ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-260/2023 от 03.08.2023 Клинцовского районного суда (Брянская область)

УИД32RS0016-01-2023-000315-43

Строка 3.022

Дело № 2а-260/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

3 августа 2023 года г.Клинцы

Клинцовский районный суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Гущиной И.Н.,

при секретаре Данченко Е.А.,

с участием представителя административного истца - помощника прокурора Клинцовского района Брянской области Суярковой Е.Г.,

представителей административного ответчика и.о. главы Смотровобудской сельской администрации Клинцовского района Брянской области Кожушного К.А. и действующей на основании доверенности Чуйко С.В.,

представителя третьего лица Смотровобудского сельского поселения Клинцовского района Брянской области Ковалевой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному заявлению Брянского природоохранного прокурора Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Смотровобудской сельской администрации Клинцовского района Брянской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер, направленных на разработку и утверждение порядка расчета компенсационной стоимости за снос (повреждение) зеленых насаждений на территории поселения,

установил:

Брянский природоохранный прокурор обратился в суд с вышеуказанным административным иском к ответчику Смотровобудской сельской администрации Клинцовского района Брянской области (далее Смотровобудская сельская администрация). В обосновании иска указано, что проверкой, проведенной истцом, выявлены нарушения в сфере защиты и использования зеленых насаждений на территории Смотровобудского сельского поселения Клинцовского района, а именно: установлено, что администрацией Смотровобудского сельского поселения не разработан и не утвержден в установленном законом порядке расчет компенсационной стоимости за снос (повреждение) зеленых насаждений на территории поселения. Ссылаясь на положения и нормы Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», указывая, что отсутствие порядка расчета компенсационной стоимости за снос(повреждение) зеленых насаждений на территории поседения является предпосылкой для возникновения случаев порчи и уничтожения зеленых насаждений с причинением значительного ущерба и как следствие ухудшение экологической ситуации на территории муниципального образования, административный истец в интересах неопределенного круга лиц - жителей сельского поселения, просил признать незаконным бездействие администрации Смотровобудского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер, направленных на разработку и утверждение порядка расчета компенсационной стоимости за снос (повреждение) зеленых насаждений на территории поселения, обязать администрацию Смотровобудского сельского поселения Клинцовского района Брянской области разработать и утвердить порядок расчета компенсационной стоимости за снос (повреждение) зеленых насаждений на территории поселения.

Представитель административного истца Брянского природоохранного прокурора – помощник прокурора Клинцовского района Брянской области Суяркова Е.Г. в судебном заседании заявленные исковые требования уточнила, просила признать незаконным бездействие администрации Смотровобудской сельской администрации Смотровобудского сельского поселения Клинцовского района Брянской области, выразившееся в непринятии мер, направленных на разработку и утверждение порядка расчета компенсационной стоимости за снос (повреждение) лесных и иных насаждений на территории сельских населенных пунктов муниципального образования – Смотровобудского сельского поселения Клинцовского района Брянской области, не включенных в границы земельных участков государственного лесного фонда Российской Федерации и земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц.

Представитель административного ответчика, исполняющий обязанности главы Смотровобудской сельской администрации Клинцовского района Кожушный К.А. в судебном заседании возражал против заявленных исковых требований и считал их необоснованными.

Представитель Смотробудской сельской администрации Клинцовского района Брянской области – Чуйко С.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, ссылаясь на положения ст.5 ФЗ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», на Постановление Правительства РФ от 11.11.2015 № 1219, которым утверждено положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 № 1730 (ред. от 18.12.2020) "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства" полагала, что органы местного самоуправления не вправе подменять государственные органы в осуществлении ими полномочий и принимать правовые акты по вопросам их ведения, в том числе принимать и утверждать Порядок расчета компенсационной стоимости за снос (повреждение) зеленых насаждений на территории поселения. Просила в удовлетворении административного иска отказать.

Привлеченный по делу в качестве заинтересованного лица представитель Смотровобудского сельского поселения Клинцовского района(Глава поселения) Ковалева Т.Н. в судебном заседании поддержала доводы представителей административного ответчика.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ) определены правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также регулируются отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации (преамбула Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов (абзац второй статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ); под компонентами природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле (абзац четвертый статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ); под охраной окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (абзац десятый статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

В силу части 5 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.

На органы местного самоуправления возложена ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях (абзац шестой статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Согласно ч.2 ст.84 Лесного кодекса РФ следует, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 10 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 61 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ зеленый фонд городских и сельских населенных пунктов представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения (пункт 1). Охрана зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды (пункт 2).

Государственное регулирование в области охраны зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов осуществляется в соответствии с законодательством (пункт 3 статьи 61 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Охрана, защита и воспроизводство лесов, лесоразведение на территориях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляются в соответствии с лесным законодательством (пункт 4 статьи 61 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Вред, причиненный окружающей среде негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-Ф3)).

В соответствии с пунктами 3, 19 части 1, частями 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся в числе прочего владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, за исключением организации использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

На основании положений ст.6 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях создания благоприятной окружающей среды для населения на территории Брянской области принят и действует Закон №26-З от 09.04.2008 «О защите зеленых насаждений», который регулирует отношения в сфере защиты, использования и воспроизводства зеленых насаждений на территории населенных пунктов области.

Статьей 5 Закона Брянской области № 26-З от 09.04.2008 «О защите зеленых насаждений» установлено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, наделенные статусов городского округа и поселений, осуществляют полномочия в сфере защиты, использования и воспроизводства зеленых насаждений в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Брянской области.

Статьей 9 указанного Закона Брянской области установлено, что охрана зеленых насаждений, расположенных на землях общего пользований в населенных пунктах, в том числе в парках, скверах, бульварах, водоохранных зонах и на других озелененных участках, осуществляется органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законодательством и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ст.10 Закона Брянской области № 26-З от 09.04.2008 «О защите зеленых насаждений» следует, что порядок осуществления рубок зеленых насаждений в пределах населенных пунктов Брянской области определяется нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Рубка зеленых насаждений, выполненная без оформления соответствующих разрешительных документов, считается незаконной.

Пунктом 2 статьи 1 Устава Смотровобудского сельского поселения Клинцовского района Брянской области, утвержденного решением Смотровобудского сельского Совета народных депутатов Клинцовского района Брянской области № 228 от 06 июня 2019 года, Смотровобудское сельское поселение Клинцовского района Брянской области наделено статусом сельского поселения.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 6 Устава Смотровобудского сельского поселения к вопросам местного значения сельского поселения отнесены утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.

Пунктом 3 статьи 4, пунктом 1 статьи 35 Устава Смотровобудского сельского поселения Клинцовского района Брянской области к органам местного самоуправления сельского поселения отнесена местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) - Смотровобудская сельская администрация.

Компетенция Смотровобудской сельской администрации предусматривает обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправления сельского поселения по решению вопросов местного значения поселения в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Совета народных депутатов и постановлениями и распоряжениями главы сельского поселения; сельская администрация по вопросам местного значения сельского поселения принимает муниципальные правовые акты (подпункт 2 пункта 1 статьи 36, пункт 1 статьи 41 Устава сельского поселения).

Согласно Правилам благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории Смотровобудского сельского поселения Клинцовского муниципального района Брянской области, утвержденным решением Смотровобудского сельского Совета народных депутатов от 25.08.2020г. № 47, установлено, что на территории поселения не допускается вырубка зеленых насаждений без разрешения на право вырубки, в том числе не допускается осуществлять самовольную посадку и вырубку деревьев и кустарников, уничтожение газонов и цветников(п.12.6 Правил), повреждать зеленые насаждения(п.19.4 Правил). Должностные лица, юридические и физические лица, виновные в нарушении Правил, несут ответственность в соответствии с Законом Брянской области от 15.06.2007 № 88-З "Об административных правонарушениях на территории Брянской области". Контроль за выполнением требований Правил возлагается на уполномоченных должностных лиц Администрации сельского поселения(п.31.1 Правил).

Постановлением Смотровобудской сельской администрации № 39 от 29.05.2020г. утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на право вырубки зеленых насаждений на территории Смотровобудского сельского поселения».

Пунктом 14.2 указанного нормативного акта установлено, что в случае вырубки зеленых насаждений заявитель осуществляет оплату компенсационной стоимости либо осуществляет компенсационное озеленение на земельном участке определенном уполномоченным органом Смотровобудской сельской администрации. Расчет компенсационной стоимости за вырубку зеленых насаждений осуществляется на основании акта обследования деревьев(п.14.3 Административного регламента).

Согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 29.12.2018 N 1730

(ред. от 18.12.2020)"Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства" лицо, причинившее вред, обращается, в том числе, в орган местного самоуправления, осуществляющий муниципальный лесной контроль, действующий в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), с письменным запросом о предоставлении информации о размере вреда, подлежащего возмещению, а также о платежных реквизитах, необходимых для уплаты денежных средств в счет возмещения вреда, а уполномоченный орган осуществляет расчет размера вреда в денежном выражении (п.5), и в течение 7 дней со дня получения запроса и прилагаемых к нему документов направляет по адресу, указанному в запросе, запрошенную информацию.

Таким образом, установлено, что органы местного самоуправления наделены полномочиями по предоставлению заинтересованным лицам информации о компенсационной стоимости за снос зеленых насаждений на территории муниципального образования.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено и не оспаривается ответчиком, что Порядок расчета компенсационной стоимости за снос(повреждение) зеленых насаждений на территории поселения сельской администрацией не разработан и не утвержден в установленном законом порядке.

Отсутствие порядка расчета компенсационной стоимости за снос(повреждение) зеленых насаждений на территории поселения является предпосылкой для возникновения случаев порчи и уничтожения зеленых насаждений с причинением значительного ущерба и как следствие ухудшения экологической ситуации на территории муниципального образования. При этом под угрозой нарушения находятся права жителей сельского поселения и иных лиц. Целью принятия и утверждения сельской администрацией Порядка расчета компенсационной стоимости зеленых насаждений обусловлено необходимостью сохранения и развития зеленого фонда на территории сельского поселения, его защиты, реализации конституционного права неопределенного круга лиц на благополучную окружающую среду.

При таких обстоятельствах, суд считает требования Брянского природоохранного прокурора, подлежащими удовлетворению.

В силу ст.187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований, в связи, с чем, в соответствии с характером заявленных требований, суд устанавливает срок для исполнения решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 219, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

решил:

Административное исковое заявление Брянского природоохранного прокурора Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Смотровобудской сельской администрации Клинцовского района Брянской области удовлетворить полностью.

Признать незаконным бездействие администрации Смотровобудской сельской администрации Клинцовского района Брянской области, выразившееся в непринятии мер, направленных на разработку и утверждение Порядка расчета компенсационной стоимости за снос (повреждение) лесных и иных насаждений на территории Смотровобудского сельского поселения, не включенной в границы земельных участков государственного лесного фонда Российской Федерации и земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц.

Обязать Смотровобудскую сельскую администрацию разработать и утвердить Порядок расчета компенсационной стоимости за снос (повреждение) лесных и иных насаждений на территории Смотровобудского сельского поселения, не включенной в границы земельных участков государственного лесного фонда Российской Федерации и земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Клинцовский районный суд Брянской области.

В окончательном виде решение принято 10 августа 2023 года.

Председательствующий судья Гущина И.Н.