РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 августа 2020 года город Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Сучилиной А.А., при секретаре судебного заседания Фуфачевой Л.С. ,
с участием административного истца ФИО1 ,
представителя административного ответчика МУ МВД России «Иркутское» ФИО2 , действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представившей диплом о высшем юридическом образовании Восточно-Сибирского института МВД России серии № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2623/2020 по административному исковому заявлению ФИО1 к Отделению № ОВМ МУ МВД России «Иркутское», МУ МВД России «Иркутское» о возложении обязанности произвести замену паспорта гражданина Российской Федерации, возложении обязанности зарегистрировать истца по адресу учреждения соцобслуживания лиц без определенного места жительства,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к Отделению № ОВМ МУ МВД России «Иркутское», МУ МВД России «Иркутское», в котором просит возложить на ОВМ МУ МВД России «Иркутское» обязанность произвести замену паспорта гражданина Российской Федерации серии №№, выданного Кировским РОВД <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения 382-001, в связи с достижением ФИО1 возраста 45 лет; возложить на ОВМ МУ МВД России «Иркутское» обязанность зарегистрировать ФИО1 по адресу учреждения соцобслуживания лиц без определенного места жительства.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что в 2019 году истек срок действия его паспорта гражданина Российской Федерации №№, выданного Кировским РОВД <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения №, в связи с достижением им возраста 45 лет. Указанный паспорт подлежит замене. Для замены паспорта гражданин представляет заявление по форме, установленной МВД РФ, паспорт, подлежащий замене, две личные фотографии размером 35*45 мм. Предоставление иных документов, сведений для замены паспорта гражданина Российской Федерации не требуется. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Отделение № ОВМ МУ МВД России «Иркутское» для замены паспорта. В замене паспорта ему было отказано по причине отсутствия адреса для осуществления регистрации по месту проживания или пребывания. С 2015 года он не имеет адреса постоянной регистрации, поскольку в 2015 году снялся с регистрационного учета по адресу: <адрес>, в связи с тем, что продал принадлежащую ему на праве собственности долю в указанном жилом помещении. В том же году он приобрел жилое помещение в строящемся жилом комплексе, расположенном по адресу: <адрес>, пгт Кореиз, ул. <адрес>, западнее <адрес>, домовладение «Старый Крым – 1, <адрес>». Согласно договору с застройщиком срок сдачи квартиры был установлен на второй квартал 2017 года. С указанного времени он проживал в <адрес> у родственников и друзей без регистрации, так как никто не соглашался зарегистрировать его в своем жилом помещении. Однако жилой комплекс не был достроен к указанному сроку. ДД.ММ.ГГГГ СО УМВД России по <адрес> признал его потерпевшим по уголовному делу №, в связи с причинением ему имущественного вреда. До настоящего времени он не имеет жилого помещения, принадлежащего на праве собственности или пользования, является лицом без определенного места жительства, встать на регистрационный учет по месту постоянного проживания либо пребывания возможности не имеет. ДД.ММ.ГГГГ он обратился на прием к начальнику Отделения № ОВМ МУ МВД России «Иркутское» и подал заявление с просьбой разобраться в сложившейся ситуации, принять меры по обеспечению его адресом регистрации. Позже выяснилось, что его заявление отделением было уничтожено по причине завершения 2019 года. Начальник порекомендовал ему вторично подать заявление о предоставлении адреса для регистрации и осуществлении замены паспорта гражданина Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ он снова подал заявление в Отделение № ОВМ МУ МВД России «Иркутское». До настоящего времени ответа на свое заявление из отделения не получал. Его проблема не решена, адрес регистрации по месту пребывания ему не предоставлен, он проживает без регистрации, в замене паспорта ему отказано, в связи с чем, он не имеет действительного паспорта гражданина Российской Федерации.
В судебном заседании административный истец ФИО1 на удовлетворении заявленных требований настаивал по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика МУ МВД России «Иркутское» ФИО2 в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признала по доводам и правовым основаниям, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель административного ответчика Отделения № ОВМ МУ МВД России «Иркутское» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства по делу ответчик извещен надлежащим образом.
Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) неявка в судебное заседание участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
В соответствии с частью 2 статьи 150 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
Руководствуясь вышеуказанными нормами закона, суд рассмотрел административное дело в отсутствие не явившегося административного ответчика.
Выслушав пояснения административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.
Как следует из части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 № 828 (ред. от 20.11.2018) «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» выдача и замена паспортов производятся территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Согласно пункту 13 названного постановления для замены паспорта гражданин представляет: заявление по форме, установленной Министерством внутренних дел Российской Федерации; паспорт, подлежащий замене; две личные фотографии размером 35 x 45 мм; документы, подтверждающие указанные в пункте 12 настоящего Положения основания для замены паспорта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2014 № 809 (ред. от 05.03.2015) «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713» утверждены изменения, которые вносятся в Правила регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства.
Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
Ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан являются лица, предусмотренные перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», а именно:
- должностные лица органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, органов местного самоуправления в области жилищных отношений, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда;
- собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации;
- уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами;
- уполномоченные должностные лица многофункциональных центров оказания государственных (муниципальных) услуг.
Таким образом, граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, обязаны обратиться к лицам, ответственным за прием и подачу в органы регистрационного учета документов с соответствующим заявлением и документов, удостоверяющих личность.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в Отделение № отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Иркутское» с заявлением о замене паспорта гражданина Российской Федерации по достижении им 45-летнего возраста.
Сотрудником отдела по вопросам миграции был выявлен факт нарушения ФИО1 установленного 30-ти дневного срока обращения в ОВМ по вопросу замены паспорта после достижения вышеуказанного возраста, который длительное время проживал и до настоящего времени проживает по недействительному документу, а также факт отсутствия регистрации ФИО1 по месту жительства/пребывания.
Сотрудником отдела по вопросам миграции ФИО1 была разъяснена ответственность за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.15 КоАП РФ, рекомендовано пройти административную комиссию. Однако на заседание комиссии ФИО1 не явился.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 повторно обратился в ОВМ МУ МВД России «Иркутское» с заявлением, в котором просил обеспечить ему регистрацию по месту пребывания, чтобы он смог обменять паспорт и получить штамп о регистрации в паспорте, а также не назначать ему штраф за просрочку регистрации и обмена паспорта.
ДД.ММ.ГГГГ Отделением № отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Иркутское» в адрес ФИО1 направлен ответ (№) на вышеуказанное заявление, в котором указано, что с ДД.ММ.ГГГГФИО1 проживает без регистрации по месту жительства, по месту пребывания, за что в соответствии с частью 1 статьи 19.15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. С ДД.ММ.ГГГГФИО1 проживает по недействительному паспорту, за что частью 1 статьи 19.15 КоАП РФ также предусмотрена административная ответственность.
Более ФИО1 в отдел по вопросам миграции с заявлением о выдаче (замене) недействительного документа, удостоверяющего личность, в нарушение требований действующего законодательства Российской Федерации не обращался, к административной ответственности не привлекался.
Согласно пункту 24 постановления Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 № 688 «О внесении изменения в пункт 24 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» регистрация по месту пребывания лиц без определенного места жительства осуществляется территориальными органами Федеральной миграционной службы в порядке, установленном настоящими Правилами, по адресам учреждений социального обслуживания лиц без определенного места жительства на основании заявления установленной формы о регистрации по месту пребывания и документов, удостоверяющих личность, с выдачей свидетельства о регистрации по месту пребывания. В случае отсутствия документов, удостоверяющих личность, до их оформления регистрация по месту пребывания указанных лиц осуществляется на основании заявления установленной формы о регистрации по месту пребывания.
Регистрация по месту пребывания лиц без определенного места жительства осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению лица с администрацией учреждения социального обслуживания лиц без определенного места жительства.
Каких-либо доказательств того, что отдел по вопросам миграции препятствовал либо отказал ФИО1 в оформлении (замене) паспорта гражданина Российской Федерации по месту его обращения, суду не представлено.
Кроме того, не представлено административным истцом и доказательств того, что он обращался в администрации соответствующих учреждений социального обслуживания лиц без определенного места жительства с заявлением о регистрации по месту пребывания по адресу нахождения такого учреждения.
Из представленных суду доказательств следует, что каких-либо нарушений действующего законодательства должностными лицами ОВМ МУ МВД России «Иркутское» не допущено.
Довод административного истца о том, что отдел по вопросам миграции обязан принять меры к регистрации ФИО1 по адресам учреждений социального обслуживания лиц без определенного места жительства, к числу которых административный истец себя относит, суд находит несостоятельным, основанным на неверном толковании вышеприведенных норм закона.
Из содержания статьи 227 КАС РФ следует, что для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу требований части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, срок обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся с иском в суд.
Доказательств нарушения его прав, свобод и законных интересов административным истцом суду не представлено.
Кроме того, суд учитывает, что административный истец не лишен права обратиться в соответствующий отдел по вопросам миграции с заявлением о замене паспорта по достижению возраста 45 лет, пройдя установленную законом процедуру на административной комиссии.
Принимая во внимание, что факт нарушения прав и законных интересов административного истца, а также препятствий к их осуществлению административным истцом не доказан, тогда как в силу положений статьи 3 КАС РФ целью административного судопроизводства является защита лишь нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, суд, не установив наличие факта нарушения прав и законных интересов административного истца, не находит правовых оснований для удовлетворения иска ФИО1
Кроме того, в силу положений статьи 10 Конституции Российской Федерации органы судебной власти и органы исполнительной власти являются самостоятельными ветвями власти.
В данном случае решение вопросов о замене паспорта гражданина Российской Федерации, о регистрации граждан по месту жительства либо пребывания относится к исключительной компетенции органов исполнительной власти в сфере миграции, а потому административные исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат в полном объеме.
Разрешая вопрос о соблюдении административным истцом сроков обращения в суд с настоящими требованиями, суд приходит к следующему выводу.
В силу требований части 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Из материалов административного дела следует, что ФИО1 с заявлением о замене паспорта обратился в уполномоченный орган ДД.ММ.ГГГГ, ответ на которое от ДД.ММ.ГГГГ не получал. Поскольку в суд с настоящим административным исковым заявлением истец обратился ДД.ММ.ГГГГ посредством почтового отправления, о чем свидетельствует штемпель на конверте, срок обращения в суд, предусмотренный статьей 219 КАС РФ, им не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования ФИО1 к Отделению № ОВМ МУ МВД России «Иркутское», МУ МВД России «Иркутское» о возложении на ОВМ МУ МВД России «Иркутское» обязанности произвести замену паспорта гражданина Российской Федерации серии №№, выданного Кировским РОВД г. Иркутска ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения №, в связи с достижением ФИО1 возраста 45 лет, возложении обязанности зарегистрировать ФИО1 по адресу учреждения соцобслуживания лиц без определенного места жительства – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Сучилина
Решение в окончательной форме принято 04.09.2020.