ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-263/19 от 12.08.2019 Пронского районного суда (Рязанская область)

62RS0012-01-2019-000038-78 №2а-263/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 августа 2019 года г. Новомичуринск Рязанской области

Пронский районный суд Рязанской области в составе

председательствующего судьи Мухиной Е.С.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного истца - адвоката Шатилова С.А., действующего на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя заинтересованного лица СПК (колхоз) им. Чкалова - Музюкина А.А.,

при секретаре Бокаревой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело № 2а-203/2019 по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Росреестра по Рязанской области о признании незаконным отказа в регистрации перехода права на объект недвижимости и возложении обязанности осуществить регистрацию перехода права на объект недвижимости,

руководствуясь ст.ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Рязанской области в лице межмуниципального отдела по Кораблинскому, Старожиловскому районам о признании незаконным отказа в регистрации перехода права на объект недвижимости и возложении обязанности осуществить регистрацию перехода права на объект недвижимости.

В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и СПК (колхоз) им. Чкалова, в лице председателя ликвидационной комиссии Музюкина А.А., по итогам публичных торгов был заключен договор купли-продажи административного здания, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером . Здание было продано по цене, определенной независимым оценщиком, в размере 390 000 рублей. Данный договор был представлен ДД.ММ.ГГГГ с заявлением в Управление Росреестра по Рязанской области для государственной регистрации перехода права собственности на указанных объект недвижимости.

ДД.ММ.ГГГГ межмуниципальным отделом по Кораблинскому, Старожиловскому районам Управления Росреестра по Рязанской области было вынесено решение об отказе в регистрации перехода права на объект недвижимости без одновременного государственного кадастрового учета, изложенное в уведомлении .

Полагает данный отказ незаконным, поскольку СПК (колхоз) им. Чкалова находится в стадии ликвидации, денежных средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов у предприятия недостаточно, в связи с чем на общем собрании колхоза было принято решение о реализации имущества. Ликвидационной комиссией (организатором торгов) был объявлен открытый аукцион по продаже административного здания, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , определены условия проведения аукциона, начальная цена лота и сумма задатка. Объявление о проведении аукциона было опубликовано в газете «Кораблинские вести» от ДД.ММ.ГГГГ. Административным истцом была подана заявка на участие в аукционе, оплачен задаток. В связи с тем, что была подана единственная заявка, аукцион был признан несостоявшимся, договор заключен с единственным участником - административным истцом. ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор купли-продажи административного здания. Данная сделка была одобрена протоколом общего собрания колхоза . Полагает, что на государственную регистрацию перехода права собственности на объект недвижимости сторонами был предоставлен полный пакет документов, а именно: заявления о государственной регистрации перехода права собственности, договор купли-продажи и передаточный акт в трех экземплярах, протоколы общего собрания колхоза и , протокол ликвидационной комиссии, составленный по итогам торгов, газета «Кораблинские вести» от ДД.ММ.ГГГГ, квитанция об оплате государственной пошлины. В ходе рассмотрения заявления также предоставлялись дополнительные документы.

На основании изложенного, административный истец просил суд признать незаконным отказ межмуниципального отдела по Кораблинскому, Старожиловскому районам Управления Росреестра по Рязанской области в регистрации перехода права на объект недвижимости без одновременного государственного кадастрового учета на здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, выразившийся в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ; обязать межмуниципальный отдел по Кораблинскому, Старожиловскому районам Управления Росреестра по Рязанской области осуществить регистрацию перехода права на объект недвижимости без одновременного государственного кадастрового учета на здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>.

Определением суда от 25.07.2019 года по ходатайству административного истца была произведена замена ненадлежащего ответчика - межмуниципального отдела по Кораблинскому, Старожиловскому районам Управления Росреестра по Рязанской области надлежащим ответчиком - Управлением Росреестра по Рязанской области.

В судебном заседании административный истец уточнил исковые требования, просит суд признать незаконным отказ Управления Росреестра по Рязанской области в регистрации перехода права на объект недвижимости без одновременного государственного кадастрового учета на здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, выразившийся в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ; обязать Управление Росреестра по Рязанской области осуществить регистрацию перехода права на объект недвижимости без одновременного государственного кадастрового учета на здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>.

Административный истец ФИО1, представитель административного истца - адвокат Шатилов С.А. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просили заявленные административные исковые требования удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица СПК (колхоз) им. Чкалова - Музюкин А.А. в судебном заседании полагал, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Рязанской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя Управления Росреестра по Рязанской области.

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика - Управления Росреестра по Рязанской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте его рассмотрения.

В возражениях на административное исковое заявление представитель Управления Росреестра по Рязанской области указал, что ДД.ММ.ГГГГ уведомлением о приостановлении регистрации перехода права на объект недвижимости без одновременного государственного кадастрового учета Управлением осуществление действий по государственной регистрации было приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ на основании п.п. 5, 7 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства РФ. ДД.ММ.ГГГГ уведомлением об отказе в регистрации перехода права на объект недвижимости без одновременного государственного кадастрового учета СПК (колхоз) им. Чкалова и ФИО1 отказано в осуществлении регистрационных действий на основании ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и неустранением причин, препятствующих осуществлению регистрационных действий «регистрации перехода права на объект недвижимости без одновременного государственного кадастрового учета». Полагал, что действующим законодательством предусмотрен специальный режим отчуждения имущества, принадлежащего сельскохозяйственному производственному кооперативу, находящемуся в процессе ликвидации (Федеральный закон от 08.12.1995 года №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» и Федеральный закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»). Промежуточный ликвидационный баланс утвержден протоколом общего собрания СПК от ДД.ММ.ГГГГ, а договор купли-продажи подписан ДД.ММ.ГГГГ, публичные торги проведены с нарушением требований ст. 89 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», договор купли-продажи административного здания от ДД.ММ.ГГГГ заключен не по итогам организованных торгов, проводимых организаторами торговли, а с ликвидатором СПК (колхоз) им. Чкалова до утверждения промежуточного ликвидационного баланса, представленный реестр требований кредиторов в виде приложения к промежуточному ликвидационному бухгалтерскому балансу на ДД.ММ.ГГГГ не утвержден общим собранием членов кооператива, сам промежуточный ликвидационный бухгалтерский баланс на ДД.ММ.ГГГГ не содержит сведений о каких-либо приложениях, протоколом общего собрания участников СПК (колхоз) им. Чкалова от ДД.ММ.ГГГГ на повестку дня выносится утверждение промежуточного ликвидационного баланса СПК (колхоз) им. Чкалова, тогда как на государственную регистрацию предоставляется промежуточный ликвидационный бухгалтерский баланс СПК (колхоз) им. Чкалова от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, не соблюдены сроки, предусмотренные ч.ч. 4-7 ст. 43 Федерального закона от 08.12.1995 года №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». В связи с изложенным, просит в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Исследовав материалы дела, выслушав административного истца ФИО1, представителя административного истца - адвоката Шатилова С.А., представителя СПК (колхоз) им. Чкалова - Музюкина А.А., суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями или его должностного лица, в том числе должностного лица службы судебных приставов, если полагают, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.ч. 3, 4 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В силу части 4 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Согласно части 5 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

Пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.

Правовая экспертиза документов и проверка законности сделки призваны обеспечить защиту конституционных прав собственников и обладателей иных прав на объекты недвижимости, а также создает дополнительные гарантии безопасности для участников рынка недвижимости в Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственной регистрации приостанавливается по решению государственного регистратора прав, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и СПК (колхоз) им. Чкалова, в лице Музюкина А.А., обратились в Управление Росреестра по Рязанской области с заявлениями об осуществлении государственной регистрации прав на здание, расположенное по адресу: <адрес>, к которым были приложены: квитанция об оплате государственной пошлины, договор купли-продажи административного здания от ДД.ММ.ГГГГ, передаточный акт от ДД.ММ.ГГГГ, копия протокола общего собрания участников СПК (колхоз) им. Чкалова о ликвидации от ДД.ММ.ГГГГ, копия протокола ликвидационной (аукционной) комиссии СПК (колхоз) им. Чкалова от ДД.ММ.ГГГГ, копия протокола общего собрания участников СПК (колхоз) им. Чкалова от ДД.ММ.ГГГГ, копия газеты «Кораблинские вести» от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Рязанской области осуществление действий по регистрации перехода права на объект недвижимости без одновременного государственного кадастрового учета было приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, поскольку на государственную регистрацию не были представлены промежуточный ликвидационный баланс, документация о проведении торгов (проведенных в соответствии с законодательством организатором торгов), протоколы, представленные на государственную регистрацию, составлены с нарушениями, заверены ненадлежащими лицами, не представлены списки присутствующих членов СПК, список действующих членов СПК, не был соблюден специальный режим отчуждения имущества, не были представлены иные документы, подтверждающие полномочия ликвидационной комиссии и соблюдение процедуры, предусматривающей возможность отчуждения имущества, ликвидируемого предприятия.

ДД.ММ.ГГГГ СПК (колхоз) им. Чкалова, в лице Музюкина А.А., обратился в Управление Росреестра с заявлением о принятии дополнительных документов, к которому были приложены: список действующих членов СПК (колхоз) им. Чкалова, список присутствующих членов СПК (колхоз) им. Чкалова, промежуточный ликвидационный баланс на ДД.ММ.ГГГГ, отчет о финансовых результатах СПК (колхоз) им. Чкалова за 12 месяцев 2017 года.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Рязанской области осуществление действий по регистрации перехода права на объект недвижимости без одновременного государственного кадастрового учета было приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, поскольку представленный промежуточный ликвидационный бухгалтерский баланс не содержит сведений об утверждении его общим собранием членов кооператива или органом, принявшим решение о ликвидации кооператива, по согласованию с ревизионным союзом, не представлена оценка имущества и протокол об итогах аукциона.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Управление Росреестра с заявлением о принятии дополнительных документов, к которому был приложен отчет ООО «ЦДО» об оценке рыночной стоимости нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ СПК (колхоз) им. Чкалова, в лице Музюкина А.А., обратился в Управление Росреестра с заявлением о принятии дополнительных документов, к которому были приложены: приложение к промежуточному ликвидационном бухгалтерскому балансу СПК (колхоз) им. Чкалова, утвержденному общим собранием участников СПК от ДД.ММ.ГГГГ- перечень требований кредиторов, состав имущества ликвидируемого юридического лица.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Рязанской области осуществление действий по регистрации перехода права на объект недвижимости без одновременного государственного кадастрового учета было приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, поскольку не был соблюден законодательно предусмотренный специальный режим отчуждения имущества, принадлежащего СПК (колхоз) им. Чкалова, находящегося в процессе ликвидации. Документы, необходимые для проведения государственной регистрации, представлены на государственную регистрацию не были. Дополнительно представленные документы, не соответствуют требованиям действующего законодательства, а именно: договор купли-продажи административного здания от ДД.ММ.ГГГГ заключен не по итогам организованных торгов, проводимых организаторами торговли, которые осуществляются в порядке, установленном действующим законодательством об организованных торгах, а с ликвидатором СПК (колхоз) им. Чкалова, до утверждения промежуточного ликвидационного баланса; представленный реестр требований кредиторов в виде приложения к промежуточному ликвидационному бухгалтерскому балансу на ДД.ММ.ГГГГ не утвержден общим собранием членов кооператива, сам промежуточный ликвидационный бухгалтерский баланс на ДД.ММ.ГГГГ не содержит сведений о каких-либо приложениях; протоколом общего собрания участников СПК (колхоз) им. Чкалова от ДД.ММ.ГГГГ на повестку дня выносится утверждение промежуточного ликвидационного баланса СПК (колхоз) им. Чкалова, тогда как на государственную регистрацию предоставляется промежуточный ликвидационный бухгалтерский баланс СПК (колхоз) им. Чкалова от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, не соблюдены сроки, предусмотренные ч.ч. 4-7 ст. 43 Федерального закона от 08.12.1995 года №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Рязанской области было отказано в осуществлении действий по регистрации перехода права на объект недвижимости без одновременного государственного кадастрового учета в связи с истечением срока приостановления и неустранением приведенных в уведомлении о приостановлении регистрации перехода права на объект недвижимости причин, препятствующих осуществлению регистрации перехода права на объект недвижимости без одновременного государственного кадастрового учета.

В судебном заседании также установлено, что сельскохозяйственному производственному кооперативу (колхоз) имени Чкалова на праве собственности принадлежит административное здание, расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым номером .

Общим собранием участников СПК (колхоз) им. Чкалова, оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с недостаточной прибыльностью и нерентабельностью производства СПК (колхоз) им. Чкалова было принято решение приступить к процедуре ликвидации СПК (колхоз) им. Чкалова, назначить ликвидационную комиссию в составе трех человек: Музюкин А.А. - председатель ликвидационной комиссии, члены ликвидационной комиссии - ФИО5, ФИО6, поручить ликвидационной комиссии выполнять все необходимые действия, связанные с ликвидацией СПК (колхоз) им. Чкалова в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Решением ликвидационной комиссии СПК (колхоз) им. Чкалова, оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, председатель ликвидационной комиссии Музюкин А.А. наделен полномочиями по сделкам с движимым и недвижимым имуществом и иным нотариальным делам.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.

В силу п.п. 1, 2, 4, 6 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Отношения, связанные с созданием и деятельностью сельскохозяйственных кооперативов и их союзов (ассоциаций), регулируются Федеральным законом от 08.12.1995 года № 195-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

Порядок ликвидации сельскохозяйственного производственного кооператива осуществляется в соответствии со статьей 43 Федерального закона от 08.12.1995 года № 195-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

Согласно п.п. 1-7, 11 ст. 43 Федерального закона от 08.12.1995 года № 195-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» правление кооператива по поручению общего собрания членов кооператива или орган, принявшие решение о ликвидации кооператива, обязаны незамедлительно в письменной форме сообщить об этом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственной регистрации юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что данный кооператив находится в процессе ликвидации.

Общее собрание членов кооператива или орган, принявшие решение о ликвидации кооператива, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации данного кооператива. По ходатайству общего собрания членов кооператива решением суда о ликвидации кооператива на его правление могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации данного кооператива.

С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами данного кооператива. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) от имени ликвидируемого кооператива выступает в суде.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) помещает в официальном печатном органе, в котором публикуются сведения о государственной регистрации кооператива, публикацию о его ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации сведений о ликвидации кооператива.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации кооператива.

По окончании срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого кооператива, перечне предъявленных кредиторами требований, а также сведения о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием членов кооператива или органом, принявшими решение о ликвидации кооператива, по согласованию с ревизионным союзом.

Если имеющихся у ликвидируемого кооператива денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) осуществляет продажу имущества кооператива с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Порядок исполнения судебных решений регулируется Федеральным законом от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Согласно ст. 89 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества (далее организатор торгов).

В судебном заседании установлено, что СПК (колхоз) им. Чкалова было размещено объявление в газете «Кораблинские вести» от ДД.ММ.ГГГГ о проведении открытого аукциона по продаже административного здания площадью 127,4 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Время проведения аукциона - ДД.ММ.ГГГГ в 11.00 по адресу: <адрес>. Начальная цена лота - 390 000 рублей, шаг аукциона - 19500 рублей. Победителем признается лицо, предложившее наибольшую цену. Участие в аукционе оформляется путем подачи заявки на его участие с указанием данных о лице, подавшем заявку. Заявки принимаются до ДД.ММ.ГГГГ с 9.00 до 17.00.

Решением ликвидационной (аукционной) комиссии СПК (колхоз) им. Чкалова, оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, торги по продаже административного здания, расположенного по адресу: <адрес>, опубликованные в газете «Кораблинские вести» от ДД.ММ.ГГГГ, были признаны несостоявшимися, так как заявка на участие в торгах подана одним участником - ФИО1. Указанное административное здание продано за начальную (максимальную) цену торгов в сумме 390 000 рублей единственному участнику торгов - ФИО1 На председателя ликвидационной комиссии возложена обязанность заключить с ФИО1 договор купли-продажи данного административного здания.

ДД.ММ.ГГГГ между СПК (колхоз) им. Чкалова, в лице председателя ликвидационной комиссии Музюкина А.А., и ФИО1 был заключен договор купли-продажи административного здания, расположенного по адресу: <адрес>.

Общим собранием участников СПК (колхоз) им. Чкалова, оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден промежуточный ликвидационный баланс предприятия на ДД.ММ.ГГГГ в размере 32 379 тыс. рублей; одобрена сделка купли-продажи административного здания, расположенного по адресу: <адрес>, за 390 000 рублей, заключенная ДД.ММ.ГГГГ между СПК (колхоз) им. Чкалова, в лице председателя ликвидационной комиссии Музюкина А.А., и единственным участником аукциона ФИО1; принято решение о продаже имущества, в том числе объектов недвижимости, находящихся в собственности СПК (колхоз) им. Чкалова, продажа поручена ликвидационной комиссии предприятия с правом создания аукционной комиссии, проведения аукциона и регистрации сделок в органах Росреестра.

Таким образом, исходя из анализа вышеуказанных норм действующего законодательства, следует, что СПК (колхоз) им. Чкалова, находящийся в процессе ликвидации, при реализации принадлежащего ему на праве собственности недвижимого имущества должен был соблюдать требования ст.ст. 61-63 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 08.12.1995 года № 195-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что в нарушение указанных положений закона промежуточный ликвидационный бухгалтерский баланс, представленный в регистрирующий орган, был составлен и утвержден общим собранием участников СПК (колхоз) им. Чкалова после заключения между истцом и СПК (колхоз) им. Чкалова ДД.ММ.ГГГГ договора купли-продажи административного здания.

Кроме того, в судебном заседании установлено и не оспаривалось административным истцом, представителем административного истца и представителем СПК (колхоз) им. Чкалова, что публичные торги по продаже административного здания не были произведены организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества, и договор купли-продажи административного здания заключен не по итогам торгов, организованных в соответствии с положениями Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении СПК (колхоз) им. Чкалова, находящимся в процессе ликвидации, процедуры отчуждения недвижимого имущества, принадлежащего сельскохозяйственному производственному кооперативу, предусмотренной положениями ст.ст. 61-63 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 08.12.1995 года № 195-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Документы, подтверждающие соблюдение процедуры отчуждения недвижимого имущества, принадлежащего сельскохозяйственному производственному кооперативу, находящемуся в процессе ликвидации, для осуществления государственной регистрации прав административным истцом и представителем СПК (колхоз) им. Чкалова в Управление Росреестра по Рязанской области представлены не были, что не оспаривалось административным истцом в судебном заседании.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что у административного ответчика имелись основания для приостановления государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета в отношении административного здания, расположенного по адресу: <адрес>.

Поскольку административным истцом ФИО1 и представителем СПК (колхоз) им. Чкалова не были устранены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации права, Управлением Росреестра по Рязанской области было принято обоснованное решение об отказе в государственной регистрации прав в отношении указанного недвижимого имущества.

Обжалуемое решение об отказе в требуемой регистрации права собственности принято административным ответчиком в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Решение о приостановлении государственной регистрации административным истцом ФИО1 в данном административном исковом заявлении не оспаривается.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оснований, подтверждающих необоснованность оспариваемого отказа по настоящему делу, административным истцом не приведено.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности доказательства, собранные по делу в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установленные в ходе судебного разбирательства фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований ФИО1 о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Рязанской области в регистрации перехода права на объект недвижимости и возложении на Управление Ростреестра по Рязанской области обязанности осуществить регистрацию перехода права на объект недвижимости без одновременного государственного учета на вышеуказанное здание.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению Росреестра по Рязанской области о признании незаконным отказа в регистрации перехода права на объект недвижимости и возложении обязанности осуществить регистрацию перехода права на объект недвижимости - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Пронский районный суд Рязанской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.С. Мухина