ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2621/20 от 21.08.2020 Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело № 2а-2621/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Смоленск 21 августа 2020 года

Ленинский районный суд г. Смоленска

в составе

председательствующего (судьи): Космачевой О.В.

при секретаре: Аксенцовой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Департамента Смоленской области по социальному развитию к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

установил:

Департамент Смоленской области по социальному развитию (далее - Департамент) обратился в суд с иском (в редакции уточненных требований) к МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области, УФССП России по Смоленской области, судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области Антоновой А.А. об освобождении от исполнительского сбора в сумме 50 000 руб., наложенного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ за неисполнение в установленный срок требований исполнительного документа о возложении обязанности на Департамент Смоленской области по социальному развитию возобновить Ковалевой Т.А. выплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с ДД.ММ.ГГГГ в размере, установленном федеральным законодательством в рамках реализации Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом ежегодной индексацией в соответствии с действующим законодательством; произвести ей перерасчет и выплату суммы задолженности ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование требований указал на принятие исчерпывающих мер для исполнения решения суда и отсутствие вины в связи с исполнением требований исполнительного документа.

Представитель административного истца Департамента Козлов А.О. в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом и уточненном заявлениях.

В судебное заседание ответчики, заинтересованное лицо не явились, явку представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав представителя административного истица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.1, 2 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Сумма исполнительского сбора, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера - возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Данная позиция обозначена Конституционным Судом РФ в Постановлении N 13-П от 30 июля 2001 года.

Из приведенных норм следует, что исполнительский сбор относится к мерам принуждения, является по отношению к должнику санкцией штрафного характера и может применяться при наличии виновного противоправного бездействия со стороны должника в неисполнении решения суда.

По делу установлено, что решением Ленинского районного суда г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ возложена обязанность на Департамент Смоленской области по социальному развитию возобновить Ковалевой Т.А. выплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с ДД.ММ.ГГГГ в размере, установленном федеральным законодательством в рамках реализации Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом ежегодной индексацией в соответствии с действующим законодательством; произвести ей перерасчет и выплату суммы задолженности ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; взыскано с Департамента Смоленской области по социальному развитию в пользу Ковалевой Т.А. 5 000 руб. в возмещение расходов на оплату услуг представителя.

На основании выданного судом исполнительного листа ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области возбуждено исполнительное производство -ИП. Постановлением (п.2) должнику установлен 5-ти дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе; должник предупрежден о последствиях неисполнения исполнительного документа установленный для добровольного исполнения срок. Указанное постановление поступило в Департамент… ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).

В связи с неисполнением истцом в установленный срок требований исполнительного документа и не предоставлением доказательств уважительности причины неисполнения постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП от ДД.ММ.ГГГГ с должника взыскан исполнительский сбор в сумме 50000 руб.

Порядок и условия предоставления ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, в т.ч. сроки и порядок их индексации устанавливается Постановлением Правительства РФ,

Согласно п. 3 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура субвенций на осуществление переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2014 года № 1475, перечисление субвенций осуществляется в установленном порядке на счета, открытые территориальными органами Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации для учета операций со средствами бюджетов субъектов Российской Федерации. Перечисление субвенций в бюджет г. Байконура осуществляется в установленном порядке на счет, открытый финансовому органу администрации г. Байконура.

Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и г. Байконура (далее - уполномоченные органы) ежемесячно направляют в Федеральную службу по труду и занятости заявку на доведение предельных объемов финансирования по представлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации, до 15-го числа месяца, предшествующего месяцу их перечисления, по форме, утвержденной Федеральной службой по труду и занятости.

Из представленных материалов усматривается, что еще до возбуждения указанного исполнительного производства решением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ Ковалевой Т.А. назначена выплата с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров бессрочно. Этим же решением административным истцом произведен перерасчет указанной выше компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, сумма компенсации за этот период определена равной 30 623 руб. 52 коп..

ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с установленным Постановлением Правительства РФ Порядком Департаментом в уполномоченный федеральный орган направлена заявка на доведение предельных объемов финансирования по представлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации.

Указанная информация с приложением соответствующих документов письмом от ДД.ММ.ГГГГ была направлена Департаментом судебному приставу-исполнителю (л.д. 11-15).

Денежные средства перечислены должником взыскателю на основании платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 45).

Административный истец, как получатель бюджетных средств, осуществляет перечисление сумм названной компенсации на банковские счета физических лиц после поступления из федерального бюджета в бюджет Смоленской области соответствующей субвенции.

Своевременное исполнение Департаментом Смоленской области по социальному развитию возложенной на него указанным судебным актом обязанности выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за указанный выше период было невозможным ввиду отсутствия выделенных из федерального бюджета на эти цели в качестве субвенции денежных средств, а предоставленный судебным приставом-исполнителем административному истцу 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа не позволил Департаменту, не уклонявшему от исполнения постановленного судебного акта, положительно разрешить вопрос о выделении бюджетных ассигнований.

На момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора обстоятельства, препятствующие своевременному исполнению должником требований исполнительного документа, не отпали.

При таком положении, с учетом того, что исполнение соответствующих государственных полномочий осуществляется Департаментом Смоленской области по социальному развитию в объеме выделяемых из федерального бюджета денежных средств и не зависит исключительно от должника, которым предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение судебного решения, вина административного истца в неисполнении в установленный срок требований исполнительного документа отсутствует, что дает основания для освобождения последнего от взыскания исполнительского сбора.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Департамента Смоленской области по социальному развитию удовлетворить.

Освободить Департамент Смоленской области по социальному развитию от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 руб., наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий О.В. Космачева

Мотивированное решение изготовлено 04.09.2020.

Ленинский районный суд г. Смоленска

УИД 67RS0002-01-2020-001957-77

Подлинный документ подшит в материалы дела № 2а-2621/2020