образом, Советом Введенского сельского поселения муниципального района Ивановской области допущено бездействие, выраженное в неисполнении требований о досрочном прекращении полномочий главы Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области ФИО3 в связи с утратой доверия за неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Кроме того, решением Совета Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области № 01 от 21.01.2021 года в день вступления в должность вновь избранного Главы Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района прекращены полномочия предыдущего Главы Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района ФИО3 в соответствии с частью 3 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Передача Главой Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района ФИО3 в аренду КФХ «Шахма» указанных земельных участков произведена в отсутствие уведомления о наличии личной заинтересованности, а также без рассмотрения Советом Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района (соответствующей комиссией, созданной при Совете) уведомления ФИО3, в связи с этим к доводам представителя административного ответчика, а также представителя заинтересованного лица ФИО4, о том, что ФИО3 перед передачей в аренду КФХ «Шахма» указанных земельных участков фактически ставил Совет в известность о заключении указанных договоров об аренде земельных участков суд относится критически, поскольку отсутствие утвержденного представительным органом сельского поселения порядка уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, не является основанием для освобождения главы сельского поселения от соответствующей обязанности.

Кроме того, судом установлено, что в соответствии с протоколом № 2 от 21.10.2019 года «О предоставлении в аренду без торгов земельных участков сельскохозяйственного назначения» Комиссией в составе её председателя ФИО3, секретаря Бурсиковой О.Ю., членов комиссии ФИО6, ФИО1 рассмотрено заявление директора КФХ «Шахма» ФИО5 о предоставлении в аренду земельных участков. Единогласным решением указанной Комиссии Администрации Введенского сельского поселения рекомендовано заключить договора аренды с КФХ «Шахма» по соответствующим земельным участкам.

При принятии администрацией Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района решений о предоставлении в аренду указанных земельных участков имел место конфликт интересов, поскольку в состав Комиссии в качестве её председателя входил ФИО3, состоящий в близком родстве с заявителем, руководителем КФХ «Шахма» ФИО5

В соответствии с ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Согласно Конституции Российской Федерации местное самоуправление признается и гарантируется в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации, оно является необходимой составной частью единого механизма народовластия и обладает самостоятельностью в пределах своих полномочий, обеспечивает права и обязанности граждан, связанные с их участием непосредственно, а также через выборные и другие органы местного самоуправления в самостоятельном решении вопросов местного значения (статья 3, часть 2; статья 12; статья 32, части 1 и 2; статьи 130 и 131). При этом в Российской Федерации обеспечивается реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. На это указывается в пункте 1 статьи 3 ратифицированной Российской Федерацией Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 года.

Согласно статье 15 (часть 2) Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Из этого конституционного принципа в его взаимосвязи с другими предписаниями Конституции Российской Федерации, в том числе закрепленными в ее статьях 1 (часть 1), 3 (часть 2), 5 (часть 2), 12, 15 (часть 1), 66 (части 1 и 2), 76, 130, 131, 132, 133, вытекает, что деятельность органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления должна соответствовать Конституции Российской Федерации и основанным на ней нормативным правовым актам.

Для того чтобы обеспечить реализацию указанных конституционных положений, а также защитить права граждан (в том числе право на осуществление местного самоуправления) от возможных злоупотреблений своими полномочиями со стороны органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления и вместе с тем гарантировать муниципальным образованиям защиту от необоснованного вмешательства в их деятельность, Российская Федерация как суверенное государство вправе предусмотреть адекватные меры ответственности органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе досрочное прекращение полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "131-ФЗ) одним из оснований для удаления главы муниципального образования в отставку является несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

Федеральный закон от 25 декабря 2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", устанавливает правила предотвращения и урегулирования конфликта интересов - ситуации, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), и возлагает обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта. При этом непринятие лицом, на которое возложена соответствующая обязанность, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Между тем, нарушение главой муниципального образования - Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области установленной антикоррупционным законодательством обязанности в силу пункта 1 части 1 статьи 13.1 Федерального закона 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" влечет за собой безальтернативное последствие в виде досрочного прекращения его полномочий в связи с утратой доверия.

Таким образом, решение Совета депутатов Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области № 01 от 21.01.2021 года в части прекращения полномочий предыдущего Главы Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района ФИО3 в соответствии с частью 3 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" является незаконным, так как на момент принятия данного решения Совету депутатов было известно о непринятии ФИО3 мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он являлся. Указанным решением Совет депутатов освободил ФИО3 от ответственности за совершенное коррупционное правонарушение и от последствий такой ответственности, к которым, в том числе, относится включение в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, сведений о применении к лицу взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения (ст. 15 Федерального закона N 273-ФЗ).

Советом депутатов Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области до настоящего времени не принято решение о досрочном прекращении полномочий депутата Главы Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района ФИО3 в связи с утратой доверия за неисполнение обязанности по сообщению о возникшем у него конфликте интересов, а также в связи с непринятием мер по его предотвращению или урегулированию.

Неисполнение Советом депутатов муниципального образования - Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области требований законодательства о противодействии коррупции противоречит интересам Российской Федерации и муниципального образования - Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области в указанной сфере.

Доводы представителя административного ответчика ФИО1, а также представителя заинтересованного лица ФИО4 о том, что у ФИО3 отсутствовал конфликт интересов, в Введенском сельском поселении до настоящего времени не принято нормативного акта, устанавливающего порядок уведомления о возникшем конфликте интересов, законом не установлено в какой форме должно быть соответствующее уведомление, Советом депутатов Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области правомерно не приняты меры к досрочному прекращению полномочий Главы Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района ФИО3 в связи с утратой доверия за неисполнение обязанности по сообщению о возникшем у него конфликте интересов, а также в связи с непринятием мер по его предотвращению или урегулированию, данными действиями не нарушены интересы органов местного самоуправления, общественные интересы, интересы жителей муниципального образования, прекратить полномочия Главы Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района ФИО3 в связи с утратой доверия не представляется возможным, так как в настоящее время его полномочия прекращены в связи с вновь избранным главой, и он не является Главой Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.

Иные доводы лиц, участвующих в деле, на выводы суда повлиять не могут.

При таких обстоятельствах у суда имеются все предусмотренные законом основания для полного удовлетворения заявленных требований административного истца - Шуйского межрайонного прокурора.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В связи с этим, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных административных исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Шуйского межрайонного прокурора Ивановской области в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования - Введенское сельское поселение Шуйского муниципального района Ивановской области к Совету Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным бездействие Совета Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области, выразившееся в непринятии мер к досрочному прекращению полномочий Главы Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области ФИО3 за неисполнение обязанности по сообщению о возникшем у него конфликте интересов, а также в связи с непринятием мер по его предотвращению или урегулированию.

Признать незаконным решение Совета Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области от 21 января 2021 года № 01 "Об избрании главы Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района" в части прекращения полномочий предыдущего Главы Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области ФИО3 по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Обязать Совет Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области рассмотреть в срок не позднее двух месяцев после вступления решения суда в законную силу вопрос о прекращении полномочий Главы Введенского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области ФИО3 в связи с утратой доверия.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий шести месяцев со дня вступления в законную силу, при условии, что были исчерпаны иные установленные КАС РФ способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу.

Судья В.В. Щепетков

Решение в окончательной форме изготовлено 12 мая 2021 года.

Судья В.В. Щепетков