ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2610/20 от 03.12.2020 Миасского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2а-2610/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

3 декабря 2020 года город Миасс Челябинской области

Миасский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Борозенцевой С.В.,

при секретаре Ситниковой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Думиновой Люсины Степановны, Лобанова Сергея Александровича, Борисовой Людмилы Геннадьевны, Каткова Виктора Михайловича, Катковой Татьяны Ивановны к Администрации Миасского городского округа о признании незаконным постановления,

УСТАНОВИЛ:

Думинова Л.С. обратилась в суд с административным иском к Администрации Миасского городского округа АДРЕС о признании незаконным постановления НОМЕР от ДАТА в части установления срока предоставления жилых помещений гражданам-жителям многоквартирного дома по адресу АДРЕС связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, и установления в соответствии с жилищным законодательством РФ, областными адресными программами срока до ДАТА, с установлением Администрации Миасского городского округа разумного срока сноса и отселения жителей многоквартирного дома по адресу АДРЕС.

В обоснование требований указала, что является собственником АДРЕС. Постановлением главы Администрации Миасского городского округа НОМЕР от ДАТА многоквартирный дом по АДРЕС признан аварийным и подлежащим сносу сроком до ДАТА. Однако до настоящего времени Администрация МГО свои обязательства не исполнила. В 2017 году были внесены изменения в постановление и изменены сроки до ДАТА. Постановление является незаконным, на лицо халатность и бездействие местных властей.

Лобанов С.А. обратился в суд с административным иском к Администрации Миасского городского округа АДРЕС о признании незаконным постановления НОМЕР от ДАТА в части установления срока предоставления жилых помещений гражданам-жителям многоквартирного дома по адресу АДРЕС п.нижний Атлян АДРЕС связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, и установления в соответствии с жилищным законодательством РФ, областными адресными программами срока до ДАТА, с установлением Администрации Миасского городского округа разумного срока сноса и отселения жителей многоквартирного дома по адресу АДРЕС.

В обоснование требований указал, что является собственником АДРЕС. Постановлением главы Администрации Миасского городского округа НОМЕР от ДАТА многоквартирный дом по АДРЕС признан аварийным и подлежащим сносу сроком до ДАТА. Однако до настоящего времени Администрация МГО свои обязательства не исполнила. В 2017 году были внесены изменения в постановление и изменены сроки до ДАТА. Постановление является незаконным, на лицо халатность и бездействие местных властей.

Борисова Л.Г. обратилась в суд с административным иском к Администрации Миасского городского округа АДРЕС о признании незаконным постановления НОМЕР от ДАТА в части установления срока предоставления жилых помещений гражданам-жителям многоквартирного дома по адресу АДРЕС связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, и установления в соответствии с жилищным законодательством РФ, областными адресными программами срока до ДАТА, с установлением Администрации Миасского городского округа разумного срока сноса и отселения жителей многоквартирного дома по адресу АДРЕС.

В обоснование требований указала, что является собственником АДРЕС. Постановлением главы Администрации Миасского городского округа НОМЕР от ДАТА многоквартирный дом по АДРЕС признан аварийным и подлежащим сносу сроком до ДАТА. Однако до настоящего времени Администрация МГО свои обязательства не исполнила. В 2017 году были внесены изменения в постановление и изменены сроки до ДАТА. Постановление является незаконным, на лицо халатность и бездействие местных властей.

Катков В.М. обратился в суд с административным иском к Администрации Миасского городского округа АДРЕС о признании незаконным постановления НОМЕР от ДАТА в части установления срока предоставления жилых помещений гражданам-жителям многоквартирного дома по адресу АДРЕС связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, и установления в соответствии с жилищным законодательством РФ, областными адресными программами срока до ДАТА, с установлением Администрации Миасского городского округа разумного срока сноса и отселения жителей многоквартирного дома по адресу АДРЕС.

В обоснование требований указала, что является собственником АДРЕС. Постановлением главы Администрации Миасского городского округа НОМЕР от ДАТА многоквартирный дом по АДРЕС признан аварийным и подлежащим сносу сроком до ДАТА. Однако до настоящего времени Администрация МГО свои обязательства не исполнила. В 2017 году были внесены изменения в постановление и изменены сроки до ДАТА. Постановление является незаконным, на лицо халатность и бездействие местных властей.

Каткова Т.И. обратилась в суд с административным иском к Администрации Миасского городского округа АДРЕС о признании незаконным постановления НОМЕР от ДАТА в части установления срока предоставления жилых помещений гражданам-жителям многоквартирного дома по адресу АДРЕС п.нижний Атлян АДРЕС связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, и установления в соответствии с жилищным законодательством РФ, областными адресными программами срока до ДАТА, с установлением Администрации Миасского городского округа разумного срока сноса и отселения жителей многоквартирного дома по адресу АДРЕС.

В обоснование требований указала, что является собственником АДРЕС. Постановлением главы Администрации Миасского городского округа НОМЕР от ДАТА многоквартирный дом по АДРЕС признан аварийным и подлежащим сносу сроком до ДАТА. Однако до настоящего времени Администрация МГО свои обязательства не исполнила. В 2017 году были внесены изменения в постановление и изменены сроки до ДАТА. Постановление является незаконным, на лицо халатность и бездействие местных властей.

Определениями суда от 12.11.2020 года административные дела по административным искам Думиновой Люсины Степановны, Лобанова Сергея Александровича, Борисовой Людмилы Геннадьевны, Каткова Виктора Михайловича, Катковой Татьяны Ивановны объединены в одно производство.

Административные истцы Думинова Л.С., Лобанова С.А., Борисовой Л.Г., Каткова В.М., Катковой Т.И. в суд не явились, о слушании дела извещены.

Представитель административных истцов Биктимиров Е.А. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.

Административный ответчик представитель Администрации Миасского городского округа в суд не явился, о дне слушания дела извещен.

Заинтересованные лица Лобанов А.Т., представители Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области, Управления муниципальной собственности Администрации Миасского городского округа в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области просит рассматривать в их отсутствие.

В силу ч.2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав все материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Из смысла положений вышеуказанных процессуальных норм следует, что для признания ненормативного акта, а также действий (бездействия) указанных выше органов, должностных лиц и служащих незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта либо действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение актом прав и законных интересов гражданина или организации.

Судом установлено, что Думинова Л.С. является собственником жилого помещения – 1-комнатной АДРЕС (л.д.239 т.1, л.д.11-14 т.2).

Лобанову С.А. на праве собственности принадлежит ? доли в праве на жилое помещение – АДРЕС, ? доля в праве на указанную квартиру принадлежит Лобанову А.Т.(л.д.5,6,27-33 т.1).

Жилое помещение-АДРЕС принадлежит на праве собственности Борисовой Л.Г.(л.д.63,80-84 т.1).

Катков В.М. является собственником жилого помещения – комнаты НОМЕРАДРЕС(л.д.129 т.1).

Катковой Т.И. на праве собственности принадлежит жилое помещение – 2-комнатная АДРЕС(л.д.185,207-211 т.1).

Частью 4 ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

В соответствии с ч.10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3,5-9 настоящей статьи.

В силу п.49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, как следует из вышеприведенного п.49 Положения, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

Согласно заключений межведомственной комиссии от ДАТА многоквартирный дом по АДРЕС, от ДАТА многоквартирный дом по АДРЕС, от ДАТА многоквартирный дом по АДРЕС, от ДАТА многоквартирный дом по АДРЕС, от ДАТА многоквартирный дом по АДРЕС признаны аварийными, подлежащими сносу (л.д.47-48,49,100-101,102,167-168,169,218-219,220 т.1, л.д.24-25,26 т.2).

Постановлением Администрации Миасского городского округа НОМЕР от ДАТА жилой дом, расположенный по адресу АДРЕС(дом двухэтажный, восьмиквартирный, общей площадью здания 595,7 кв.м.) признан аварийным и подлежащим сносу. Предоставление жилых помещений гражданам в связи с признанием многоквартирного дома аварийным осуществить в соответствии с жилищным законодательством, областными адресными программами в срок до ДАТА (л.д.26 т.1).

Постановлением Администрации Миасского городского округа НОМЕР от ДАТА в постановление НОМЕР от ДАТА в п.2 внесены изменения, срок указан до ДАТА года(л.д.25 т.1).

Постановлением Администрации Миасского городского округа НОМЕР от ДАТА жилой дом, расположенный по адресу АДРЕС(дом одноэтажный, восьмиквартирный, общей площадью здания 272,6 кв.м.) признан аварийным и подлежащим сносу. Предоставление жилых помещений гражданам в связи с признанием многоквартирного дома аварийным осуществить в соответствии с жилищным законодательством, областными адресными программами в срок до ДАТА (л.д.88 т.1).

Постановлением Администрации Миасского городского округа НОМЕР от ДАТА в постановление НОМЕР от ДАТА в п.2 внесены изменения, срок указан до ДАТА года(л.д.87 т.1).

Постановлением Администрации Миасского городского округа НОМЕР от ДАТА жилой дом, расположенный по адресу АДРЕС(дом двухэтажный, десятиквартирный, общей площадью здания 596,6 кв.м.) признан аварийным и подлежащим сносу. Предоставление жилых помещений гражданам в связи с признанием многоквартирного дома аварийным осуществить в соответствии с жилищным законодательством, областными адресными программами в срок до ДАТА (л.д.148 т.1).

Постановлением Администрации Миасского городского округа НОМЕР от ДАТА в постановление НОМЕР от ДАТА в п.2 внесены изменения, срок указан до ДАТА года(л.д.147 т.1).

Постановлением Администрации Миасского городского округа НОМЕР от ДАТА жилой дом, расположенный по адресу АДРЕС (дом двухэтажный, восьмиквартирный, общей площадью здания 457,6 кв.м.) признан аварийным и подлежащим сносу. Предоставление жилых помещений гражданам в связи с признанием многоквартирного дома аварийным осуществить в соответствии с жилищным законодательством, областными адресными программами в срок до ДАТА (л.д.187 т.1).

Постановлением Администрации Миасского городского округа НОМЕР от ДАТА в постановление НОМЕР от ДАТА в п.2 внесены изменения, срок указан до ДАТА года(л.д.186 т.1).

Постановлением Администрации Миасского городского округа НОМЕР от ДАТА жилой дом, расположенный по адресу АДРЕС(дом одноэтажный, восьмиквартирный, общей площадью здания 270,1 кв.м.) признан аварийным и подлежащим сносу. Предоставление жилых помещений гражданам в связи с признанием многоквартирного дома аварийным осуществить в соответствии с жилищным законодательством, областными адресными программами в срок до ДАТА (л.д.10 т.2).

Постановлением Администрации Миасского городского округа НОМЕР от ДАТА в постановление НОМЕР от ДАТА в п.2 внесены изменения, срок указан до ДАТА года(л.д.9 т.2).

Как следует из ответов Администрации Миасского городского округа основанием для издания постановлений Администрации Миасского городского округа НОМЕР от ДАТА, НОМЕР от ДАТА, НОМЕР от ДАТА, НОМЕР от ДАТА, НОМЕР от ДАТА является то обстоятельство, что дома по АДРЕС не были включены в областную адресную программу «Переселения в 2013-2017 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области(л.д.24,86,146,203 т.1, л.д.8 т.2).

Согласно п.1 ч.2 ст.16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до определенной даты в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Согласно ответов Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области спорные дома включены в адресную программу «переселение в 2019-2025 гг.граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области»(утв. Постановлением Правительства Челябинской области от 29.03.2019 года г. № 158-П), в рамках которой в срок до ДАТА запланировано поэтапное расселение более 500 аварийных домов, признанных таковыми до ДАТА, в том числе домов по АДРЕС. При этом на территории Миасского городского округа программными мероприятиями предусмотрено расселение 53 аварийных домов, общей площадью жилых помещений 15,81 тыс.кв.м. (л.д.45-46,97-98,165,216 т.1, л.д.20-21 т.2).

Согласно реестра аварийного жилищного фонда Миасского городского округа дома по АДРЕС значатся соответственно под №НОМЕР (л.д.24,43-44,86,103-108,146,173-174,203,207-208 т.1, л.д.8,29-57 т.2).

Срок расселения граждан должен быть обоснован объективными критериями, не носить произвольный характер. Однако неразумность этого срока как основание для его изменения судом ни нормативно-правовыми актами, ни разъяснениями по их применению не установлена.

Согласно п.62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Орган местного самоуправления, действуя в рамках Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47) реализует комплекс мероприятий, каждое из которых имеет определенную продолжительность, требует бюджетного обеспечения и соблюдения прав граждан при предоставлении жилья. Срок расселения граждан определяется не самим фактом включения дома в программу переселения, а необходимостью исследования вопроса нуждаемости проживающих в нем лиц в жилом помещении, проверки законности вселения их в квартиры, определения персонального состава граждан и площадей занимаемых ими квартир, решения вопроса о защите прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, изыскания свободных жилых помещений для переселения.

Как следует из материалов дела, фундамент и отмостка дома по АДРЕС отсутствует, каменные и деревянные опоры дома неровно проседают, нижние венцы сруба дома в разной степени повреждены гнилью и проседают, сруб и стены дома неравномерно проседают, вспучиваются, потолки прогнуты(л.д.47 т.1), в АДРЕС выявлены значительные повреждения штукатурного слоя стен на фасаде, фундамент и отмостка дома отсутствуют, гниение деревянной обрешетки крыши, фронтонов и несущих оснований потолка, деформация оснований и ограждающих конструкций дома(л.д.100 т.1), фундамент АДРЕС имеет неравномерные просадки, стены просели, имеются трещины,щели нижние венцы стен частично поражены гнилью, грибком, стены и отделка внутри имеют повреждения, трещины, повреждены грибком, потолки прогуты, полы ветхие(л.д.167 т.1), жилой АДРЕС соответствующего фундамента не имеет, стоит на каменных опорах, отмостка отсутствует, бревенчатые стены ветхие, имеют вздутия и коробления, нижние венцы прогнили, между бревнами щели, стены продуваемы,балки и доски перекрытия ветхие, под слоем шлака прогнили, полы ветхие,зыбкие, имеют крены,провалы,дыры, стены и перегородки имеют вздутия, перекосы, трещины, штукатурка отслаивается(л.д.218 т.1), фундамент дома по АДРЕС находится в ограниченно-работоспособном техническом состоянии, деревянные стены повреждены, утратив несущую способность, перекрытия (потолки) опираются на частично поврежденные стены(л.д.24 т.2).

Из анализа норм права следует, что если помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании ч.2 ст.57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч.2 ст.15 ЖК РФ).

Доказательств нарушения прав и свобод административных истцов либо создания препятствий к осуществлению их прав и свобод административным ответчиком путем внесения изменений в постановления в части сроков расселения ветхоаварийных домов, а также доказательств несоответствия действий административного ответчика закону или иному нормативному правовому акту административными истцами не представлено.

Ч.8 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, может быть произведено путем предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену только по соглашению с собственником.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019) разъяснено, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п.3 ст.2, ст.16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда

Административные истцы с заявлением о предоставлении (выкупе) жилого помещения, предоставлении маневренного фонда в Администрацию Миасского городского округа не обращались, что подтверждается материалами дела и не оспаривается административными истцами.

Поскольку восстановление жилищных прав административных истцов не возможно в порядке изменения срока расселения определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления, дома по АДРЕС включены в адресную программу «Переселение в 2019-2025 гг.граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области», суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконными постановлений Администрации Миасского городского округа в части установления срока сноса и отселения жильцов дома и установлении нового срока сноса и отселения жильцов.

При этом административные истца не лишены права на заявление требований о предоставлении им жилого помещения. При указанных обстоятельствах, административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований Думиновой Люсины Степановны, Лобанова Сергея Александровича, Борисовой Людмилы Геннадьевны, Каткова Виктора Михайловича, Катковой Татьяны Ивановны к Администрации Миасского городского округа о признании незаконными постановления Администрации Миасского городского округа НОМЕР от ДАТА, НОМЕР от ДАТА, НОМЕР от ДАТА, НОМЕР от ДАТА, НОМЕР от ДАТА в части установления срока предоставления жилых помещений до ДАТА и установлении разумного срока сноса и отселения – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Челябинский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Миасский городской суд Челябинской области.

Председательствующий судья С.В.Борозенцева

Мотивированное решение суда составлено 10.12.2020г.