ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2622/1827АВГУ от 27.08.2018 Смольнинского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2а-2622/18 27 августа 2018 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Смольнинский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Чистяковой Т.С.,

при секретаре Владимировой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконным отказа в приеме заявления о предоставлении временного убежища,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным иском к административному ответчику Главному управлению Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконным отказа в приеме заявления о предоставлении временного убежища. В обоснование административного искового заявления указывает, что 05 апреля 2018 года обратилась в Управление по вопросам миграции Главного Управления министерства Внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по адресу: Санкт-Петербург, проспект Римского-Корсакова, дом 39, с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. Однако, в приеме заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации было отказано, в связи с тем, что просрочена миграционная карта. Административный истец считает отказ в приеме заявления о предоставлении временного убежища незаконным и необоснованным. Просит признать незаконным отказ от 05.04.2018 года в приеме заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации и обязании принять заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

Административный истец и его представитель по ордеру ФИО2 в судебное заседание явились, административные исковые требования с учетом уточнений поддержали.

Представитель административного ответчика ГУ МВД России по СПб и ЛО по доверенности ФИО3 в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения административного иска.

Допрошенная в судебном заседании от 09 июля 2018 года (л.д. 70-73) ФИО4 суду показала, что является внучкой административного истца. Суду сообщила, что ФИО1 проживает на территории Санкт-Петербурга 5 лет. В апреле месяце вместе с бабушкой приходили в миграционный орган, приносили паспорт и анкету, однако анкету не приняли и вернули административному истцу, объяснив это тем, что анкета выдается миграционным органом. О том, что такое процедура консультации и как она проводится, не знает. Выезжала ли ФИО1 с 2015 года за пределы РФ не знает, так как проживает с административным истцом совместно с апреля 2018 года.

Допрошенная в судебном заседании ФИО5 суду показала, что является инспектором отдела по работе с соотечественниками и беженцами и вынужденными переселенцами. Административный истец действительно обращалась в окно №4 к инспектору отдела по работе с соотечественниками и беженцами и вынужденными переселенцами, ей было сказано, что у нее нет постановки на миграционный учет. Административному истцу была оказана консультация, в связи, с чем ей было разъяснено, что она должна обращаться по месту пребывания, предоставить заявление о предоставлении временного убежища, а также были перечислены необходимые документы.

Суд, выслушав мнение административного истца и его представителя, представителя административного ответчика, заслушав свидетеля, приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований, по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В суд с настоящим административным исковым заявлением, согласно штампу на конверте, административный истец обратилась 10.04.2018 года, то есть с соблюдением срока, установленного ст.219 КАС РФ.

Основания и порядок предоставления временного убежища регулируется Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 07.11.2017 №838 (далее «Административный регламент»), Федеральным законом от 19.02.1993 №4528-1 «О беженцах», Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 №274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации».

Статьей 20 Административного регламента установлено, что государственная услуга предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации. При этом, непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется: подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном уровне - в части приема и рассмотрения ходатайств о признании беженцем и заявлений о предоставлении временного убежища, поданных заявителями, пребывающими на территории Российской Федерации на законном основании.

В соответствии с п. 28 Административного регламента, лицом, заявившим о желании быть получить временное убежище на территории Российской Федерации и достигшим возраста восемнадцати лет, лично либо через законного представителя подается заявление о предоставлении временного убежища в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России по месту пребывания.

Заявляя административные исковые требования, административный истец полагает, что обратилась в адрес Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации с заявлением о предоставлении временного убежища на территории РФ, однако, получила отказ в приеме заявления.

Материалами дела установлено, что 05 апреля 2018 года, гражданка Республики Украина, ФИО1 обратилась в Управление по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросу предоставления временного убежища на территории Российской Федерации.

Как следует из записей журнала приема иностранных граждан и лиц без гражданства по вопросу определения правового статуса на территории Российской Федерации (л.д. 64), а также из показаний свидетеля ФИО5 заявитель 05.04.2018 года обратилась в окно №4 в часы приема, специалист которого осуществляет только консультации по вопросам определения правового статуса граждан Украины на территории Российской Федерации, прием заявлений на внесении изменений в личные дела, постановки на учет (снятия с учета) в связи с прибытием и убытием в другие регионы.

В соответствии с пунктами 58-58.4 предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: прием ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища); формирование и направление межведомственных запросов, предварительное рассмотрение ходатайства о признании беженцем, принятие решения по его результатам и выдача свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо вручение уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу, рассмотрение ходатайства о признании беженцем по существу (заявления о предоставлении временного убежища), принятие решения по его результатам и выдача удостоверения беженца (свидетельства о предоставлении временного убежища) либо вручение уведомления об отказе в признании беженцем (предоставлении временного убежища).

Также Административным регламентом определен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления.

С ходатайством о признании беженцем или заявлением о предоставлении временного убежища представляются: иностранным гражданином - паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина; лицом без гражданства - документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; две личные фотографии, идентичные и соответствующие возрасту заявителя на момент подачи ходатайства (заявления), в черно-белом или цветном исполнении, размером 35 x 45 мм, с четким изображением лица строго в анфас без головного убора на матовой бумаге.

Порядок административной процедуры о приеме ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища) определен в пункте 59-73.2 Административного регламента, согласно которому основанием для начала административной процедуры является:

1. поступление в территориальный орган МВД России на региональном уровне ходатайства о признании беженцем из пограничного органа.

2. обращение заявителя лично или через законного представителя в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России по месту пребывания с ходатайством о признании беженцем (заявлением о предоставлении временного убежища).

Результатом административной процедуры является: При приеме заявления о предоставлении временного убежища - выдача подразделением по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне справки о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища на срок, не превышающий трех месяцев.

В соответствии с пунктом 30 Административного регламента при подаче ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища) заполняются анкета лица, ходатайствующего о признании беженцем на территории Российской Федерации (подавшего заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации), и опросный лист лица, ходатайствующего о признании беженцем на территории Российской Федерации (подавшего заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

Вместе с тем, как следует из миграционной карты серии 1416 № 0670619, отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства о постановке на учет в место пребывания, указан срок пребывания ФИО1 до ноября 2017 года, при этом сведений о пересечении Государственной границы Российской Федерации заявителем, а также сведения о постановке ее на государственный учет в ППО «Территория» и СПО «Мигрант-1» АС ЦБДУИГ не значатся.

Таким образом, ФИО1 в данном случае не может являться заявителем для оказания государственной услуги по предоставлению временного убежища, поскольку Административным регламентом четко установлены требования, в соответствии с которым государственная услуга предоставляется подразделением по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном уровне – в части приема и рассмотрения ходатайств о признании беженцем и заявлений о предоставлении временного убежища, поданных заявителем, пребывающими на территории Российской Федерации на законном основании.

Таким образом, заявления и документы иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации с нарушением порядка пребывания (проживания), к рассмотрению и к выполнению административных процедур, включенных в предоставление государственной услуги не допускаются.

В соответствии с частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, нарушения прав и свобод, возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Доказательств невозможности обращения в адрес соответствующего структурного подразделения с надлежащим заявлением о предоставлении временного убежища в Российской Федерации и необходимым перечнем документов, предусмотренным Административным регламентом административным истцом не представлено, а также иных заявлений об осуществлении записи на последующий прием от ФИО1 не поступало.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Принимая во внимание изложенное, а также то, что, права и свободы административного истца не нарушены, суд приходит к выводу, что оснований для признания отказа в приеме заявления о предоставлении временного убежища незаконным не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконным отказа в приеме заявления о предоставлении временного убежища, отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в Смольнинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.С. Чистякова