РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2016 г. <адрес>
Трусовский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Хасьянова Н.Д., при секретаре Солдатченко В.А. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения <адрес>», Министерству социального развития и труда <адрес> о признании решений незаконными, возложении обязанности совершить действия,
Установил:
Административный истец ФИО1 обратилась в суд с иском к административным ответчикам ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения <адрес>», Министерству социального развития и труда <адрес> о признании решений незаконными, возложении обязанности совершить действия. В обоснование заявленных исковых требований ФИО1 указала, что в ДД.ММ.ГГГГ года она как мать многодетной семьи обратилась в ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения <адрес>» с заявлениями о получении социальной услуги в виде льгот по оплате ЖКУ и ежегодной денежной компенсации для приобретения комплекта детской одежды и школьных принадлежностей. Из единого уведомления ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ полученного услугами почтовой связи ДД.ММ.ГГГГ истцу стало известно об отказе в предоставлении льготы по оплате ЖКУ. Причиной отказа явилось то обстоятельство, что в соответствии с <адрес> N 5/2014-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О социальной поддержке многодетных семей в <адрес>", семья утратила право на статус многодетной семьи, так как согласно п. 7 ч. 1 Закона предусмотрено, что дети, являющиеся пасынками (падчерицами) одного из супругов, указанных в ч. 1 настоящей статьи в состав многодетной семьи не включаются. Аналогичный отказ ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения <адрес>» истец получила услугами почтовой связи ДД.ММ.ГГГГ на обращение по поводу выплаты ежегодной денежной компенсации для приобретения комплекта детской одежды и школьных принадлежностей, изложенный в едином уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ. Истец полагает указанные отказы незаконными, поскольку семья не утратила статус многодетной. Так, статус многодетной семьи был присвоен ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждалось первоначальным удостоверением № выданным ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения <адрес>». На указанную дату у истца от предыдущих браков было трое несовершеннолетних детей: сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и дочь ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Брак с ФИО10 был прекращен ДД.ММ.ГГГГ. После рождения четвертого ребенка дочери ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения статус многодетной семьи был подтвержден выдачей нового удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ, в которое был вписан малолетний ребенок.
Таким образом, по мнению истца статус многодетной семьи был приобретен на основании первоначальной редакции <адрес> N 12/2012-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О социальной поддержке многодетных семей в <адрес>", который не содержит условий и порядка лишения семьи статуса многодетной. ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения <адрес>» без законных на то оснований лишило семью статуса многодетной. В зарегистрированном браке она находиться с ДД.ММ.ГГГГ, четверо детей являются членами одной семьи. При этом как указывает истец ещё одним доказательством незаконности отказа ответчика является факт получения семьей в ДД.ММ.ГГГГ регионального семейного капитала в размере <данные изъяты>. В выдаче которого ответчик также отказал, ссылаясь на то обстоятельство, что семья утратила статус многодетной. Вместе с тем, решением Трусовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ данный отказ был признан незаконным. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
В связи с указанным истец просила суд признать незаконным и отменить решения ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения <адрес>» выраженные в Едином уведомлении об отказе в назначении государственных социальных услуг № от ДД.ММ.ГГГГ и в Едином уведомлении об отказе в назначении государственных социальных услуг № от ДД.ММ.ГГГГ, обязав ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения <адрес>» восстановить семье статус многодетной с предоставлением меры социальной поддержки в виде льгот по оплате ЖКУ и ежегодной денежной компенсации для приобретения комплекта детской одежды и школьных принадлежностей.
В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержала доводы изложенные в исковом заявлении по указанным в нем основаниям и просила суд требования удовлетворить.
Представители административных ответчиков ФИО2 и ФИО7 в судебном заседании возражали в удовлетворении заявленных исковых требований, указав в обоснование своих возражений, что на изменения внесенные в <адрес> N 12/2012-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О социальной поддержке многодетных семей в <адрес>" <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ, применяются к любым правоотношениям, в том числе в данном случае возникшим до введение его в действие с момента вступления в силу, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.
Суд, заслушав административного истца, представителей административных ответчиков, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, признание незаконными действий (бездействий) и решений органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, возможно только при несоответствии обжалуемого действия (бездействия), решения нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение.
В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
В соответствии с частью 1 статьи настоящего Федерального закона законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2).
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен постановлено - Правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона.
В соответствии с п.1 и 2 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи <адрес> утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 20 удостоверение (дубликат удостоверения) многодетной семьи <адрес> (далее - удостоверение) является документом, подтверждающим статус семьи.
Право на получение удостоверения имеют многодетные семьи, установленные статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 12/2012-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в <адрес>".
Согласно п.10 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи <адрес> утвержденному Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 20 в случае изменения обстоятельств, повлекших утрату статуса семьи многодетной, в соответствии со статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 12/2012-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в <адрес>", удостоверение подлежит возврату в течение одного месяца, после наступления обстоятельств.
В части 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 12/2012-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в <адрес>" раскрываются понятия многодетной семьи и членов многодетной семьи, применяемых для целей названного Закона, в соответствии с которыми право на получение мер социальной поддержки, указанных в частях 1 и 2 статьи 2 настоящего Закона, имеют многодетные семьи, в которых совместно проживают являющиеся гражданами Российской Федерации матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее - одинокий родитель), состоящие в зарегистрированном браке супруги и не менее трех детей в возрасте до 18 лет и (или) в возрасте до 23 лет, при условии обучения детей, достигших возраста 18 лет, в общеобразовательных организациях, в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения.
В соответствии с положениями части 2 названной статьи <адрес> в число детей, учитываемых для признания семьи многодетной, не включаются: 1) дети, в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах; 2) дети, находящиеся под опекой (попечительством); 3) дети, находящиеся на полном государственном обеспечении; 4) дети, отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу; 5) дети, объявленные в установленном порядке полностью дееспособными (эмансипированными); 6) дети, являющиеся или признанные в установленном порядке дееспособными в полном объеме, в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет (со времени вступления в брак).
ДД.ММ.ГГГГ Государственной <адрес> принят <адрес> N 5/2014-ОЗ "О внесении изменений в <адрес> "О социальной поддержке многодетных семей в <адрес>", подписанный <адрес>ДД.ММ.ГГГГ и опубликованный ДД.ММ.ГГГГ в Сборнике законов и нормативных правовых актов <адрес>", N 7.
Согласно пункту "б" части 1 статьи <адрес> N 5/2014-ОЗ часть 2 в статье 1 Закона "О социальной поддержке многодетных семей в <адрес>" дополнена пунктом 7 следующего содержания: "7) дети, являющиеся пасынками (падчерицами) одного из супругов, указанных в части 1 настоящей статьи".
Категории семей, относящиеся к многодетным и нуждающимся в дополнительной социальной поддержке, установлены законом области с учетом ряда критериев, что не противоречит Указу Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", которым предоставлено право субъектам Российской Федерации для определения категории "многодетная семья".
Введенный <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 5/2014-ОЗ пункт 7 части 2 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 12/2012-ОЗ, устанавливающий, что в число детей, учитываемых для признания семьи многодетной, не включаются дети, являющиеся пасынками (падчерицами) одного из супругов, не отменен, не изменен, является действующим.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 обратилась в ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения <адрес>» с заявлениями ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ей мер социальной поддержки в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 12/2012-ОЗ в виде назначения льгот по жилью и ЖКУ, а также ежегодной денежной компенсации для приобретения комплекта детской одежды и школьных принадлежностей для детей из многодетных семей. После проверки документов, поступивших от ФИО1 ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения <адрес>» были приняты решения об отказе в предоставлении запрашиваемых услуг на основании п. 7 ч. 2 ст. <адрес> "О социальной поддержке многодетных семей в <адрес>". Материалами дела подтверждается, что административный истец ФИО1 является матерью несовершеннолетнего ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отцом которого является ФИО9 согласно свидетельству о рождении от ДД.ММ.ГГГГ I-КВ №. ФИО1 является матерью несовершеннолетнего ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отцом которого является ФИО10, согласно свидетельства о рождении I-КВ № от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 является матерью несовершеннолетней ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отцом которой является ФИО10 согласно свидетельству о рождении I-КВ № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вступила в брак с ФИО11, который ДД.ММ.ГГГГ установил отцовство в отношении малолетней ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которой в соответствии с действующим законодательством была присвоена фамилия Шаша.
Таким образом ФИО8 является матерью четверых несовершеннолетних детей, а ФИО11 является отцом только одного ребенка.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, о том, что требования административного истца не подлежат удовлетворению, поскольку дети ФИО1: сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и дочь ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются пасынками (падчерицами) ее супруга ФИО11, следовательно административный истец не обладает правом на признание за её семьёй статуса многодетной и как следствие правом на получение мер социальной поддержки многодетным семьям.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд
Решил:
Административный иск ФИО1 к ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения <адрес>», Министерству социального развития и труда <адрес> о признании решений незаконными, возложении обязанности совершить действия, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Астраханский областной суд через Трусовский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированный текст решения составлен: ДД.ММ.ГГГГ
Судья Хасьянов Н.Д.