ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2631/20 от 05.10.2020 Советского районного суда г.Томска (Томская область)

№2а-2631/2020

70RS0004-01-2020-005542-05

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 октября 2020 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Ткаченко И.А.,

при секретаре Алескерове Р.М.,

с участием:

представителя административного ответчика Сухорословой И.П., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске административное дело по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Департаменту социальной защиты населения Томской области об оспаривании бездействия государственного органа,

УСТАНОВИЛ:

Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратилось в суд с административным иском об оспаривании бездействия Департаменту социальной защиты населения Томской области, просит признать незаконным бездействие государственного органа, выразившегося в нарушении сроков и уклонении от принятия решения по обращению административного истца от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование административного иска указано, что Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратилось в Департамент социальной защиты населения Томской области с предложением о проведении патриотического благотворительного мероприятия для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, детей, нуждающихся в помощи и защите государства. Административный ответчик уклоняется от принятия решения о принятии либо об отказе в принятии предложения организатора добровольческой деятельности, в нарушении 30-дневного срока ответ на обращения не поступил, в связи с чем нарушены права и законные интересы административного истца, а также права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц из числа детей, попавших в трудную жизненную ситуацию в получении благотворительной помощи об благотворителей и добровольцев г. Москвы.

Административный истец, надлежаще и своевременно извещенный о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в суд не направил, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя Общественного движения, направив соответствующее заявление посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Участвуя в судебном заседании, представитель административного ответчика Сухорослова И.П. требования административного иска не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на административное исковое заявление. Полагает, что исходя из положений законодательства, регулирующего волонтерскую деятельность, а также Устава, содержащего положение об отсутствии у административного истца членов (п. 1.1), он не вправе обращаться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов членов данного общественного объединения или в защиту неопределенного круга лиц, ввиду чего производство по административному делу подлежит прекращению. По существу требований пояснила, что административным ответчиком нормы действующего законодательства РФ не нарушены, поскольку указанное административным истцом обращение как в адрес Департамента социальной защиты населения Томской области, так и в адрес Департамента общего образования Томской области не поступало, что подтверждается представленными в материалы дела документами.

На основании ст.150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.

Заслушав объяснения представителя административного ответчика, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные сторонами письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч. 1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Исходя из положений п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, действия и решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие (ч.5 ст.38 КАС РФ).

В частности, в силу п.3 ч.2 ст.5 КАС РФ способность своими действиями осуществлять процессуальные права, в том числе поручать ведение административного дела представителю, и исполнять процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная дееспособность) принадлежит органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, избирательным комиссиям, комиссиям референдума, общественным объединениям, религиозным и иным организациям, в том числе некоммерческим.

В соответствии с ч. 9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.11 ст.226 КАС РФ).

Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.1 ст.219 КАС РФ).

Административный истец оспаривает бездействие государственного органа, выразившееся в нарушении сроков и уклонении от принятия решения по его обращению от ДД.ММ.ГГГГ. Настоящий иск направлен административным истцом ДД.ММ.ГГГГ посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», то есть в установленный законом срок.

Частями 8 и 9 ст.226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии со ст.33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ).

В силу ч.1 ст.2 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В силу п.1, п.5 ст.4 названного Закона под обращением гражданина понимается направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления; должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч.1 ст.9 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ).

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (ч.1 ст.12 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ).

Согласно ч.4 ст.10 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме. Кроме того, на поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в частности на обращение, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц, ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования судебного решения, может быть размещен с соблюдением требований части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГК.Ю. от имени Добровольческого молодежного движения Урфинграм (Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности ») сформировано обращение в Департамент социальной защиты населения Томской области и в Департамент общего образования Томской области по вопросу проведении патриотического благотворительного мероприятия для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, детей, нуждающихся в помощи и защите государства.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ с присвоением ОГРН , ИНН , по адресу: <адрес>, его учредителями являются К.Ю., Х.В. и К.Л., которая, занимая должность научного руководителя общественного движения, является лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Согласно Уставу Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности», утвержденного общим собранием участников Самарского регионального молодежного общественного движения «Ассоциация МЭКОМ-клубов» (протокол от ДД.ММ.ГГГГ), административный истец является не имеющей членства массовой некоммерческой корпоративной организацией, созданной в целях поддержки социальных, благотворительных и иных общественно полезных целей на основе добровольной совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей (пункт 1.1.); в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», Федеральным законом «Об общественных объединениях», Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», действующим законодательством и указанным Уставом (пункт 1.2.); осуществляет свою деятельность в пределах города Москвы в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом (пункт 1.8).

Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» не содержат норм, предусматривающих право благотворительных или молодежных общественных объединений на обращение в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Вместе с тем, являясь юридическим лицом, зарегистрированным в установленном порядке, административный истец в силу положений ч.1 ст.2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» вправе от своего имени направлять обращения в государственные органы, также в соответствии со ст.218 КАС РФ обращаться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) этих органов, если, по его мнению, этими решениями, действиями (бездействием) нарушаются его права, в связи с чем судом отклоняется довод административного ответчика о наличии оснований, предусмотренных ч.1 ст.128 КАС РФ, для прекращения производства по делу.

Разрешая требования административного иска по существу, суд, руководствуясь вышеприведенными положениями законодательства, регулирующего порядок рассмотрения обращений граждан, исходит из того, что в соответствии с требованиями ч.1 ст.12 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

В соответствии с Положением о Департаменте социальной защиты населения Томской области, утвержденным постановлением Губернатора Томской области от 30.06.2007 № 88, Департамент является исполнительным органом государственной власти Томской области, целью его деятельности является эффективная система социальной поддержки и социального обслуживания населения, в том числе, лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К функциям Департамента, в числе прочего, отнесено осуществление поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности в формах, предусмотренных Федеральным законом от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольческом (волонтерстве)» и другими нормативными правовыми актами.

В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации 27.12.2018 в сфере труда и социального обслуживания надлежит организовать с привлечением добровольческих (волонтерских) организаций в воспитательных учреждениях для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, нуждающихся в помощи и защите государства, работу по проведению профориентационных мероприятий и обеспечить реализацию социальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков.

Исходя из реализуемых Департаментом социальной защиты населения Томской области целей и задач, возложенных на него функций, с учетом поручений Президента Российской Федерации, вопрос о проведения патриотического благотворительного мероприятия для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, детей, нуждающихся в помощи и защите государства, содержащийся в обращении административного истца, относится к компетенции Департаментом социальной защиты населения Томской области.

Порядок работы с обращениями граждан и организаций в Департаменте социальной защиты населения Томской области регулируется соответствующей Инструкцией.

Так, в соответствии с Инструкцией о порядке работы с обращениями граждан и организаций в Департаменте социальной защиты населения Томской области, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ (и действовавшей на дату ДД.ММ.ГГГГ), прием и регистрация письменных обращений (далее обращения) осуществляется сотрудниками организационного отдела комитета кадрово-правовой работы в день поступления обращения в Департамент. Обращения, поступившие на электронный адрес Департамента, принимаются секретарем начальника Департамента, переносятся на бумажный носитель и передаются начальнику (заместителю начальника) Департамента в течение одного рабочего дня со дня поступления обращения на электронный адрес. Регистрация обращений и последующее хранение осуществляется с использованием сетевой автоматизированной системы учета и контроля обращений граждан «DIRECTUM».

Согласно инструкции о порядке работы с обращениями граждан и организаций в Департаменте социальной защиты населения Томской области, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ (и действующей в настоящее время), прием и регистрация письменных обращений осуществляется сотрудниками организационного отдела комитета социального развития отрасли в день поступления обращения в Департамент.

Обращаясь с настоящим иском в суд, и прикладывая к нему адресованное в Департамент социальной защиты населения Томской области обращение с предложением о проведении патриотического благотворительного мероприятия для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, детей, нуждающихся в помощи и защите государства, датированное ДД.ММ.ГГГГ, административный истец вопреки требованиям п.3 ч.1 ст.126 КАС РФ доказательств его направления в адрес административного ответчика, а также сведения о дате получении административным ответчиком данного обращения, не представил.

При этом, согласно копии журнала входящей корреспонденции Департамента за период с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ включительно, а также скриншоту автоматизированной системы учета и контроля обращений граждан «DIRECTUM», содержащему сведения о поступившей корреспонденции на электронный адрес Департамента за период ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, в указанный период писем, предложений, заявлений от административного истца не зарегистрировано.

В связи с тем, что письмо административного истца от ДД.ММ.ГГГГ было адресовано так же в Департамент общего образования Томской области, административным ответчиком был сделан запрос в указанный департамент о поступлении в их адрес данного письма (исх. от ДД.ММ.ГГГГ).

На данный запрос Департаментом общего образования Томской области представлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что указанное письмо в адрес Департамента общего образования Томской области не поступало.

Исходя из анализа представленных сторонами доказательств, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что незаконного бездействия Департаментом социальной защиты населения Томской области не допущено ввиду неполучения соответствующего обращения административного истца, что исключает возникновении какой-либо публичной обязанности у органа государственной власти.

Таким образом, предусмотренная законом совокупность условий, предусмотренных ст.227 КАС РФ, для признания незаконным бездействия административного ответчика на день рассмотрения дела отсутствует, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Департаменту социальной защиты населения Томской области об оспаривании бездействия государственного органа, выразившегося в нарушении сроков и уклонении от принятия решения по обращению административного истца от ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Советский районный суд г. Томска.

Судья

Мотивированный текст решения изготовлен 16.10.2020.

На дату опубликования решение не вступило в законную силу.