ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2623/2022 от 21.06.2022 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Голубовской Н.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Т.А.С,, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Омска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Омска, департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Омска обратился в суд с исковым заявлением в интересах Н.Н.М. к Администрации г. Омска о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер к организации работ по надлежащему формированию и утверждению перечня земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства; о возложении обязанности сформировать и утвердить соответствующие списки земельных участков; о возложении обязанности предоставить земельный участок для ИЖС в собственность Н,Н.М. бесплатно в соответствии с очередностью и в установленном законом порядке. Определением суда от 17.12.2021г. принят отказ Н.Н.М. от исковых требований с прекращением производства по делу в указанной части. Прокурор г. Омска как процессуальный истец поддержал требования в части о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер к организации работ по надлежащему формированию и утверждению перечня земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства; о возложении обязанности сформировать и утвердить соответствующие списки земельных участков.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

После перехода к рассмотрению дела в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Прокурор г. Омска обратился в суд с уточненной редакцией административного иска к Администрации города Омска и Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска в защиту неопределенного круга лиц. В обоснование требований указал, что прокуратурой г. Омска проведена проверка соблюдения земельного законодательства в деятельности Администрации города Омска и полноты принимаемых мер обеспечению земельными участками многодетных семей. В Омской области такой порядок регламентирован Законом Омской области от 30.04.2015 № 1741-03 «О предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков в собственность бесплатно» (далее по тексту - Закон № 1741-03). Согласно установленному порядку гражданину предлагается один земельный участок из перечня земельных участков, утвержденного уполномоченным органом (далее - перечень). Очередность предложения земельных участков гражданам определяется датой утверждения перечня и нумерацией земельных участков в перечне. Количество граждан, которым направляются извещения, определяется на основании количества земельных участков, включенных в перечень. В настоящее время на учет с целью бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства поставлено 5 640 многодетных семей. При этом земельными участками обеспечено лишь 19 % граждан указанной категории. В настоящее время в очереди на получение бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства числится 4 318 многодетных семей. Также проведенной проверкой установлено, что с 2012 года в целях обеспечения отдельных категорий граждан земельными участками сформировано и включено в перечни для бесплатного предоставления 1 472 земельных участка, что составляет лишь 25,3 % от общего количества земельных участков, необходимых для обеспечения граждан, принятых на учет с целью бесплатного предоставления земельных участков в собственность. При этом, в настоящее время из числа включенных в перечни свободно 114 земельных участков для ИЖС. Администрацией города Омска в рамках реализации Закона № 1741-03 отдельным категориям граждан для ИЖС в 2019 году предоставлены 57 земельных участков, в 2020 году - 23 земельных участка, в 2021 году - 36 земельных участков. Таким образом, темпы предоставления земельных участков на территории города Омска не позволяют обеспечить надлежащую реализацию прав многодетных семей на улучшение жилищных условий. При этом, предоставление земельных участков в собственность бесплатно многодетным семьям, как находящимся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающимся в особой заботе со стороны государства и общества, является мерой социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище. Работа Администрации города Омска в данном направлении осуществляется ненадлежащим образом. Так, постановлениями Администрации г. Омска от 15.09.2021 №№ 579-п, 580-п, от 17.09.2021 №№ 592-п, 593-п земельные участки с кадастровыми номерами включены в перечни земельных участков, предоставляемых в собственность граждан бесплатно. При этом ранее, с 2020 года в отношении данных земельных участков Администрацией г. Омска проводились аукционы по их продаже, а также аукционы на право заключения договоров аренды земельных участков, и лишь после признания их несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие в аукционах, земельные участки включены в перечни для предоставления в собственность граждан бесплатно. Предоставление земельных участков для ИЖС посредством проведения торгов по собственной инициативе Администрации города Омска, с учетом количества граждан, имеющих трех и более детей, состоящих на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, и несвоевременное включение земельных участков в соответствующие перечни, свидетельствует о недостаточности принимаемых мер по обеспечению земельными участками отдельных категорий граждан, в том числе многодетных семей. Реализация свободных земельных участков на торгах, не включение их в соответствующие перечни для предоставления в собственность граждан бесплатно, нарушает баланс интересов граждан и государства. 29.11.2019 Администрацией города Омска в Администрацию Омского муниципального района Омской области направлялось обращение о возможности проведения необходимых мероприятий, направленных на изменение границ муниципального образования Омский район Омской области в части включения земельных участков с кадастровыми номерами расположенных вблизи деревни Верхний Карбуш Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области, в границы муниципального образования городской округ город Омск Омской области, ответ на которое Администрацией г. Омска не получен. Повторно обращение направлено спустя почти 2 года лишь после получения соответствующей информации прокуратуры города Омска (от ДД.ММ.ГГГГ), что также подтверждает длительное бездействие Администрации г. Омска и непринятие мер по обеспечению земельными участками многодетных семей. Отсутствие в перечне достаточного количества земельных участков, которые могут быть предоставлены гражданам в собственность бесплатно, нарушает гарантированные законом права многодетных семей на приобретение земельных участков и как следствие реализацию их жилищных прав. Проверкой установлено, что в настоящее время для вручения извещений о предложении земельных участков для индивидуального жилищного строительства приглашаются граждане, чьи номера очереди согласно книге учета граждан с 520 по 1736. Просит признать незаконным бездействие Администрации города Омска, выразившееся в непринятии мер к организации работ по надлежащему формированию и утверждению перечня земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства; обязать Администрацию города Омска сформировать и утвердить перечень земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, в объеме, обеспечивающем потребности граждан, состоящих на учете в Администрации города Омска (л.д.206-210 т.3).

В ходе рассмотрения дела процессуальный истец уточнил просительную часть иска, просил признать незаконным бездействие Администрации и департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, выразившееся в непринятии мер к организации работ по надлежащему формированию и утверждению перечня земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства; обязать департамент имущественных отношений Администрации г. Омска, Администрацию города Омска сформировать и утвердить перечень земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, в объеме, обеспечивающем потребности граждан, состоящих на учете в Администрации города Омска (л.д.34-38 т.4).

В судебном заседании представитель процессуального истца - старший помощник прокурора г. Омска Б.М.Г. заявленные прокурором требования с учетом последней редакции административного иска поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика Администрации по доверенности К.Н.Д., действующий на основании доверенности, требования прокурора не признал в полном объеме, указав, что Администрация города Омска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Омска, в котором каждое структурное подразделение осуществляет функции, определенные в соответствующем правовом акте, при этом вопросы предоставления многодетным семьям земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства отнесены к компетенции департамента имущественных отношений Администрации города Омска. Администрацией г.Омска неправомерного бездействия не допущено. Одновременно, полагал, что исковые требования прокурора также необоснованны, поскольку неправомерного поведения в виде бездействия департаментом имущественных отношений Администрации г.Омска не допущено.

Представители административного ответчика Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска по доверенности К.А.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве на иск. Полагала, что неправомерного бездействия департаментом имущественных отношений Администрации г.Омска не допущено, поскольку департаментом реализуются полномочия в части учета и формирования земельных участков для предоставления многодетным семьям, имеются объективные препятствия в обеспечении земельными участками всех, состоящих в списке многодетных семей.

Представитель заинтересованного лица Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска по доверенности Р.Е.Е., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования прокурора не признала, поддержав доводы возражений административных ответчиков.

Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Омской области Б,Ю.П., действующая на основании доверенности, оставила разрешение административного дела на усмотрение суда.

Заинтересованное лицо Департамент жилищной политики Администрации г. Омска своего представителя для участия в судебном заседании не направило, данный участник процесса извещен надлежаще.

Н.Н.М,, ранее являвшаяся материальным истцом, была извещена надлежаще, в судебное заседание не явилась.

Системно протолковав положения ч.3 ст.62, ч.8 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - по тексту КАС РФ), суд исходит из того, что не связан основаниями и доводами заявленных административным истцом требований, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, в полном объеме.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения участников административного судопроизводства, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Из содержания ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ следует право гражданина обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

С учетом правового содержания частей 9 и 10 статьи 226 КАС РФ юридическое значение по данной категории дел имеют следующие обстоятельства: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, для признания действий (бездействия), решений незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании действия (бездействия), решения незаконными.

В соответствии с частью 1 статьи 7, частью 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Правовое регулирование общественных отношений по реализации статей 7 и 38 Конституции Российской Федерации, а именно выбор конкретных мер защиты семьи, определение условий и порядка их предоставления, является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (подпункт 7 пункта 1 статьи 1, пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 1 ст. 2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать данному Кодексу.

Статья 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации содержит перечень случаев предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа, одним из которых является предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 6).

Согласно пункту 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, федеральным законодательством субъекту Российской Федерации предоставлены полномочия по установлению случаев и порядка предоставления земельных участков бесплатно в собственность граждан, имеющих трех и более детей.

Согласно пп. 1 пункта 1 статьи 3 Закона Омской области от 30.04.2015 № 1741-ОЗ «О предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков в собственность бесплатно», в соответствии с названным Законом предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства, ведения личного подсобного хозяйства гражданам в собственность бесплатно осуществляется в случаях предоставления, в том числе, земельного участка всем членам семьи, зарегистрированной в качестве многодетной семьи в соответствии с областным законодательством, если иное не установлено федеральным законодательством.

Многодетной семьей признается семья, имеющая в своем составе родителей (родителя) и (или) усыновителей (усыновителя), опекунов (опекуна), попечителей (попечителя) и трех и более детей.

В силу пункта 1 статьи 4 Закона Омской области от 30.04.2015 № 1741-ОЗ «О предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков в собственность бесплатно», для постановки на соответствующий учет граждане подают заявление по форме, установленной Правительством Омской области, в орган местного самоуправления по месту жительства. Заявление рассматривается органом местного самоуправления в течение одного месяца со дня его поступления. Результатом рассмотрения заявления органом местного самоуправления является принятие решения о постановке гражданина на учет либо принятие решения об отказе в постановке гражданина на учет. Постановка гражданина на учет осуществляется на основании решения органа местного самоуправления в порядке очередности подачи заявления. Сведения о принятых на учет гражданах включают в книгу учета граждан. Каждой учетной записи присваивается порядковый номер.

Статьей 5 Закона Омской области от 30.04.2015 № 1741-ОЗ «О предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков в собственность бесплатно» установлен порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно.

Земельный участок предоставляется: в границах муниципального района (городского округа) Омской области по месту жительства гражданина (членов многодетной семьи); из числа земельных участков, расположенных в муниципальных районах (городском округе) Омской области, которые граничат с муниципальным районом (городским округом) Омской области по месту жительства гражданина (членов многодетной семьи).

В случаях, предусмотренных подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 3 поименованного выше Закона, земельный участок предоставляется из числа земельных участков, включенных в перечень.

Предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в соответствии с Законом, включаемые в перечни, составляют:

для индивидуального жилищного строительства — от 0,08 га до 0,15 га;

для садоводства и ведения личного подсобного хозяйства — от 0,04 га до 0,15 га.

Уполномоченный орган (т.е. орган государственной власти Омской области (орган местного самоуправления Омской области), осуществляющий полномочия по предоставлению земельных участков) в течение 1 рабочего дня со дня утверждения перечня уведомляет об этом орган местного самоуправления.

Гражданину предлагается один земельный участок из перечня.

Очередность предложения земельных участков гражданам определяется датой утверждения перечня и нумерацией земельных участков в перечне. Нумерация земельных участков в перечне осуществляется исходя из даты их постановки на кадастровый учет. В случае совпадения даты постановки земельных участков на кадастровый учет очередность определяется значением единиц кадастрового деления, начиная с кадастровых районов (от меньшего к большему).

Гражданину, имеющему право на получение земельного участка в соответствии с очередностью постановки на учет, определенной порядковым номером в книге учета граждан, и целью предоставления земельного участка, либо его представителю при наличии свободного земельного участка, включенного в перечень и не предлагавшегося гражданину ранее, в течение 5 рабочих дней органом местного самоуправления направляется извещение об этом по форме, установленной Правительством Омской области.

Таким образом, в рамках полномочий субъекта Российской Федерации по установлению случаев и порядка предоставления земельных участков, предусмотренных статьей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, в пункте 3 статьи 5 Закона N 1741-ОЗ предусмотрено условие по включению земельного участка в перечень, утверждаемый уполномоченным органом.

Установление в названном региональном нормативном правовом акте указанного условия является элементом порядка предоставления земельного участка указанной категории граждан бесплатно.

При этом под порядком предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям бесплатно, исходя из анализа норм Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующих аналогичные земельные правоотношения с иными категориями граждан, следует понимать последовательность действий, совершаемых при наличии установленных законом субъекта Российской Федерации обстоятельств сторонами земельных правоотношений, результатом которых является приобретение земельного участка многодетной семьей бесплатно, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, в том числе для индивидуального жилищного строительства.

Процедура формирования перечней земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, при установлении случаев и порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендована субъектам Российской Федерации приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09 сентября 2013 г. № 372.

Обращаясь с настоящим административным иском прокурор указывает, что проведенной прокуратурой проверкой по обращению Н.Н.М, было установлено, что с 2011 года на учет с целью бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства поставлено 5 640 многодетных семей, земельными участками обеспечено лишь 19 % граждан указанной категории. В настоящее время в очереди на получение бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства числится 4 318 многодетных семей. Полагают, что предоставление земельных участков для ИЖС посредством проведения торгов по собственной инициативе Администрации города Омска, с учетом количества граждан, имеющих трех и более детей, состоящих на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, и несвоевременное включение земельных участков в соответствующие перечни, свидетельствует о недостаточности принимаемых мер по обеспечению земельными участками отдельных категорий граждан, в том числе многодетных семей. Реализация свободных земельных участков на торгах, не включение их в соответствующие перечни для предоставления в собственность граждан бесплатно, нарушает баланс интересов граждан и государства

Обсуждая доводы административного иска и возражения административных ответчиков, суд учитывает следующее.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, где в статье 39.1 указаны основания возникновения прав на земельный участок, в том числе на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование (подпункт 1 пункта 1).

Случаи предоставления таких земельных участков в собственность бесплатно установлены статьей 39.5 поименованного кодекса, которая к таковым в подпункте 6 относит предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, особенности предоставления предусмотрены в статье 39.19 названного кодекса.

В силу части 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 данного Кодекса, порядок снятия граждан с такого учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пп. 1 пункта 1 статьи 3 Закона Омской области от 30.04.2015 № 1741-ОЗ «О предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков в собственность бесплатно», в соответствии с названным Законом предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства, ведения личного подсобного хозяйства гражданам в собственность бесплатно осуществляется в случаях предоставления, в том числе, земельного участка всем членам семьи, зарегистрированной в качестве многодетной семьи в соответствии с областным законодательством, если иное не установлено федеральным законодательством (л.д.56-61 т.2).

Статьей 8 Устава города Омска, принятого Решением Омского городского Совета от 20.09.1995 № 92, установлено, что Администрация города Омска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Омска. Органы местного самоуправления города Омска являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим законодательством, муниципальными правовыми актами. Структурные подразделения Администрации города Омска могут являться юридическими лицами, если Омским городским Советом будет принято решение об учреждении соответствующего структурного подразделения и утверждено положение о нем.

Согласно подпунктам 1, 12 пункта 18, подпункту 48 пункта 20 Положения о департаменте имущественных отношений Администрации юрода Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 № 452, департамент имущественных отношений Администрации города Омска: в пределах своей компетенции от имени муниципального образования город Омск осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества города Омска; управляет и распоряжается объектами муниципальной собственности г.Омска способами, предусмотренными действующим законодательством, в пределах своей компетенции; рассматривает заявления граждан о бесплатном предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, а также земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, и принимает соответствующие решения.

Согласно подпункту 19 пункта 20 положения "О департаменте имущественных отношений Администрации города Омска", утвержденного Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 № 452 департамент организует кадастровые работы в отношении объектов земельных отношений на территории города Омска, за исключением работ, организуемых департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска.

На основании подпунктов 42 - 48 пункта 20 Положения, департамент имущественных отношений Администрации города Омска: рассматривает заявления о принятии граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно (далее - учет) для индивидуального жилищного строительства, садоводства, ведения личного подсобного хозяйства, и принимает решения о постановке на учет, отказе в постановке на учет, снятии с учета семей, зарегистрированных в качестве многодетных семей в соответствии с областным законодательством; ведет книгу регистрации заявлений и книгу учета граждан по формам, установленным Правительством Омской области, в том числе вносит в книгу учета граждан отметки об изменении цели предоставления земельного участка; рассматривает письменные уведомления граждан, поставленных на учет (ля индивидуального жилищного строительства, садоводства, ведения личного подсобного хозяйства, об изменении цели предоставления земельного участка; уведомляет граждан об отсутствии установленных законом Омской области оснований для изменения цели предоставления земельного участка; извещает граждан, имеющих право на получение земельного участка в соответствии с очередностью постановки на учет, о предложении земельного участка по форме, установленной Правительством Омской области; направляет в органы, осуществляющие распоряжение земельными участками, выписку из книги учета граждан и копии документов, представленных гражданином при подаче заявления о принятии на учет для индивидуального жилищного строительства, садоводства, ведения личного подсобного хозяйства и (при наличии) копию уведомления об изменении цели предоставления земельного участка; рассматривает заявления граждан о бесплатном предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, а также земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях и порядке, предусмотренных Законом Омской области «О предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков в собственность бесплатно», и принимает соответствующие решения.

Как указано судом выше, на основании пункта 3 статьи 5 Закона Омской области № 1741-03, в случае предоставления земельного участка всем членам семьи, зарегистрированной в качестве многодетной семьи, земельный участок предоставляется из числа земельных участков, включенных в перечень.

Гражданину, имеющему право на получение земельного участка в соответствии с очередностью постановки на учет, определенной порядковым номером в книге учета граждан, и целью предоставления земельного участка, либо его представителю при наличии свободного земельного участка, включенного в перечень и не предлагавшегося гражданину ранее, в течение пяти рабочих дней органом местного самоуправления направляется извещение об этом по форме, установленной Правительством Омской области. Количество граждан, которым направляются извещения, определяется на основании количества земельных участков, включенных в перечень.

Номер очереди определяется датой и временем подачи гражданином заявления о принятии на учет и не изменяется.

Из материалов дела следует, и не оспорено стороной административных ответчиков что с 2011г. на учет с целью бесплатного предоставления в собственность земельных участков поставлено 5 640 многодетных семей; с 2012г. в перечень земельных участков доступных для предоставления указанной категории граждан включено 1 427 земельных участков (л.д.30-36 т.1).

Как следует из материалов дела и ответа исполняющего обязанности Мэра города Омска от 01.10.2021г., в целях увеличения объема площадей земельных участков которые могут быть включены в перечень для последующего предоставления бесплатно в собственность отдельным категориям граждан, Администрацией г. Омска и ее структурным подразделением Департаментом имущественных отношений с 2019г. предприняты следующие действия: Постановлением Администрации города Омска от 01.06.2021 № 334-п утвержден перечень земельных участков, предоставляемых в собственность граждан бесплатно, в который включены 13 земельных участков с кадастровыми номерами

В отношении семи земельных участков по улице Новаторов - улице Смоленской с кадастровыми номерами 55 осуществляются мероприятия по исключению из Единого Государственного реестра недвижимости неактуальных сведений правообладателях и объектов недвижимости в границах земельных участков в целях последующего предоставления для ИЖС (л.д.63-67 т.4).

Проведены мероприятия по включению в перечни земельных, участков, предоставляемых в собственность граждан бесплатно, пяти земельных участков с кадастровыми номерами , в отношении которые аукционы по продаже земельных участков и аукционы на право заключения договоров аренды земельных участков признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие в аукционах (Постановления Администрации города Омска «Об утверждении перечня земельных участков, предоставляемых собственность граждан бесплатно» от 15.09.2021 №№ 579-п. 580-п, от 17.09.2021 №№ 592-п, 593-п) (л.д.54-60 т.4).

Обсуждается возможность формирования земельных участков для предоставления льготной категории граждан в собственность бесплатно земельных участков, переданных Приказом Заместителя Министра обороны Российской Федерации «О передаче земельных участков в собственность муниципального образования городской округ город Омск Омской области» 10.06.2021 № 488 из федеральной собственности в собственность муниципального образования городской округ город Омск Омской области, расположенных в границах 14-го Военного городка в городе Омске.

Сторона административного ответчика отметила, что поселок Армейский расположен в границах запретной зоны военного объекта - Новосибирское лесничество Министерства обороны России. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» установлен запрет на строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества. Принимая во внимание установленные указанным нормативным правовым актом ограничения, формирование и включение земельных участков в перечни земельных участков, предоставляемых льготным категориям граждан в собственность бесплатно, будет возможно только после корректировки границ запретной зоны, в связи с чем, Администрацией города Омска направлено обращение в адрес Департамента Военного имущества Минобороны России, ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России с просьбой рассмотреть вопрос об изменении границ запретной зоны (л.д.51-52 т.1, л.д.50-51 т.4).

Согласно информации, представленной 28.10.2021 ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России, вопрос об изменении границ запретной зоны данных земельных участков будет рассмотрен на заседании межведомственной комиссии в 2022 году (л.д.79-84 т.4).

Таким образом, с учетом особенностей правового регулирования выявленных земельных участков, разрешение вопроса о включении в перечень указанных земельных участков для административных ответчиков объективно невозможно ранее соблюдения правовой процедуры изменения границ запретной зоны.

В целях изыскания земельных участков, пригодных для предоставления гражданам в рамках Закона Омской области, в 2019 году направлено обращение в Администрацию Омского муниципального района Омской области с просьбой рассмотреть возможность проведения со своей стороны необходимых мероприятий, направленных на изменение границ муниципального образования Омский район Омской области в части включения земельных участков с кадастровыми номерами . расположенных вблизи деревни Верхний Карбуш Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области, в границы муниципального образования городской округ город Омск Омской области (л.д.53-54 т.1).

В связи с не получением ответа, Администрация города Омска 30.09.2021 повторно обратилась в адрес главы Администрации Омского муниципального района Омской области Долматова Г.Г. о возобновлении рассмотрения указанного вопроса (л.д.55-56 т.1).

Из ответов следует, что Администрация Омского муниципального района Омской области предлагает Администрации города за ее счет разработать и подготовить схему расположения земельных участков (л.д.93 т.4), в ответе от 12.01.2022 Администрация Омского муниципального района Омской области сообщает о подготовке проекта новых генерального плана и правил землепользования и застройки Троицкого сельского поселения Омского муниципального района (л.д.85-99 т.4).

Таким образом, суд приходит к выводу, что ранее поступившего предложения от Администрации Омского муниципального района Омской области по вопросу организации рабочей встречи, ранее подготовке проекта новых генерального плана и правил землепользования и застройки Троицкого сельского поселения Омского муниципального района сторона административного ответчика объективно была лишена возможности по осуществлению каких-либо работ по формированию и включению выявленных земельный участков в перечень.

По информации административных ответчиков, регулярно осуществляется вовлечение в оборот земельных участков, освободившихся после сноса аварийных многоквартирных домов, для последующего их предоставления для индивидуального жилищного строительства. Так, после сноса аварийных домов в перечни для бесплатного предоставления, включены 18 земельных участков расположенных в поселке Степной в районе улиц Новаторов и Смоленская, которые предлагаются гражданам, состоящим на учете. Производится инвентаризация заброшенных земельных участков для индивидуального жилищного строительства, которые в дальнейшем могут быть предоставлены льготным категориям граждан. В результате первичных мероприятий администрациями административных округов города Омска сформированы перечни, содержащие 45 неиспользуемых земельных участков, расположенных в Советском и Ленинском административных округах города Омска. В отношении указанных земельных участков проводится анализ на предмет наличия правообладателей и расположенных на них объектов капитального строительства с целью принятия дальнейшего решения. Бюджетные ассигнования предусмотрены для выделения в 2022 и 2023г.г. (л.д.41-45, 71-78, 100-104 т.4).

В ходе взаимодействия Администрации г. Омска с Министерством имущественных отношений Омской области, последние в письме от 08.11.2021 проинформировали департамент о передаче в муниципальную собственность города Омска 9 земельных участков для ИЖС, в целях предоставления льготным категориям граждан в рамках Закона Омской области (л.д.24,70,122-125 т.4).

Также судом установлено, что предусмотренную п. 6 ст. 39.5 ЗК РФ возможность предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, с их согласия иных мер социальной поддержки взамен предоставления им земельного участка и в условиях острого дефицита земельных участков, Администрацией города Омска инициировано обращение в адрес Губернатора Омской Области, Председателя Правительства Омской области Буркова А.Л. с просьбой рассмотреть возможность внесения изменений в Закон Омской области № 1741-03, касающихся введения иных мер социальной поддержки многодетных семей взамен предоставления им земельных участков в собственность бесплатно, которые могли бы быть направлены ими на улучшение жилищных условий (л.д.99-101 т.2).

15.09.2021 Администрацией города Омска согласован проект Закона Омской области «О внесении изменений в отдельные Законы Омской области», предусматривающий в качестве иной меры социальной поддержки предоставление денежной компенсации (л.д.102-105 т.2).

Материалами дела подтверждено, что за период с 2013г. по 2021г. Администрацией г. Омска принято 19 постановлений об утверждении перечня земельных участков, а именно: № 213-п от 29.02.2016, № 152-п от 27.03.2020, № 334-п от 01.06.2021, № 472-п от 04.04.2014, № 547-п от 21.04.2014, № 579-п от 15.09.2021, № 580-п от 15.09.2021, № 592-п от 17.09.2021, № 593-п от 17.09.2021, № 779-п от 23.06.2016, № 913-п от 29.08.2017, № 1296-п от 20.12.2018, № 1317-п от 28.10.2016, № 1334-п от 18.11.2013, № 1335-п от 18.11.2013, № 1336-п от 18.11.2013, № 1341-п от 22.10.2015, № 1599-п от 07.12.2015, № 1732-п от 28.12.2015, предоставляемых в собственность граждан бесплатно, одно из последних постановлений принято 17.09.2021г. (л.д.106-204 т. 2).

При этом из анализа указанных постановлений усматривается, что за один календарный год принимаются несколько постановлений, дополняющих перечень земельных участков, за истекший 2021г. таких постановлений принято 5 постановлений с общим включением 19 земельных участков.

Из процессуальной позиции департамента имущественных отношений Администрации г.Омска следует, что в соответствии с представленной администрациями административных округов города Омска, а также департаментом жилищной политики Администрации города Омска информации департаментом проанализированы 146 земельных участков общей площадью 14,7 га.

В результате проведенного департаментом анализа выявлено:

-62 земельных участка в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденными Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 (далее - Правила), не могут быть использованы в целях ИЖС, в связи с расположением в территориальных зонах, для которых вид разрешенного использования для ИЖС является запрещенным либо согласно утвержденным проектам планировки территории земельные участки расположены в границах территории, планируемой для малоэтажной многоквартирной жилой застройки, комплексной застройки высокой этажности, размещения объектов административно-делового и общественного назначения и объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности;

- площади 13 земельных участков не соответствуют установленным Законом Омской области от 30.04.2015 № 1741-03 «О предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков в собственность бесплатно» предельным размерам земельного участка (далее - Закон Омской области);

-в отношении 2 земельных участков департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска проводится организация аукциона по продаже права аренды земельного участка;

-по результатам выезда 2 земельных участка не могут быть использованы в целях ИЖС. В границах одного земельного участка располагаются объекты газоснабжения, в границах второго земельного участка линии электропередач, препятствующие размещению индивидуального жилого дома;

-в отношении 5 земельных участков необходимо осуществить выезд с целью установления собственников расположенных на них объектов недвижимости;

-в отношении 12 земельных участков зарегистрированы права частной собственности, аренды;

-в отношении 19 земельных участков проводятся мероприятия по приведению в соответствие с Правилами вида разрешенного использования земельных участков, а также по приведению в соответствие с документацией по планировке территории адреса земельного участка;

-в отношении 10 земельных участков необходимо провести кадастровые работы по разделу с целью приведения площади земельных участков в соответствие к предельным размерам земельного участка, с учетом красных линий, которые планируется утвердить в составе проекта планировки территории микрорайона Береговой;

-в отношении 1 земельного участка не осуществлены мероприятии по снятию с государственного кадастрового учета объекта капитального строительства (многоквартирный дом признан аварийным и в настоящее время снесен);

-11 земельных участков невозможно идентифицировать, в связи с отсутствием кадастровых номеров;

-13 земельных участков готовы к включению в перечень земельных участков, предоставляемых в собственность граждан бесплатно;

-в отношении 2 земельных участков подготовлен проект нормативного правового акта об утверждении перечня земельных участков, предоставляемых в собственность граждан бесплатно, который в настоящее время проходит процедуру согласования со структурными подразделениями Администрации города Омска.

Также из отзыва административного ответчика следует, что департаментом проводятся мероприятия по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости в соответствии со статьей 69.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в отношении 51535 объектов недвижимости, из которых 11886 земельных участков.

За период с 2011г. в целях обеспечения отдельных категорий граждан земельными участкам сформировано и включено в перечни для бесплатного предоставления 1526 земельных участков, в том числе: для ИЖС - 1269 земельных участков, для садоводства - 257 земельных участков. В настоящее время для обеспечения граждан, состоящих на учете в перечнях для бесплатного предоставления имеется 198 земельных участков, из них: для ИЖС - 103 земельных участка; для садоводства - 95 земельных участков.

В настоящее время по информации Департамента имущественных отношений и Департамента архитектуры имеется 115 земельных участков, включенных в перечни земельных участков, подлежащих предоставлению многодетным семьям в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства. В очереди на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства состоят 4324 многодетные семьи. Для вручения извещений о предложении земельных участков для индивидуального жилищного строительства приглашаются граждане, чьи номера очереди согласно книге учета граждан с 520 по 1747. По состоянию на 17.11.2021 за период с 2014 но 2021 года гражданам, состоящим на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, предоставлен 891 земельный участок, из них в 2014 году - 262, в 2015 году - 237, в 2016 году - 128, в 2017 году - 93, в 2018 году - 60, в 2019 году - 51, в 2020 году - 23, в 2021 году - 37 земельных участков. Также планируются для включения в Перечни 10 земельных участков для индивидуального жилищного строительства и 37 земельных участков для садоводства (л.д.126-158 т.4).

Суд учитывает, что согласно требованиям действующего законодательства, застройка территории города Омска осуществляется на основании Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденного Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43, Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201, проектов планировки и проектов межевания территории.

В соответствии с требованиями земельного законодательства (пункт 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации) основание об отказе в проведении аукциона земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включенного в Перечень, иным гражданам, не состоящим на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, в соответствии с Законом Омской области ««О предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков в собственность бесплатно» не установлено.

Таким образом, действия административных ответчиков и Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска по выставлению ряда земельных участков на торги (аукцион) не указывает на виновное бездействие со стороны административных ответчиков в части непринятия мер к организации работ по надлежащему формированию и утверждению перечня земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства.

Совокупностью представленных суду доказательств, действиями по межведомственному взаимодействию, а также объемом всех принятых со стороны административных ответчиков мер по изысканию земельных участков для их включения в соответствующий перечень, подтверждается, что со стороны административных ответчиков отсутствуют признаки виновного бездействия по вопросу своевременного и полного принятия мер к организации работ по надлежащему формированию и утверждению перечня земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства.

Любое обязательство государства по бесплатному предоставлению земельных участков, в том числе для индивидуального жилищного строительства, должно быть обеспечено необходимыми земельными ресурсами в соответствующем объеме и реализуемо на практике. Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 21 февраля 2008 года № 121-О-О отсутствие возможности формирования земельного участка, в том числе для индивидуального жилищного строительства, в границах городского поселения может быть обусловлено особенностями развития данного поселения с учетом градостроительных, экологических и иных норм, что само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан.

Принимая во внимание, что количество образованных органом местного самоуправления земельных участков в целях предоставления многодетным гражданам обусловлено особенностями развития муниципального образования городской округ город Омск, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований прокурора о признании бездействия административных ответчиков незаконным.

По смыслу положений пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, - возложение решением суда на административного ответчика обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, возможно при условии удовлетворения заявленных требований о признании оспариваемых решения, действий (бездействия) незаконными, то есть не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Поскольку судом установлен факт отсутствия в муниципальном образовании земельных участков, в объеме необходимом для предоставления всем гражданам указанной льготной категории, возложение на административных ответчиков обязанности обеспечить земельными участками все обратившиеся в орган местного самоуправления многодетные семьи, не будет отвечать принципу исполнимости судебного акта.

При изложенных обстоятельствах, заявленные прокурором требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Административное исковое заявление прокурора города Омска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Омска, департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска о признании незаконным бездействия в части непринятия мер к организации работ по надлежащему формированию и утверждению перечня земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, возложении обязанности сформировать и утвердить перечень земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, в объеме, обеспечивающем потребности граждан, состоящих на учете оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке посредством подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.С. Голубовская

Решение в окончательной форме изготовлено 28 июня 2022 года.