ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-261/2022 от 01.04.2022 Турочакского районного суда (Республика Алтай)

Дело № 2а-261/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 апреля 2022 г. с. Турочак

Турочакский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Албанчиновой К.В.,

при секретаре Нечаевой А.С.,

с участием представителя административного истца ОАО «Горно-Алтайгаз»

ФИО1, действующей на основании доверенности

от ДД.ММ.ГГГГ,

административного ответчика главного государственного инспектора

Турочакского и Чойского районов по пожарному надзору ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ОАО «Горно-Алтайгаз» к Территориальному отделу надзорной деятельности и профилактической работы по Турочакскому и Чойскому районам о признании незаконным и отмене предписания № 06/1, вынесенного государственным инспектором Турочакского и Чойского районов по пожарному надзору ФИО2,

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Горно-Алтайгаз» обратилось в суд с указанным административным иском, мотивируя тем, что 17.02.2022 главным государственным инспектором Турочакского и Чойского районов по пожарному надзору ФИО2 административному истцу вынесено предписание № 06/1 согласно которого, административному истцу, в срок, до 01.09.2022, необходимо соблюсти минимальное расстояние от стенки резервуара автомобильной газозаправочной станции до лесных насаждений в южной части предусмотреть не менее 100 метров до края проезжей части, в северной стороне не менее 60 метров. В рамках предписания ОАО «Горно-Алтайгаз» выполнило все меры по устранению нарушения, однако, соблюсти минимальное расстояние от стенки резервуара автомобильной газозаправочной станции до лесных насаждений в южной части предусмотреть не менее 100 метров до края проезжей части, в северной стороне не менее 60 метров, не представляется возможным. В выделении дополнительного земельного участка отказано, поскольку прилегающая территория является особо охраняемой природной территорией и входит памятник природы «Турочакский». БУ РА «Дирекция особо охраняемой природной территории Республики Алтай» в выдаче разрешения на вырубку лесных насаждений в месте расположения автомобильной газозаправочной станции, отказано. При указанных обстоятельствах, оспариваемое предписание является несостоятельным и невыполнимым. Административный истец просит суд: отменить предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности № 06/1, вынесенное главным государственным инспектором Турочакского и Чойского районов по пожарному надзору ФИО2

Определением суда от 31.03.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечен главный государственный инспектор Турочакского и Чойского районов по пожарному надзору ФИО2

Представитель Территориального отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Турочакскому и Чойскому районам ГУ МЧС России по Республике Алтай, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении судебного заседания, рассмотрении дела в его отсутствие, не просил.

Суд, руководствуясь положениями ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело при установленной явке.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержал административные исковые требования в полном объеме, пояснил, что объект построен в 2016 г., разрешение на ввод объекта в эксплуатацию получено 15.12.2016, следовательно, на тот момент расположение объекта соответствовало нормам пожарной безопасности, в 2017 г. поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый . Предписание является неисполнимым, поскольку прилегающие лесные насаждения с 2018 г. входят в памятник природы «Турочакский», рубка деревьев для создания указанных в предписании расстояний, невозможна, создать расстояние до края проезжей части в северной стороне не менее 60 метров, невозможно.

В судебном заседании административный ответчик - главный государственный инспектор Турочакского и Чойского районов по пожарному надзору ФИО2, административные исковые требования не признал, пояснил, что предписание является законным и обоснованным, не соблюдение указанных в предписании норм, является нарушением требований пожарной безопасности.

Заслушав лиц участвующих в деле, изучив и исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 4 КАС РФ).

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).

Согласно общедоступных сведений сайта https://vypiska-nalog.com, ОАО «Горно-Алтайгаз» образовано ДД.ММ.ГГГГ, является юридическим лицом, имеет ИНН <***>, ОГРН <***>, расположено по адресу: <адрес> генеральным директором юридического лица является <данные изъяты>

В собственности ОАО «Горно-Алтайгаз», на земельном участке площадью 1003 +/-554 кв.м., кадастровый , категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, иного специального назначения, расположенном на территории Тондошенского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай, находится сооружение - автомобильная газозаправочная станция площадь <данные изъяты> кв.м., площадь застройки <данные изъяты> кв.м., объем <данные изъяты> куб.м., кадастровый , дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства 2016, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежащая на праве собственности ОАО «Горно-Алтайгаз».

Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в дело: выписками из ЕГРН, разрешением на ввод объекта в эксплуатацию, выданному сельской администрацией Тондошенского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай и сторонами не оспариваются.

17.02.2022, на основании решения от 08.02.2022 № 6 о проведении внеплановой выездной проверки, по контролю выполнения предписания от 08.06.2021, главным государственным инспектором Турочакского и Чойского районов по пожарному надзору ФИО2 проведена внеплановая выездная проверка указанной выше автомобильной газозаправочной станции ОАО «Горно-Алтайгаз». Проверкой выявлено нарушение обязательных требований пожарной безопасности - минимальное расстояние от стенки резервуара автомобильной газозаправочной станции до лесных насаждений смешанных пород в южной стороне фактически составляет 26,3 м. при норме 100 м., до края проезжей части в северной стороне фактически составляет 21.9 м., при норме 60 м. (ст. 73 Федерального закона от 22.07.2008 № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п. 2, 6 Таблица Е 1, п. Е 3 СП 156.13130.2014 Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности), составлен акт, вынесено предписание № 06/1 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, которым предписано устранить выявленные нарушения в срок до 01.09.2022. Проведение проверки, ее цели, подтверждаются представленными в дело по запросу суда материалами проверки в отношении юридического лица, сторонами не оспариваются.

ОАО «Горно-Алтайгаз» не согласилось с указанным предписанием, в связи с чем, обратилось в суд.

На основании ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Закон № 69-ФЗ), п. 2 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290, Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, утвержденного приказом МЧС России от 27.03.2020 № 217, оспариваемое предписание выдано уполномоченным должностным лицом компетентного органа.

Частью 2 ст. 37 Закона № 69-ФЗ установлены обязанности руководителей организаций в области пожарной безопасности, в том числе по соблюдению требований пожарной безопасности, а также выполнению предписания, постановления и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны; разработке и осуществлению мер по обеспечению пожарной безопасности; проведению противопожарной пропаганды, а также обучению своих работников мерам пожарной безопасности; содержанию в исправном состоянии систем и средств противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, недопущению их использования не по назначению.

В силу ч. 1 ст. 38 Закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в числе прочих: лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Таким образом, ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях, а также обеспечивающее реализацию мер пожарной безопасности.

Таким образом, субъектом ответственности за соблюдение правил пожарной безопасности на автомобильной газозаправочной станции, является ОАО «Горно-Алтайгаз.

Из представленного в дело ответа министра природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай № 3010 от 22.03.2022 следует, что границы земельного участка с кадастровым номером содержатся в Государственном лесном реестре и пересекают земли лесного фонда. Постановлением Правительства Республики Алтай от 25.06.2018 № 191 «О создании памятника природы республиканского значения «Турочакский» и внесения изменений в Перечень памятников природы республиканского значений» создан памятник природы «Турочакский», площадь памятника составляет 2 470 га. В соответствии с п. 5.1 Положения на территории памятника природы запрещается (не допускается) деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятника природы, в частности рубок лесных насаждений.

Ответами № 4291 от 02.12.2021 администрации МО «Турочакский район», № 18 от 24.02.2022 БУ РА «Дирекция особо охраняемых природных территорий Республики Алтай», на обращения генерального директора АО «Горно-Алтайгаз» в выдаче разрешения на вырубку лесных насаждений в границах земельного участка с кадастровым номером отказано в связи с примыканием части указанного земельного участка к памятнику природы «Турочакский».

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности (ч. 1); целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре (ч. 2); система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара (ч. 4).

В силу ч. 1 ст. 6 Закона № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом (п. 1); в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности (п. 2).

Пунктом 3 ст. 73 Закона № 123-ФЗ противопожарные расстояния от резервуаров сжиженных углеводородных газов, размещаемых на складе организации, общей вместимостью от 10 000 до 20 000 кубических метров при хранении под давлением либо вместимостью от 40 000 до 60 000 кубических метров при хранении изотермическим способом в надземных резервуарах или вместимостью от 40 000 до 100 000 кубических метров при хранении изотермическим способом в подземных резервуарах до других объектов, располагаемых как на территории организации, так и вне ее территории, приведены в таблице 18 приложения к настоящему Федеральному закону. (согласно таблице 18 с лесными насаждениями хвойных пород - 100 метров).

На основании п. 2, п. 6 СП 156.13130.2014 «Свод Правил. Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС России от 05.05.2014 № 221 при размещении АЗС вне территории населенных пунктов минимальные расстояния следует определять: до границ земельных участков детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, школ-интернатов, лечебных учреждений со стационаром, одноквартирных жилых зданий, а для жилых и общественных зданий другого назначения - до стен, окон и дверей зданий; до ближайшей стены (перегородки) помещения (при расположении помещений различного функционального назначения в одном здании).

Минимальные расстояния от АЗС до автомобильных дорог и улиц населенных пунктов определяются в зависимости от их категории, а именно: до магистральных дорог и магистральных улиц общегородского значения как для автомобильных дорог общей сети I, II и III категорий; до поселковых дорог, магистральных улиц районного значения, главных улиц и основных улиц в жилой застройке сельских поселений как для автомобильных дорог общей сети IV и V категорий; до поселковых дорог, магистральных улиц районного значения, главных улиц и основных улиц в жилой застройке сельских поселений как для автомобильных дорог общей сети IV и V категорий; до остальных дорог и улиц - не нормируются.

Довод представителя административного истца о том, что при введении в эксплуатацию автомобильная газозаправочная станция соответствовала требованиям пожарной безопасности, не влечет оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.

Суд отклоняет доводы административного истца о том, что исполнение требований предписания по обеспечению противопожарных расстояний предполагает вырубку лесных насаждений, отнесенных к памятнику природы республиканского значения «Турочакский», сплошная рубка которых запрещена, поскольку в оспариваемом предписании не возлагается обязанность производить именно рубку леса, в том числе сплошную, а указано на необходимость устранения нарушений правил пожарной безопасности, предусматривающих создание необходимых противопожарных расстояний.

Отсутствие конкретных указаний не является препятствием для исполнения предписания. Соответствующие действия, которые необходимо совершить в целях устранения выявленного нарушения, и способ исполнения ответственное лицо вправе определить самостоятельно.

При установленных в судебном заседании и приведенных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ОАО «Горно-Алтайгаз» к Территориальному отделу надзорной деятельности и профилактической работы по Турочакскому и Чойскому районам о признании незаконным и отмене предписания № 06/1, вынесенного государственным инспектором Турочакского и Чойского районов по пожарному надзору ФИО2, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Турочакский районный суд Республики Алтай.

Мотивированное решение изготовлено 06 апреля 2022 г.

Судья К.В. Албанчинова