ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2630/2021 от 07.07.2021 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

07 июля 2021 года город Иркутск

Кировский районный суд г.Иркутска в составе

председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Овчинниковой Н.С.,

с участием помощника прокурора г. Иркутска Просекиной А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2630/2021 по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации города Иркутска об оспаривании нормативных правовых актов в части,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации г. Иркутска требуя признать недействующим постановление администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта межевания территории планировочного элемента О-03-01» в части утверждения проекта межевания земельного участка с условным номером 1:3:3, площадью 4085 кв.м., вид разрешенного использования: малоэтажная многоквартирная жилая застройка (2.1.1), способ образования земельного участка - перераспределение земельного участка и земель, государственная собственность на которые не разграничена, 1 этап межевания территории; в части утверждения проекта межевания земельного участка условный , площадью 4418,0 кв.м., вид разрешенного использования: малоэтажная многоквартирная жилая застройка (2.1.1), способ образования земельного участка - перераспределение земельного участка и 1:3:3, 2 этап межевания территории; признать недействующим Проект планировки территории планировочного элемента О-03-01, утвержденного постановлением Администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта плакировки территории планировочного элемента О-03-01» в редакции постановления Администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ, в части: установления красных линий в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью 334 кв.м., по адресу: <адрес> принадлежащего ФИО1 на праве собственности.

В обоснование административного искового заявления указала, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 334 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями.

В соответствии с действующим ограничением: ПДП Нагорной части <адрес> под проектируемую дорогу, что земельный участок ФИО1 расположен в границах объекта археологического наследия «Лисиха» и в водоохранной зоне <адрес>, площадь земельного участка, предоставленного ФИО1 в собственность, была уменьшена с 694 кв. м. до 334 кв. м. Фактически ФИО1 использует участок площадью 694 кв.м.

Земельный участок, фактически используемый ФИО1, но не переданный заявителю в собственность, был сформирован администрацией г. Иркутска в объект недвижимости с кадастровым номером , площадью 358 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов, характерных для населенных пунктов, адрес: <адрес>.

Длительное время между администрацией города Иркутска и ФИО1 действовал договор аренды данного земельного участка с кадастровым номером .

ФИО1 неоднократно обращалась в Административные органы с заявлением о предоставлении ей земельного участка с кадастровым номером но получала отказы по различным причинам, свидетельствующим об ограничении в его использовании.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска с заявлением о перераспределении принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером , площадью 334 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с землями, собственность на которые не разграничена с целью образования земельного участка площадью 692 кв.м.

Письмом администрации города Иркутска в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ в перераспределении земельного участка административного истца с кадастровым номером и земель, государственная собственность на которые не разграничена, было отказано по причине: расположения земельного участка в границах красных линий в соответствии с проектом планировки территории планировочного элемента О-03-01, утвержденного постановлением Администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ; на территорию, в границах которой расположен испрашиваемый земельный участок Постановлением Администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект межевания территории планировочного элемента О-03-01, данный земельный участок расположен в границах образуемого земельного участка с условным номером 2:3:1, с видом; разрешенного использования: «малоэтажная многоквартирная жилая застройка».

Административному истцу стало известно, что земельный участок с кадастровым номером который находится в её пользовании и в передаче в собственность которого администрация г.Иркутска отказывала заявителю по причине ограничений в его использовании, предусмотрен к передаче в собственность гражданину ФИО2 без проведения открытых торгов с изменением разрешенного использования на «малоэтажная многоквартирная жилая застройка».

Так администрация г. Иркутска утвердила два этапа перераспределения принадлежащего ФИО2 земельного участка с кадастровым номером площадью 735 кв.м., разрешенное использование: для эксплуатации существующего жилого дома со служебно-хозяйственными строениями, местоположение: <адрес> с землями, собственность на которые не разграничена: Постановлением администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта межевания территории планировочного элемента О-03-01» утвержден проект межевания в отношении земельного участка условный . площадью 4085 кв.м. вид разрешенного использования: малоэтажная многоквартирная жилая застройка (2.1.П. способ образования земельного участка - перераспределение земельного участка и земель, государственная собственность на которые не разграничена (1 этап); Постановлением администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта межевания территории планировочного элемента О-03-01» утвержден проект межевания в отношении земельного участка условный . площадью 4418,00 кв.м., вид разрешенного использования: малоэтажная многоквартирная жилая застройка 12.1.1). способ образования земельного участка - перераспределение земельного участка и 1:3:3 (2 этап).

Постановлением администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта межевания территории планировочного элемента 0-03-01» утвержден проект межевания в отношении земельного участка условный . площадью 4085 кв.м., вид разрешенного использования: малоэтажная многоквартирная жилая застройка (ДД.ММ.ГГГГ. способ образования земельного участка - перераспределение земельного участка и земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Решением Администрации г.Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ о перераспределении земельного участка с кадастровым с землями, государственная собственность на которые не разграничена, был образован земельный участок с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией г. Иркутска и ФИО2 было заключено соглашение о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, согласно которому ФИО2 приобрел в собственность земельный участок с кадастровым номером , площадью 3349 кв.м., адресный ориентир: <адрес>, категория земель; земли населённых пунктов, разрешенное использование: малоэтажная многоквартирная жилая застройка.

Земельный участок с кадастровым номером образован в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером , площадью 735 кв. м, принадлежащему ФИО2 на праве собственности и земельного участка площадью 3349 кв. м. из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена. Право собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации .

Административный истец полагает, что оспариваемыми актами были нарушены ее права и законные интересы о равном доступе граждан к приобретению земельных участков, закрепленные п. 2 статьи 15 ЗК РФ.

Постановление администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта межевания территории планировочного элемента 0-03-01» в указанной оспариваемой части (1-2 этап), является незаконным и противоречит ч. 1,3 ст. 11.2, 11.3, 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку привело к возникновению изломанности границ, чересполосице, поскольку сформированный спорный участок самостоятельного прохода на участок не имеет, расположен во второй линии от <адрес>, имеет смежные границы с индивидуальной жилой застройкой с одной стороны и отвесным обрывом к реке Ангара с другой.

В оспариваемом случае произошло незаконное изменение разрешенного использования земельного участка и необоснованное увеличение его площади более чем в 4 раза: к земельному участку с кадастровым номером площадью 735 кв.м., с разрешенным использованием для эксплуатации индивидуального жилого дома, принадлежащему ФИО2 на праве собственности, был присоединен участок публичной земли площадью 3349 кв. м. с разращенным использованием: малоэтажная многоквартирная жилая застройка, а также согласно 2 этапа присоединен спорный земельный участок с кадастровым номером , площадью 358 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов, характерных для населенных пунктов (под благоустройство территории).

Каких-либо заявлений об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , площадью 735 кв.м., с разрешенным использованием- «для эксплуатации индивидуального жилого дома» на вид разрешенного использования - «малоэтажная многоквартирная жилая застройка» в орган регистрации прав подано не было, публичных слушаний не проводилось.

Указанные действия Администрации г. Иркутска наносят ущерб не только интересам административного истца, но и муниципалитета <адрес>, поскольку отчуждение земельного участка происходит по заниженной стоимости, а также ущемляют права истца и третьих лиц на участие в торгах по продаже прав на свободные земельные участки.

В оспариваемом случае отсутствуют основания предоставления в собственность ФИО2 земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, площадью более 3600 кв.м., поскольку отсутствуют доказательства, подтверждающие невозможность использования принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером , площадью 735 кв.м., с разрешенным использованием-для эксплуатации индивидуального жилого дома.

Кроме того, в пределах земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего ФИО2, вообще отсутствуют какие-либо объекты недвижимости.

Образованному в результате перераспределения земельному участку был установлен вид разрешенного использования - «малоэтажная многоквартирная жилая застройка», не связанный с видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером : «под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями».

Предоставление земельного участка в собственность гражданину ФИО2 площадью более 3600 кв. м. по льготной цене с разрешенным использованием: малоэтажная многоквартирная жилая застройка без проведения торгов не предусмотрено законодательством РФ.

При утверждении указанного проекта межевания территории планировочного элемента О-03-01 в оспариваемой части (1,2 этап) органом власти возможность образования самостоятельного земельного участка не исследовалась.

Административный истец также полагает, что при утверждении проекта межевания территории планировочного элемента О-03-01 в части утверждения проекта межевания земельного участка условный , площадью 4085 кв.м., с возможностью перераспределения земельного участка и земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также согласования 2 этапа - не была соблюдена процедура и порядок публикации этих актов.

О проведении публичных слушаний административный истец извещен не был, по этой причине не могла участвовать в публичных слушаниях и выразить свое мнение по рассматриваемому вопросу.

В соответствии с проектом планировки территории планировочного элемента 0-03-01, утвержденным постановлением Администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта планировки территории планировочного элемента 0-03-01» (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ), земельный участок, на котором расположен жилой дом ФИО3 с кадастровым номером , площадью 33,2 кв.м., адрес: г: Иркутск, <адрес>, расположен в границах красных линий, красная линия пересекает также расположенный на нем жилой дом административного истца.

Установление красных линий, допущенное в оспариваемом проекте планировки территории планировочного элемента 0-03-01 существенным образом нарушают права административного истца на использование объектов капитального строительства и соответствующих земельных участков.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании отсутствует, ходатайствует о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО4 поддержали заявленные требования.

Представитель административного ответчика Администрации г. Иркутска, ФИО5 в судебном заседании заявленные требования не признала, по основаниям указанным в письменном отзыве, просила суд в удовлетворении требований отказать в полном объеме.

Заинтересованное лицо ФИО2 в судебном заседании отсутствует, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.

Его представитель ФИО6 не был допущен к участию в судебном заседании поскольку не представил суду допустимый документ о наличии высшего юридического образования.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего требования административных истцов не подлежащими удовлетворению, исследовав представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации к основам конституционного строя относится обязанность государства защищать права и свободы человека и гражданина. Государственная, в том числе судебная, защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется статьей 45 частью 1, статьей 46 частями 1, 2 Конституции Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В соответствии со статьями 6, 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии с частью 1 статья 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48, в редакции от 09 февраля 2012 года, «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»).

В силу ч. 7 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (ч. 8 ст. 213 КАС РФ).

Согласно ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

По смыслу данной нормы права для принятия решения по административному делу об оспаривании нормативного правового акта основанием для удовлетворения заявленных требований является только не соответствие оспариваемого нормативного правового акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Проверяя порядок принятия оспариваемых нормативных правовых актов, а также обстоятельства нарушения прав административных истцов, суд учитывает следующее.

Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к числу вопросов местного значения городского округа отнесено, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.

Из пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса следует, что под градостроительной деятельностью, к субъектам которой отнесены органы местного самоуправления городских округов, выступающие от имени муниципальных образований, понимается деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории (п. 4 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (ч. 5 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно ч. 1 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Частью 2 указанной статьи установлено, что проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

В соответствии с ч. 3 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ основная часть проекта планировки территории включает в себя:

1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:

а) красные линии;

б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства;

г) границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;

2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.

В соответствии с ч. 2 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент подготовки и утверждения оспариваемого проекта межевания, подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков, а также установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.

В соответствии с ч. 5 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 данного Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.

Частью 10 рассматриваемой статьи установлено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

Согласно части 13 статьи 45 ГрК РФ особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территориям поселения, городского округа устанавливаются статьей 46 данного Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 данного Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.

Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории (ч. 3 ст. 46 ГрК РФ).

Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (ч. 5 ст. 46 ГрК РФ).

Участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний (ч. 9 ст. 46 ГрК РФ).

Согласно ч. 10 ст. 46 ГрК РФ заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет».

В соответствии с 1.4. Положения о публичных слушаниях в области градостроительной деятельности в городе Иркутске, принятого решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, публичные слушания организуются и проводятся в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иным законодательством. Уставом <адрес> и указанным Положением.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 года № 455-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступил в силу 29 декабря 2017 года.

Статьей 19 данного Федерального закона установлено, что положения законодательных актов Российской Федерации, измененные настоящим Федеральным законом, подлежат применению со дня вступления в силу нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, необходимых для проведения общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии с ГрК РФ (в редакции Федерального закона № 455-ФЗ). Указанные нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, необходимые для проведения общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии с ГрК РФ (в редакции Федерального закона № 455-ФЗ), подлежат принятию и опубликованию не позднее 1 июля 2018 года.

При этом в случае, если решения о проведении публичных слушаний по проектам планировки территории приняты до дня вступления в силу нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, необходимых для проведения общественных обсуждений или публичных слушаний в соответствии с ГрК РФ (в редакции Федерального закона № 455-ФЗ), публичные слушания по указанным проектам и вопросам проводятся в порядке, установленном в соответствии с ГрК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 455-ФЗ).

Положение об отдельных вопросах организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний в области градостроительной деятельности в городе Иркутске, разработанное в соответствии с нормами Федерального закона № 455-ФЗ, утверждено решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ «О делегировании полномочий» заместителю мэра - председателю комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска делегированы полномочия по принятию решений о подготовке проектов планировки территории, а также о назначении публичных слушаний по проектам планировки территории.

Проект межевания территории планировочного элемента О-03-01 был утвержден Постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением заместителя мэра – председателя Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о подготовке проектов внесения изменений в проекты межевания территорий, в том числе планировочного элемента О-03-01.

Данное распоряжение было опубликовано в газете «Иркутск официальный» от ДД.ММ.ГГГГ (781) размещено на официальном сайте органов местного самоуправления <адрес>.

Согласно пояснительной записке к проекту от ДД.ММ.ГГГГ, проект внесения изменений в проект межевания территории планировочного элемента О-03-01 подготовлен в целях приведения в соответствии с действующим законодательством и образования земельных участков в соответствии с требованиями ст. 11.3 ЗК РФ. В связи с тем, что проект не предусматривает установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение красных линий влекут за собой изменение границ территории общего пользования, процедура публичных слушаний не проводилась.

Проект сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ был направлен на утверждение либо отклонению мэру <адрес>.

Постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта межевания территории планировочного элемента 0 03-01» внесены изменения в проекта межевания территории планировочного элемента 0 03-01 в части подпункта 2 пункта 1, а именно данная норма изложена в следующей редакции:

«2» Перечень и сведения об образуемых земельных участках. Сведения о границах территории в отношении которой утвержден проект межевания (Приложение « 2;»;

2) Приложение изложить в редакции Приложения к настоящему постановлению;

3) Приложение изложить в редакции Приложения к настоящему постановлению.

Оспариваемым постановлением, в том числе образованы земельные участки: площадью 4085 кв.м., вид разрешенного использования: малоэтажная многоквартирная жила застройка (2.1.1), способ образования земельного участка - перераспределение земельного участка и земель, государственная собственность на которые не разграничена, 1 этап межевания территории, и площадью 4418,0 кв.м., вид разрешенного использования: малоэтажная многоквартирная жилая застройка (2.1.1), способ образования земельного участка - перераспределение земельного участка этап межевания территории.

Таким образом, процедура принятия оспариваемого постановления администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта межевания территории планировочного элемента 0-03-01» соблюдена.

Доводы административного истца о несоблюдении процедуры публичных слушаний основаны на неверном толковании норм права.

Так частью 1 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам, в том числе, планировки территории, проектам межевания территории, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Такие исключения установлены, в частности, пунктом 12 статьи 43 ГрК РФ, согласно которому (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) в случае подготовки проекта межевания территории, расположенной в границах элемента или элементов планировочной структуры, утвержденных проектом планировки территории, в виде отдельного документа общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, за исключением случая подготовки проекта межевания территории для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение красных линий влекут за собой изменение границ территории общего пользования.

Анализ оспариваемого постановления свидетельствует об отсутствии оснований для проведения процедуры публичных слушаний в соответствии с приведенной нормой.

Доводы административного истца о несоответствии оспариваемого правового акта ч. 1,3 ст. 11.2, 11.3, 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, не нашли своего подтверждения.

Как следует из письма Комитета по градостроительной политике от ДД.ММ.ГГГГ и приложенных к нему документов, земельный участок с кадастровым номером (государственная собственность не разграничена) в соответствии с генеральным планом <адрес>, утвержденным решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции решения Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ), образуемый земельный участок с условным номером 1:3:3, площадью 4085 находится в границах планировочного элемента О-03-01 в функциональной зоне «Жилые зоны (О-03-01/100).

В соответствии с проектом планировки территории планировочного элемента О-03-01, утвержденным постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановления администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ), указанный земельный участок не расположен в границах зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального или местного значения и в границах зон планируемого размещения жилого, производственного, общественного-делового и иного назначения. Сведения о планируемом размещении линейных объектов в отношении территории в границах которой расположен указанный земельный участок отсутствуют. Красная линия указанный земельный участок не пересекает.

В соответствии с проектом межевания территории планировочного элемента О-03-01, утвержденным постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановления администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ), указанный земельный участок отображен как существующий земельный участок, учтенный в Едином государственном реестре недвижимости, и расположен в границах образуемого земельного участка с условным номером 2:3:1 (2 этап), площадью 4418,0 кв. м, с видом разрешенного использования «Малоэтажная многоквартирная жилая застройка», со способом образования - перераспределение земельных участков , в соответствии с перечнем и сведениями об образуемых земельных участках.

В соответствии с проектом межевания территории планировочного элемента О-03-01, утвержденным постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановления администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ), указанный земельный участок отображен как существующий земельный участок, учтенный в Едином государственном реестре недвижимости и расположен в границах образуемого земельного участка е условным номером 2:11:1, площадью 5297,0 кв. м, с видом разрешенного использования - «Малоэтажная многоквартирная жилая застройка», со способом образования - перераспределение земельных участков: , согласно перечню и сведениям об образуемых земельных участках.

В соответствии с правилами землепользования и застройки части территории <адрес>, за исключением территории в границах исторического поселения <адрес>, утверждёнными решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции решения Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ), указанный земельный участок находится в территориальной зоне «Зоны застройки среднеэтажными жилыми домами (5-8 эт.) (ЖЗ-103)» (статья 36), в границах зон с особыми условиями использования территории: «Водоохранные зоны», частично «Прибрежные защитные полосы», в границах территории объектов археологии, в планировочном элементе О-03-01.

Сведения о земельном участке с кадастровым номером внесены в Единый государственный реестр недвижимости на основании распоряжения заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку от ДД.ММ.ГГГГ, площадью 358 кв.м, с видом разрешенного использования «для благоустройства территории». Постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен на праве аренды физическому лицу. ДД.ММ.ГГГГ право аренды в сведениях ЕГРН погашено, договор аренды расторгнут.

Земельный участок с кадастровым номером в соответствии с генеральным планом <адрес>, утвержденным решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции решения Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ), образуемый земельный участок с условным номером 1:3:3, площадью 4085 находится в границах планировочного элемента О-03-01 в функциональной зоне «Жилые зоны (0-03-01/100).

В соответствии с проектом планировки территории планировочного элемента О-03-01, утвержденным постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановления администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ), указанный земельный участок не расположен в границах зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального или местного значения и в границах зон планируемого размещения жилого, производственного, общественного-делового и иного назначения. На указанном земельном участке установлена красная линия, в границах которой планируется размещение объекта транспортной инфраструктуры – планируемые магистральные улицы районного значения.

В соответствии с проектом планировки территории планировочного элемента О-03-01, утвержденным постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановления администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ), указанный земельный участок не расположен в границах зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального или местного значения, жилого, производственного, общественного-делового и иного назначения. На указанном земельном участке установлена красная линия, в границах которой планируется размещение объекта транспортной инфраструктуры – планируемые магистральные улицы районного значения.

В соответствии с проектом межевания территории планировочного элемента О-03-01, утвержденным постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановления администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ), указанный земельный участок отображен как существующий земельный участок, учтенный в ЕГРН.

В соответствии с проектом межевания территории планировочного элемента

О-03-01, утвержденным постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановления администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ), указанный земельный участок отображен как существующий земельный участок, учтенный в ЕГРН.

В соответствии с правилами землепользования и застройки части территории города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения <адрес>, утверждёнными решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции решения Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ), указанный земельный участок находится в территориальной зоне «Зоны застройки среднеэтажными жилыми домами (5-8эт.) (ЖЗ-103) (статья 36), в границах зон с особыми условиями использования территории: «Водоохранные зоны», частично «Прибрежные защитные полосы», в границах территории объектов археологии, в планировочном элементе 0-03-01.

Образуемый земельный участок с условным номером 1:3:3, площадью 4085, образование которого предусмотрено проектом межевания территории планировочного элемента О-03-01, утвержденного решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта межевания территории планировочного элемента О-03-01», в соответствии с генеральным планом <адрес>, утвержденным решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции решения Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ), находится в границах планировочного элемента О-03-01 в функциональной зоне «Жилые зоны (0-03-01/100).

В соответствии с проектом планировки территории планировочного элемента О-03-01, утвержденным постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановления администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ), указанный земельный участок не расположен в границах зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального или местного значения и в границах зон планируемого размещения жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения. Сведения о планируемом размещении линейных объектов в отношении территории, в границах которой расположен указанный земельный участок отсутствуют. Красная линия указанный земельный участок не пересекает.

В соответствии с проектом планировки территории планировочного элемента О-03-01, утвержденным постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановления администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ), указанный земельный участок не расположен в границах зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального или местного значения, жилого, производственного, общественного-делового и иного назначения. Сведения о планируемом размещении линейных объектов в отношении территории, в границах которой расположен указанный земельный участок отсутствуют. Красная линия указанный земельный участок не пересекает.

В соответствии с проектом межевания территории планировочного элемента О-03-01, утвержденным постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ), указанный земельный участок отображен как образуемый земельный участок с условным номером 1:3:3, площадью 4085,0 кв. м, с видом разрешенного использования «Малоэтажная многоквартирная жилая застройка», со способом образования - перераспределение земельного участка и земель, государственная собственность на которые не разграничена (1 этап) и расположен в границах образуемого земельного участка с условным номером 2:3:1 (2 этап), площадью 4418,0 кв. м, с видом разрешенного использования «Малоэтажная многоквартирная жилая застройка», со способом образования - перераспределение земельных участков , 1:3:3, в соответствии с перечнем и сведениями об образуемых земельных участках.

В соответствии с проектом межевания территории планировочного элемента О-03-01, утвержденным постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановления администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ), указанный земельный участок отображен как образуемый земельный участок с условным номером 1:11:2, площадью 4416,0 кв. м, с видом разрешенного использования «Малоэтажная многоквартирная жилая застройка», со способом образования - перераспределение и земель, государственная собственность на которые не разграничена (1 этап) и расположен в границах образуемого земельного участка с условным номером 2:11:1 (2 этап), площадью 5297,0 кв. м, с видом разрешенного использования «Малоэтажная многоквартирная жилая застройка», со способом образования - перераспределение земельных участков в соответствии с перечнем и сведениями об образуемых земельных участках.

В соответствии с правилами землепользования и застройки части территории города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск, утверждёнными решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции решения Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ), указанный земельный участок находится в территориальной зоне «Зоны застройки среднеэтажными жилыми домами (5-8эт.) (ЖЗ-103) (статья 36), в границах зон с особыми условиями использования территории: «Водоохранные зоны», частично «Прибрежные защитные полосы», в границах территории объектов археологии, в планировочном элементе О-03-01.

Перераспределение земельного участка с кадастровым номером предусмотрено в ПМТ в два этапа:

- I этап перераспределение земельного участка с кадастровым и землями государственная собственность на которые не разграничена.

- II этап перераспределение земельных участков с кадастровым и условным номером 1:3:3 (образованным в результате I этапа).

В отношении квартала, где формируется земельный участок правилами землепользования и застройки установлена территориальная зона застройки среднеэтажными жилыми домами (ЖЗ-103). Для застройки средне-этажными жилыми домами, сохранения баланса площадей застроенной и незастроенной территории с элементами благоустройства, обеспечением парковочных мест необходим земельный участок площадью не менее 0,48 Га, однако, неразграниченная территория, расположенная в границах элемента планировочной структуры, составляет 0,33 Га.

Ввиду того, что к образуемому земельному участку I этапом примыкает земельный участок неразграниченной государственной собственности с кадастровым номером , с видом разрешенного использования «для благоустройства территории», использование которого с целью благоустройства территории для развития квартала нецелесообразно и с целью рационального и эффективного использования территории, максимального вовлечения в хозяйственный оборот, создания благоприятных условий был предусмотрен II этап перераспределения с указанным земельным участком.

Земельные участки образованы в порядке перераспределения, что соответствует ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ, земельный участок находится в соответствии с правилами землепользования и застройки находится в территориальной зоне «Зоны застройки среднеэтажными жилыми домами, целевое назначение и разрешенное использование земельных соответствуют целевому назначению и разрешенному использованию земельных участков, что соответствует ч. 3 ст. 11.2 ЗК РФ, образование земельных участков осуществлено в соответствии с проектом межевания территории, что соответствует ст. 11.3 ЗК РФ, перераспределенные земельные участки находились в распоряжении органа местного самоуправления, что соответствует положениям ст. 39.28 ЗК РФ.

Доводы о том, что перераспределение земельных участков привело к возникновению изломанности границ, чересполосице не состоятельны, само по себе наличие у образованного земельного участка 24 характерных точки и 19 углов не свидетельствует о несоответствии нормативного правового акта ст. 11.9 ЗК РФ.

Довод административного истца, что при утверждении указанного проекта межевания территории планировочного элемента О-03-01 в оспариваемой части (1,2 этап) органом власти возможность образования самостоятельного земельного участка не исследовалась, не состоятелен, поскольку земельный участок с кадастровым номером (государственная собственность не разграничена) площадью 4085 был сформирован ранее до принятия оспариваемого постановления.

В соответствии с правилами землепользования и застройки части территории города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения <адрес>, утверждёнными решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне ЖЗ-103, минимальная площадь земельного участка в данной зоне предусмотрена 0,05 га (при реконструкции), 0,15 га (при новом строительстве), в связи с чем, образование самостоятельного земельного участка из земельного участка в меньшей площади не возможно.

Также судом не установлено противоречий оспариваемого правового акта ст.5.1 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», устанавливающей требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия и особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, поскольку данная норма права не предусматривает ограничений в перераспределении земельных участков в границах таких объектов, а устанавливает определенные требования и особые режимы использования таких земельных участков.

Сведения о том, что данный земельный участок находится в границах территории объектов археологии, в планировочном элементе О-03-0, отражены и учтены в Правилах землепользования и застройки части территории <адрес>, за исключением территории в границах исторического поселения <адрес>, утвержденных решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 334 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Оспариваемым правовым актом не предусмотрено каких-либо действий (перераспределение, изменение границ и т.д.) в отношении земельного участка принадлежащего ФИО1 кадастровым номером

Таким образом, административный истец не является участником правоотношений, которые регулируются оспариваемыми нормативными правовыми актами.

Судом не установлено нарушений прав административного истца оспариваемым постановлением, поскольку административный истец правообладателем образуемых земельных участков не является, по сути, административный истец не согласен с тем фактом, что перераспределенный земельный участок бы предоставлены ни ей, а иному лицу, однако данное обстоятельство не может служить для признания нормативного правового акта противоречащим законодательству и не действующим.

Как следует из доводов административного истца, она фактически пользуется частью земельного участка длительный период времени, вместе с тем фактическое пользование земельным участком не признается, в числе прочих, основанием для возникновения прав на землю.

При таких обстоятельствах требования о признании недействующим постановление администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта межевания территории планировочного элемента О-03-01» в части утверждения проекта межевания земельного участка с условным номером 1:3:3, площадью 4085 кв.м., вид разрешенного использования: малоэтажная многоквартирная жилая застройка (2.1.1), способ образования земельного участка - перераспределение земельного участка и земель, государственная собственность на которые не разграничена, 1 этап межевания территории; в части утверждения проекта межевания земельного участка условный , площадью 4418,0 кв.м., вид разрешенного использования: малоэтажная многоквартирная жилая застройка (2.1.1), способ образования земельного участка - перераспределение земельного участка 2 этап межевания территории удовлетворению не подлежат.

Доводы административного истца о нарушении принципа равного доступа в приобретении земельных участков и о нарушении процедуры предоставления земельного участка ФИО2 правового значения не имеют, поскольку вопрос о законности предоставления того или иного земельного участка кому-либо в оспариваем правовом акте не предусматривается.

Само по себе образование земельных участков, определение их площади и границ подлежащих образованию земельных участков в проекте межевания территории не препятствует административному истцу владеть, распоряжаться и пользоваться принадлежащим ей земельным участком.

Рассматривая требования о признании недействующим Проект планировки территории планировочного элемента О-03-01, утвержденного постановлением Администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта плакировки территории планировочного элемента О-03-01» в редакции постановления Администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ, в части: установления красных линий в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью 334 кв.м., по адресу: <адрес> принадлежащего ФИО1 на праве собственности суд учитывает следующее.

Распоряжением заместителя мэра - председателя комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ были назначены публичные слушания

Решение о назначении публичных слушаний по проекту внесения изменений в проект, было опубликовано в газете «Иркутск официальный» от ДД.ММ.ГГГГ (819) и размещено на официальном сайте органов местного самоуправления <адрес>.

Публичные слушания по проекту внесения изменений в проект планировки были проведены ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> (актовый зал).

По результатам проведенных публичных слушаний было составлено заключение о результатах публичных слушаний по проекту внесения изменений в проект планировки территории планировочного элемента О-03-01.

Заключение о результатах публичных слушаний по проекту внесения изменений в проект планировки территории планировочного элемента О-03-01 было опубликовано в газете «Иркутск официальный» от ДД.ММ.ГГГГ (834).

В соответствии с заключением о результатах публичных слушаний по проекту внесения изменений в проект планировки территории планировочного элемента 0-03-01 замечаний от участников публичных слушаний не поступало.

Постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в постановление администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта планировки территории планировочного элемента О-03-01».

Вышеуказанное постановление администрации города Иркутска с приложениями было опубликовано в газете «Иркутск официальный» от ДД.ММ.ГГГГ (841).

Таким образом, оспариваемое постановление было принято администрацией г.Иркутска, с соблюдением установленного законом порядка, в том числе с соблюдением процедуры публичных слушаний.

К документам территориального планирования муниципальных образований отнесен генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ).

Генеральный план городского округа содержит, в том числе карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа, на которых отображаются, в частности, планируемые для размещения объекты местного значения городского округа (автомобильные дороги местного значения); границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (часть 3, пункты 1 и 3 части 5 статьи 23 поименованного кодекса).

Реализация документов территориального планирования осуществляется, в том числе, путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26).

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (части 1, 4 статьи 41).

Основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых помимо прочего отображаются красные линии (подпункт «а» пункта 1 части 3 статьи 42).

Красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (пункт 11 статьи 1).

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации на чертежах межевания территории отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 названной статьи; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений.

Из анализа приведенных выше норм следует вывод о том, что отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть само по себе такое отображение не может служить препятствием для осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Однако границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий.

Такое толкование учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта красных линий на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий, изложенную в определении от ДД.ММ.ГГГГ-О.

Решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден генеральный план <адрес>, являющийся документом территориального планирования муниципального образования <адрес>.

Факт разработки красных линий с их наложением на объекты, принадлежащие административному истцу, не свидетельствует о незаконности их установления в оспариваемом проекте планировки территории, поскольку установление красных линий в таких границах администрацией г. Иркутска обосновано, осуществлено в пределах предоставленных администрации полномочий, при отсутствии со стороны административных истцов доказательств возможности иного установления границ красных линий с целью определения разумного и справедливого баланса публичных интересов муниципального образования и частных интересов.

Доводы административного истца о несоответствии оспариваемого проекта Своду правил. СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-98, утвержденному Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку оспариваемый правовой акт в той части которая административным истцом оспаривается не исключает образованный земельный участок из зоны исторической застройки.

Не установлено судом противоречий оспариваемого правового акта Своду правил СП 396.1325800.2018. Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования, утвержденному Приказом Минстроя России от 01.08.2018 № 474, поскольку красные линии обозначают границы территорий общего пользования, а не только границы планируемых автомобильных дорог.

Оспариваемое постановление не содержат правовых норм, регулирующих порядок и процедуру разработки градостроительной документации, а являются документами территориального планирования, разрабатываемыми на основании генерального плана города, содержит в себе схемы, чертежи, графические изображения, сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в связи с чем, не могут противоречить ст. 1, 41, 42, 43 ГрК РФ.

При этом административным истцам не приведено доводов о несоответствии оспариваемогох проекта планировки территории генеральному плану <адрес>, а также не подтверждено, что генеральный план города допускает иное проектное предложение по проектируемым в данном проекте планировки территории красным линиям, исключающее нанесение красных линий на объекты, принадлежащие административному истцу.

Установление элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории, видов разрешенного использования земельных участков, площади образуемых земельных участков, установление красных линий является основной целью разработки проектов планировки территории и проектов межевания территории.

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики
№ 4 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017), исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в п. 12 ст. 1 ГрК РФ, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства. Установление границ территорий общего пользования в соответствии с ч. 1 ст. 42 ГрК РФ осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в том числе красные линии (ч. 3). Согласно ч. 6 ст. 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются также красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с п. 2 ч. 2 этой статьи.

Судом не установлено противоречий оспариваемых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения требований не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требовани ФИО1 к Администрации города Иркутска о признании недействуюшим постановление администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта межевания территории планировочного элемента 0-03-01» в части утверждения проекта межевания земельного участка с условным номером 1:3:3, площадью 4085 кв.м., вид разрешенного использования: малоэтажная многоквартирная жилая застройка (2.1.1), способ образования земельного участка - перераспределение земельного участка и земель, государственная собственность на которые не разграничена, 1 этап межевания территории; в части утверждения проекта межевания земельного участка условный , площадью 4418,0 кв.м., вид разрешенного использования: малоэтажная многоквартирная жилая застройка (2.1.1), способ образования земельного участка - перераспределение земельного участка 2 этап межевания территории; признании недействующим проект планировки территории планировочного элемента 0-03-01, утвержденного постановлением Администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта плакировки территории планировочного элемента 0-03-01» в редакции постановления Администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ, в части: установления красных линий в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью 334 кв.м., по адресу: <адрес> принадлежащего ФИО1 на праве собственности – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Н. Исакова

Мотивированный текст решения изготовлен 13.07.2021 Н.Н. Исакова