Дело № 2а-261-23
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
с.Чикола 31.07.2023г.
Ирафский районный суд РСО-Алания в составе председательствующего судьи Батырова А.Р., при секретаре судебного заседания ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-261-23 по административному исковому заявлению и.о. прокурора <адрес> РСО-Алания ФИО2 в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации местного самоуправления Сурх-Дигорского сельского поселения <адрес> РСО-Алания о признании бездействия АМС Сурх-Дигорского сельского поселения <адрес> РСО-Алания, выразившегося в необеспечении возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме посредством единого портала государственных услуг и возложении обязанности на АМС Сурх-Дигорского сельского поселения <адрес> РСО-Алания в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме посредством единого портала государственных услуг муниципальной услуги «Предоставление мест для захоронения на кладбищах» утвержденной Постановлением АМС Сурх-Дигорского сельского поселения <адрес> РСО-Алания № от 30.06.2021г. и муниципальной услуги «Присвоение почтовых адресов объекту капитального строительства», утвержденной Постановлением АМС Сурх-Дигорского сельского поселения <адрес> РСО-Алания № от 22.10.2019г.,
У С Т А Н О В И Л:
И.о. прокурора <адрес> РСО-Алания ФИО2 обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 административное исковое заявление прокурора поддержала полностью и пояснила, что прокуратурой <адрес> РСО– Алания проведена проверка исполнения законодательства о предоставлении государственных услуг в ходе реализации национального проекта «Цифровая экономика в Российской Федерации» администрации местного самоуправления муниципального образования Сурх-Дигорское сельское поселение <адрес> РСО-Алания по результатам которой установлены нарушения действующего законодательства.
Одной из целей реализации Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации», утверждённого президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (протокол от ДД.ММ.ГГГГ№), является предоставление гражданам и организациям доступа к приоритетным государственным, муниципальным услугам и сервисам в цифровом виде.
Таким образом, возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено, является одним из принципов системы публичных услуг, содержание которого раскрывается в праве заявителей на их получение и обязанности уполномоченных государственных органов обеспечить реализацию данного права.
Так, постановлением АМС Сурх-Дигорского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление мест для захоронения на кладбищах».
Постановлением АМС Сурх-Дигорского сельского поселения № от 22.10.2019г. утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Присвоение почтовых адресов объекту капитального строительства (в том числе незавершенного строительства)».
Вместе с тем, вопреки требованиям Закона № 210-ФЗ, АМС «Присвоение почтовых адресов объекту капитального строительства (в том числе незавершенного строительства)» сельского поселения не обеспечена возможность получения физическими и юридическими лицами указанных муниципальных услуг в электронной форме.
По указанным фактам нарушений прокуратурой <адрес> внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ№/Прдп№, которое рассмотрено.
Однако, нарушения закона по результатам рассмотрения представления до настоящего времени не устранены, что подтверждается ответом главы АМС Сурх-Дигорского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО4
Указанные нарушения создают административные барьеры для реализации прав неопределенного круга лиц, в том числе создают условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, что в целом препятствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы по повышению качества и доступности муниципальных услуг, способствует необоснованным временным, финансовым, организационным и иным издержкам для заявителей.
Ссылаясь на требования ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», ст.ст. 4, 5, 9, 10, 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и ст.ст. 39, 218 КАС РФ, просит суд признать бездействие АМС Сурх-Дигорского сельского поселения <адрес> РСО-Алания, выразившегося в необеспечении возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме посредством единого портала государственных услуг.
Возложить на АМС Сурх-Дигорского сельского поселения <адрес> РСО-Алания обязанность в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме посредством единого портала государственных услуг муниципальной услуги «Предоставление мест для захоронения на кладбищах», утвержденной Постановлением АМС Сурх-Дигорского сельского поселения <адрес> РСО-Алания № от 30.06.2021г. и муниципальной услуги «Присвоение, адреса объекту капитального строительства», утвержденной Постановлением АМС Сурх-Дигорского сельского поселения <адрес> РСО-Алания № от 22.10.2019г.
Административный ответчик - АМС Сурх-Дигорского сельского поселения <адрес> РСО-Алания, должным образом извещенный о времени и месте рассмотрения в судебное заседание представителя не направил.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав объяснения помощника прокурора <адрес> РСО-Алания ФИО3, исследовав материалы административного дела, суд находит административные исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Одной из целей реализации Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации», утверждённого президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (протокол от ДД.ММ.ГГГГ№), является предоставление гражданам и организациям доступа к приоритетным государственным, муниципальным услугам и сервисам в цифровом виде.
Таким образом, возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено, является одним из принципов системы публичных услуг, содержание которого раскрывается в праве заявителей на их получение и обязанности уполномоченных государственных органов обеспечить реализацию данного права.
Статьей 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определено, что основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются, в том числе, обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а также оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров, работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств. Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются, в том числе разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Согласно ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ) одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
Пунктом 3 ст. 5 Закона № 210-ФЗ установлено, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 10 Закона № 210-ФЗ при предоставлении государственных услуг в электронной форме осуществляется подача запроса о предоставлении государственной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и прием таких запроса о предоставлении государственной услуги и документов органом, предоставляющим государственную услугу, либо подведомственной государственному органу организацией, участвующей в предоставлении государственной услуги, с использованием информационно технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных услуг и (или) региональных порталов государственных услуг.
Пунктом 1.2 ч. 4 ст. 29 Закона № 210-ФЗ предусмотрено обеспечение реализации не позднее ДД.ММ.ГГГГ государственными органами субъектов Российской Федерации требований п. 3 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 6, п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона № 210-ФЗ в отношении документов и информации, используемых в рамках предоставления услуг. Указанный срок является общим для всех исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для обеспечения перехода на межведомственное информационное взаимодействие.
Изложенное согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ№-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Б. на нарушение его конституционных прав положениями ч.ч. 1 - 8 ст. 26 Законом № 210-ФЗ, согласно которой гражданам и иным установленным Законом № 210-ФЗ лицам гарантируется по их выбору получение государственных и муниципальных услуг как в электронной, так и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 5 Закона № 210-ФЗ).
В соответствии с ч. 4 ст. 9 Закона № 210-ФЗ перечни услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, размещаются на официальных сайтах органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, на сайтах организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, а также в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале государственных и муниципальных услуг.
Согласно материалам административного дела Постановлением АМС Сурх-Дигорского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление мест для захоронения на кладбищах», Постановлением АМС Сурх-Дигорского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Присвоение адреса объекту капитального строительства», однако фактическая возможность получения муниципальных услуг в электронном виде, в том числе посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг, заявителям не представлена.
По факту нарушений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» прокуратурой <адрес> в адрес главы Сурх-Дигорского сельского поселения внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ№/Прдп№.
Однако, нарушения закона по результатам рассмотрения представления до настоящего времени не устранены, что подтверждается ответом главы Сурх-Дигорского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно акту осмотра ресурса сети «Интернет» от 20.06.2023г. произведенного помощником прокурора <адрес>ФИО3 на сайте Единого портала государственных и муниципальных услуг, по адресу: «www.gosuslugi.ru», возможность получения физическими и юридическими лицами муниципальных услуг «Предоставление мест для захоронения на кладбищах» и «Присвоение адреса объекту капитального строительства», АМС Сурх-Дигорского сельского поселения в электронной форме не обеспечена.
Суд считает, что отсутствие возможности получения указанной муниципальной услуги в электронной форме нарушает законные права граждан на получение государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе право на электронное взаимодействие между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями.
Согласно ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление и.о. прокурора <адрес> РСО-Алания ФИО2 в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации местного самоуправления Сурх-Дигорского сельского поселения <адрес> РСО-Алания о признании бездействия АМС Сурх-Дигорского сельского поселения <адрес> РСО-Алания, выразившегося в необеспечении возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме посредством единого портала государственных услуг и возложении обязанности на АМС Сурх-Дигорского сельского поселения <адрес> РСО-Алания в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме посредством единого портала государственных услуг муниципальной услуги «Предоставление мест для захоронения на кладбищах» утвержденной Постановлением АМС Сурх-Дигорского сельского поселения <адрес> РСО-Алания № от 30.06.2021г. и муниципальной услуги «Присвоение адреса объекту капитального строительства» утвержденной Постановлением АМС Сурх-Дигорского сельского поселения <адрес> РСО-Алания № от 22.10.2019г., удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации местного самоуправления муниципального образования Сурх-Дигорское сельское поселение <адрес> РСО-Алания в части необеспечения возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме посредством единого портала государственных и муниципальных услуг («www.gosuslugi.ru»).
Обязать администрацию местного самоуправления муниципального образования Сурх-Дигорское сельское поселение <адрес> РСО-Алания в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить возможность получения заявителями посредством единого портала государственных и муниципальных услуг («www.gosuslugi.ru») муниципальной услуги «Предоставление мест для захоронения на кладбищах», утвержденной Постановлением администрации местного самоуправления муниципального образования Сурх-Дигорское сельское поселение <адрес> РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ№.
Обязать администрацию местного самоуправления муниципального образования Сурх-Дигорское сельское поселение <адрес> РСО-Алания в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить возможность получения заявителями посредством единого портала государственных и муниципальных услуг («www.gosuslugi.ru») муниципальной услуги «Присвоение адреса объекту капитального строительства» утвержденной Постановлением АМС Сурх-Дигорское сельского поселения <адрес> РСО-Алания № от 22.10.2019г.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда РСО-Алания через Ирафский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме.
Председательствующий А.Р. Батыров