Дело № 2а-2635/2020
УИД 25RS0002-01-2020-004005-27
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июля 2020 года город Владивосток,
ул. Адмирала ФИО1, д.23А
Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Булановой Н.А., при секретаре Поздеевой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" к Департаменту науки и образования Приморского края об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Благотворительное региональное молодежное общественное движение "<...>" в лице представителя ФИО6 обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решение Департамента науки и образования Приморского края в отказе в осуществлении взаимодействия с организатором добровольческой деятельности по проведению патриотического, благотворительного, интерактивного, инклюзивного, просветительского мероприятия «<...> с привлечением добровольческих (волонтерских) организаций для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в помощи и защите государства, в том числе для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, по проведению профориентационных мероприятий и обеспечению реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков.
В обоснование заявленных требований истец указал, что административный истец обратился к административному ответчику о взаимодействии в проведении благотворительного мероприятия для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, детей, нуждающихся в помощи и защите государства. Административный ответчик отказался от взаимодействия с добровольческим молодежным движением по основаниям не соответствующим профильному законодательству. Органом исполнительной власти в лице административного ответчика нарушены права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц из числа детей, попавших в трудную жизненную ситуацию в получении благотворительной помощи от благотворителей и добровольцев <адрес>, решение административного ответчика нарушает положения статей 39, 45, 46 и 53 Конституции Российской Федерации.
Административный истец – представитель Благотворительного регионального молодежного общественного движения "<...>" ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.
В судебном заседании административный ответчик - представитель Министерства образования Приморского края (ранее Департамента науки и образования Приморского края) до доверенности ФИО3 возражала против удовлетворения требований административного искового заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях, пояснив, что указанные в административном исковом заявлении утверждении Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до <...> года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2018 № 2950-р), Концепция содействия развитию благотворительной деятельности в Российской Федерации на период до <...> года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.11.2019 № 2705-р), Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета от 16.01.2019 № Пр-381С не содержат норм права, указаний, поручений, обязывающих министерство взаимодействовать с административным истцом при реализации просветительских мероприятий по повышению финансовой грамотности. Административным истцом не доказано, каким образом связаны проведение просветительских мероприятий по повышению финансовой грамотности и нарушение прав неопределенного круга лиц из числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на получение благотворительной помощи (в том числе пожертвований) от благотворителей и добровольцев г. Москвы, на которое указано в иске. Просила в удовлетворении требований административного искового заявления отказать.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, возражения административного ответчика, представленные сторонами документы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия(бездействие).
Судом установлено, что административный истец направил в адрес Департамента науки и образования Приморского края обращение объединения граждан письмо от дата№ «О мероприятиях 75-летию Победы в Великой Отечественной войне» (вх. № от дата), в котором сообщалось о проведении на одноименной платформе открытого мероприятия по финансовой грамотности (возрастная категория 14+, минимальное количество участников 100 человек, минимальное количество учреждений 10), в связи с чем общественное движение УРФИНГРАМ просило определить дату и время мероприятия, ответственное должностное лицо.
Также в адрес административного ответчика от административного истца поступило обращение от дата с приложением письма от дата№ «Военный заём 1942-1945 (вх. №гр-1044 от дата), согласно которого общественное движение УРФИНГРАМ сообщило о неполучении ответа на письмо от дата.
Письмом Министерства образования Приморского края от дата№ организатору добровольческой деятельности «Благотворительные уроки финансовой грамотности» ФИО2 сообщено, что в целях исполнения Послания Президента Российской Федерации ФИО4, включая вопросы реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на <...>., в крае действует План мероприятий Администрации Приморского края и Центрального банка Российской Федерации в области повышения финансовой грамотности населения на <...> годы, в качестве базовых площадок по внедрению основ финансовой грамотности в образовательный процесс рекомендованы КГАПОУ «<...>» и КГБПОУ <...> Заявителю также предложено осуществлять совместную деятельность с Управлением Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Центрального банка Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе.
Оценив обстоятельства дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения незаконным в силу следующего.
Порядок рассмотрения обращений граждан определен Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Исходя из положений части 1 статьи 1 Федерального закона N 59-ФЗ от 2 мая 2006 года "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона N 59-ФЗ обращением гражданина признаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
При этом пунктами 2, 3 данной статьи установлено, что предложением признается рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; заявлением - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
Жалобой признается такое обращение гражданина, которое содержит просьбу о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц (п. 4 статьи 4 названного Закона).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Согласно ч. 1 ст. 9, ст. 10 ФЗ от 02.05.2006 №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регламентировано, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. Государственный орган или должностное лицо обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.
Согласно ст. 12 ФЗ от 02.05.2006 №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Согласно представленным административным ответчиком сведениям, в адрес министерства поступило письмо общественного движения УРФИНГРАМ от дата№ «О мероприятиях 75-летию Победы в Великой Отечественной войне» (вх. № от дата), а также обращение от дата с приложением письма от дата№ «Военный заём 1942-1945 (вх. №гр-1044 от дата).
Письмо от дата носило информационных характер, поскольку в нем сообщалось о проведении на одноименной платформе открытого мероприятия по финансовой грамотности.
Обращение от дата рассмотрено Министерством образования <адрес> в порядке Федерального закона от дата №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В соответствии с подпунктами «е», «ж» пункта 1 статьи 1 Федерального закона от дата № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.
Согласно части 2 статьи <адрес> разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Приморского края, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии.
В соответствии с частью 3 статьи 45 Устава Приморского края органы исполнительной власти Приморского края осуществляют государственное управление на территории Приморского края в соответствии с собственной компетенцией, определенной положениями о них.
Министерство является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере образования и науки на территории Приморского края.
Из содержания указанных норм права следует, что Правительство Приморского края, органы исполнительной власти края самостоятельно реализуют предоставленные им полномочия, вправе самостоятельно определять формы и порядок реализации своих полномочий, в том числе по поддержке и сотрудничеству с общественными организациями, реализации социально ориентированных программ.
Указанные в административном исковом заявлении Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2018 № 2950-р), Концепция содействия развитию благотворительной деятельности в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.11.2019 № 2705-р), Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета от 16.01.2019 № Пр-381С не содержат норм права, указаний, поручений, обязывающих министерство взаимодействовать с административным истцом при реализации просветительских мероприятий по повышению финансовой грамотности.
Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Анализируя оспариваемый ответ суд приходит к выводу о том, что обращение рассмотрено административным ответчиком в соответствии с компетенцией, в рамках полномочий, предоставленных административному истцу, в установленный Федеральным законом № 59-ФЗ срок, дан мотивированный ответ.
В силу толкования во взаимосвязи положений главы 22 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти является издание этим органом такого решения, совершения действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Из положений ст. 46 Конституции РФ и ст. 218, 227 КАС РФ следует, что предъявление любого иска об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.
Таким образом, иск об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворен лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.
Административным истцом не доказано, каким образом связано проведение просветительских мероприятий по повышению финансовой грамотности и нарушение прав неопределенного круга лиц из числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на получение благотворительной помощи (в том числе пожертвований) от благотворителей и добровольцев г. Москвы.
Поскольку совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого бездействия требованиям закона и нарушение этим бездействием прав и свобод административного истца в данном случае судом не установлена, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
По указанным основаниям, суд отказывает в удовлетворении административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Благотворительного регионального молодежного общественного движения "<...> к Министерству образования Приморского края о признании решения незаконным, отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд города Владивостока в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда – 23.07.2020г.
Судья Н.А.Буланова