Дело № 2а-2621/2020
УИД 21RS0025-01-2020-002690-40
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 июля 2020 года город Чебоксары
Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Михайловой А.Л., при секретаре судебного заседания Солдатовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике к Частному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования «Школа безопасности «Бастион» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике (далее также Управление Минюста России по Чувашской Республике) обратилось в суд с административным иском о ликвидации Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Школа безопасности «Бастион» (далее также ЧОУ ДПО «Школа безопасности «Бастион», Учреждение) и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (далее также ЕГРЮЛ).
Требования мотивированы тем, что сведения об Учреждении внесены в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ, ОГРН №
В рамках осуществления контрольных полномочий в отношении некоммерческих организаций административным истцом на основании статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Управлением Минюста России по Чувашской Республике в деятельности Учреждения выявился ряд нарушений законодательства Российской Федерации.
В ходе анализа Устава Организации установлено, что его положения не соответствуют требованиям законодательства, а именно: части 3 статьи 49, пункту 7 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 4 статьи 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В нарушение статьи 14 ФЗ «О некоммерческих организациях» и пункта 18 статьи 29 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Учреждение не ведет образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана; в нарушение пункта 2 статьи 14 ФЗ «О некоммерческих организациях» не ведет организационно-управленческую деятельность.
Кроме того, не представлены документы, подтверждающие местонахождение Учреждения, чем нарушены требования пункта 7 статьи 32 ФЗ «О некоммерческих организациях». Согласно письму представителя учредителя от ДД.ММ.ГГГГ Учреждение по указанному в ЕГРЮЛ адресу не находится.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» просят ликвидировать Учреждение и исключить его из ЕГРЮЛ.
Представитель административного истца Управления Минюста России по Чувашской Республике, надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель административного ответчика ЧОУ ДПО «Школа безопасности «Бастион» в судебное заседание не явился, извещение возвращено в суд по истечении срока хранения.
Представитель заинтересованного лица ИФНС по г. Чебоксары в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие сторон.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
На основании пункта 4.1 статьи 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно Положению о Министерстве юстиции РФ, утвержденному Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции РФ осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2012 г. N 705.
Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции РФ и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).
Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" и "д" пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции РФ государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 ФЗ "О некоммерческих организациях", статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Управление Минюста России по Чувашской Республике является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из ЕГРЮЛ предоставлено законом.
Судом установлено, что сведения о ЧОУ ДПО «Школа безопасности «Бастион» внесены в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ, ОГРН №, расположено по адресу: <адрес>
Организация действует на основании Устава, утвержденного решением единственного учредителя от ДД.ММ.ГГГГ, в новой редакции от ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
В нарушение указанной материальной нормы в пункте 3.1 Устава предусмотрено, что Учреждение является юридическим лицом с момента государственной регистрации.
Согласно пункту 5.1 Устава Учреждение создано в целях организации профессионального образования в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих частную охранную деятельность с использованием оружия и специальных средств; развития кадрового потенциала частных охранников, формирования их положительного образа; обучения граждан в области оборонно-массовой работы и стрелкового спорта; подготовки граждан с целью изучения и получения навыков правил безопасного обращения с оружием.
В нарушение пункта 4 статьи 26 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому в образовательной организации формируются коллегиальные органы управления (общее собрание (конференция) работников образовательной организации), Уставом Учреждения формирование коллегиального органа управления не предусмотрено.
Согласно пункту 7 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.
Пункт 3.7 Устава не соответствует требованиям приведенной выше нормы, предусматривающей субсидиарную ответственность собственника имущества учреждения по обязательствам этого учреждения при недостаточности у ликвидируемого учреждения имущества.
В нарушение пункта 2 статьи 14 ФЗ «О некоммерческих организациях» Учреждением не ведется организационно-управленческая деятельность (не проводится работа учредителя, Педагогического Совета, ревизора).
Сведения об адресе должны содержаться в ЕГРЮЛ, что следует из пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
По адресу, зарегистрированному в ЕГРЮЛ (<адрес>), организация не находится.
Таким образом, организация, изменив место своего нахождения, не представила соответствующие документы для внесения изменений в ЕГРЮЛ, что является нарушением пункта 7 статьи 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которой Организация обязана информировать Управление Минюста об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в течение трех дней с момента таких изменений.
Как следует из письма представителя учредителя ЧОУ ДПО «Школа безопасности «Бастион» от ДД.ММ.ГГГГ года, Учреждение уставную деятельность не ведет, имущества на балансе не имеет, работа органов управления не ведется, ведение уставной деятельности в дальнейшем не планируется, лицензии на ведение образовательной деятельности не имеется, организация по указанному в ЕГРЮЛ адресу не находится, денежных средств на аренду нового помещения не имеется, штатные работники отсутствуют.
Таким образом, доводы административного истца о нарушении административным ответчиком обязанностей, возложенных на организацию, нашли подтверждение при рассмотрении дела и административным ответчиком не опровергнуты. Допущенные нарушения неустранимы, могут служить основанием для прекращения его деятельности, поскольку носят неоднократный, систематический характер на протяжении длительного периода времени, нарушения организация фактически прекратила свою деятельность, работа органов управления не проводится и члены организации не заинтересованы в дальнейшей её деятельности. Следовательно, имеются основания для удовлетворения заявленных требований о признании прекратившей деятельности в качестве юридического лица.
Согласно статье 26 ФЗ «Об общественных объединениях» ликвидация общественного объединения считается завершенной, а общественное объединение- прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации общественного объединения в связи с его ликвидацией, представляются в орган, принявший решение о государственной регистрации данного общественного объединения при его создании.
Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации общественного объединения в связи с его ликвидацией направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
На основании указанного решения, принятого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, и представленных ими необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, принявший указанное решение.
Процедура ликвидации юридического лица по решению суда не может считаться завершенной без исключения записи о данном юридическом лице из ЕГРЮЛ. Основанием для исключения сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ является решение суда об исключении таких сведений.
В пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, являющихся юридическими лицами» разъяснено о том, что в целях обеспечения исполнения решения о ликвидации в резолютивной части решения суд может возложить обязанность по осуществлению ликвидации объединения граждан на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию учредительным документом, установив срок проведения и завершения процедуры ликвидации (п. 5 ст. 61, п. 2 ст. 62 ГК РФ, п. 2 ч. 6 ст. 180 КАС РФ).
Таким образом, сведения о юридическом лице - ЧОУ ДПО «Школа безопасности «Бастион» подлежат исключению из Единого государственного реестра юридических лиц.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 218-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике к Частному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования «Школа безопасности «Бастион» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить:
ликвидировать Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Школа безопасности «Бастион» и исключить сведения о нем из Единого государственного реестра юридических лиц (ОГРН №).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий судья А.Л. Михайлова