Дело № 2а-262/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 октября 2018 года
Каргасокский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Фокина Р.А.,
при секретаре Соколовой Т.Ю.,
с участием представителей административного истца – директора МБДОУ «Каргасокский детский сад №1» Лактионовой Т.В., действующей на основании приказа от 15.09.2015 №20-к, Тимохина В.В., действующего на основании доверенности от 10.09.2018, административного ответчика - главного государственного инспектора Каргасокского района Томской области по пожарному надзору Брагина Б.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Каргасок, Каргасокского района, Томской области, административное дело по административному исковому заявлению Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Каргасокский детский сад №1» о признании незаконным и отмене предписания главного государственного инспектора Каргасокского района Томской области по пожарному надзору Брагина Б.Н. от 05.07.2018 № 33/1/2 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Каргасокский детский сад № 1» (далее и по тексту МБДОУ «Каргасокский детский сад № 1») обратился с административным исковым заявлением к главному инспектору Каргасокского района Томской области по пожарному надзору Брагину Б.Н. о признании незаконным и отмене предписания главного государственного инспектора Каргасокского района Томской области по пожарному надзору от 05.07.2018 № 33/1/2 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. В обоснование заявленных требований указало, что 05.07.2018 главным государственным инспектором Каргасокского района Томской области по пожарному надзору Брагиным Б.Н. в отношении МБДОУ «Каргасокский детский сад № 1» было вынесено предписание № 33/1/2 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Вышеуказанное предписание незаконно. В качестве нарушений в названном предписании указано, что в нарушение ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, п. 14.4 Свода правил «СП 5.13130.2009 Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» система пожарной сигнализации, установленная в здании МБДОУ «Каргасокский детский сад № 1» не обеспечивает подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения с дублированием этих сигналов, по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы, на пульт подразделения пожарной охраны. При этом в нарушение п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», п/п «к» п. 7.1 раздела ГОСТ Р 57974-2017 «Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования» на объекте не хранится (отсутствует) акт мониторинга вывода сигналов на пульт централизованного наблюдения «01» и «112», что подтверждает факт отсутствия вывода сигнала на пульт подразделения пожарной охраны. Формулировка о том, что извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы, содержится в п. 14.4 СП 5.13130.2009. Однако в соответствии с п. 1.1 и 1.2 СП 5.13130.2009 настоящий свод правил разработан в соответствии со ст. 42, 45, 46, 54, 83, 84, 91, 103, 104, 111 – 116 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает нормы и правила проектирования автоматических установок пожаротушения и сигнализации. Настоящий свод правил распространяется на проектирование автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации для зданий и сооружений различного назначения, в том числе возводимых в районах с особыми климатическими и природными условиями. В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Аналогичная позиция в части применения положений ГОСТ Р 56935-2016, а также ГОСТ Р 57974-2017 изложена в Информационном письме МЧС России от 07.03.2018 № 43-2220-19 «О порядке применения положений ГОСТ Р 56935-2016 и ГОСТ Р 57974-2017». В названном письме также сделан вывод о том, что «Неисполнение требований таких документов не может квалифицироваться надзорными органами МЧС России как нарушение обязательных требований». Таким образом, требовать в обязательном порядке применения СП 5.13130.2009 и ГОСТ Р 57974-2017 от МБДОУ «Каргасокский детский сад № 1» контролирующие органы не вправе. Согласно ч. 7 ст. 83 Закона № 123-ФЗ дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны может осуществляться не обязательно с использованием выделенного в установленном порядке радиоканала. В здании МБДОУ «Каргасокский детский сад № 1» установлена и функционирует система удаленного контроля автоматической пожарной сигнализации – Интегрированная система мониторинга «Мираж». Указанная система была установлена на основании Договора № 27 на выполнение монтажных и пуско-наладочных работ по созданию систем удаленного контроля автоматической пожарной сигнализации (АПС) на объектах от 17.12.2009. Проведена модернизация системы «Мираж» до Интегрированной системы мониторинга «STEMAX» с контроллером «Мираж-GSM-Т4». В соответствии с сертификатом соответствия № С-RU.АЮ64.В.00992 Интегрированная система мониторинга «STEMAX» (ИСМ STEMAX) выпускаемая по АГНС.421452.002 ТУ для охранно-пожарного мониторинга, в составе: ПО ПЦН STEMAХ АГНС.425648.006 ТУ с контроллером «Мираж-GSM-Т4» АГНС.425644.011 ТУ соответствует требованиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, ГОСТ Р 53325-2012. Названный сертификат соответствия имеет срок действия с 30.06.2017 по 29.06.2022. Указанный сертификат соответствия размещен в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте производителя системы STEMAX. Полагает, что во время проведения проверки, оформленной актом № 33 от 05.07.2018, в здании МБДОУ «Каргасокский детский сад № 1» установлена и функционирует система удаленного контроля автоматической пожарной сигнализации – Интегрированная система мониторинга «STEMAX», соответствующая требованиям закона № 123-ФЗ, в том числе положениям ч. 7 ст. 83 указанного Закона. В качестве нарушения в предписании № 33/1/2 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 05.07.2018 отмечено, что в нарушение п/п «к» п. 7.1 раздела 7 ГОСТ Р 57974-2017 на объекте не хранится (отсутствует) акт мониторинга вывода сигналов на пульт централизованного наблюдения «01» и «112». В то же время, пп. «к» п. 7.1 ГОСТ Р 57974-2017 устанавливает, что для проведения работ по проверке работоспособности систем должен находиться, в числе прочего, акт мониторинга вывода сигналов на пульт централизованного наблюдения «01» и «112». Учитывая, что ГОСТ Р 57974-2017 в соответствии с федеральным законодательством не является обязательным для применения МБДОУ «Каргасокский детский сед № 1», что подтверждается также Информационным письмом МЧС России от 07.03.2018 № 43-2220-19, считает неправомерным истребование главным государственным инспектором Каргасокского района Томской области по пожарному надзору акта мониторинга вывода сигналов на пульт централизованного наблюдения «01» и «112». Просит признать предписание главного государственного инспектора Каргасокского района Томской области по пожарному надзору Брагина Б.Н. от 05.07.2018 № 33/1/2 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности незаконным и отменить его.
Представитель административного истца Лактионова Т.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала, приведя в обоснование доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Представитель административного истца Тимохин В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал. Суду пояснил, что в предписании № 33/1/2 от 05.07.2018 указано о том, что нужно оборудовать здание детского сада системой пожарной сигнализации, которая должна по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме передавать информацию о пожаре на пульт пожарной охраны. Считает это требование не обоснованным, в связи с тем, что в предписании приводится ссылка на ч.7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в которой средство связи не указано. Эти требования установлены п. 14.4 Свода правил «СП 5.13130.2009» «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования». В соответствии с п. 1.1 и 1.2 СП 5.13130.2009 настоящий свод правил разработан во исполнение Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает при этом нормы и правила проектирования автоматических установок пожаротушения и сигнализации. Настоящий свод правил распространяется на проектирование автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации. Поскольку документ является добровольным для применения, также эта добровольность установлена ст.26 Федерального закона 29.06.2015 года № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». В связи с чем полагает, что этот пункт в данном случае к предписанию применяться не может, т.е. он добровольный к применению. Кроме того МЧС России 16.10.2017 года был принят приказ № 443 «Об организации работы по передаче сигнала возникновения пожаров в пожарно-спасательные подразделения без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации», в котором написано, что в целях урегулирования проблемных вопросов, связанных с передачей сигнала о возникновении пожара в пожарно-спасательные подразделения, обеспечения защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по созданию добросовестной конкуренции при оказании услуг в указанной сфере деятельности, а также оптимизации затрат бюджетов всех уровней, начальником главного управления МЧС России по субъектам федерации подпункт пункта 3.4 Приказа было предписано в срок до 15.11.2017 утвердить и разместить на официальном сайте территориального органа МЧС России в сети интернет, в разделе деятельность, порядок подключения объектов защиты к приборам пультовым оконечным с указанием максимальных сроков проведения указанных процедур и технических требований, позволяющих реализовать передачу сигнала при возникновении пожара. Именно по любому каналу связи. С учетом этих положений, поскольку ни Федеральный закон № 123-ФЗ не содержит требований о радиоканале, ни внутренние документы МЧС России не содержат таких указаний, считает, что предписание было выдано не законно, в связи с чем просит его отменить. В МБДОУ «Каргасокский детский сад № 1» установлена система удаленного контроля автоматической пожарной сигнализации - Интегрированная система мониторинга «Мираж», эта система имеет сертификат соответствия требования Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», т.е. та система, которая в настоящий момент установлена, имеет все сертификаты соответствия со сроком действия, в момент проверки срок действия уже начался и оканчивается он через 5 лет. Система обслуживается специализированной организацией, и сигнал по этой системе проходит на оборудование, установленное в пожарной части с. Каргасок. Система «Мираж» была установлена в 2010 году, в дальнейшем проводилась только модернизация. В 2017 году оборудование было обследовано и после этого руководитель заключил договор на модернизацию системы. Система аккумулирует сигнал с датчиков дыма, дымовых извещателей и распределяет этот сигнал для того, чтобы включались звуковые оповещатели в здании и передает сигнал параллельно в пожарную охрану. Данная система была установлена до внесения поправок в ч. 7 ст. 83 Федерального закона № 123-ФЗ, там было предусмотрено для учреждений, которые по ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 123-ФЗ попадают под сертификацию Ф1.1, Ф4.1, в том числе детский сад, обязательно требование о том, что нужно дублировать сообщение о пожаре на пульт пожарной охраны. После этого система «Мираж» прошла сертификацию и была модернизирована по контракту 2017 года. В данный момент система «Мираж» функционирует, датчики включали, и пожарная охрана принимала сигнал о том, что срабатывание происходило.
ГУ МЧС России установив у себя определенное оборудование требует, чтобы аналогичное оборудование было установлено на каждом объекте подлежащем защите. И, в том числе, в связи с этим Министр по чрезвычайным ситуациям вынужден принять приказ № 443 в целях восстановления добросовестной конкуренции на данном рынке, которая направлена на то, чтобы любая марка систем имела возможность работать. «СП 5.13130.2009» является нормативным документом по пожарной безопасности в соответствии со ст.4 Федерального закона № 123-ФЗ и обязателен к исполнению. По закону обязанности передавать сигнал по «Стрелец-мониторинг» нет. И указание на использование конкретного товарного знака нет. Использование только конкретного товарного знака - это нарушение закона о конкуренции. Муниципальные заказчики: школы, дет.сады определяют потребность в товарах, услугах самостоятельно и согласование с пожарной частью не предусмотрено.
Административный ответчик Брагин Б.Н. суду пояснил, что в 2017 году в отношении МБДОУ «Каргасокский детский сад № 1» была проведена плановая проверка, по результатам которой были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, было выдано предписание на их устранение, со сроком устранения один год. По истечению одного года была проведена внеплановая проверка по контролю предписания, в ходе которой выяснилось, что предписание не выполнено. В августе 2017 года Лактионовой Т.В. была подана заявка в Главное управление на подключение имеющейся системы пожарной сигнализации, которая передает и дублирует сигнал на пульт подразделения пожарной охраны. Однако в связи с протоколом № 50 от 15.09.2017, выданным главным управлением МЧС России, на основании заключения № 0126/17 от 11.09.2017 организацией осуществляющей экспертно-техническое обслуживание отказано в подключении объекта «Каргасокский детский сад № 1». Тем самым им отказали в подключении. Для того чтобы этот пункт был выполнен в соответствии с ГОСТом, который указан в предписании, детскому саду необходимо получить акт подключения системы к подразделению пожарной охраны. В предписании также указано, что у них отсутствует акт подключения в соответствии с ГОСТом, что не снимает нарушения в комплексе. В МБДОУ «Каргасокский детский сад «№ 1» установлена система «Мираж», в пожарной охране официально установлена другая система, данные системы друг с другом не работают. Официально каких-либо других систем в подразделении пожарной охраны нет. В подразделении пожарной охраны официально установлена система «Стрелец-Мониторинг». Данная система работает по радиоканалу, который выделен МЧС России. Когда еще не было данного Федерального закона и никакого оборудования не было для принятия сигнала, обслуживающая организация «Сибспецмонтаж» самостоятельно установила, получив разрешение письмом, но оно в пожарной охране не обслуживается, пожарная охрана за него никакой ответственности не несет. То оборудование, на которое приходит сигнал, к ним не прикреплено, только письмом о разрешении о его установке в пожарной части. Оборудование не гарантирует передачу сигнала, так как оно не обслуживается никем со стороны пожарной охраны. В пожарной охране обслуживается только «Стрелец-мониторинг», который установлен официально. Они не могут взять себе на баланс систему «Мираж», так как у них уже стоит одна система на балансе официально. Система «Мираж» не срабатывает на неисправность, она срабатывает только на пожар. На неисправность датчиков и на другие виды технических неисправностей оно не срабатывает, а сигнал должен срабатывать как на неисправность, так и на пожар. Этот сигнал не проходит по радиоканалу, как это гласит Свод правил и у детского сада отсутствует акт подключения с пожарной частью согласно ГОСТ. По «Миражу» сигнал пожарная часть от дет.сада получает, все сигналы записываются в журнал.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии со ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В том числе об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (п. 2 ч. 2 ст.1 КАС РФ).
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Как установлено в судебном заседании, 05.07.2018 во исполнение распоряжения (приказа) начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы Каргасокского района Томской области УНДиПР ГУ МЧС России по Томской области – главным государственным инспектором Каргасокского района Томской области по пожарному надзору Брагиным Б.Н. в отношении МБДОУ «Каргасокский детский сад № 1» вынесено предписание № 33/1/2 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. В предписании в качестве нарушения обязательных требований пожарной безопасности указано, что система пожарной сигнализации, установленная в здании детского сада, не обеспечивает подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения в здании детского сада с дублированием этих сигналов по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы, на пульт подразделения пожарной охраны. При этом в нарушение п.п. «к» п. 7.1 раздела 7 ГОСТ Р 57974-2017 – национальный стандарт «Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования» на объекте не хранится (отсутствует) акт мониторинга вывода сигналов на пульт централизованного наблюдения «01» и «112», что подтверждает факт отсутствия сигнала на пульт подразделения пожарной охраны.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности. Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 – дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Частью 32 данного закона установлено, что здания школы и дошкольного образовательного учреждения относятся к зданиям классов Ф1.1, Ф4.1.
Пунктом 14.4 «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» установлено, что на объектах класса функциональной опасности Ф1.1, Ф4.1 извещения о пожаре должны передаваться в подразделения пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы.
В соответствии с пп. «б» п. 3.4 приказа МЧС России от 16.10.2017 № 443 «Об организации работы по передаче сигнала о возникновении пожара в пожарно-спасательные подразделения без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации» (в редакции приказа МЧС России от 15.01.2018 № 8) в целях урегулирования проблемных вопросов, связанных с передачей сигнала о возникновении пожара в пожарно-спасательные подразделении, обеспечения защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по созданию добросовестной конкуренции при оказании услуг в указанной сфере деятельности, а также оптимизации затрат бюджетов всех уровней, начальникам главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации в срок до 15.11.2017 предписано утвердить и разместить на официальном сайте территориального органа МЧС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Деятельность» порядок подключения объектов защиты к приборам пультовым оконечным с указанием максимальных сроков проведения указанных процедур и технических требований, позволяющих реализовать передачу сигнала о возникновении пожара в пожарно-спасательное подразделение по любому каналу связи.
Согласно п. 3.1 указанного приказа МЧС России начальникам главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации в срок до 15.11.2017 предписано направить в адрес соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления письменные разъяснения о готовности размещения в пожарно-спасательных подразделениях приборов пультовых оконечных любых производителей в установленном порядке. Однако до настоящего времени в данной части приказ МЧС России от 16.10.2017 № 443 главным управлением МЧС России по Томской области не выполнен.
В судебном заседании установлено, что на основании письма начальника ГУ «8 отряд ФПС» от 25.03.2011 № 1-4-5-299 в пожарной части с. Каргасок с 2011 года установлен комплекс приборов пультовых оконечных интегрированной системы мониторинга «STEMAX» с контроллерами «Мираж-GSM-Т4». При этом сигнал о возникновении пожара в пожарную часть с. Каргасок с оборудования, установленного в помещениях МБДОУ «Каргасокский детский сад № 1» проходит. Данное обстоятельство не оспаривалось административным ответчиком в судебном заседании и подтверждается показаниями свидетеля Шемякина Д.Ю., являющегося зам.начальника пожарно-спасательной части 8 отряда ФГКУ по Томской области. Данный свидетель пояснил, что у диспетчера в пожарной части действительно установлено специальное оборудование, на которое приходит сигнал о пожаре из дет.сада и который фиксируется в соответствующем журнале. На данную систему подключено порядка 40 абонентов – учреждения образования, здравоохранения. К системе «Стрелец-мониторинг» подключено 7 абонентов.
Таким образом суд установил, что в МБДОУ «Каргасокский детский сад № 1» в дополнение к охранно-пожарной сигнализации установлена и функционирует Интегрированная система мониторинга «STEMAX» с контроллерами «Мираж-GSM-Т4», которая соответствует положениям Федерального закона от 2.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Кроме того, в здании МБДОУ «Каргасокский детский сад № 1» смонтирована охранно-пожарная сигнализация, в состав которой входят извещатель пожарный дымовой оптико-электронный ИП 212-141 и ИП 212-141М, оповещатель световой «Молния-12», оповещатель охранно-пожарный «Маяк-12-К», оповещатель охранно-пожарный речевой «Соната-3», прибор управления речевыми оповещателями «Соната-К» (л.д. 145, 146 об. сторона).
Согласно паспорту оповещатель световой «Молния-12» предназначен для обозначения эвакуационных путей в помещениях различного назначения (л.д. 156). Оповещатель охранно-пожарный речевой «Соната-3» предназначен для воспроизведения голосовых сообщений, специальных сигналов в системах пожарного оповещения, речевой информации и фоновой музыки в системах: громкоговорящей связи, звукоусиления и трансляции (л.д. 150). Оповещатель охранно-пожарный «Маяк-12-К» предназначен для выдачи световых и звуковых сигналов на объектах, оснащенных охранно-пожарной сигнализацией (л.д. 154). Прибор управления речевыми оповещателями «Соната-К» предназначен для трансляции речевых сообщений в системах пожарной сигнализации на объектах различной степени сложности. Команда на включение и выключение тревожного оповещения поступает от внешнего приемно-контрольного прибора или от кнопки дистанционного включения. Передаются сообщения, записанные предварительно в цифровой магнитофон. Для хранения сообщений используется встроенный цифровой магнитофон. В памяти магнитофона размещены два сообщения длительностью 8 секунд каждое: тревожное и тестовое (л.д.152).
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в МБДОУ «Каргасокский детский сад № 1» установлена и функционирует охранно-пожарная сигнализация, которая имеет в своем составе технические средства, предназначенные для подачи светового и звукового сигналов о возникновении пожара, специальные выносные устройства оповещения, в связи с чем, возложение на МБДОУ «Каргасокский детский сад № 1» обязанности по установке иной системы пожарной сигнализации, обеспечивающей подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения в здании детского сада, с дублированием этих сигналов по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участие персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы, на пульт подразделения пожарной охраны, является необоснованным.
Доказательств тому, что на момент проверки указанное приемо-передающее устройство «Мираж», установленное у административного истца, находилось в нерабочем состоянии и не выполняло возложенные на него функции, что оно не соответствует требованиям федеральных законов № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» или требованиям ГОСТа, со стороны административного ответчика суду представлено не было.
Указания административного ответчика на тот факт, что пожарно-охранная сигнализация «Мираж» официально не принята на баланс пожарной части, не свидетельствуют о наличии нарушений со стороны МБДОУ «Каргасокский детский сад №1» требований пожарной безопасности и законности оспариваемого предписания.
Необходимость установки в учреждении именно программно-аппаратного комплекса «Стрелец-Мониторинг» нормативными актами не подтверждена. Установленное в пожарной части оборудование пожарного комплекса системы «Мираж», на которое поступают сигналы оповещения со стороны МБДОУ «Каргасокский детский сад №1», функционирует и не демонтировано органами МЧС.
Согласно п.п «к» п. 7.1 ГОСТ Р 57974-2017 для проведения работ по проверке работоспособности систем, в числе прочего, на объекте должен находиться акт мониторинга вывода сигналов на пульт централизованного наблюдения «01» и «112» в случаях, предусмотренных Федеральным законодательством.
Ссылка в оспариваемом предписании на нормы федерального законодательства, возлагающие обязанности по хранению акта мониторинга вывода сигналов на пульт централизованного наблюдения «01» и «112», не приведена.
В соответствии с Информационным письмом МЧС России от 07.03.2018 № 43-2220-19 «О порядке применения положений ГОСТ Р 56935-2016 и ГОСТ Р 57974-2017», Письмом МЧС России от 19.03.2018 № 91-1080-19 «О направлении информации» ГОСТ Р 57974-2017 «Производственные услуги. Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования» указанные документы (ГОСТ Р 56935-2016 и ГОСТ Р 57974-2017» в соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации» применяются исключительно на добровольной основе. Неисполнение требований таких документов не может квалифицироваться надзорными органами МЧС России как нарушение обязательных требований.
В связи с чем, возложение оспариваемым предписанием на МБДОУ «Каргасокский детский сад № 1» обязанности по хранению в здании детского сада акта мониторинга вывода сигналов на пульт централизованного наблюдения «01» и «112» также является незаконным.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленные МБДОУ «Каргасокский детский сад №1» административные исковые требования о признании незаконным и отмене предписания главного государственного инспектора Каргасокского района Томской области по пожарному надзору Брагина Б.Н. от 05.07.2018 № 33/1/2 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175–180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Каргасокский детский сад №1» о признании незаконным и отмене предписания главного государственного инспектора Каргасокского района Томской области по пожарному надзору Брагина Б.Н. от 05.07.2018 № 33/1/2 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным и отменить предписание главного государственного инспектора Каргасокского района Томской области по пожарному надзору Брагина Б.Н. от 05.07.2018 № 33/1/2, выданное Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Каргасокский детский сад №1» по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба (представление) в Томский областной суд через Каргасокский районный суд Томской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Р.А. Фокин