ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2637/16 от 09.11.2016 Соликамского городского суда (Пермский край)

Дело № 2а- 2637/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 ноября 2016 года город Соликамск

Соликамский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Шатуленко И.В.,

с участием заместителя Березниковского межрайонного природоохранного прокурора Курбатова С.А.,

представителя администрации г. Соликамска – Новосельцева С.В., действующего на основании доверенности,

при секретаре Максимовой Д.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Соликамске административное исковое заявление Березниковского межрайонного природоохранного прокурора к муниципальному образованию «Соликамский городской округ Пермского края» в лице администрации города Соликамска о возложении обязанности по устранению нарушений лесного законодательства,

установил :

Березниковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском, предъявленным в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному образованию «Соликамский городской округ Пермского края» в лице администрации города Соликамска о возложении обязанности по устранению нарушений лесного законодательства. В обоснование иска указал, что Березниковской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения лесного законодательства в деятельности администрации Соликамского городского округа Пермского края, в ходе которой установлено, что на территории Соликамского городского округа имеются городские леса общей площадью <данные изъяты> га.

Городские леса поставлены на государственный кадастровый учёт.

По состоянию на <дата> право муниципальной собственности Соликамского городского округа зарегистрировано на городские леса общей площадью <данные изъяты> га.

Согласно Генеральному плану Соликамского городского округа, утвержденного решением <...> городской Думы от <дата>, городские леса входят в рекреационную функциональную зону Соликамского городского округа.

Согласно ч. 1 ст. 9, ст. 42 и ст. 58 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится организация благоустройства территории городского округа (включая озеленение территории), а также использования, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

Согласно п.п. 1, 3, 4 ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (далее по тексту - Лесной кодекс РФ), основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки. Лесничества и лесопарки также располагаются на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

В отношении лесничеств, лесопарков осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра.

В соответствии со ст. 87 Лесного кодекса Российской Федерации, основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.

Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.

В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются:

виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса;

возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования;

ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса;

требования к охране, защите, воспроизводству лесов.

Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.

В соответствии с п.п. «г» п. 3 ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса РФ, городские леса отнесены к категории защитных лесов.

Согласно п. 4 ст. 12 Лесного кодекса РФ, защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

В нарушение ст.ст. 9, 42, 58 Конституции Российской Федерации, ст. 16 Закон № 131-ФЗ, ст. 23, 87 Лесного кодекса РФ, администрацией Соликамского городского округа до настоящего времени городское лесничество не создано, лесохозяйственный регламент лесничества городских лесов города Соликамска в надлежащем порядке не разработан, должным образом не утверждён.

Не принятие мер по организации городского лесничества, разработке и утверждению лесохозяйственного регламента, влечет нарушение прав участников лесных отношений на использование участков городских лесов, а также прав граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции РФ, поскольку препятствует надлежащему использованию и охране городских лесов.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В силу п. 2 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, иными способами, предусмотренными законом.

В силу п. 2 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.

Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

С учетом уточнений просил возложить на административного ответчика обязанность создать лесничество городских лесов, а именно: спроектировать лесничество в соответствии с п.п. 5, 187 Лесоустроительной инструкции, утверждённой приказом Рослесхоза России № 516 от 12.12.2011, составить по результатам проектирования пояснительные записки, ведомости и картографические материалы в соответствии с п.п. 187 Лесоустроительной инструкции, утверждённой приказом Рослесхоза России № 516 от 12.12.2011, закрепить на местности местоположения границ лесничества в соответствии с Лесоустроительной инструкцией, утверждённой приказом Рослесхоза России № 516 от 12.12.2011, направить в Рослесхоз России все необходимые документы для установления границ лесничества городских лесов в соответствии с п. 10 Лесоустроительной инструкции, утверждённой приказом Рослесхоза России № 516 от 12.12.2011. Установить административному ответчику срок исполнения данной обязанности в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу. Возложить на административного ответчика обязанность разработать и утвердить в установленном законом порядке лесохозяйственный регламент лесничества городских лесов Соликамского городского округа. Установить административному ответчику срок исполнения данной обязанности в течение 6 месяцев с момента установления Рослесхозом России границ лесничества городских лесов Соликамского городского округа.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор уточненные исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в иске и уточнениях к нему.

Представитель административного ответчика – Новосельцев С.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях ( т. 1 л.д. 32-34).

Заинтересованное лицо – Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено судом надлежащим образом.

Заинтересованное лицо – Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) в судебное заседание явку представителя не обеспечил, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменные пояснения по иску, где указал, что статьей 23 Лесного кодекса установлено, что основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки, которые располагаются в том числе на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

В отношении лесничеств, лесопарков осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра.

Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статьей 70.1 Лесного кодекса установлено, что местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов. Таким образом, информация о границах лесных участков содержится в материалах лесоустройства.

Статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что при градостроительном зонировании устанавливаются зоны рекреационного назначения, в состав которых включаются территории, занятые городскими лесами. Границы территориальных зон определяются при разработке правил землепользования и застройки.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736, к полномочиям Рослесхоза относится определение количества лесничеств и лесопарков, а также установление их границ.

В соответствии с пунктом 6 статьи 105 Лесного кодекса изменение границ городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.

Статьей 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» установлено, что распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.

Согласно статье 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. Распоряжение такими участками осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов относится к вопросам местного значения.

В перечень документов, представляемых в Рослесхоз для издания приказа об организации лесничеств (лесопарков) в городских лесах, входят следующие правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы:

копии материалов лесоустройства, утвержденные в установленном порядке (лесоустроительные планшеты и планы лесонасаждений);

копия решения уполномоченного органа государственной власти об установлении черты населенного пункта;

копия решения исполнительного органа государственной власти о включении земельного участка из состава земель лесного фонда в границы населенного пункта или копия решения представительного органа местного самоуправления муниципального района (поселения, городского округа) об утверждении генерального плана муниципального района (поселения, городского округа);

заверенная в установленном порядке выписка из государственного лесного реестра на испрашиваемые лесные участки, подтверждающая их принадлежность к городским лесам;

заверенная в установленном порядке копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на испрашиваемые лесные участки, а в случае если собственность на земельные участки не разграничена, документы, подтверждающие право распоряжения ими в соответствии с земельным и лесным законодательством;

заверенная в установленном порядке выписка из государственного кадастра недвижимости на испрашиваемые лесные участки;

копия решения представительного органа местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки;

ведомость деления лесов на лесничества и лесопарки, составленная по форме, приведенной в Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 года № 516 (зарегистрирован в Минюсте России 6 марта 2012 № 23413).

Указанные документы в адрес Рослесхоза администрацией Соликамского городского округа не направлялись.

На основании части 3 статьи 87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственные регламенты лесничеств лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.

Выслушав участников процесса, изучив доводы и основания административного иска и поступившие возражения, изучив письменные доказательства по делу, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В силу ст. 76 Федерального закона "Об охране окружающей среды" споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке.

Защита гражданских прав, в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ осуществляется, в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со ст. 5 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Согласно ч. 1 ст. 9, ст. 42 и ст. 58 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится организация благоустройства территории городского округа (включая озеленение территории), а также использования, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

Согласно п.п. 1, 3, 4 ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (далее по тексту - Лесной кодекс РФ), основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки. Лесничества и лесопарки также располагаются на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

В отношении лесничеств, лесопарков осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра.

В соответствии со ст. 87 Лесного кодекса Российской Федерации, основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.

Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.

В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются:

виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса;

возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования;

ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса;

требования к охране, защите, воспроизводству лесов.

Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.

В соответствии с п.п. «г» п. 3 ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса РФ, городские леса отнесены к категории защитных лесов.

Статьей 70.1 Лесного кодекса установлено, что местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов. Таким образом, информация о границах лесных участков содержится в материалах лесоустройства.

Статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что при градостроительном зонировании устанавливаются зоны рекреационного назначения, в состав которых включаются территории, занятые городскими лесами. Границы территориальных зон определяются при разработке правил землепользования и застройки.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736, к полномочиям Рослесхоза относится определение количества лесничеств и лесопарков, а также установление их границ.

В соответствии с пунктом 6 статьи 105 Лесного кодекса изменение границ городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.

Статьей 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» установлено, что распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.

Согласно статье 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. Распоряжение такими участками осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов относится к вопросам местного значения.

В судебном заседании установлено, что на территории Соликамского городского округа имеются городские леса общей площадью <данные изъяты> га. Городские леса поставлены на государственный кадастровый учёт.

По состоянию на <дата> право муниципальной собственности Соликамского городского округа зарегистрировано на городские леса общей площадью <данные изъяты> га.

Согласно Генеральному плану Соликамского городского округа, утвержденного решением Соликамской городской Думы от <дата>, городские леса входят в рекреационную функциональную зону Соликамского городского округа.

Решением Соликамской городской Думы от <дата>. утверждено «Положение о городских лесах, расположенных в границах Соликамского городского округа», согласно которому разработка лесохозяйственных регламентов относится к полномочиям Администрации г. Соликамска (пункт 2.2.2 Положения), а полномочия по утверждению лесохозяйственных регламентов возложены на Соликамскую городскую Думу (пункт 2.1.8 Положения).

Согласно ст. 3 Лесного кодекса РФ лесное законодательство регулирует лесные отношения. Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (ст. 6 ЛК РФ).

В силу ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами и т.д.

Частью 1 статьи 5 Лесного кодекса РФ установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом пп. "г" п. 3 ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса РФ выделяются городские леса, которые относятся к защитным лесам.

В соответствии со ст. 67 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в ч. 3 ст. 23 Лесного кодекса РФ, в частности, на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

В силу ст. 68 Лесного кодекса РФ лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Согласно ч. 2 ст. 4 Лесного кодекса РФ от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация благоустройства и озеленения территорий поселений, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах населенных пунктах поселения и в границах городского округа, отнесена к вопросам местного значения соответственно поселения (п. 19 ч. 1 ст. 14) и городского округа (п. 25 ч. 1 ст. 16). Пунктом 3 статьи 19 данного закона предусмотрено, что отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральными законами или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Уставом города Соликамска, принятым решением Соликамской городской Думы от 29.06.2005 г. N 412, к вопросам местного значение городского округа относится наряду с прочими организация благоустройства территории Соликамского городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах Соликамского городского округа (п. п. 25 п. 1 ст. 6).

Согласно ст. 70 Лесного кодекса РФ выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено настоящим Кодексом. Органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области лесных отношений определены в статьях 81, 82, 84 ЛК РФ.

В соответствии с п.24 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза № 516 от 12.12.2011 года, к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов.

Согласно ст. 84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся в том числе, владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков. Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Порядок проведения лесоустройства определяется Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 года N 516, устанавливающей требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны и безопасности и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Согласно п. 3 Лесоустроительной инструкции лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов (выявление, учет, оценку качественных и количественных характеристик лесных ресурсов); проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

Пунктом 5 указанной инструкции предусмотрено, что проведение указанных мероприятий обеспечивается органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 ЛК РФ.

В силу ч. 2 ст. 51 Лесного кодекса РФ охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в том числе осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков. Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (п. 5 ч. 1 ст. 84, ч. 1.1 ст. 84 ЛК РФ).

В силу положений ч.1 ст.87 Лесного кодекса РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.

В соответствии с ч. 3 ст. 87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственный регламент является нормативным правовым актом, который является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.

В соответствии с п. 3 Приказа Рослесхоза от 04.04.2012 N 126 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений" в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков устанавливаются: виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со ст. 25 ЛК РФ; возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов в соответствии со ст. 27 ЛК РФ; требования к охране, защите, воспроизводству лесов.

Лесохозяйственные регламенты разрабатываются для лесничеств (лесопарков). Разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81 - 84 ЛК РФ. Основой для разработки лесохозяйственного регламента являются материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования (пункты 8, 9, 10).

На основании материалов лесоустройства в Единый государственный реестр земель вносятся сведения о количественных, качественных, экономических и иных характеристиках земельного участка, например сведения о виде разрешенного использования, установленного в соответствии с лесохозяйственным регламентом.

В соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (в редакции Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации") материалы лесоустройства так же, как материалы иных обследований и изысканий, могут являться основанием для внесения в документы государственного земельного кадастра сведений о земельном участке.

Согласно ст. 98 Лесного кодекса РФ установлено, что на территории муниципального образования лесной контроль за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов осуществляются органами местного самоуправления.

Таким образом, именно к вопросам местного значения относятся организация благоустройства и озеленения территории Соликамского городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на территории городского округа, лесов особо охраняемых природных, расположенных в границах территории городского округа.

Следовательно, субъектом, обладающим полномочиями по инициированию проведения работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента лесничества в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления.

Для реализации полномочий по использованию, охране, защите и воспроизводству городских лесов Соликамского городского округа необходим лесохозяйственный регламент, подготовка и разработка которого невозможна без проведения лесоустройства.

Согласно информации, представленной администрацией г. Соликамска от <дата> площадь земельных участков, поставленных на ГКУ с видом разрешенного использования – для ведения лесного хозяйства на территории Соликамского городского округа составляет <данные изъяты> га., из них право муниципальной собственности зарегистрировано на участки общей площадью <данные изъяты>66 га.

Согласно информации, представленной администрацией г. Соликамска от <дата>, администрацией г. Соликамска готовится проект постановления о создании городского лесничества как территориальной единицы управления.

Согласно информации, представленной Федеральным агентством лесного хозяйства, в перечень документов, представляемых в Рослесхоз для издания приказа об организации лесничеств (лесопарков) в городских лесах, входят следующие правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы:

копии материалов лесоустройства, утвержденные в установленном порядке (лесоустроительные планшеты и планы лесонасаждений);

копия решения уполномоченного органа государственной власти об установлении черты населенного пункта;

копия решения исполнительного органа государственной власти о включении земельного участка из состава земель лесного фонда в границы населенного пункта или копия решения представительного органа местного самоуправления муниципального района (поселения, городского округа) об утверждении генерального плана муниципального района (поселения, городского округа);

заверенная в установленном порядке выписка из государственного лесного реестра на испрашиваемые лесные участки, подтверждающая их принадлежность к городским лесам;

заверенная в установленном порядке копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на испрашиваемые лесные участки, а в случае если собственность на земельные участки не разграничена, документы, подтверждающие право распоряжения ими в соответствии с земельным и лесным законодательством;

заверенная в установленном порядке выписка из государственного кадастра недвижимости на испрашиваемые лесные участки;

копия решения представительного органа местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки;

ведомость деления лесов на лесничества и лесопарки, составленная по форме, приведенной в Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 года № 516 (зарегистрирован в Минюсте России 6 марта 2012 № 23413).

Однако указанные документы в адрес Рослесхоза администрацией г. Соликамска не направлялись.

Лесохозяйственный регламент лесничества, расположенного на землях Соликамского городского округа Пермского края, администрацией г. Соликамска в порядке, установленном действующим законодательством, не разработан и не утвержден.

Учитывая, что проведение мероприятий по лесоустройству в части проектирования лесничества на территории Соликамского городского округа Пермского края органом местного самоуправления в пределах предоставленных ему полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации и статьей 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", не обеспечено; по результатам проектирования документы, предусмотренные ст. 187 Лесоустроительной инструкции, не составлены; не закреплено на местности местоположение границ лесничества в соответствии с Лесоустроительной инструкцией, и не направлены в Рослесхоз все необходимые документы для установления границ лесничества городских лесов в соответствии с пунктом 10 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза № 516 от 12.12.2011 г., а также администрацией муниципального образования «Соликамский городской округ» лесохозяйственный регламент лесничества в установленном законом порядке не разработан и не утвержден, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Березниковского межрайонного природоохранного прокурора. Иного судом не установлено и административным ответчиком не доказано.

Не принятие мер по организации городского лесничества, разработке и утверждению лесохозяйственного регламента, влечет нарушение прав участников лесных отношений на использование участков городских лесов, а также прав граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции РФ, поскольку препятствует надлежащему использованию и охране городских лесов.

Учитывая, что финансирование мероприятий по лесоустройству, включая проектирование лесничеств и лесопарков, лесов, лесных участков, по охране, защите, воспроизводству лесов, по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов, осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 70 Лесного кодекса РФ, ст. 72 Бюджетного кодекса РФ, Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а расходы на их проведение учитываются при формировании, утверждении и исполнении местного бюджета, суд в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, исходя из требований разумности, считает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения суда в части проектирования лесничества, составления по результатам проектирования необходимых документов, закрепления на местности границ лесничества и направлении в Рослесхоз документов, необходимых для установления границ лесничества городских лесов, один год с момента вступления настоящего решения в законную силу, а в части разработки и утверждения лесохозяйственного регламента – 6 месяцев с момента установления Рослесхозом границ лесничества, который является необходимым и достаточным для выполнения возложенных на ответчика обязанностей.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

Административные исковые требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать муниципальное образование «Соликамский городской округ Пермского края» в лице администрации города Соликамска Пермского края в течение одного года с момента вступления настоящего решения суда в законную силу в пределах предоставленных полномочий провести лесоустройство городских лесов на территории Соликамского городского округа Пермского края, а именно: проектирование лесничества на территории Соликамского городского округа Пермского края в соответствии с пунктами 5, 187 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 г. № 516, по результатам проектирования составить пояснительные записки, ведомости и картографические материалы, предусмотренные ст. 187 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 г. № 516, закрепить на местности местоположение границ лесничества в соответствии с Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 г. № 516, и направить в Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) все необходимые документы для установления границ лесничества городских лесов в соответствии с пунктом 10 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза № 516 от 12.12.2011 г.

Обязать муниципальное образование «Соликамский городской округ Пермского края» в лице администрации города Соликамска Пермского края в течение шести месяцев с момента установления Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхозом) границ лесничества разработать и утвердить в установленном законом порядке лесохозяйственный регламент лесничества, расположенного на землях Соликамского городского округа Пермского края.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, с 15 ноября 2016 года.

Председательствующая Шатуленко И.В.