№2а-2628/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 июля 2019 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Е.В. Сапрыкиной,
при секретаре В.В. Михайловой,
с участием представителя административного истца ФИО1
представителей административных ответчиков ФИО2 и ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Барышского района Ульяновской области, поданного в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области и Областному государственному бюджетному учреждению «Центр по обеспечению пожарной безопасности» о возложении обязанности обеспечить пожарно-химическую станцию «Барыш» необходимой техникой, инвентарем и оборудованием,
установил:
Прокурор Барышского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области, ОГБУ «Центр по обеспечению пожарной безопасности» с требованиями обязать Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области и ОГБУ «Пожарная безопасность» обеспечить пожарно-химическую станцию в Барышском районе необходимой техникой, инвентарем и оборудованием, в соответствии с требованиями приказа Рослесхоза от 19 декабря 1997г. №167.
В обоснование требований указал, что прокуратурой Барышского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны, использования лесов и оборота древесины, по результатам которой выявлены нарушения требований закона, а именно ч.1 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ предусматривает, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. К обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров относится приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря, содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
В соответствии с Указом Губернатора Ульяновской области от 24.01.2019 № 4 «Об утверждении лесного плана Ульяновской области на 2019 - 2028 годы» в рамках осуществления отдельных полномочий в области лесных отношений на территории Ульяновской области в конце 2009 года в соответствии с требованиями ст. 53.8 ЛК РФ при Минприроды Ульяновской области создано специализированное областное государственное бюджетное учреждение «Центр по обеспечению пожарной безопасности» (ОГБУ «Пожарная безопасность») для осуществления функций по тушению лесных пожаров и выполнения отдельных мер пожарной безопасности в лесах на территории Ульяновской области в соответствии с доведенным государственным заданием.
ОГБУ «Пожарная безопасность» имеет 19 структурных подразделений -
пожарно-химические станции (ПХС) на территориях 17 лесничеств Ульяновской области, в том числе одно подразделение на территории Барышского района.
Пожарно-химическая станция 2 типа, находящаяся в ведении Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области расположена по адресу: <адрес>, <адрес>.
Как установлено проверкой, штат работников ПХС укомплектован лишь на 43% (по штатному расписанию количество работников должно составлять 16 человек при наличии 9). При этом, вопреки приложению № к Положению о пожарно-химических станциях в штате работников не предусмотрена должность тракториста-машиниста и этом несмотря на наличие в ПХС 6 тракторов.
Не укомплектованность работниками ПХС (на 13 единиц техники
приходится 3 водителя ПХС) ставит под сомнение выполнение возложенных на
данную организацию задач по тушению лесных пожаров при том, что в
соответствии с п. 3 Положения о пожарно-химических станциях, т.к. ПХС второго типа должна обеспечивать ликвидацию четырех одновременно действующих пожаров в день.
В нарушение п. 4 раздела 6 Положения о пожарно-химических станциях и приложения № к данному Положению в ПХС отсутствуют радиостанции
стационарные и возимые на патрульных средствах передвижения, обеспечивающие радиосвязь с подвижной пожарной техникой, звуковещательное устройство, огнетушащий состав, смачиватели, торфяной ствол, прибор для измерения пожарной опасности погоды, что свидетельствует о недостаточном финансировании ПХС «Барыш».
Не укомплектование ПХС необходимым инвентарем может повлиять на эффективность и оперативность тушения очагов лесных пожаров, создать угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь наступление общественно-опасных последствий в виде поражения и гибели людей, уничтожения растительности, гибели диких и сельскохозяйственных животных, уничтожения прилегающих к лесному массиву населенных пунктов, задымленности и загазованности атмосферы, нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Представитель административного истца в судебном заседании настаивал на заявленных исковых требованиях, приведя доводы, аналогичные исковому заявлению.
Представитель административного ответчика ОГБУ «Пожарная безопасность» иск признал частично, пояснив, что перечень противопожарной техники, средств тушения, оборудования, инвентаря, других материалов для оснащения ПХС формируется на основании положения о пожарно-химических станциях, утвержденных Приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об утверждении положения о пожарно-химических станциях", но Приложении № Положения о ПХС приведён примерный перечень противопожарной техники, средств тушения, оборудования, инвентаря, других материалов для оснащения ПХС, т.е. данное положение носит рекомендательный характер и в силу прямого указания п.1 раздела VI Положения о ПХС определение конкретного вида и количества пожарной техники, оборудования, инвентаря, средств транспорта зависит от
лесопирологических условий региона и количества лесных пожаров, возникающих на закреплённой территории.
Кроме того, в соответствии с Положением о ПХС устаревшая и снятая с производства техника и оборудование могут быть заменены иными типами и марками нового серийного производства.
Также в соответствии со Сводным планом тушения лесных пожаров на территории Ульяновской области на пожароопасный период 2019 года предусмотрено привлечение арендаторов лесных участков для тушения лесных пожаров, т.к. в соответствии с ч.2 ст. 53.4 Лесного кодекса РФ лица, использующие леса, т.е арендаторы лесных участков, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно обязаны сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.
ОГБУ «Пожарная безопасность» считает необходимым, исключить из списка, указанном в исковом заявлении по доукомплектации прибор для измерения пожарной опасности УСП-1 или осадкомер, психрометр, так как в настоящее время для определения класса пожарной опасности используется информационная система дистанционного мониторинга лесных пожаров Федерального агентства лесного хозяйства (ИСДМ-Рослесхоз). В частности форма «1-МЕТЕО» содержит в себе информацию, которую получает с метеостанций, о количестве осадков, влажности напочвенного покрова, температуре воздуха, классе пожарной опасности, рассчитанном по определенным методикам. Данную информацию диспетчер региональной диспетчерской службы ОГБУ «Пожарная безопасность» ежедневно передаёт начальникам ПХС в районах в течение пожароопасного сезона. В соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 28 мая 2012 г. № 218 «Об утверждении Методических указаний по вопросам организации и функционирования специализированных диспетчерских служб органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений» информационно-аналитическое обеспечение работ в области охраны лесов, осуществляется посредством разработанных функциональных блоков Информационной системы дистанционного мониторинга лесных пожаров Федерального агентства лесного хозяйства (ИСДМ-Рослесхоз).
Также подлежит исключению торфяной ствол, так как на территории Барышского лесничества отсутствуют залежи торфа, кроме того, в лесах Ульяновской области торфяные пожары не зарегистрированы.
Отсутствует нуждаемость в радиостанциях стационарных и возимых на патрульных средствах передвижения, обеспечивающие радиосвязь с подвижной пожарной техникой, т.к. все сотрудники оснащены мобильной телефонной связью с подключенными корпоративными номерами.
В части отсутствия достаточного штатного состава сотрудников пояснил, что прокурорская проверка проводилась до начала противопожарного сезона, поэтому количественный состав был действительно не укомплектован на 100%, т.к. лишь с началом сезона оставшиеся сотрудники принимаются на сезонную работу. В настоящее время ПСХ укомплектован сотрудниками полностью.
Представитель административного ответчика Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области иск не признала, дав пояснения аналогичные, изложенным представителем ОГБУ «Пожарная безопасность», дополнительно пояснив, что Положение о ПХС разработано в 1997 году, то есть до принятия Государственной Думой в 2006 году Лесного кодекса Российской Федерации и на тот момент лесохозяйственную деятельность, в том числе тушение лесных пожаров осуществляли только лесхозы имеющие в своем распоряжении ПХС. В настоящее же время, в соответствии с п.3 Приказа Минприроды России «Об утверждении Правил тушения лесных пожаров» от 08.07.2014 №313 работы по тушению лесных пожаров выполняются государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации, иными организациями в соответствии с частями 2, 4 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе лица, использующие леса (арендаторы лесных участков).
Тушение лесных пожаров на территории лесничества осуществляется в
соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2011 № 377 "Об утверждении Правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы" и постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2011 № 578 "Об утверждении Правил разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации".
Для тушения пожаров на территории лесничеств разрабатывается и утверждается ежегодно, до начала пожароопасного сезона, сводный план тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации.
В 2019 году План тушения лесных пожаров на территории Барышского
лесничества утверждён 11.02.2019, то есть до начала пожароопасного сезона и в приложении №6 к плану тушения указан состав лесопожарного формирования — ПХС привлекаемый к тушению лесных пожаров.
Кроме того, в приложении №8 к плану тушения указаны силы и средства, которые могут быть привлечены для борьбы с лесными пожарами на территории Барышского лесничества Ульяновской области на пожароопасный сезон 2019 года, в том числе арендаторы лесных участков.
Сведения об оснащении данного лесопожарного формирования, а также силы и средства, которые могут быть привлечены для борьбы с лесными пожарами отражены в разделе 3 п.2 и п.4 сводного плана тушения лесных пожаров на территории Ульяновской области в 2019 году, который в свою очередь прошёл процедуру согласования в порядке установленным с законодательством с Департаментом лесного хозяйства по ПФО, с ФБУ «Авиалесоохрана», с Федеральным агентством лесного хозяйства и утверждён Губернатором Ульяновской области 19.02.2019.
Таким образом, на территории Барышского лесничества создана достаточная группировка сил и средств для обеспечения пожарной безопасности и своевременном обнаружении и тушении лесных пожаров.
Ввиду того, что Положение о ПХС устарело, Минприроды России разработало проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения
тушения лесных пожаров", который направлен на рассмотрение в Правительство Российской Федерации.
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области в рамках национального проекта «Экология» был разработан региональный проект «Сохранение лесов на территории Ульяновской области». В рамках реализации комплекса организационных мероприятий предусмотренных проектом «Сохранение лесов», предусмотрено выделения дополнительных финансовых средств из федерального бюджета для Ульяновской, в том числе на оснащение лесопожарных учреждений ОГБУ «Центр по обеспечению пожарной безопасности» лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров - 25,8 млн. рублей. При этом в соответствии с федеральным проектом «Сохранение лесов» показатель «Оснащение специализированных учреждений ОГБУ «Центр по обеспечению пожарной безопасности» лесопожарной техникой к 2021 году должен составлять 87% от потребности в необходимой специализированной технике и оборудовании для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров. Тем самым финансирование для полного оснащения ПХС пожарной техникой и оборудованием в соответствии с Положением
о ПХС на уровне 100% не предусмотрено ни на федеральном, ни на региональном уровне.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы рассматриваемого дела, суд приходит к следующему.
В соответствии ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров.
Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Тушение пожаров в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (лесных пожаров), осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно ч.1 ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
В силу ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя:
1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;
2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;
3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;
4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;
5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения;
6) проведение работ по гидромелиорации;
7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений;
8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов;
9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 7.2 ст. 82 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе, отнесены организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.
Уполномоченным органом исполнительной власти в Ульяновской области по охране, защите, воспроизводству лесов, осуществлению государственного пожарного надзора в лесах согласно Постановлению Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 №16/299-П является Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, которое в свою очередь является учредителем ОГБУ «Пожарная безопасность», которое создано для выполнения работ, оказания услуг в целях реализации полномочий учредителя и является специализированным учреждением, созданным для выполнения работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с Указом Губернатора Ульяновской области от 24.01.2019 N4 "Об утверждении лесного плана Ульяновской области на 2019 - 2028 годы" в рамках осуществления отдельных полномочий в области лесных отношений на территории Ульяновской области в конце 2009 года в соответствии с требованиями статьи 53.8 Лесного кодекса Российской Федерации при Минприроды Ульяновской области создано ОГБУ "Пожарная безопасность" для осуществления функций по тушению лесных пожаров и выполнения отдельных мер пожарной безопасности в лесах на территории Ульяновской области в соответствии с доведенным государственным заданием.
Приказом Рослесхоза от 19.12.1997 №167 «Об утверждении положения о пожарно-химических станциях» установлен примерный перечень пожарной техники, оборудования инвентаря, средств связи, оснастки и вспомогательных материалов, закрепляемых за ПХС.
В соответствии с п.1 раздела VI Положения ПХС оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории.
В приложении 2 к п.1 данного раздела приведен Примерный перечень противопожарной техники, оборудования, инвентаря, средств связи, оснастки и вспомогательных материалов, закрепляемых за ПХС, который является минимально необходимым и позволяющим решать поставленные перед ПХС задачи по предупреждению, своевременному обнаружению, ограничению распространения и ликвидации лесных пожаров.
Положение о ПХС утверждено Федеральной службой лесного хозяйства России приказом №167 от 19.12.1997 во исполнение Лесного кодекса РФ, Федерального закона «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в лесах РФ, а также в целях повышения эффективности охраны лесов от пожаров.
Буквальное толкование Положения о ПХС свидетельствует о том, что обозначение законодателем Перечня в качестве примерного связано с зависимостью определенного вида и количества пожарной техники, оборудования, закрепляемых за ПХС, от лесопирологических условий региона и числа лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории, но не может толковаться как рекомендательная норма, исключающая ее общеобязательность.
Согласно данному перечню ПХС 2 типа должна быть оснащена, кроме прочего следующим оборудованием, инвентарем, средствами связи и вспомогательными материалами: стационарной и передвижной радиостанциями, обеспечивающими радиосвязь с подвижной пожарной техникой, звуковещательным устройством, огнетушащим составом и смачивателями, тем не менее, в ходе прокурорской проверки было выявлено, что данным оборудованием ПХС «Барыш» оснащен не был, что не отрицалось стороной ответчика в судебном заседании.
Что касается требований прокурора об оснащении ПХС 2 типа «Барыш» торфяным стволом и прибором для измерения пожарной опасности погоды, то в данной части требований удовлетворению не подлежат, т.к. на территории Барышского лесничества отсутствуют залежи торфа, не было зарегистрировано торфяных пожаров и на территории всей Ульяновской области, а вместо прибора для измерения пожарной опасности погоды на ПХС 2 типа «Барыш» для определения класса пожарной опасности используется информационная система дистанционного мониторинга лесных пожаров Федерального агентства лесного хозяйства (ИСДМ-Рослесхоз).
Доводы стороны ответчика об отсутствии нуждаемости ПХС 2 типа «Барыш» в стационарной и передвижной радиостанциями, в виду обеспечения мобильными телефонами с подключенными корпоративными номерами, суд находит не состоятельным, т.к. в условиях пожара, либо иной чрезвычайной ситуации, либо недостаточного сигнала или зоны покрытия мобильного оператора, сотрудники ПХС могут быть лишены возможности воспользоваться указанной мобильной связью.
Учитывая сложившуюся ежегодную пожароопасную обстановку в Ульяновской области, введение с наступлением пожароопасного сезона на территории области противопожарного режима, доводы ответчиков о недостаточности финансирования не могут служить основание для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Барышского района Ульяновской области, поданного в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области и Областному государственному бюджетному учреждению «Центр по обеспечению пожарной безопасности» о возложении обязанности обеспечить пожарно-химическую станцию «Барыш» необходимой техникой, инвентарем и оборудованием удовлетворить частично.
Возложить на Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области и областное государственное бюджетное учреждение «Центр по обеспечению пожарной безопасности» обязанность в течении 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить пожарно-химическую станцию «Барыш» в соответствии с требованиями приказа Рослесхоза от 19.12.1997 №167 стационарной и передвижной радиостанциями, обеспечивающими радиосвязь с подвижной пожарной техникой, звуковещательным устройством, огнетушащим составом и смачивателями.
В остальной части требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Сапрыкина