ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2630/2022 от 29.08.2022 Ленинскогого районного суда г. Костромы (Костромская область)

№ 2а-2630/2022

44RS0001-01-2022-002697-69

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«29» августа 2022 года г. Кострома

Ленинский районный суд г. Костромы в составе судьи Н.С.Иоффе,

при секретаре судебного заседания И.И.Мариничевой,

с участием представителя истца помощника прокурора г. Костромы Чегодаевой Е.В., представителя административного ответчика Тороповой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г. Костромы в интересах неопределенного круга лиц к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Костромы о признании незаконным бездействия по не включению многоквартирного дома в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Костромы обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с указанным выше административным иском, указав, что прокуратурой города Костромы проведена проверка исполнения жилищного законодательства в деятельности городского округа г. Костромы. В ходе проверки установлено, что распоряжением начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы от 03.04.2020 № 01-17/38 утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2020 - 2022 годы. При этом многоквартирный дом, расположенный по адресу: ..., в указанный план не включен. Согласно региональной программе в 2020-2022 гг. в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ..., запланирован капитальный ремонт общего имущества, а именно - ремонт крыши. Таким образом, по мнению административного истца, распоряжение начальника Управления не соответствует постановлению администрации Костромской области от 26.03.2014 № 100-а «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы» в части перечня многоквартирных домов, капитальный ремонт которых запланирован на 2020-2022 годы. По мнению административного истца, не включение административным ответчиком в нарушение требований ч.7 ст. 168 ЖК РФ в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта на территории городского округа город Кострома многоквартирного дома, расположенного по адресу: ..., капитальный ремонт которого согласно региональной программе запланирован на 2020-2022 годы, влечет нарушение прав граждан в сфере жилищных правоотношений в области своевременного и качественного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, права на безопасность жилища. Нарушение данных прав касается не только собственников и законных владельцев жилых помещений многоквартирных домов, но и будущих собственников и постоянных, и временных пользователей жилых помещений. Прокурором города Костромы 04.02.2022 в адрес Главы городского округа город Кострома внесено представление с требованием включить в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта на территории городского округа город Кострома многоквартирный дом, расположенный по адресу: .... Из информации администрации городского округа город Кострома от 16.03.2022 на указанное представление следует, что администрация городского округа не может исполнить требование прокуратуры в связи с тем, что денежных средств на счете регионального оператора недостаточно для проведения капитального ремонта многоквартирного дома, указанного в представлении. Со ссылкой на ст. 39 КАС РФ, ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.

Административный истец в иске просит признать незаконным бездействие Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Костромы по не включению многоквартирного дома, расположенного по адресу ... краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Костромы на 2020-2022 годы, утвержденный распоряжением начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Костромы от 03.04.2020 № 01-17/38 (ред. от 21.12.2021 № 01-17/109) и обязать административного ответчика включить указанный многоквартирный дом в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Костромы на 2020-2022 годы, утвержденный указанным выше распоряжением.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Государственная жилищная инспекция Костромской области, Инспекция по охране объектов культурного наследия по Костромской области.

Представитель административного истца прокуратуры г. Костромы Чегодаева Е.В. в судебном заседании административный иск поддержала по изложенным в нем доводам.

Представитель административного ответчика Управления ЖКХ администрации г. Костромы Торопова Е.В. в судебном заседании исковые требования административного иска не признала, указав, что многоквартирный дом не включен в региональную программу по причине недостаточного финансирования программы капитального ремонта. Краткосрочные планы реализации региональной программы формируются исходя из принципов целевого назначения с учетом остатков средств на счете, счетах регионального оператора, не использованных в предшествующем году и прогнозируемого объема поступления взносов на капитальный ремонт в текущем году с учетом финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, необходимости объема корректировки работ, исходя из фактического уровня собираемости средств на капитальный ремонт, а также актуализации в связи с проведением ремонта МКД в объеме, необходимом для ликвидации последствий аварий. В настоящее время меры финансовой поддержки для реализации региональной программы капитального ремонта и формирующегося на ее основе краткосрочного плана не предусмотрены. Кроме того, протоколом комиссии от 20.05.2022 сделан вывод о признании МКД по адресу ... не требующим проведения капитального ремонта.

Представитель заинтересованного лица НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном ранее письменном отзыве указали, что разрешение вопросов о включении МКД в краткосрочный план реализации региональной программы с видом ремонта – ремонт крыши относятся к компетенции Управления ЖКХ администрации г. Костромы. Данный дом в краткосрочные планы реализации региональной программы не включен, соответственно оснований для организации проведения капитального ремонта не имеется.

Представитель заинтересованного лица администрации г. Костромы Зиновьева Ю.В. в заявлении к суду просила о рассмотрении дела в её отсутствие, письменную позицию административного ответчика поддержала.

Представители заинтересованных лиц Государственной жилищной инспекции Костромской области, Инспекции по охране объектов культурного наследия по Костромской области, Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, ходатайств об отложении не заявляли.

Выслушав участников процесса, изучив материалы административного дела, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд (пункты 1 и 2); соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункты 3 и 4).

Часть 11 названной нормы предусматривает, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются статьями 166 - 191 раздела IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» Жилищного кодекса Российской Федерации.

Жилищный кодекс Российской Федерации относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений наряду с другими определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, принятие нормативных правовых актов, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (пункт 8.3 статьи 13, часть 1 статьи 167 ЖК РФ).

В целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (часть 1 и абзац 1 пункта 1 части 2 статьи 168 названного Кодекса).

Согласно части 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с данным Кодексом.

В силу пункта 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При этом не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения региональной программы капитального ремонта или принятия решения об исключении многоквартирных домов из такой программы нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах.

Отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Костромской области регулируется Законом Костромской области от 25.11.2013 № 449-5-ЗКО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области», предусматривающим утверждение региональной программы капитального ремонта администрацией Костромской области.

Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.

Постановлением Администрации Костромской области от 26.03.2014 № 100-а утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы.

В соответствии с пунктами 21, 22 Региональной программы плановые периоды проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах приведены в приложении № 1 к Региональной программе.

Конкретизация сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнение планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определение видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта осуществляются в рамках краткосрочных (сроком до трех лет) планов реализации Региональной программы, утверждаемых департаментом строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области и органами местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 13 Закона Костромской области от 25.11.2013 №449-5-ЗКО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области» органы местного самоуправления городских округов утверждают краткосрочные (сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планы реализации региональной программы капитального ремонта ежегодно в срок до 15 июля года, предшествующего планируемому, с учетом прогнозного объема взносов на капитальный ремонт собственников помещений многоквартирных домов, расположенных на территории городских округов.

В соответствии с п.п. 1 ч. 1.1 ст. 13 Закона Костромской области от 25.11.2013 № 449-5-ЗКО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области» в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта, утверждаемый органом местного самоуправления муниципального района (городского округа), включается перечень многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального района (городского округа) Костромской области, включенных в региональную программу капитального ремонта.

Для реализации приведенных выше положений федерального и регионального законодательства постановлением администрации Костромской области от 22.12.2014 № 535-а утвержден Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Костромской области.

Указанный Порядок распространяется на многоквартирные дома, включенные в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, и применяется, в том числе, при актуализации Региональной программы.

В целях определения необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Костромской области создают комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта.

В состав комиссии включаются представители органа местного самоуправления, органа муниципального жилищного контроля, органа государственного жилищного надзора Костромской области, регионального оператора, организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах. К работе комиссий привлекаются лица, уполномоченные действовать от имени собственников помещений в многоквартирных домах.

С целью установления технического состояния общего имущества многоквартирного дома, требующего определения необходимости проведения капитального ремонта, комиссия проводит обследование технического состояния конструктивных элементов дома, которое оформляется актом о техническом состоянии общего имущества многоквартирного дома с приложением фотоматериалов.

Акт должен содержать выводы комиссии о техническом состоянии общего имущества многоквартирного дома.

Техническое состояние общего имущества многоквартирных домов оценивается комиссией в соответствии с ведомственными строительными нормами «Правила оценки физического износа жилых зданий» ВСН 53-86 (р), утвержденными приказом Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 24.12.1986 № 446, и ведомственными строительными нормами «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» ВСН 58-88 (р), утвержденными Приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312 «Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения».

По результатам работы комиссии может быть принято решение, в том числе, о признании нецелесообразным проведение капитального ремонта.

Решение принимается исходя из следующих факторов: степень износа основных конструктивных элементов (фундамент, стены, перекрытия) общего имущества многоквартирного дома в соответствии с актом о техническом состоянии общего имущества многоквартирного дома составляет более 70 процентов;

совокупная стоимость капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома в расчете на 1 кв. метр помещения в таком доме, рассчитанной в текущих ценах на основе укрупненных показателей стоимости таких работ, превышает предельную стоимость работ по капитальному ремонту. Данное решение должно содержать:

наименование конструктивных элементов (крыша, фундамент, стены, перекрытия и т.д.), износ которых составляет более 70 процентов;

расчет стоимости работ (услуг) по капитальному ремонту указанных конструктивных элементов, выполненный в текущих ценах на основе укрупненных показателей стоимости таких работ.

Решение комиссии оформляется протоколом.

Протокол заседания комиссии является основанием внесения изменения в муниципальный краткосрочный план реализации региональной программы, а также подготовки актуализации региональной программы уполномоченным исполнительным органом государственной власти Костромской области в сфере топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой г. Костромы проведена проверка исполнения жилищного законодательства в деятельности администрации городского округа города Кострома.

В ходе проверки установлено, что согласно региональной программе в 2020-2022 гг. в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ..., запланирован капитальный ремонт общего имущества, а именно - ремонт крыши (порядковый приложения ).

Распоряжением начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы от 03.04.2020 № 01-17/38 утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2020 - 2022 годы.

Многоквартирный дом, расположенный по адресу ..., в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах не включен.

Прокурором города Костромы 04.02.2022 в адрес главы городского округа город Кострома внесено представление с требованием включить в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта на территории городского округа город Кострома многоквартирный дом, расположенный по адресу: ....

Из информации администрации городского округа город Кострома от 16.03.2022 на указанное представление следует, что администрация городского округа не может исполнить требование прокуратуры в связи с тем, что денежных средств на счете регионального оператора недостаточно для проведения капитального ремонта многоквартирного дома, указанного в представлении.

Согласно акту от 20.05.2022 и протоколу от того же числа комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества МКД на территории г. Костромы, капитальный ремонт основных конструктивных элементов многоквартирного дома по адресу ... не требуется.

Будучи членом комиссии, начальник отдела контроля исполнения требований к порядку использования и изменению статуса помещений МКД, определению состава общего имущества МКД государственной жилищной инспекции Костромской области Катков С.Л. выразил особое мнение, указав, что осмотр МКД проведен не в соответствии со строительными нормами и правилами, заключение специализированной организации члена СРО о состоянии конструктивных элементов МКД не представлено.

В судебном заседании допрошенный в качестве свидетеля Катков С.Л. показал, что при обследовании в комиссии отсутствовали необходимые специалисты в области строительства, акт носит рекомендательный характер, заключение о необходимости проведения капитального ремонта представлено не было, осмотр кровли МКД проводился с улицы и с учетом устных пояснений специалиста Фонда капитального ремонта.

При таких обстоятельствах, бездействие Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Костромы по не включению многоквартирного дома, расположенного по адресу ... краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Костромы на 2020-2022 годы, утвержденный распоряжением начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Костромы от 03.04.2020 № 01-17/38 (ред. от 21.12.2021 № 01-17/109) является незаконным.

Акт комиссии от 20.05.2022 составлен с нарушением Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Костромской области, в связи с чем, не может с достоверностью подтверждать нецелесообразность проведения капитального ремонта кровли многоквартирного жилого дома.

Таким образом, распоряжение начальника Управления не соответствует постановлению администрации Костромской области от 26.03.2014 № 100-а «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы» в части перечня многоквартирных домов, капитальный ремонт которых запланирован на 2020-2022 годы.

Не включение Управлением ЖКХ администрации г. Костромы в нарушение требований ч.7 ст. 168 ЖК РФ в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта на территории городского округа город Кострома многоквартирного дома, расположенного по адресу: ..., капитальный ремонт которого согласно региональной программе запланирован на 2020-2022 годы, влечет нарушение прав граждан в сфере жилищных правоотношений в области своевременного и качественного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, права на безопасность жилища. Нарушение данных прав касается не только собственников и законных владельцев жилых помещений многоквартирных домов, но и будущих собственников и постоянных, и временных пользователей жилых помещений.

В связи с изложенным, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Костромы обязано рассмотреть вопрос о включении указанного многоквартирного дома в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Костромы на 2020-2022 годы, утвержденный распоряжением начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Костромы от 03.04.2020 № 01-17/38 (ред. от 21.12.2021 № 01-17/109).

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Костромы по не включению многоквартирного дома, расположенного по адресу ... краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Костромы на 2020-2022 годы, утвержденный распоряжением начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Костромы от 03.04.2020 № 01-17/38 (ред. от 21.12.2021 № 01-17/109).

Обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Костромы рассмотреть вопрос о включении многоквартирного дома, расположенного по адресу ... краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Костромы на 2020-2022 годы, утвержденный распоряжением начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Костромы от 03.04.2020 № 01-17/38 (ред. от 21.12.2021 № 01-17/109).

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г.Костромы.

Судья Н.С.Иоффе

Мотивированное решение изготовлено 08.09.2022