ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2636/20 от 22.10.2020 Ленинскогого районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

24RS0032-01-2020-002349-35

№2а-2636/20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Красноярск 22 октября 2020г.

Ленинский районный суд г. Красноярска в составе судьи Иноземцевой Е.А.,

при секретаре Кочневой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Красноярском крае, Республики Хакасия и Республики Тыва о признании бездействия незаконным, об обязании совершения действий в отношении сооружения гражданской обороны <адрес>

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г. Красноярска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Красноярском крае, Республики Хакасия и Республики Тыва с требованиями: признать незаконный бездействие Межрегионального территориального управления Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва по не обеспечению учета защитного сооружения гражданской обороны с инвентарным номером по адресу: <адрес> в реестре федерального имущества; обязать Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить учет защитного сооружения гражданской обороны с инвентарным по адресу: <адрес> в реестре федерального существа. Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательств об использовании федеральной собственности, в ходе проверки установлено следующее по адресу <адрес> расположено защитное сооружение гражданской обороны убежище. 29.09.2008г. утвержден паспорт. 24.08.2018г. утвержден акт инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны (убежища). Защитное сооружение числится под . В соответствии с актом от 24.08.2018г. определено, что состояние защитного сооружения неудовлетворительное, сооружение не готово к приему укрываемых, не используется, балансодержатель данного защитного сооружения не определен. Согласно информации Росимущества защитное сооружение <адрес> в реестре федерального имущества не учитывается. 10.03.2020г. прокуратурой района внесено представление руководителю Росимущества с требованием принять меры для учета данного защитного сооружения в реестре федеральной собственности. 17.04.2020г. в прокуратуру района поступил ответ, из которого следует, что требования прокурора не исполнены.

Прокурор Ленинского района г. Красноярска Сторожева О.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва действующая на основании доверенности от 05.08.2020г. ФИО1 в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, по основаниям и доводам изложенным в представленном ранее отзыве.

Представитель заинтересованного лица ГУ МЧС России по Красноярскому краю действующая на основании доверенности от 28.07.2020г. ФИО2 в судебном заседании против заявленных требований прокурора не возражала.

Заинтересованные лица представители администрации г. Красноярска, Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения уведомлены своевременно, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие. К тому же препятствий к получению информации у лиц участвующих в деле со стороны суда не имеется, так как в соответствии с требованием Закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ» в целях обеспечения открытости и прозрачности судебной системы на официальном Интернет сайте Ленинского районного суда г. Красноярска была размещена информация о движении дела - назначение дат судебных заседаний.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц, в порядке ст. 150 КАС РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции РФ, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 1, 5 ст. 214 ГК РФ, государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ- республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

Согласно п. 3 Постановления РФ №3020-1 от 27.12.1991г. «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1- 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.

До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом.

Согласно п. 4 ст. 7 ФЗ №28 от 12.02.1998г. «О гражданской обороне» предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

Согласно п. 2, 8 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ №1309 от 29.11.1999г. к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно- обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Согласно п. 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России № 583 от 15.12.2002г., статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (противорадиационного укрытия), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений защитных сооружения гражданской обороны, заверенных органами технической инвентаризации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об использовании федеральной собственности, в ходе которой установлено по адресу <адрес> (в подвальном помещении МКД) расположено защитное сооружение гражданской обороны – убежище, в отношении которого 29.09.2008г. утвержден паспорт (л.д.6-12).

Согласно имеющего в материалах дела акта инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО (убежища) инв. от 24.08.2018г. состояние защитного сооружения неудовлетворительное, сооружение не готово к приему укрываемых, не используется, балансодержатель данного защитного сооружения не определен (л.д.13-15).

Согласно информации МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва защитное сооружение <адрес> в реестре федерального имущества не учитывается и ранее из федеральной собственности не отчуждалось (л.д.17-18).

10.03.2020г. прокуратурой Ленинского района г. Красноярска внесено представление руководителю МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва с требованием принять меры для учета защитного сооружения <адрес> в реестре федеральной собственности (л.д.19-21).

Из ответа МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва от 09.04.2020г. следует, что законных оснований отнесения защитного сооружения гражданской обороны <адрес> к федеральной собственности не имеется, в связи с разграничением в 1991г. государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность субъектов и муниципальную собственность, произошедшим на основании принятого ВС РФ постановления № 3020-1 от 27.12.1991г. весь жилищный фонд (в том числе жилищный фонд, находящийся на балансе предприятий) вместе со встроенными нежилыми помещениями (в том числе вместе с защитными сооружениями гражданской обороны) в установленном законом порядке по актам приема-передачи в собственность соответствующих муниципальных образований. Таким образом, все жилые многоквартирные дома находились в муниципальной собственности и расположенные в их подвальных помещениях защитные сооружения гражданской обороны учитывались в реестре муниципального имущества (л.д.22-25).

Согласно п. 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в российской федерации, утвержденной Указом президента РФ № 2284 от 24.12.1993г., защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.

П.2 Положения о совершенствовании учета федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ №447 от 16.07.2007г., учет федерального имущества - это получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр федерального имущества в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом.

Согласно подп. «б» п. 4 указанного Положения учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества осуществляют территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом, если иное не установлено Указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, в отношении имущества (включая земельные участки, в том числе предоставленные в пользование юридическим и физическим лицам на основании соответствующих договоров), составляющего государственную казну РФ, расположенного на территории РФ, по месту его нахождения в соответствии с компетенцией, определяемой положениями об указанных органах.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакассия и Республике Тыва, как территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом обязано обеспечить учет убежища, расположенного <адрес> как объекта федеральной собственности, поскольку данный объект относится к защитным сооружениям гражданской обороны и в силу закона является федеральной собственностью.

При указанных обстоятельствах, суд полагает, что заявленные прокурором Ленинского района г. Красноярска требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Ленинского района г. Красноярска удовлетворить.

Признать незаконный бездействие Межрегионального территориального управления Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва по не обеспечению учета защитного сооружения гражданской обороны с инвентарным номером по адресу: <адрес> в реестре федерального имущества;

Обязать Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить учет защитного сооружения гражданской обороны с инвентарным по адресу: <адрес> в реестре федерального существа.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.А. Иноземцева