Дело № 2а-261/2017 | |
РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации | |
07 ноября 2017 года | п. Суксун Пермского края |
Суксунский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Ярушиной А.А.,
с участием представителя административного истца ФИО1, действующей по доверенности ФИО2,
представителя административного ответчика главы Администрации Суксунского муниципального района, действующего по доверенности ФИО3,
при секретаре Вязовиковой О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2, действующей по доверенности в интересах ФИО1 к главе Администрации Суксунского муниципального района Пермского края о признании незаконным действия (бездействия) должностного лица, выразившегося в отказе внесения изменений в постановление Администрации Верх-Суксунского сельского совета Суксунского района Пермской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении материалов инвентаризации н/п Опалихино», возложении обязанности по устранению нарушений, признании незаконным постановления в части,
установил:
ФИО2, действуя на основании доверенности в интересах ФИО1, обратилась с административным исковым заявлением к главе Администрации Суксунского муниципального района Пермского края о признании незаконным действия (бездействия) должностного лица, выразившегося в отказе внесения изменений в постановление Администрации Верх-Суксунского сельского совета Суксунского района Пермской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении материалов инвентаризации н/п Опалихино», возложении обязанности по устранению нарушений ее прав, свобод и законных интересов путем внесения изменений в указанное постановление, а именно в план-схему н/п <адрес> сведений о земельном участке с кадастровым номером №, включив его между земельными участками с кадастровыми номерами № (<адрес>) и № (<адрес> с конфигурацией, соответствующей плану ПМО, приложенному к свидетельству № на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования) землей от ДД.ММ.ГГГГ. Изменив впоследствии требования, просила также признать постановление Администрации Верх-Суксунского сельского совета Суксунского района Пермской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении материалов инвентаризации н/п Опалихино» недействительным в части отсутствия графических и иных сведений о земельном участке с кадастровым номером №
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ ею получено решение № об отказе по внесению изменений в постановление Администрации Верх-Суксунского сельского совета Суксунского района Пермской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении материалов инвентаризации н/п Опалихино». Полагает, что указанное действие нарушает ее право фактического пользования и уточнения границ в связи с утерей и невнесением земельного участка № мерою 2500 кв.м. (0,25 га) с кадастровым номером № с его описанием границ смежных землепользователей (с указанием длин линий, точек) на момент проведения инвентаризации земель <адрес>. Полагает, что оспариваемое действие является незаконным, так как нарушает положения п. 3 ст. 78, п.1-2 ст. 80, п. 1 ст. 81, п. 2 ст. 81, п.п. 3 п. 1 ст. 44 Устава Суксунского муниципального района, принятого решением Земского собрания Суксунского района от ДД.ММ.ГГГГ. №.
Полагает, что, исходя из принципов защиты прав собственника, правовой определенности и стабильности, реальное восстановление нарушенных прав заявителя возможно лишь путем внесения изменения в оспариваемое постановление, в связи с тем, что земельный участок утерян.
В судебное заседание административный истец ФИО1, не явилась, при этом судебная повестка, направленная ДД.ММ.ГГГГ по месту ее жительства, указанному в административном иске, возвращена ДД.ММ.ГГГГ в суд за истечением срока хранения. В связи с чем, суд считает административного истца надлежащим образом извещенным о времени и месте проведения судебного заседания (л.д.115-116).
Представитель административного истца, действующая на основании доверенности ФИО2, на удовлетворении административного иска настаивает.
Представитель административного ответчика, действующий по доверенности ФИО3 с иском не согласен, указав, в частности, что глава администрации района не вправе вносить какие-либо изменения или дополнения в муниципальные правовые акты, принятые администрацией Верх-Суксунского сельского совета, которая на настоящий момент ликвидирована.
Суд, заслушав представителя административного истца, административного ответчика, исследовав материалы административного дела, установил следующее.
Оспариваемое решение об отказе по внесению изменений в постановление Администрации Верх-Суксунского сельского совета Суксунского района Пермской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении материалов инвентаризации н/п Опалихино» принято ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратилась в суд с административным иском согласно почтовому штампу ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренный частью 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным истцом не пропущен.
Как установлено судом, административному истцу на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ серия <адрес>9, удостоверенному нотариусом Суксунского нотариального округа Пермского края ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ, реестровый № принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером № (далее-№), категория земель - земли населенных пунктов разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 2500 кв. м., расположенный по адресу: <адрес> что подтверждено и свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ№л.д. 16).
Также на основании свидетельства о праве на наследство по закону (дополнительное) от ДД.ММ.ГГГГ выданного нотариусом Суксунского нотариального округа Пермского края ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ, реестровый № принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером № категория земель - земли населенных пунктов разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 2600 кв. м., расположенного по адресу: <адрес> что подтверждено и свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 17).
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Верх-Суксунского сельского совета Суксунского района Пермской области утверждены результаты инвентаризации земель населенного пункта Опалихино, проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, также постановлено просить Администрацию района изменить черту населенного пункта <адрес> в связи с изъятием 10 га пашни в урочище «Северная перемена» совхозу «Южный»; выявленные в ходе инвентаризации свободные земельные участки своевременно распределить гражданам сельской администрации для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.21).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Администрация Верх-Суксунского сельского совета Суксунского района Пермской области ликвидирована ДД.ММ.ГГГГ (л.д.72-74).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 как собственник земельных участков № и № обратилась к главе Администрации Суксунского муниципального района Пермского края с заявлением «О внесении изменений в Постановление Администрации № от ДД.ММ.ГГГГ», указав, что в ДД.ММ.ГГГГ была проведена инвентаризация земель, материалы инвентаризации утверждены указанным постановлением Администрации Верх-Суксунского сельского совета Суксунского района Пермской области № от ДД.ММ.ГГГГ На момент проведения инвентаризации за ФИО5 согласно постановлению Администрации Верх-Суксунского сельского совета Суксунского района Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ числится два земельных участка. В постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ один из земельных участков под № мерою 2500 кв.м. с кадастровым номером № отсутствует и не был включен, в постановлении учтен лишь земельный участок с кадастровым номером №. Согласно сведениям, содержащихся в ГКН (https://pkk5.rosreestr.ru), земельный участок с кадастровым номером № с правой стороны граничит с земельным участком с кадастровым номером № (собственник П.З.Ф.), с левой стороны – № (собственник – К.Е.В.). Согласно планам ПМО, приложенным к свидетельствам ДД.ММ.ГГГГ г., точки по плану земельного участка с кадастровым номером: №, принадлежащего К.Е.В., являющимся приложением к свидетельству №, соответствуют точкам № по плану ПМО ФИО1, являющимся приложением к свидетельству № (земельный участок с кадастровым номером №). Точки 7,8 и границы плана ПМО к свидетельству № (земельный участок с кадастровым номером №) соответствует точкам 1,2 плана ПМО к свидетельству № (земельный участок №). Со второй стороны земельный участок с кадастровым номером № граничит в точках 3-6 с землями П.. То есть это свидетельствует о том, что земельный участок с кадастровым номером №, граничит с земельным участком с кадастровым номером № а не с земельным участком №. А земельный участок с кадастровым номером № с одной стороны граничит с земельным участком № с другой - №. Согласно кадастровой выписке от ДД.ММ.ГГГГ№ на объект недвижимого имущества – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> расположен на земельном участке с кадастровым номером № Согласно Постановлению от ДД.ММ.ГГГГ. №, присвоен земельному участку с кадастровым номером № и расположенному на нем жилому дому с надворными постройками, адрес: <адрес>. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. № внесены изменения в Постановление от ДД.ММ.ГГГГ. №, заменено на №, то есть дом ФИО1 стоит на земельном участке с кадастровым номером №. Планы ПМО ко всем выданным свидетельствам №) были изготовлены и подписаны специалистом Администрации – ФИО6 и подписаны председателем Комитета по земельным ресурсам. В связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером № согласно картографического материала в Постановлении ДД.ММ.ГГГГ был потерян, просит внести сведения о земельном участке с кадастровым номером № в Постановление Администрации Верх-Суксунского сельского совета Суксунского района Пермской области № от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении материалов инвентаризации н/п д. Опалихино», между земельными участками с кадастровыми номерами №<адрес>) и № (<адрес>)с конфигурацией, соответствующей и согласно плану ПМО, приложенному к свидетельству № на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 8-9).
Письмом Администрации Суксунского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ за № заявление ФИО1 было рассмотрено со ссылкой на п. 5 ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». При этом указано, что на вопрос, содержащийся в обращении от ДД.ММ.ГГГГ№ ранее, письмом Администрации Суксунского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№, ей давался ответ по существу. В связи с тем, что в очередном обращении от ДД.ММ.ГГГГ не приводятся новые доводы или обстоятельства, оно признано безосновательным и рассмотрению не подлежащим (л.д. 35).
Действительно, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 как собственник земельных участков № и № обращалась с заявлением к главе Администрации Суксунского муниципального района о внесении изменений в Постановление Администрации Верх-Суксунского сельского совета Суксунского района Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении материалов инвентаризации н/п <адрес>» о земельных участках, где ФИО1, ссылаясь на аналогичные обстоятельства, изложенные выше в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, обращалась к главе Администрации Суксунского муниципального района с аналогичными требованиями.
Письмом главы Администрации Суксунского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ за № заявление ФИО1 оставлено без удовлетворения. При этом указано, что Администрация Верх-Суксунского сельсовета ликвидирована ДД.ММ.ГГГГ, о чем в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Уставом Суксунского муниципального района к полномочиям района не относится принятие либо отмена (внесение изменений) в муниципальные правовые акты, изданные Верх-Суксунским сельским советом. Дополнительно сообщено, что в соответствии с п. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ Администрация Суксунского муниципального района осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности района. В соответствии с п. 2 ст. 3.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, либо органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района. В соответствии со ст. 60,61 Земельного кодекса действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем признания недействительными в судебном порядке не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 64 ЗК все споры о земле рассматриваются в судебном порядке л.д. 36).
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
При этом в силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органа, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагаются на орган, организацию, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Лицо, обратившееся в суд, должно обосновать и доказать факт нарушения его прав оспариваемыми решениями, действиями (бездействием).
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, порядок рассмотрения обращений граждан закреплены в Федеральном законе от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Пунктом 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусмотрено, при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона (пункт 4 части 1 статьи 10 данного закона). Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (часть 1 статьи 12 данного закона).
В соответствии с часть 5 статьи 11 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась к главе администрации Суксунского муниципального района с повторным заявлением о внесении изменений в Постановление Администрации № от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ глава администрации Суксунского муниципального района направил ответ, в котором указал, что ей ранее уже давался ответ по существу данного обращения. Также административному истцу сообщено о прекращении переписки в соответствии со ст. 11 Федерального закона N 59-ФЗ от 02 мая 2006 года "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (л. д. 35).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в заявлении ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Постановление Администрации № от ДД.ММ.ГГГГ.» содержится вопрос, на который ей ранее давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленным ею заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, и при этом в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ не приводятся новые доводы или обстоятельства, требующие дополнительного разъяснения. Несогласие административного истца с содержанием ранее полученного ответа не свидетельствует о нарушении административным ответчиком ее прав и законных интересов при рассмотрении ее обращения от ДД.ММ.ГГГГ. Ответ и.о. главы администрации Суксунского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, где он указывает на отсутствие у него соответствующих полномочий по внесению изменений в постановление, содержит обоснованные ссылки на статьи Устава Суксунского муниципального района и Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса РФ» Земельный кодекс РФ.
Как следует, из административного искового заявления, по мнению административного истца, оспариваемое действие должностного лица является незаконным, поскольку нарушает положения п. 3 ст. 78, п.1-2 ст. 80, п. 1 ст. 81, п. 2 ст. 81, п.п. 3 п. 1 ст. 44 Устава Суксунского муниципального района, принятого решением Земского собрания Суксунского района от 27.01.2005г. №72. Административный истец полагает, что глава района вправе, исходя из его полномочий, указанных в вышеизложенных статьях Устава, внести изменения в постановление, а именно в план-схему, определив местоположение и конфигурацию принадлежащего административному истцу на праве собственности земельного участка 396 в целях последующего уточнения административным истцом границ земельного участка 396.
Согласно п. 3 ст. 78 Устава, нормативные правовые акты представительного органа муниципального района принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального района, если иное не установлено настоящим Уставом. Решения ненормативного характера принимаются в порядке, предусмотренном Регламентом представительного органа муниципального района.
Согласно п. 1 ст. 80 Устава, глава муниципального района в пределах своих полномочий, установленных настоящим Уставом и решениями представительного органа муниципального района, издает постановления и распоряжения администрации муниципального района по вопросам, указанным в пункте 1 статьи 81 настоящего Устава.
Согласно п. 2 ст. 80 Устава, Глава муниципального района издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Уставом.
Согласно п. 1 ст. 81 Устава, Глава администрации муниципального района в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Пермского края (Пермской области), настоящим Уставом, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального района, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Пермского края (Пермской области), а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы администрации муниципального района.
Согласно п. 2 ст. 81 Устава, иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям настоящим Уставом, решениями представительного органа муниципального района, постановлениями администрации муниципального района, если иное не предусмотрено федеральным законодательством и законодательством Пермского края.
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 44 Устава, глава муниципального района издает в пределах своих полномочий правовые акты.
В данных статьях Устава Суксунского муниципального района (в действующей редакции от 30.03.2017, принятой решением Земского собрания Суксунского муниципального района 30.03.2017 №), содержатся общие положения, предусматривающие полномочия главы, установленные федеральными законами, законами Пермского края (Пермской области), настоящим Уставом, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального района, по изданию постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Пермского края (Пермской области), а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы администрации муниципального района.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
В связи с тем что, земельный участок ФИО1 находится в частной собственности, следовательно, из указанных выше статей Устава не следует, что в полномочия главы района входят какие-либо распорядительные действия в отношении земельных участков, находящихся в собственности граждан, как о том поставлен вопрос в обращении от ДД.ММ.ГГГГ, направленном административным истцом.
В связи с чем, действия главы администрации Суксунского муниципального района, выразившиеся в отказе внесения изменений в постановление Администрации Верх - Суксунского сельского совета Суксунского района Пермской области №» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении материалов инвентаризации н/п Опалихино» законны и обоснованы, оснований для признания данных действий незаконными не имеется.
Таким образом, административному истцу в требовании о признании незаконным действия главы администрации Суксунского муниципального района, выразившегося в отказе внесения изменений в постановление Администрации Верх-Суксунского сельского совета Суксунского района Пермской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении материалов инвентаризации н/п <адрес>» и соответственно в требовании о возложении на него обязанности по устранению нарушений прав административного истца путем внесения изменений в план-схему н/п <адрес>, указанным административным истцом способом следует отказать.
При этом суд также считает необходимым отметить следующее.
Как установлено выше, согласно свидетельству о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является собственником земельного участка общей площадью 2500 кв.м., с кадастровым номером №, категория земель- земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается и свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ
Решением Суксунского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ), исключены из государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении границ (графические сведения) о земельном участке с кадастровым номером №, изменен тип площади, а также ее значение на «2500 кв.м., декларированная». При этом, как следует из решения суда, кадастровой ошибкой являлось графическое расположение земельного участка с кадастровым номером № между земельными участками с кадастровыми номерами № (<адрес> и №<адрес>), что и явилось основанием для исключения из государственного кадастра недвижимости указанных графических сведений (л.д. 138-145).
Следовательно, предметом судебного разбирательства являлось определение местоположения земельного участка 396, принадлежащего административному истцу, о чем вынесено судебное решение, вступившее в законную силу, которое в силу ч.2 ст. 13 ГПК РФ является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Что касается требования административного истца о признании незаконным постановления Администрации Верх – Суксунской сельской администрации Суксунского района Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ за № «Об утверждении материалов инвентаризации н/п. д. Опалихино» в части отсутствия графических и иных сведений о земельном участке с кадастровым номером №, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права и законные интересы.
Частью 6 ст. 208 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемые полностью или в части нормативные правовые акты признаются соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Как следует из административного иска, заявляя указанное требование, истец полагает, что отсутствие в оспариваемом постановлении графических и иных сведений о принадлежащем ей на праве собственности земельном участке с кадастровым номером № влечет нарушение ее прав как собственника земельного участка, поскольку лишает ее возможности провести уточнение границ земельного участка. При этом истец также полагает, что оспариваемое постановление, являлось основанием постановки на государственный кадастровый учет земельных участков иных собственников.
Как указано выше, постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Верх-Суксунского сельского совета Суксунского района Пермской области утверждены результаты инвентаризации земель населенного пункта <адрес> проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, также постановлено просить Администрацию района изменить черту населенного пункта <адрес> в связи с изъятием 10 га пашни в урочище «Северная перемена» совхозу «Южный»; выявленные в ходе инвентаризации свободные земельные участки своевременно распределить гражданам сельской администрации для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.21).
Также судом установлено, что основанием постановки на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами №№ (<адрес> и № (<адрес> явились свидетельства о праве собственности на землю соответственно № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № отДД.ММ.ГГГГ, что следует из представленных Управлением Росреестра копий указанных документов, (л.д.117-120).
Кроме того, на основании пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона "О государственной регистрации недвижимости".
Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (ч. 4.2 ст. 1 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ; ч. 2 ст. 8 Закона N 218-ФЗ).
Таким образом, основным документом для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах земельного участка является межевой план.
В связи с чем, постановление Верх-Суксунской сельской администрации Суксунского района Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ за № «Об утверждении материалов инвентаризации н/п. <адрес>» не является документом, на основании которого вносятся сведения в государственный кадастр недвижимости, в том числе и в части установления границ земельного участка.
Поскольку Постановление Верх-Суксунской сельской администрации Суксунского района Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ за № «Об утверждении материалов инвентаризации н/п. д. Опалихино» в части отсутствия графических и иных сведений о земельном участке с кадастровым номером № не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца ФИО1 как собственника земельного участка 396 в том числе и при осуществлении ею полномочий по определению границ указанного земельного участка в установленном действующим законодательством порядке, это влечет принятие решения об отказе в удовлетворении указанного административного искового требования согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 215, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении требований административного истца ФИО1:
о признании незаконным действия (бездействия) Главы Администрации Суксунского муниципального района, выразившегося в отказе внесения изменений в постановление Администрации Верх-Суксунского сельского совета Суксунского района Пермской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении материалов инвентаризации н/п <адрес>»;
возложении на Главу Администрации Суксунского муниципального района обязанности устранения нарушений прав административного истца путем внесения изменений в постановление Администрации Верх-Суксунского сельского совета Суксунского района Пермской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении материалов инвентаризации н/п д. Опалихино» а именно в план-схему н/п <адрес> сведений о земельном участке с кадастровым номером № включив его между земельными участками с кадастровыми номерами № (<адрес>) и № (<адрес>) с конфигурацией, соответствующей плану ПМО, приложенному к свидетельству № на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования) землей от ДД.ММ.ГГГГ;
признании недействительным постановления Администрации Верх-Суксунского сельского совета Суксунского района Пермской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении материалов инвентаризации н/п <адрес>» в части отсутствия графических и иных сведений о земельном участке с кадастровым №, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Ярушина
Мотивированное решение составлено 13 ноября 2017