ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-263/2017 от 10.03.2017 Тимашевского районного суда (Краснодарский край)

Дело №2а-263/2017

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.Тимашевск 10 марта 2017 года

Тимашевский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Балашовой Л.А.,

при секретаре Вартанян Г.В.,

с участием:

представителя административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2,

представителя административного ответчика - Межмуниципального отдела по Приморско-Ахтарскому и Тимашевскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю по доверенности ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межмуниципального отдела по Приморско-Ахтарскому и Тимашевскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконными действия и исключении записи в ЕГРП,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Межмуниципальному отделу по Приморско-Ахтарскому и Тимашевскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю о признании незаконным действия, выраженные в регистрации права собственности на земельный участок за ненадлежащим лицом и обязании устранить допущенные нарушения путем исключения записи в Едином государственном реестре прав (ЕГРП).

Свои требования административный истец основывает на том, что после смерти отца, <ФИО>2, умершего 12.09.2011 года, он обратился к нотариусу <ФИО>6 для вступления в наследство на недвижимое имущество, состоящее из ? доли в праве общей долевой собственности жилого дома и ? доли в праве общей долевой собственности земельного участка общей площадью 2800 кв.м., категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: для приусадебной земли (ЛПХ), кадастровый <№>, расположенных по адресу: <адрес>, принадлежащих наследодателю на праве общей долевой собственности на основании: Определения Тимашевского районного суда Краснодарского края от 19.11.1998 года, зарегистрированного Тимашевским БТИ в реестре за №2 стр.60, инв.№148 от 14.05.1999 года, и зарегистрированного в администрации Новоленинского сельского поселения Тимашевского района Краснодарского края 22.12.1998 года, р.№42. Нотариус выдал свидетельство о праве на наследство по закону от 18.12.2014 года, реестровый №6-4746, на ? долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по указанному выше адресу, которое административный истец зарегистрировал в Тимашевском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю 29.08.2014 года, запись регистрации №23-23-05/2502/2014-47 и получил Свидетельство о государственной регистрации права от 29.08.2014 года <№>

Получить свидетельство о праве на наследство по закону на ? долю в праве общей долевой собственности земельного участка общей площадью 2800кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для приусадебной земли (ЛПХ), кадастровый <№>, расположенного по адресу: <адрес>, административному истцу не представляется возможным в связи с тем, что Тимашевский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю внес запись о праве собственности на земельный участок за ФИО4, о чем свидетельствует Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 28.07.2016 года №23/237/004/2016/3199, регистрационная запись №23-23/005/801/2015-4742/1. Считает указанные действия административного ответчика незаконными, так как административным ответчиком не была проведена правовая экспертиза документов, что привело к незаконной регистрации права.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО2 поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить в полном объеме по основаниям, указанным в административном исковом заявлении. При этом пояснила, что государственный регистратор был обязан при регистрации права, в рамках проведения правовой экспертизы, запросить сведения о зарегистрированных правах на спорный земельный участок из всех инстанций, которые ими располагают. Эта обязанность закреплена в Методических рекомендациях по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», согласно которым регистратор обязан установить юридический факт или фактический состав, являющийся основанием для наличия возникновения, перехода, ограничения (обременения), прекращения права на недвижимое имущество. Кроме того, ключевая процедура государственной регистрации - правовая экспертиза, которая предшествует внесению регистрационных записей. Цель правовой экспертизы заключается в определении возможности совершения юридического акта признания бесспорного права и внесения записей в ЕГРН. Однако государственный регистратор перед внесением регистрационной записи о праве собственности на спорный земельный участок, за ФИО4, не провёл правовую экспертизу документов, предоставленных на государственную регистрацию права, что нарушило права ФИО1

Представитель ответчика - Межмуниципального отдела по Приморско-Ахтарскому и Тимашевскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, считает действия административного ответчика законными и обоснованными, просил в иске отказать, предоставил суду письменные возражения, в которых указал, что согласно данным ЕГРП, жилой дом с кадастровым номером <№>, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО1, о чем имеется соответствующая запись №23-23-05/2502/2014-47 от 29.08.2014 года. Правоустанавливающий документ: Свидетельство о праве на наследство по закону от 18.12.2013 года, зарегистрировано в реестре за №6- 4746. Наследодателем является <ФИО>2, которому домовладение принадлежало на праве общей долевой собственности, на основании определения Тимашевского районного суда от 19.11.1998 года. Согласно данным ЕГРП, земельный участок с кадастровым номером 23:31:0405001:121, площадью 2800 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО4, о чем имеется соответствующая запись № 23-23/005-23/005/801/2015-4742 от 27.04.2015 года. В качестве правоустанавливающего документа была представлена выписка из постановления главы администрации Новоленинского сельского Совета №274 от 04.12.1992 года и дубликат свидетельства о праве собственности на приусадебный земельный участок, согласно которым ФИО4 на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 0,28 га, расположенный по адресу: <адрес>.

Данные документы были представлены ФИО4 самостоятельно.

В связи с тем, что документы, были поданы ФИО4 до 01.01.2017 года, т.е. до вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", то правовая экспертиза проводилась в соответствии с требовании действующего на тот момент законодательства, в том числе Федерального закона от 21 июля 1997г. №122 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Государственный регистратор в рамках проведения правовой экспертизы, не был обязан запрашивать сведения из БТИ, так как БТИ регистрировал только капитальные строения. Ранее регистрацию проводил Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Тимашевского района, который в настоящее время ликвидирован и правопреемники отсутствуют с 2006 года. Документы ФИО5 получала в администрации. Государственный регистратор обязан запрашивать информацию только в том случае, если человек не предоставил правоустанавливающие документы, либо возникли какие-то сомнения. Информацией о том, что имеется судебный акт, вступивший в законную силу, согласно которому, дом с земельным участком при нем признан принадлежащим <ФИО>2 и ФИО4 Управление Росреестра (в частности государственный регистратор, принявший решение о государственной регистрации) не располагало.

<ФИО>3 знала о том, что имеется судебный акт, который вступил в законную силу, но, несмотря на это, подала заявление о государственной регистрации права собственности на весь земельный участок и приложила к заявлению соответствующие правоустанавливающие документы. Данные факты свидетельствуют о том, что ФИО4 действовала недобросовестно, следовательно, ответчиком должна быть именно ФИО4, а не регистрирующий орган. Считает, что государственный регистратор не является ответчиком по таким искам, однако может быть привлечен к участию в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Просил отказать в удовлетворении требований.

Третье лицо ФИО4 в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом уведомленной о времени и месте слушания дела, о причинах неявки суду не сообщила, о рассмотрении дела в ее отсутствие не просила.

Суд, выслушав мнения сторон, исследовав материалы дела, считает что, административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании административный истец, ФИО1, после смерти своего отца принял наследство и вступил во владение и управление недвижимым имуществом состоящим из ? (одной второй) доли в праве общей долевой собственности жилого дома и ? (одной второй) доли в праве общей долевой собственности земельного участка общей площадью 2800 кв.м., категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование- для приусадебной земли (ЛПХ), кадастровый <№>, расположенных по адресу: Российская Федерация, <адрес>, принадлежащих наследодателю на основании: Определения Тимашевского районного суда Краснодарского края от 19.11.1998 года, зарегистрированного 14.05.1999 года Тимашевским БТИ в реестре за №2, стр.60, инв.№148, и зарегистрированным в администрации Новоленинского сельского округа Тимашевского района Краснодарского края 22.12.1998 года р.№42.

В силу ст.1141 ГК РФ, административный истец является наследником первой очереди на имущество, оставшееся после смерти отца.

Согласно ст.1152 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. При призвании наследника к наследованию одновременно по нескольким основаниям, наследник может принять наследство, причитающееся ему по одному из этих оснований, по нескольким из них или по всем основаниям. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

В соответствии со ст.1182 ГК РФ, принадлежавшая наследодателю на праве собственности доля земельного участка входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.

При наследовании доли земельного участка по наследству переходят также находящиеся в границах этого земельного участка имеющиеся на нем растения, вспомогательные строения и сооружения.

Cогласно ч. 2 ст. 1153 ГК РФ, административный истец, ФИО1, принял наследство и вступил во владение и управление имуществом.

Фактически истец вступил во владение и управление наследственным имуществом на ? (одну вторую) долю в праве общей долевой собственности земельного участка площадью 2800кв.м., категория земли: земли населенных пунктов, разрешенное использование для приусадебной земли (ЛПХ), кадастровый <№>, расположенного по адресу: <адрес>.

Вместе с тем, судом установлено, что действия Межмуниципального отдела по Приморско-Ахтарскому и Тимашевскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю, выразившиеся в безосновательном и незаконном внесении записи в ЕГРП о праве собственности за ФИО4 на земельный участок общей площадью 2800кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для приусадебной земли (ЛПХ), кадастровый <№>, расположенный по адресу: <адрес>, препятствуют принять административному истцу ФИО1 наследственное имущество.

Как установлено судом, Тимашевским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, безосновательно и неправомерно внесена запись в ЕГРП о праве собственности на земельный участок за ненадлежащим лицом на чужое имущество, тем самым нарушены права и законные интересы административного истца.

Государственная регистрация прав - это средство обеспечения защиты конституционных прав собственников и обладателей иных прав на объекты недвижимости, а также создание дополнительных гарантий правовой безопасности для граждан Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 №122-ФЗ, введена система органом по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственную регистрацию прав осуществляют Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и её территориальные органы.

В соответствии с пунктом 6 статьи 33 Федеральный закон от 21.07.1997 №122-ФЗ (ред.от 05.06.2012) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» по правоотношениям, возникшим до введения Закона №122-ФЗ в действие, он применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после введения его в действие, если право собственности на спорное недвижимое имущество возникло до введения в действие Закона №122-ФЗ, то данное право является юридически действительным вне зависимости от его государственной регистрации.

В соответствии с п.3.3. Приказа Минюста РФ от 01.07.2002 года №184 «Об утверждении Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», регистратор обязан установить юридический факт или фактический состав, являющийся основанием для наличия возникновения, перехода, ограничения (обременения), прекращения права на недвижимое имущество.

В соответствии с Приказом Минюста РФ от 01.07.2002 года №184 «Об утверждении Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ключевая процедура государственной регистрации - правовая экспертиза, которая предшествует внесению регистрационных записей. Цель правовой экспертизы заключается в определении возможности совершения юридического акта признания бесспорного права и внесения записей в ЕГРН.

Однако, регистратор Межмуниципального отдела по Приморско-Ахтарскому и Тимашевскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, перед внесением регистрационной записи о праве собственности на спорный земельный участок, за ФИО4, не провёл правовую экспертизу документов, предоставленных на государственную регистрацию права.

В соответствии с Федеральными программами Российской Федерации, в рамках информационного взаимодействия, Межмуниципальный отдел по Приморско-Ахтарскому и Тимашевскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, обязан запросить информацию в органах осуществляющих государственный учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, а именно в БТИ и Администрации сельского Совета, справку о принадлежности регистрируемого объекта, а также сведения БТИ об арестах и запретах на объект, правоустанавливающий документ на который датирован до 18.01.1999 года.

Незаконные действия регистратора Тимашевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, привело к регистрации спорного земельного участка за ненадлежащим лицом.

В соответствии со ст.21 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»- техническая ошибка, допущенная органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, при государственной регистрации права и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости, исправляется по Решению государственного регистратора. Согласно п.2 настоящей статьи, в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие регистрационные записи, такое исправление производится по решению суда, арбитражного суда.

Статья 3 КАС РФ предусматривает, что одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных прав или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее -орган, организация, лицо, наделенный государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений статьи 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый в праве иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

В соответствии с ч.1 ст.22 КАС РФ, административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу (за исключением судебного пристава-исполнителя), государственному или муниципальному служащему – по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

Незаконные и необоснованные действия Межмуниципального отдела по Приморско-Ахтарскому и Тимашевскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, выражающиеся в неправомерной регистрации права собственности за гражданином на чужое имущество, нарушают права и законные интересы административного истца.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности суд считает, что установлены основания для удовлетворения административного искового заявления, поскольку действия административного ответчика были незаконны и необоснованны.

При вынесении решения суд принимает во внимание то обстоятельство, что стороны просили рассмотреть дело по имеющимся в деле письменным материалам, ни о чем более не ходатайствовали, дополнительных доказательств не имели.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать действия Межмуниципального отдела по Приморско-Ахтарскому и Тимашевскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю по государственной регистрации права собственности на земельный участок общей площадью 2800кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для приусадебной земли (ЛПХ), кадастровый <№>, расположенный по адресу: <адрес>, за ФИО4 - незаконными.

Обязать Межмуниципальный отдел по Приморско-Ахтарскому и Тимашевскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю исключить запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о праве собственности на земельный участок общей площадью 2800кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование -для приусадебной земли (ЛПХ), кадастровый <№>, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, за ФИО4.

Решение суда, вступившее в законную силу, является основанием для государственной регистрации Межмуниципальным отделом по Приморско-Ахтарскому и Тимашевскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также основанием для постановки на кадастровый учет объектов недвижимости и для внесения изменений в сведений об объекте в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке через Тимашевский районный суд Краснодарского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий -

Согласовано:

Судья Л.А. Балашова