ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2616/17 от 07.11.2017 Орджоникидзевского районного суда г. Перми (Пермский край)

<.....>

Дело № 2а-2616/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 ноября 2017 года город Пермь

Орджоникидзевский районный суд г. Перми:

в составе председательствующего судьи Макашиной Е.Е.,

при секретаре Лядовой Л.Н.,

с участием представителя административного истца Медведев Н.В. – Сангаджиевой Е.В., действующей на основании доверенности от (дата)

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Медведев Н.В. к Департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Медведев Н.В. обратился в суд с административными исковыми требованиями к Департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании отказа №... от (дата) в предоставлении в аренду на <.....> лет для индивидуального жилищного строительства земельного участка с кадастровым номером №..., площадью <.....> кв.м., расположенного по адресу: <АДРЕС>, без проведения торгов, незаконным, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о предоставлении в аренду указанного земельного участка сроком на <.....> лет для индивидуального жилищного строительства. В обоснование иска указал, что является инвалидом <.....>. Обратился в Департамент земельных отношений с заявлением о предоставлении в аренду на <.....> лет вышеуказанного земельного участка, для индивидуально жилищного строительства. Решением от (дата) Департамент земельных отношений отказал в предоставлении земельного участка, указав, что с заявлением обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, а также то, что Медведев Н.В. не является нуждающимся. Кроме того, Департамент ссылается на то, что данный земельный участок может быть включен в альтернативный перечень земельных участков для предоставления многодетным семьям. Истец указал, что не имеет в собственности недвижимости, нуждается в улучшении жилищных условий и имеет право на получение земельного участка под строительство индивидуального жилого дома без проведения торгов, аукционов. Считает, что довод Департамента земельных отношений о том, что земельный участок может быть включен в альтернативный перечень земельных участков для предоставления многодетным семьям, не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка. На момент обращения истца в Департамент, земельный участок не был включен в альтернативный перечень, не являлся предметом торгов, аукционов, и не обременен правами третьих лиц.

Административный истец - Медведев Н.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в заявлении просит судебное заседание провести без его участия, на заявленных требованиях настаивает.

Представитель административного истца – Сангаджиева Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что Медведев Н.В. не состоит в браке, не имеет детей. По <АДРЕС> был зарегистрирован, как член семьи собственника. Собственник умер, квартиру продали. В связи с чем истца по указанному адресу сняли с регистрационного учета. Просила заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика - Департамента земельных отношений администрации г.Перми в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Возражений по заявленным требованиям в суд не направили.

Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

На основании части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно п. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Нормы, устанавливающие нуждаемость в жилом помещении, закреплены в ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Пунктом 1 Решения Пермской городской Думы от 30 мая 2006 года № 103 утверждена учетная норма площади жилого помещения по городу Перми в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи, минимальная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Как установлено в судебном заседании, Медведев Н.В. является инвалидом <.....> (л.д.10).

(дата) между Медведев Н.В. и ФИО1 зарегистрирован брак, что подтверждается справкой о заключении брака №... от (дата). (л.д.54).

ФИО1 умерла - (дата) (л.д.53).

Сыном Медведев Н.В. являлся ФИО2, (дата) года рождения, умерший (дата) (л.д.55,56), а также сыном Медведев Н.В. является - ФИО3 (л.д.57).

Согласно копии паспорта, Медведев Н.В. имеет регистрацию по адресу: <АДРЕС> (л.д.36).

Решением <.....> суда <.....> от (дата)Медведев Н.В. признан прекратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <АДРЕС>. Решение, вступившее в законную силу, является основанием для снятия Медведев Н.В. с регистрационного учета по данному адресу. Решение суда вступило в законную силу (дата) (л.д.32-35).

Согласно сведениям ГБУ ПК «ЦТИ и кадастровой оценки Пермского края», Медведев Н.В. и его сын ФИО3 недвижимого имущества, принадлежащего им на праве собственности, не имеют (л.д.11,…), что также подтверждается сведениями Управления Росреестра по Пермскому краю (л.д.12,…).

(дата) между ФИО4 и Медведев Н.В. заключен договор найма жилого помещения, рассоложенного по адресу: <АДРЕС>, сроком на <.....> с момента подписания договора (л.д.8).

Договор социально найма жилого помещения по адресу: <АДРЕС> МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом г.Перми» с Медведев Н.В. не заключался (л.д.68).

В жилом помещении по адрес: <АДРЕС> зарегистрирована – ФИО4 (л.д.31).

Медведев Н.В. обратился с заявлением в ДЗО г. Перми о предоставлении земельного участка площадью <.....> кв.м, расположенного по адресу: <АДРЕС>, с кадастровым номером №..., без проведения торгов, в аренду сроком на <.....> лет для индивидуального жилищного строительства (л.д.6).

Решением начальника Департамента земельных отношений администрации г. Перми от (дата)№... в удовлетворении заявления Медведев Н.В. отказано, поскольку указанный в заявлении земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъектов Российской Федерации с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения.

Анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности, принимая во внимание, что ФИО3 является инвалидом третьей группы, в собственности на территории г. Перми жилых помещений не имеет, то есть в силу ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации истец является нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Следовательно, по смыслу ч. 1 и 14 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ФИО3 имеет право на предоставление ему земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.

Доказательств о наличии у истца иных жилых помещений либо прав на иные жилые помещения административным ответчиком не представлено.

Кроме того, в обосновании причины, послужившей основанием для отказа в предоставлении ФИО3 земельного участка, Департаментом указано следующее: в Пермском краев принят Закон от 01.12.2011 № 871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае», регулирующий предоставление многодетным семьям земельных участков в собственность. Постановлением администрации города Перми от 24.03.2017 № 217 утвержден, в том числе Порядок формирования альтернативного перечня земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям в собственность бесплатно без торгов в городе Перми. В соответствии с указанным Порядком, в случае, если земельные участки, сформированные для индивидуального жилищного строительства, не были проданы с торгов дважды, информация об этих участках направляется в департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми для включения их в альтернативный перечень земельных участков, подлежащих предоставлению многодетным семьям, в случае его соответствия Закону от 01.12.2011 № 871-ПК. Земельный участок с кадастровым номером №... по адресу: <АДРЕС> является предметом аукциона (дата), (дата), (дата). На основании информации, поступившей из Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми, указанный земельный участок соответствует требованиям Закона № 871-ПК, подлежит предоставлению многодетным семьям, что является основанием для отказа в соответствии с пунктом 2.11.18 Регламента (л.д.18-19).

Согласно Выписки из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: <АДРЕС>, относится к категории земель: Земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство (л.д.14-16).

Постановлением администрации г. Перми от 24.03.2017г. № 217 утвержден ««Порядок формирования альтернативного перечня земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям в собственность бесплатно без торгов в городе Перми».

Согласно п.6.1 Порядка, Департамент имущественных отношений администрации города Перми (далее - ДИО) ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за кварталом, направляет в ДГА предложения о включении в Альтернативный перечень земельных участков, сформированных под индивидуальное жилищное строительство и не проданных с торгов дважды.

ДГА рассматривает информацию, поступившую из ДИО, и в случае соответствия земельных участков требованиям Закона включает их в Альтернативный перечень земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям... (п.6.2 Порядка)

Однако, в ходе рассмотрения дела стороной административного ответчика не представлено доказательств, подтверждающих включение спорного земельного участка в альтернативный перечень земельных участков предназначенных для предоставления многодетным семьям.

Постановлением Администрации г. Перми от 02.08.2017 N 592, утвержден «Альтернативный перечень земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям в собственности бесплатно без торгов в г. Перми».

Между тем, земельный участок с кадастровым номером №... площадью <.....> кв.м, расположенный по адресу: <АДРЕС> в вышеуказанном перечне не значится (л.д. ).

В связи с чем, довод административного ответчика о том, что спорный земельный участок может быть включен в альтернативный перечень земельных участков, подлежащих предоставлению многодетным семьям, не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка.

Учитывая изложенные обстоятельства, административные исковые требования ФИО3 подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 290, 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Медведев Н.В. к Департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, возложении обязанности - удовлетворить.

Признать незаконным решение Департамента земельных отношений администрации города Перми от (дата)№... об отказе в предоставлении в аренду сроком на <.....> лет земельного участка, с кадастровым номером №... площадью <.....> кв.м, расположенного по адресу: <АДРЕС>, Медведев Н.В. для индивидуального жилищного строительства.

Обязать Департамент земельных отношений администрации города Перми повторно рассмотреть заявление Медведев Н.В. о предоставлении в аренду сроком на <.....> лет земельного участка с кадастровым номером №... площадью <.....> кв.м., расположенного по адресу: <АДРЕС>, для индивидуального жилищного строительства.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Орджоникидзевский районный суд г. Перми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме <.....>

Судья (подпись) Е.Е. Макашина

<.....>