Дело № 2а-262/2018 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 03 августа 2018 года г. Аша Ашинский городской суд Челябинской области в составе председательствующего Л.Т. Кулагиной, при секретаре Э.Р. Поздеевой, рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Ашинского муниципального района Челябинской области к Главному управлению МЧС России по Челябинской области об оспаривании предписания, УСТАНОВИЛ: Администрация Ашинского муниципального района Челябинской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ГУ МЧС России по Челябинской области о признании незаконным предписания № 88/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара от <дата>, выданного отделом надзорной деятельности и профилактической работы № 10 Главного управления МЧС России по Челябинской области. В обоснование требований указали, что <дата> органом пожарного надзора выдано предписание о проведении мероприятий в срок до 01.11.2020 года по обеспечению расстояния некоторых земельных участков от границ земель Ашинского лесничества: в <...> не менее 50м, в СНТ №8 Гудок г. Аша и в СНТ №3 Металлург г. Аша не менее 30 м, в п. Сухая Атя не менее 50м, в п. Ук не менее 50м, в п. Новозаречный не менее 50м, в п. Абдулка не менее 50 м, в п. Точильный не менее 50 м. С предписанием не согласны, считают, что на Администрацию Ашинского муниципального района незаконно возлагаются обязанности, которые законодательством Российской Федерации к полномочиям администрации, как исполнительно- распорядительному органу местного самоуправления Ашинского муниципального района, не отнесены, поскольку Администрация Ашинского муниципального района исполняет полномочия администрации только Ашинского городского поселения. Указанные в предписании поселки Сухая Атя, Ук, Новозаречный входят в состав Укского сельского поселения, поселки Абдулка и Точильный входят в состав Точилинского сельского поселения. Указанные поселения являются самостоятельными муниципальными образованиями. Кроме того, предписание об обеспечении расстояния между земельными участками и границами Ашинского лесничества- как в сельских так и в городских поселениях не менее 50 метров, противоречит п. 4.14 СП 4.13130.2013, которым установлено, что противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50м, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно,-двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельный участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) –не менее 30 м. Не был проведен замер расстояний от каких-либо существующих зданий и сооружений до границ лесных насаждений. Кроме того, все указанные в предписании земельные участки, расположенные на территории Ашинского городского поселения, принадлежат на праве собственности физическим лицам или государственная собственность на такие участки не разграничена. В силу ч.1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» администрации Ашинского муниципального района не относится к лицам, на которые возлагается ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Предписание нарушает права и законные интересы администрации Ашинского муниципального района при осуществлении ею полномочий в качестве исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления Ашинского муниципального района. В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 по доверенности (л.д. 141) исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске, считает, что соблюдение требований пожарной безопасности в Укском и Точилинском сельских поселениях относиться к полномочиям администраций данных поселений. В отношении земельных участков на территории Ашинского городского поселения считает предписание незаконным, так как фактически надзорным органом не производились замеры расстояний от границ застройки до границ лесных насаждений, кроме того, соблюдение требований пожарной безопасности относится к полномочиям собственников земельных участков. Представитель административного ответчика ГУ МЧС России по Челябинской области ФИО2 по доверенности (л.д.137) в судебном заседании с административным иском не согласился, считает предписание законным. Пояснил, что расстояния от границ земельных участков до границ лесных насаждений определялись по кадастровой публичной карте. Полагает, что администрация Ашинского муниципального района отвечает за соблюдение требований пожарной безопасности, поскольку земельные участки ранее выделялись Администрацией Ашинского муниципального района, а в последующем между администрациями сельских поселений были заключены соглашения о передачи части полномочий Администрации Ашинского муниципального района по выделению земельных участков. Наличие многоэтажного или малоэтажного строительства на земельных участках при вынесении предписания не учитывалось. До настоящего времени к административной ответственности Администрация Ашинского муниципального района не привлечена. Заинтересованное лицо заместитель начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы № 10 УНД и ПР Главного управления МЧС России по Челябинской области ФИО3 в судебном заседании позицию прдеставителя административного ответчика поддержал. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца. В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (статья 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"). В соответствии со ст. 6.1. Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предметом проверки является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности. В ежегодном плане проведения плановых проверок, приказе (распоряжении) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки, акте проверки дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта защиты, в отношении которого соответственно планируется проведение мероприятий по контролю и фактически были проведены указанные мероприятия, наименование его правообладателя (правообладателей) Периодичность проведения плановых проверок устанавливается Правительством Российской Федерации в Положении о федеральном государственном пожарном надзоре в зависимости от присвоенной объекту защиты, территории или земельному участку определенной категории риска. Для отдельных сфер деятельности такая периодичность устанавливается в соответствии с частью 9 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности" (Зарегистрировано в Минюсте России 13.01.2017 N 45228) (далее - Административный регламент). Исполнение государственной функции включает в себя, в том числе, следующие административные процедуры: проведение плановых (внеплановых) проверок, оформление результатов проверок и принятие мер по их результатам (п.27 Административного регламента). Согласно п. 9, 52, 54 Административного регламента проверка проводится на основании распоряжения о проведении плановой (внеплановой) проверки, которое подписывается начальником органа ГПН либо его заместителем. План проведения проверок органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления оформляется в соответствии с требованиями Федерального закона N 131-ФЗ. (п.39 Административного регламента). По результатам проверки должностным лицом (должностными лицами) органа ГПН, проводящим (проводящими) проверку, составляется акт проверки (п.80 Административного регламента). В случае выявления при проведении проверки нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо (должностные лица) органа ГПН, проводившее (проводившие) проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано (обязаны): с учетом разграничения права собственности, ответственности и полномочий за обеспечение пожарной безопасности каждому уполномоченному лицу органа власти, объекта защиты или гражданину, в отношении которого проводится проверка, и (или) лицу (лицам), осуществляющему (осуществляющим) деятельность на проверяемом объекте защиты и (или) территории (земельном участке), а также органу власти выдать предписание (предписания) об устранении нарушения (нарушений) и (или) предписание по устранению несоответствия с указанием сроков их устранения (п.п1 п. 90 Административного регламента). Как усматривается из материалов дела, в ходе плановой выездной проверки, проведенной 07.12.2017 года с 15 часов 00 минут до 16 часов 00 минут, 11.12.2017 года с 15 часов 00 минут до 17 часов 00 минут, на основании распоряжения от 27.11.2017 года <номер> начальником ОНД иПР № 10 УНД и ПР Главного управления МЧС России по Челябинской области (л.д.166-167) главным государственным инспектором ОНД и ПР №10 по пожарному надзору ФИО4 в отношении администрации Ашинского муниципального района на территории Ашинского муниципального района выявлены нарушения требований пожарной безопасности, связанные с несоблюдением противопожарных расстояний земельных участков от границ Ашинского лесничества. Отсутствуют противопожарные расстояния от границ земельных участков до границ земель Ашинского лесничества: в <...>- не менее 50 м, в СНТ №8 Гудок г. Аша не менее 30 м и в СНТ №3 Металлург г. Аша не менее 30 м, в п. Сухая Атя не менее 50м, в п. Ук не менее 50м, в п. Новозаречный не менее 50м, в п. Абдулка не менее 50 м, в п. Точильный не менее 50 м - ст. 69 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункт 4.14 СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям. По результатам проведенной плановой проверки составлен Акт проверки <номер> с указанием кадастровых номеров выявленных земельных участков, расположенных без соблюдения противопожарных расстояний земельных участков от границ Ашинского лесничества (л.д.12-15). В целях устранения нарушений требований пожарной безопасности в адрес администрации Ашинского муниципального района начальником ОНД иПР № 10 УНД и ПР Главного управления МЧС России по Челябинской области главным государственным инспектором ОНД и ПР №10 по пожарному надзору ФИО4 вынесено предписание <номер> от 25.12.2017 года об устранении вышеуказанных нарушений со сроком исполнения – 01.11.2020 года (л.д.9-11). Оспариваемое предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности вынесено с соблюдением установленного порядка, уполномоченным должностным лицом. Между тем, оценивая оспариваемое предписание, суд приходит к выводу о том, что оно вынесено в отсутствие законных оснований по существу предписываемых требований. В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона. В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами. Таким образом, соблюдение требований пожарной безопасности в населенных пунктах обеспечивается путем выполнения первичных мер пожарной безопасности. Согласно п.9 ч.1 и ч.3 ст. 14 федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции на дату вынесения предписания) к вопросам местного значения городского и сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В статье 15 федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района обеспечение первичных мер пожарной безопасности не относится. Статья 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", определяя полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов либо городского округа, не возлагает каких-либо обязанностей в этой части на органы местного самоуправления муниципальных районов. Согласно ст. 2 Устава Ашинского муниципального района (л.д.71-86) Ашинский муниципальный район объединяет в своем составе муниципальные образования, в том числе: Ашинское городское поселение с населенным пунктом г. Аша; Укское сельское поселение, в состав которого входят поселки Сухая Атя, Ук, Новозаречный; Точилинское сельское поселение, в состав которого входят поселки Абдулка и Точильный. Таким образом, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов городского и сельского поселения относится к вопросам местного значения, соответственно Ашинского городского поселения, Укского сельского поселения, Точилинского сельского поселения. Согласно ст. 31.1 Устава Ашинского муниципального района (л.д.71-86) Администрация Ашинского муниципального района в соответствии с абз.3.ч.2 ст. 34 федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исполняет обязанности Ашинского городского поселения (л.д.83). При таких обстоятельствах возложение оспариваемым предписанием обязанности на Администрацию Ашинского муниципального района устранения нарушений требований пожарной безопасности на территории Укского сельского поселения (поселки Сухая Атя, Ук, Новозаречный) и Точилинского сельского поселения (поселки Абдулка и Точильный) нельзя признать законным, поскольку предписание вынесено без учета разграничения ответственности и полномочий за обеспечение пожарной безопасности органов местного самоуправления. Доводы административного ответчика, со ссылкой на заключенные между Администрацией Укского сельского поселения и Администрацией Ашинского муниципального района договора поручения от 01.01.2016 года, (л.д.212-214), соглашение № 32/2015 от 27.02.2015 года о передаче части полномочий вопросов местного значения (л.д.215-220), о том, что ранее земельными участками распоряжалась Администрация Ашинского муниципального района, что влечет ответственность административного истца по соблюдению мер пожарной безопасности в пределах всего муниципального района, не могут быть приняты во внимание, поскольку не основаны на нормах действующего законодательства. Кроме того, указанные договор поручения от 01.01.2016 года и соглашение № 32/2015 от 27.02.2015 года прекратили свое действие 31.12.2016 года и 14.10.2015 года соответственно. Также следует отметить, что указанные документы не содержали сведений о передаче администрации Ашинского муниципального района полномочий Укского сельского поселения пообеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенного пункта поселения. Административный истец, оспаривая предписание, полагает, что, поскольку указанные в предписании земельные участки на территории Ашинского городского поселения либо принадлежат на праве собственности физическим лицам либо государственная собственность на такие участки не разграничена, ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности должна возлагаться на собственников таких участков. Данный довод суд считает несостоятельными, поскольку нахождение земельных участков в собственности иных лиц не прекращает полномочия органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городского поселения. Между тем, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого предписания в части возложения обязанности по соблюдению мер пожарной безопасности на Администрацию Ашинского муниципального района в Ашинском городском поселении по следующим основаниям. Согласно ч.2 ст. 69 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара:1) от лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) до зданий и сооружений, расположенных: а) вне территорий лесничеств (лесопарков);б) на территориях лесничеств (лесопарков);2) от лесных насаждений вне лесничеств (лесопарков) до зданий и сооружений. Согласно п. 4.14. СП 4.13130.2013. противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 м, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 м. (Приказ МЧС России от 24.04.2013 N 288 (ред. от 18.07.2013) "Об утверждении свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (вместе с "СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям"). Как следует из материалов дела и пояснений представителя административного ответчика в судебном заседании фактически на местности расстояния от границ зданий и сооружений на земельных участках, на садовых участках до лесных насаждений не замерялись, Расстояния между зданиями и сооружениями на земельных участках и лесными насаждениями были определены по публичной кадастровой карте. Однако, при определении соблюдения границ противопожарных расстояний обязательным критерием является точность измерений. Доказательств, достоверно свидетельствующих о точности приведенных в предписании измерений, административным ответчиком не представлено. Кроме того, как следует из пояснений представителя административного ответчика и имеющейся в материалах дела фототаблицы одноэтажных строений на ул. Новосибирская в г. Аша (л.д.197-207) при вынесении предписания должностным лицом не выяснялось, имеются ли на земельных участках городской застройки многоэтажные дома или одно, -двухэтажные индивидуальные строения, что согласно п. 4.14. СП 4.13130.2013 следует учитывать при установлении противопожарных расстояний. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности в полном объеме вынесено без соблюдений норм действующего законодательства, с нарушением прав, свобод и законных интересов административного истца, возложением на административного истца обязанностей, не отнесенных к его полномочиям. Совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого предписания требованиям закона и нарушение предписанием прав и свобод административного истца в данном случае влечет предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основания для признания его незаконным. Руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд РЕШИЛ: Административное исковое заявление администрации Ашинского муниципального района удовлетворить. Признать незаконным предписание <номер> об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара от 25.12.2017 года, вынесенное в отношении администрации Ашинского муниципального района начальником отдела надзорной деятельности и профилактической работы № 10 УНД иПР Главного управления МЧС России по Челябинской области ФИО4 На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Челябинский областной суд через Ашинский городской суд. Председательствующий Л.Т. Кулагина |