ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2623/2021 от 23.07.2021 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело №2а-2623/2021

УИД 60RS0001-01-2021-006540-55

КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июля 2021 года город Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

судьи Лукьяновой Л.В.,

при секретаре Пискуновой С.А.,

с участием

представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к Федеральной таможенной службе Северо-Западного таможенного управления Псковской таможни о признании незаконным уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в суд с административным иском к Федеральной таможенной службе Северо-Западного таможенного управления Псковской таможни о признании незаконным уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от ДД.ММ.ГГГГ, обязании возвратить денежные средства уплаченные по уведомлению о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГС. В.Ф. прибыл на территорию Российской Федерации на гражданском воздушно судне «Cessna 525» серийный , г.р.з .

ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со статьей 256 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в Псковскую таможню подана пассажирская таможенная декларация .

По истечении одного года с даты таможенного оформления воздушного судна, ДД.ММ.ГГГГ Псковская таможня направила в адрес С. В.Ф. уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от ДД.ММ.ГГГГ, которым на С. В.Ф. возложена обязанность по уплате таможенных пошлин в размере 20 499 794,63 руб.

Сумма таможенных пошлин уплачена в полном размере.

Административный истец указывает, что положения п. 16 ст. 266 ТК ЕАЭС и п.п. 20 ст. 150 НК ПФ предусматривают освобождение от НДС при ввозе на территорию Российской Федерации гражданских воздушных судов при условии предоставления в таможенный орган свидетельства о государственной регистрации гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, что при декларировании С. В.Ф. соблюдено.

Считая свои права нарушенными, С. В.Ф. обратился в суд с указанным административным иском.

Административный истец С. В.Ф. в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, воспользовался правом на ведение дела через представителя.

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании требования, изложенные в административном иске поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика Федеральной таможенной службы Северо-Западного таможенного управления Псковской таможни ФИО2 в судебном заседании административный иск не признала. Представила в суд письменный отзыв, в котором указала, что освобождение, предусмотренное ст. 150 НК РФ при исчислении совокупного таможенного платежа в отношении ввозимых товаров для личного пользования не применяется, так как на территории Союза подлежит непосредственному применению Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», которым определен перечень товаров ввозимых с освобождением. По результатам проверки установлено, что таможенные пошлины, налоги в виде совокупного таможенного платежа по ТПО / начислены не в полном объеме и подлежит доначислению НДС в размере 19 580 075 рублей, что послужило основанием для направления в адрес С. В.Ф. уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует и установлено судом, что ДД.ММ.ГГГГС. В.Ф. прибыл на территорию Российской Федерации в город Псков из Эстонии на гражданском воздушном судне ««Cessna 525» серийный , г.р.з .

ДД.ММ.ГГГГС. В.Ф. в Псковскую таможню подана пассажирская таможенная декларация , также представлено свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна от ДД.ММ.ГГГГ в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации.

В ходе таможенного контроля нарушений не выявлено, воздушное судно выпущено в свободное обращение, по ПТД от ДД.ММ.ГГГГ таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, составили ноль рублей.

ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка документов и сведений выпуска товаров и (или) транспортных средств в ходе которой таможенный орган пришел к выводу о том, что предоставление льготы по уплате НДС при расчете суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа по ТПО , является неправомерным.

В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ Псковская таможня в адрес С. В.Ф. направила уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому начислены таможенные платежи по коду 6020 в размере <данные изъяты> рублей, срок исполнения обязанности по уплате ДД.ММ.ГГГГ, по коду 6021 в размере <данные изъяты> рубля, а всего на сумму <данные изъяты> руб.

Не соглашаясь с указанным выше уведомлением по уплате платежей, С. В.Ф. обратился в суд с административным иском.

Приходя к выводу об удовлетворении административного иска, суд исходит из следующего.

Порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Евразийского экономического союза регулируется главой 37 ТК ЕАЭС, Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования».

Так, в соответствии Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» (Таблица 1 «Транспортные средства для личного пользования и кузова транспортных средств для личного пользования, ввозимые на таможенную территорию Союза любым способом») установлены таможенные пошлины, налоги, подлежащие уплате в виде совокупного таможенного платежа.

Согласно положениям пункта 16 статьи 266 ТК ЕАЭС сумма подлежащих уплате и (или) взысканию таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа, определяется путем сложения исчисленной суммы таможенных пошлин и исчисленных сумм налогов. Исчисление суммы таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа, производится следующими способами:

1) исчисление суммы таможенных пошлин производится путем применения базы для исчисления таможенных пошлин и соответствующего вида ставки таможенных пошлин;

2) исчисление сумм налогов производится в соответствии с законодательством государства-члена, таможенному органу которого подана пассажирская таможенная декларация.

По смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации, рассматриваемой во взаимосвязи с положениями ее статей 1 (часть 1), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), федеральный законодатель при осуществлении налогового регулирования и установлении общих принципов налогообложения и сборов связан требованиями обеспечения конституционных принципов равенства, справедливости и соразмерности в сфере налоговых отношений и вместе с тем располагает достаточной свободой усмотрения при установлении конкретных налогов: он самостоятельно определяет параметры основных элементов налога, в том числе состав налогоплательщиков и объектов налогообложения, стоимостные и (или) количественные показатели, необходимые для определения налоговой базы, порядок исчисления налога, а также основания и порядок освобождения от налогообложения.

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрен перечень операций, освобожденных от налогообложения (статьи 149 и 150), когда товар (работа, услуга) реализуется конечным потребителям без выставления им суммы налога на добавленную стоимость. Указанное регулирование следует рассматривать как способ предоставления участникам экономических отношений льгот при уплате налога на добавленную стоимость, направленных в том числе на создание благоприятных условий для развития той или иной сферы экономической деятельности.

Федеральным законом от 29.09.2019 N 324-ФЗ "О внесении изменений в статью 24.2 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" внесены изменения, в том числе дополнен пункт 20 статьи 150 НК РФ.

Так, в соответствии с пунктом 20 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации гражданских воздушных судов при условии представления в таможенный орган копии свидетельства о государственной регистрации гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации (далее - реестр).

В случае непредставления свидетельства, ввоз гражданских воздушных судов освобождается от налогообложения при представлении в таможенный орган обязательства налогоплательщика по форме, утвержденной приказом ФТС России от 19.11.2019 г. N 1772 "Об утверждении формы обязательства налогоплательщика налога на добавленную стоимость о представлении копии свидетельства о государственной регистрации гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации", представить в течение 90 календарных дней с даты регистрации таможенной декларации в таможенный орган такое свидетельство.

При нарушении указанных условий, в случаях, установленных абзацами 3, 4 статьи 150 Кодекса, сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная при таможенном декларировании гражданского воздушного судна, подлежит уплате.

Как следует из буквального содержания пункта 20 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации, законодатель связывает право налогоплательщика на освобождение от налогообложения с представлением в таможенный орган копии свидетельства о государственной регистрации гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, иных условий не установлено.

Изложенное согласуется с разъяснениями, содержащимися в Письме Министерства Финансов РФ от 08 мая 2020 года № 03-07-14/37336.

Суд не может согласиться с утверждением административного ответчика относительно того, что в рассматриваемом случае определение совокупного таможенного платежа в отношении товаров для личного пользования осуществляется в соответствии с ТК ЕАЭС и Решением Совета ЕЭК, которым воздушные суда, ввозимые для личного пользования, не включены в объекты освобождаемые от уплаты таможенных платежей.

Суд полагает, что при применении решения Совета Евразийского экономического союза, необходимо руководствоваться, в том числе положениями статей 34 (часть 1), 35 (часть 1), 54 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, а также новым регулированием вопроса льгот при уплате налога на добавленную стоимость, регламентированным п. 20 ст. 150 НК РФ и, как следствие следует исходить из того, что в случае изменения ранее сложившейся в Российской Федерации практики исчисления налогов, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов на основании решения Комиссии не может быть возложена таможенными органами на участников внешнеэкономической деятельности, которые обладают правом на освобождение, иное применение закона приводит к ухудшению положения заявителя.

Поскольку требование положений подпункта 20 статьи 150 НК РФ в части предоставления в таможенный орган свидетельства о регистрации гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации при ввозе товара С. В.Ф. исполнено, то решение таможенного органа нельзя признать соответствующим закону.

Пунктом 1 статьи 67 ТК ЕАЭС предусмотрено, что суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату (зачету) в том числе в случае, если эти таможенные пошлины, налоги являются излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами в соответствии со статьей 66 данного кодекса.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, в случае допущения налогоплательщиком переплаты некоей суммы налога на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания (постановление от 31 октября 2019 г. N 32-П, определения от 8 февраля 2007 г. N 381-О-П и от 25 мая 2017 г. N 959-О).

Из разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 34 постановления от 26 ноября 2019 г. N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", следует, что с учетом установленных Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 35 и часть 1 статьи 46) гарантий защиты права частной собственности при излишнем внесении таможенных платежей в связи с принятием таможенным органом незаконных решений по результатам таможенного контроля, заинтересованное лицо вправе обратиться непосредственно в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату излишне внесенных в бюджет платежей в течение трех лет со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права (об излишнем внесении таможенных платежей в бюджет).

При этом обращение в суд с имущественным требованием о возврате таможенных платежей, поступивших в бюджет излишне, не предполагает необходимости соблюдения административной процедуры возврата. Заявленное требование должно быть рассмотрено судом по существу независимо от того, оспаривалось ли в отдельном судебном порядке решение таможенного органа, послужившее основанием для излишнего внесения таможенных платежей в бюджет.

Поскольку решение таможенного органа признано судом незаконным, в целях полного восстановления прав административного истца на таможенный орган возлагается обязанность по возврату С. В.Ф. из бюджета уплаченных таможенных платежей.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 175-179 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО3  Фёдоровича удовлетворить.

Признать незаконным уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от ДД.ММ.ГГГГ.

Возвратить ФИО4 денежные средства, уплаченные по уведомлению о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд.

Судья: подпись Л.В. Лукьянова

Мотивированное решение изготовлено 29 июля 2021 года.

Решение не вступило в законную силу.

Копия верна:

Судья: Л.В. Лукьянова