ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-263/2018 от 02.03.2018 Канашского районного суда (Чувашская Республика)

Дело № 2а-263/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш

Канашский районный суд ФИО1 Республики в составе:

председательствующего судьи Софроновой С.В.,

при секретаре Кузнецове Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Тимофеева ФИО22 к главе администрации Чагасьского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики Иванову И.М., специалисту-эксперту администрации Чагасьского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики Тимофеевой В.А., главному специалисту-эксперту отдела по взаимодействию с организациями АПК администрации Канашского района Чувашской Республики Васильевой Н.П., главному специалисту-эксперту отдела по взаимодействию с организациями АПК администрации Канашского района Чувашской Республики Васильеву С.П., администрации Чагасьского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики, администрации Канашского района Чувашской Республики о признании их действий по проверке земельного участка незаконными, признании акта проверки недействительным,

у с т а н о в и л :

Тимофеев Б.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к главе администрации Чагасьского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики Иванову И.М., специалисту-эксперту администрации Чагасьского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики Тимофеевой В.А., главному специалисту-эксперту отдела по взаимодействию с организациями АПК администрации Канашского района Чувашской Республики Васильевой Н.П., главному специалисту-эксперту отдела по взаимодействию с организациями АПК администрации Канашского района Чувашской Республики Васильеву С.П., администрации Чагасьского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики, администрации Канашского района Чувашской Республики о признании их действий по проверке земельного участка незаконными, признании акта проверки недействительным, указывая, что действия лиц, проводивших проверку и составивших акт проверки ДД.ММ.ГГГГ в период с <данные изъяты> минут по <данные изъяты> минут, являются незаконными, нарушают ст. 72, 7.1.1 Земельного кодекса РФ, п. 16 ст. 6 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», п. 4 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории <адрес>, утвержденного постановлением администрации Канашского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ года №. Свои исковые требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ года в период с <данные изъяты> минут по <данные изъяты> минут административными ответчиками составлен акт проверки в Чагасьском сельском поселении Канашского района Чувашской Республики. Основанием проведения проверки указано обращение главы Чагасьского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ на предмет использования (неиспользования) земель сельскохозяйственного назначения. Административными ответчиками в акте указано, что осмотрен 1 земельный участок, принадлежащий Тимофееву Б.Н. с местоположением , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. В ходе проверки установлено, что земельный участок сельскохозяйственного назначения, находящийся в собственности Тимофеева Б.Н., находится в заросшем сорной травянистой растительностью (цикорий обыкновенный, полынь горькая, тысячелистник, бодяк полевой, василек полевой, осот полевой), следов проведения агротехнических мероприятий (мероприятия по обработке почв в целях воспроизводства плодородия земель), фитосанитарных (мероприятия по уничтожению и недопущению зарастания сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью), агрохимических мероприятий (мероприятия по повышению плодородия почв, а также химической мелиорации почв) используемого земельного участка не установлено. Таким образом, сделан вывод, что земельный участок, находящийся в собственности Тимофеева Б.Н., не используется по целевому назначению. С вышеуказанным актом он не согласен, поскольку акт составлен с грубейшим нарушением действующих норм закона и лицами неуполномоченными и неимеющими знаний, специальных познаний в области почвоведения, земледелия, агрономии, как проводить проверку, составлять такого роды акты, устанавливать чего-либо в отношении земель сельскохозяйственного назначения и делать какие-либо выводы в отношении земель. Кроме того, не имеется сведений о том, что Чувашская Республика - Чувашия как субъект РФ закрепила полномочия в осуществлении муниципального земельного контроля за органами местного самоуправления сельских поселений, то есть за Чагасьским сельским поселением. Согласно распоряжению о проведении проверки Администрации Канашского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ для проведения проверки в соответствии со ст. 72 ЗК РФ направляется главный специалист-эксперт отдела по взаимодействию с организациями АПК администрации Канашского района Чувашской Республики Васильева Н.П. При этом земельный участок гражданина и индивидуального предпринимателя Тимофеева Б.Н. проверен наряду с другими лицами с нарушением ст. 72 ЗК РФ главой администрации Чагасьского сельского поселения Канашского района Чувашкой Республики Ивановым И.М., специалистом-экспертом Чагасьского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики Тимофеевой В.А., главным специалистом-экспертом отдела по взаимодействию с организациями АПК администрации Канашского района Чувашской Республики Васильевым С.П. Указанные лица на проверку распоряжением главы администрации Канашского района Чувашской Республики не направлялись, чем нарушили п. 4 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Канашского района Чувашской Республики. Кроме того, исходя из п.7, п. 8, п.п. 5 п. 6 ст. 71.1 ЗК РФ, п. 16 ст. 6 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» для проведения проверки в отношении него как гражданина и индивидуального предпринимателя его земельного участка с кадастровым номером 21:11:221502:57 требуется согласование с органами прокуратуры. В связи с тем, что лица, проводившие внеплановую проверку, нарушили ст. 71.1 ЗК РФ и соответственно нарушили его права, действия лиц, проводивших проверку, являются незаконными. Должностные лица, проводившие проверку, не имеют соответствующего образования, специальности, специализации, познаний в области земледелия, почвоведения, агрономии, мелиорации, растениеводства, а также сертификацию, лицензию и разрешение. Указанные данные не нашли отражение в акте проверки. К акту проверки ему не была предоставлена фототаблица, которая указана в качестве приложения. Вызывает сомнение, действительно ли проверялся его земельный участок, так как погодные условия не позволяли это сделать, и неверно указан адрес земельного участка. В связи с изложенным просит признать действия по проверке земельного участка Тимофеева Б.Н., отраженные в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ, главного специалиста-эксперта отдела по взаимодействию с организациями АПК администрации Канашского района Чувашской Республики Васильевой Н.П., главного специалиста-эксперта отдела по взаимодействию с организациями АПК администрации Канашского района Чувашской Республики Васильева С.П., главы администрации Чагасьского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики Иванова И.М., специалиста-эксперта администрации Чагасьского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики Тимофеевой В.А. незаконными и признать акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ недействительным.

В ходе судебного заседания административный истец Тимофеев Б.Н. поддержал заявленные требования, пояснив суду, что для проведения проверки распоряжением администрации Канашского района Чувашской Республики направлялось только одно лицо - главный специалист-эксперт отдела по взаимодействию с организациями АПК администрации Канашского района Чувашской Республики Васильева Н.П., тогда как проверку проводили четыре должностных лица. Ненаправленные на проведение проверки должностные лица превысили свои должностные полномочия, приняв участие в проверке его земельного участка. Лица, проводившие проверки не обладают необходимым образованием, познаниями, квалификацией для проведения подобного рода проверок.В распоряжении о проведении проверки неверно указан вид разрешенного использования его земельного участка. Разрешенное использование его участка: для сельскохозяйственного производства, межевание границ его земельного участка проведено.Его земельный участок ежегодно вспахивался и обрабатывался. Так, в ДД.ММ.ГГГГ его земельный участок был вспахан, но не засеян, так как ООО "<данные изъяты>", с которым ранее им заключались договоры по использованию данного земельного участка, находился на стадии банкротства, а КФХ ФИО11 будет обрабатывать его земельный участок на следующий год. В ДД.ММ.ГГГГ году его земельный участок "отдыхал", лежал "под паром". Он является индивидуальным предпринимателем. Для проведения подобной проверки требовалось согласование с органами прокуратуры. Просил удовлетворить его административный иск в полном объеме.

Административный ответчик - глава администрации Чагасьского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики Иванов И.М., одновременно являясь представителем администрации Чагасьского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики, исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать. Суду пояснил, что земельный участок Тимофеева Б.Н. в ДД.ММ.ГГГГ году не обрабатывался. Лишь весной, в ДД.ММ.ГГГГ, он был частично вспахан. Техника работала на данном участке в ДД.ММ.ГГГГ году, он был засеян озимыми, в ДД.ММ.ГГГГ году урожай с участка был убран. Больше никаких работ по обработке данного земельного участка не проводилось. Местоположение участка определялось по публичной кадастровой карте, доступ к которой у проверяющих был при проведении проверки с помощью сети "Интернет". Он участвовал в проведении проверки как представитель администрации Чагасьского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики с целью показать месторасположение проверяемого земельного участка.

Административный ответчик - специалист-эксперт администрации Чагасьского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики Тимофеева В.А. исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований истца отказать, суду показала, что при проверке земельного участка Тимофеева Б.Н. было обнаружено, что земельный участок не вспахан, зарос сорняками.

Административный ответчик - главный специалист-эксперт отдела по взаимодействию с организациями АПК администрации Канашского района Чувашской Республики Васильев С.П. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть административное дело без его участия.

Административный ответчик - главный специалист-эксперт отдела по взаимодействию с организациями АПК администрации Канашского района Чувашской Республики Васильева Н.П. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, суду пояснила, что во время проведения проверки шел моросящий дождь, но он проведению проверки не помешал, представитель Тимофеева Б.Н. перед проведением проверки позвонила по телефону, выяснив, что проверка не отменяется, однако во время проведения проверки ни Тимофеев Б.Н., ни его представитель не присутствовали. В представленном возражении на административное исковое заявление главные специалисты-эксперты отдела по взаимодействию с организациями АПК администрации Канашского района Чувашской Республики Васильева Н.П. и Васильев С.П. не согласились с ним по следующим основаниям. Проверка земельного участка Тимофеева Б.Н. была проведена на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ о проведении выездной проверки соблюдения земельного законодательства Тимофеевым Б.Н. на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером . Тимофеев Б.Н. о предстоящей проверки был уведомлен письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Канашского района Чувашской Республики. В результате проведенной внеплановой выездной проверки было установлено, что земельный участок не используется по назначению. Осмотр спорного земельного участка проводился с дороги, методом визуального осмотра, одновременно проводилось фотографирование. Действия административных ответчиков по осмотру земельного участка, зафиксированные в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ, не нарушили права административного истца. Распоряжением администрации Канашского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ определен круг должностных лиц, на которых возложено осуществление муниципального земельного контроля на территории Канашского района Чувашской Республики. Согласования с органами прокуратуры проведения выездной внеплановой проверки в отношении Тимофеева Б.Н. не требовалось. Вместе с тем, административный истец не обращался с заявлениями в адрес администрации Канашского района ознакомить его с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения. Распоряжение о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ года не оспаривал. Оспариваемый акт проверки не обладает признаками ненормативного правого акта, поскольку не содержит властно-распорядительных предписаний, влекущих для административного истца юридические последствия, не устанавливает, не изменяет и не отменяет никакие права и обязанности, не определяет меру ответственности, носит информационный характер, поскольку содержит лишь описание выявленного. Оснований для признания действий незаконными действий должностных лиц при проведении проверки и, соответственно, для признания недействительным акта, составленного по её результатам не имеется.

Представитель административного ответчика - администрации Канашского района Чувашской Республики Филиппова Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, представила суду письменные возражения главы администрации Канашского района на административное исковое заявление, доводы в которых аналогичны доводам возражений главных специалистов-экспертов отдела по взаимодействию с организациями АПК администрации Канашского района Чувашской Республики Васильевой Н.П. и Васильева С.П.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными (часть 2 ст.227 КАС РФ).

Следовательно, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Тимофеев Б.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. ).

Данный земельный участок приобретен Тимофеевым Б.Н. и принадлежит ему как физическому лицу, что подтверждается копией договор купли-продажи, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между гр.ФИО13, действующей по доверенности за гр.ФИО14, и гр.ФИО4 Б.Н. Доказательств того, что спорный земельный участок Тимофеев Б.Н. использует в своей предпринимательской деятельности, суду не предоставлено.

В суд административный истец Тимофеев Б.Н. также обратился как физическое лицо, а не как индивидуальный предприниматель.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В соответствии с частью 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.

Согласно абзацу 3 пункта 3 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.

Аналогичные положения содержатся в пункте 35 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ), согласно которому к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района.

В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора (ч. 5 ст. 72 ЗК РФ).

В соответствии со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 июня 2015 года N 223 «Об утверждении Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Чувашской Республики» утвержден Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Канашского района Чувашской Республики.

В силу п. 2 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Чувашской Республики, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 июня 2015 года N 223, муниципальный земельный контроль на территории Чувашской Республики осуществляется в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах сельских поселений, - органами местного самоуправления муниципальных районов в границах входящих в состав этих районов сельских поселений.

Согласно п. 2 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Канашского района Чувашской Республики, утвержденного постановлением администрации Канашского района Чувашской Республики от 27 октября 2015 года N 649, муниципальный земельный контроль на территории Канашского района Чувашской Республики осуществляется администрацией Канашского района Чувашской Республики в отношении объектов земельных отношений, расположенных на территории Канашского района.

В силу п. 4 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Чувашской Республики муниципальный земельный контроль осуществляется должностными лицами органа местного самоуправления, перечень которых определяется муниципальными правовыми актами.

Пунктом 4 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Канашского района Чувашской Республики установлено, что муниципальный земельный контроль осуществляется должностными лицами администрации Канашского района, перечень которых определяется распоряжением администрации Канашского района актами.

Согласно п. 12 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Канашского района Чувашской Республики основаниями для проведения внеплановых проверок в отношении граждан являются: поступление в органы муниципального земельного контроля обращений и заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах нарушения гражданами обязательных требований; истечение срока исполнения гражданином ранее выданного предписания об устранении нарушения обязательных требований.

В силу п. 14 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Канашского района Чувашской Республики мероприятия по муниципальному земельному контролю проводятся на основании распоряжения администрации Канашского района о проведении проверки, подготовленного: по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку, - при проведении проверки в отношении граждан.

В силу абз. 2 п. 17 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Канашского района Чувашской Республики о проведении внеплановой выездной проверки орган государственной власти, орган местного самоуправления, юридическое лицо индивидуальный предприниматель, гражданин уведомляется органом муниципального земельного контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

В силу п. 21 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Канашского района Чувашской Республики должностные лица органа муниципального земельного контроля не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении гражданина, его уполномоченного представителя, за исключением проверки соблюдения требований земельного законодательства в случаях надлежащего уведомления собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Согласно п. 23 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Канашского района Чувашской Республики предметом выездной проверки в отношении гражданина является соблюдение гражданином обязательных требований при использовании земельного участка.

Выездная проверка проводится по месту нахождения используемого гражданином земельного участка.

Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным удостовериться в полноте и достоверности сведений о правах на земельный участок на основании имеющихся у органа муниципального земельного контроля документов либо оценить соблюдение гражданином обязательных требований без проведения соответствующих мероприятий по контролю.

Гражданин, его уполномоченный представитель обязаны обеспечить проводящим выездную проверку должностным лицам органа муниципального земельного контроля и участвующим в выездной проверке экспертам, представителям экспертных организаций доступ на земельный участок.

В соответствии с п. 25 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Канашского района Чувашской Республики по результатам проверки должностными лицами органа муниципального земельного контроля составляется акт проверки в отношении граждан - по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.

Согласно п. 27 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Канашского района Чувашской Республики акт проверки оформляется непосредственно после завершения проверки в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается гражданину, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия гражданина, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт проверки направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа муниципального земельного контроля.

В соответствии с п. 31 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Канашского района Чувашской Республики решения и действия (бездействие) должностных лиц органа муниципального земельного контроля, повлекшие за собой нарушение прав органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан при проведении проверок, могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.06.2015 N 223 «Об утверждении Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Чувашской Республики» администрация Канашского района Чувашской Республики утвердила административный регламент по муниципальному земельному контролю на территории Канашского района Чувашской Республики.

В силу п.1.5 административного регламента по муниципальному земельному контролю на территории Канашского района Чувашской Республики, утвержденного постановлением администрации Канашского района Чувашской Республики от 17 мая 2016 г. N 155 должностные лица органа муниципального земельного контроля обязаны проводить проверку только во время исполнения должностных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении удостоверения, а в случаях, предусмотренных действующим законодательством, при предъявлении копии распоряжения председателя комитета по управлению имуществом Канашского района Чувашской Республики, копии документа о согласовании проведения проверки с органом прокуратуры.

В силу п. 3.5.2. административного регламента по муниципальному земельному контролю на территории Канашского района Чувашской Республики для начала проведения мероприятий по муниципальному земельному контролю издается распоряжение администрации Канашского района о проведении проверки.

Распоряжение администрации Канашского района о проведении проверки принимается по форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации.

Согласно п. 3.5.4 административного регламента по муниципальному земельному контролю на территории Канашского района Чувашской Республики обследование земельных участков осуществляется путем выезда муниципального инспектора в срок, установленный распорядительным актом о проведении проверки.

В силу п. 3.6.8. административного регламента по муниципальному земельному контролю на территории Канашского района Чувашской Республики результатом исполнения административной процедуры является оформление Акта проверки с приложениями.

В соответствии п. 3.6.9 административного регламента по муниципальному земельному контролю на территории Канашского района Чувашской Республики ответственным за выполнение указанных действий является муниципальный инспектор, осуществивший проверку.

Из материалов дела следует, что администрацией Канашского района Чувашской Республике на основании обращения главы Чагасьского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ было назначено проведение внеплановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства Тимофеевым Б.Н. на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером . Указанным распоряжением для проведения проверки внеплановой выездной проверки направлена главный специалист-эксперт отдела по взаимодействию с организациями АПК администрации Канашского района Чувашской Республики Васильева Н.П. (л.д. ).

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Канашского района Чувашской Республики Тимофееву Б.Н. по адресу ООО «<данные изъяты>»: <адрес>, направлено извещение, которым он был уведомлен о проведении ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> минут внеплановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства (л.д. ).

Согласно уведомлению о вручении вышеуказанное почтовое отправление было вручено ДД.ММ.ГГГГФИО15 (л.д. ).

Согласно абз. 2 п. 17 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Канашского района Чувашской Республики о проведении внеплановой выездной проверки орган гражданин уведомляется органом муниципального земельного контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Факт извещения о проведении внеплановой выездной проверки административным истцом Тимофеевым Б.Н. был подтвержден в судебном заседании и не оспаривался им.

ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения администрации Канашского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства по использованию (неиспользованию) земель сельскохозяйственного назначения в отношении Тимофеева Б.Н. при использовании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., о чем составлен акт проверки.

Лицами, проводившими проверку, указаны главный специалист - эксперт отдела по взаимодействию с организациями АПК администрации Канашского района Чувашской Республики Васильева Н.П., главный специалист - эксперт отдела по взаимодействию с организациями АПК администрации Канашского района Чувашской Республики Васильев С.П., глава администрации Чагасьского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики Иванов И.М., специалист-эксперт Чагасьского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики Тимофеева В.А.

В ходе проверки установлено следующее: проверенный земельный участок сельскохозяйственного нахождения, находящийся в собственности Тимофеева Б.Н., находится в заросшем сорной травянистой растительностью (цикорий обыкновенный, полынь горькая, тысячелистник, бодяк полевой, василек полевой, осот полевой), следов проведения агротехнических мероприятий (мероприятия по обработке почв в целях воспроизводства плодородия земель), фитосанитарных (мероприятия по уничтожению и не допущению зарастания сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью), агрохимических мероприятий (мероприятия по повышению плодородия почв, а также химической мелиорации почв), используемого земельного участка не установлено. Осмотр земельного участка осуществлялся в дневное время при естественном освещении. Выводы по фактическому использованию: земельный участок, находящийся в собственности Тимофеева Б.Н., не используется по целевому назначению (л.д. ).

При этом суд не соглашается с доводами административного истца о необходимости согласования с органами прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки в отношении него как гражданина и индивидуального предпринимателя на основании п. 7, п. 8, п.п. 5 п. 6 ст. 71.1 ЗК РФ, п. 16 ст. 6 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», поскольку установленная п. 7 ст. 71.1 ЗК РФ обязанность согласования с органом прокуратуры внеплановой проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей относится лишь к проверкам, проводимым органом государственного земельного надзора, а не в порядке муниципального земельного контроля, и не относится к проверкам, проводимым в отношении граждан - физических лиц.

Как усматривается из распоряжения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ и акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проверка проводилась в отношении Тимофеева Б.Н. как физического лица - гражданина, а не как индивидуального предпринимателя. Доказательств того, что земельный участок на момент проверки использовался им для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, не имеется.

В соответствии с п. 8 ст. 71.1 Земельного кодекса РФ согласование с органами прокуратуры проведения внеплановых проверок в отношении граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц по основанию, указанному в подпункте 5 пункта 6 настоящей статьи, не требуется.

Осуществление муниципального земельного контроля регламентировано статьей 72 Земельного кодекса РФ.

Положений, устанавливающих обязательное согласование с органами прокуратуры проведения проверки в отношении гражданина органом муниципального контроля, статьи 71.1и 72 Земельного кодекса РФ не содержат.

Абзацем 2 п.16 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Чувашской Республики предусмотрено согласование органами муниципального земельного контроля с органом прокуратуры внеплановой выездной проверки, проводимой по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", лишь в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Аналогичное положение закреплено в абзаце 2 п.16 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Канашского района Чувашской Республики.

Положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" распространяются в силу статьи 1 указанного Федерального закона только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Не содержат указаний об обязательном согласовании с органами прокуратуры проведения проверки в отношении гражданина органом муниципального контроля и положения административного регламента по муниципальному земельному контролю на территории Канашского района Чувашской Республики.

Следовательно, то обстоятельство, что проведение внеплановой выездной проверки в отношении Тимофеева Б.Н. не было согласовано с прокуратурой, вопреки утверждению административного истца, не свидетельствует о нарушении требований действующего законодательства.

Вместе с тем, глава администрации Чагасьского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики Иванов И.М., специалист-эксперт администрации Чагасьского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики Тимофеева В.А., главный специалист-эксперт отдела по взаимодействию с организациями АПК администрации Канашского района Чувашской Республики Васильев С.П., подписавшие оспариваемый административным истцом акт проверки соблюдения земельного законодательства органом муниципального контроля от ДД.ММ.ГГГГ, являлись неполномочными лицами на проведение внеплановой проверки и составление акта проверки.

Полномочным лицом является только должностное лицо - главный специалист-эксперт отдела по взаимодействию с организациями АПК администрации Канашского района Чувашской Республики Васильева Н.П., которое было направлено в установленном порядке распоряжением администрации Канашского района от ДД.ММ.ГГГГ для проведения выездной внеплановой проверки в отношении Тимофеева Б.Н.

Подобного распоряжения о направлении для проведения проверки главного специалиста-эксперта отдела по взаимодействию с организациями АПК администрации Канашского района Чувашской Республики Васильева С.П. не имеется. Тот факт, что согласно распоряжению администрации Канашского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ главный специалист-эксперт отдела по взаимодействию с организациями АПК администрации Канашского района Чувашской Республики Васильев С.П. включен в перечень должностных лиц, осуществляющих муниципальный земельный контроль на территории Канашского района Чувашской Республики, не достаточен для признания его действий по проверке земельного участка законными, поскольку пунктом 14 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Канашского района Чувашской Республики предусмотрено, что мероприятия по муниципальному земельному контролю проводятся на основании распоряжения администрации Канашского района о проведении проверки, подготовленного по утвержденной форме.

В то же время, глава администрации Чагасьского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики Иванов И.М. и специалист-эксперт администрации Чагасьского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики Тимофеева В.А. не только не были включены в распоряжение администрации Канашского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ о проведении проверки, но и не входят в перечень должностных лиц, осуществляющих муниципальный земельный контроль на территории Канашского района Чувашской Республики.

Более того, согласно Порядку осуществления муниципального земельного контроля на территории Чувашской Республики (п.2) и Порядку осуществления муниципального земельного контроля на территории Канашского района Чувашской Республики (п.2) право на осуществление муниципального земельного контроля в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах сельских поселений, предоставлено лишь органам местного самоуправления муниципальных районов, а именно, администрации Канашского района Чувашской Республики.

Такое право у администрации Чагасьского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики, должностными лицами которой являются административные ответчики Иванов И.М. и Тимофеева В.А., отсутствует.

Таким образом, главный специалист-эксперт отдела по взаимодействию с организациями АПК администрации Канашского района Чувашской Республики Васильев С.П., глава администрации Чагасьского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики Иванов И.М. и специалист-эксперт администрации Чагасьского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики Тимофеева В.А., приняв участие в проведении проверки и подписав акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, вышли за пределы своих полномочий, тем самым нарушив права административного истца.

В силу пункта 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Оценив представленные доказательства в их совокупности, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что оспариваемые действия главы администрации Чагасьского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики Иванова И.М., специалиста-эксперта администрации Чагасьского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики Тимофеевой В.А., главного специалиста-эксперта отдела по взаимодействию с организациями АПК администрации Канашского района Чувашской Республики Васильева С.П., не соответствуют требованиям действующего законодательства, в связи с чем требование административного истца о признании их действий по проверке земельного участка незаконными подлежит удовлетворению.

Вместе с тем, действия главного специалиста-эксперта отдела по взаимодействию с организациями АПК администрации Канашского района Чувашской Республики Васильевой Н.П. не могут быть признаны незаконными.

Нарушений порядка проведения внеплановой выездной проверки с её стороны ДД.ММ.ГГГГ не установлено, распоряжение администрации Канашского районв Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ издано с целью проверки соблюдения требований земельного законодательства на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, на основании обращения главы Чагасьского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с положениями 72 Земельного кодекса Российской Федерации; Порядком осуществления муниципального земельного контроля на территории Канашского района Чувашской Республики, утвержденного постановлением администрации Канашского района Чувашской Республики от 27 октября 2015 года N 649; Порядком осуществления муниципального земельного контроля на территории Чувашской Республики, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 июня 2015 года N 223; административным регламентом по муниципальному земельному контролю на территории Канашского района Чувашской Республики, утвержденного постановлением администрации Канашского района Чувашской Республики от 17 мая 2016 г. N 155; Положением о муниципальном земельном контроле в Канашском районе, утвержденным постановлением главы администрации Канашского района Чувашской Республики от 18 февраля 2004 года №55.

В данном распоряжении от ДД.ММ.ГГГГ определено должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки, цели, задачи проверки, ее основания, сроки ее проведения, а также конкретная норма законодательства, регламентирующая её проведение (ст.72 Земельного кодекса РФ). Оспариваемый акт проверки соблюдения земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ также составлен в соответствии с действующим законодательством и в пределах полномочий органа муниципального контроля.

Тот факт, что в данном акте проверки имеются подписи неуполномоченных должностных лиц - главы администрации Чагасьского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики Иванова И.М., специалиста-эксперта администрации Чагасьского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики Тимофеевой В.А., главного специалиста-эксперта отдела по взаимодействию с организациями АПК администрации Канашского района Чувашской Республики Васильева С.П., не отменяет полномочий должностного лица, в установленном порядке направленного распоряжением на проведение данной проверки, - главного специалиста-эксперта отдела по взаимодействию с организациями АПК администрации Канашского района Чувашской Республики Васильевой Н.П. и не может служить основанием для признания акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, поскольку обязательное комиссионное составление акта проверки с определенным количеством членов комиссии не предусмотрено, одного должностного лица для проведения проверки достаточно.

Кроме того, при составлении акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ главный специалист-эксперт отдела по взаимодействию с организациями АПК администрации Канашского района Чувашской Республики Васильева Н.П. по содержанию акта особого мнения не имела, выводы проверки удостоверила своей подписью.

При этом в силу п. 1 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца. Обязанность доказывания данных обстоятельств возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Кроме того, на основании п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Однако административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав, свобод и законных интересов проведением внеплановой выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ, а также составлением акта проверки соблюдения земельного законодательства органом муниципального контроля от ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы административного истца о том, что при проведении проверки он не был ознакомлен с полномочиями должностного лица, своими правами, правом на обжалование действий, суд находит несостоятельными, так как согласно п.п.19 и 20 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Канашского района Чувашской Республики должностные лица органа муниципального земельного контроля обязаны представить информацию об этом органе, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения полномочий лишь по требованию подлежащих проверке лиц. По просьбе гражданина, его уполномоченного представителя должностные лица органа муниципального земельного контроля обязаны ознакомить подлежащих проверке лиц с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения. Вместе с тем, судом установлено, что Тимофеев Б. Н., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте проведения проверки, для участия в проверке не явился, своего представителя не направил, соответствующих требований и просьб не заявлял.

С доводами административного истца о том, что лица, проводившие проверку, не имели специальных знаний в области почвоведения, земледелия, агрономии, мелиорации, растениеводстве суд согласиться также не может.

На основании пункта 1, пункта 3 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения (ст.8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения").

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 N 369 "О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации" неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков: на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; на сенокосах не производится сенокошение; на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка; на пастбищах не производится выпас скота; на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений; залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка; залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов; закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.

Как установлено из пояснений административного истца, земельный участок используется им как пашня. Для определения признака, производятся ли на нем работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы, не требуется особых специальных познаний, с помощью визуального осмотра участка вполне возможно установить наличие или отсутствие данного признака.

В соответствии с п.15 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Канашского района Чувашской Республикипо решению руководителя органа муниципального земельного контроля к участию в проведении проверок могут привлекаться эксперты и экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с лицом, в отношении которого проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемого лица.

Однако такого решения о привлечении экспертов и экспертной организации в данном случае не принималось ввиду отсутствия необходимости.

Более того, в судебном заседании административным ответчиком Тимофеевым Б.Н. не отрицалось, что в ДД.ММ.ГГГГ на его земельном участке не возделывались сельскохозяйственные культуры.

Доводы административного истца о том, что в день проверки шел дождь, был ветер, вследствие чего акт проверки не составлялся в период с <данные изъяты> минут по <данные изъяты> минут суд отклоняет, поскольку погодные условия не повлекли невозможность проведения проверки и составления акта, а в соответствии с п. 3.6.5 Административного регламента по муниципальному земельному контролю на территории Канашского района Чувашской Республики должностные лица органа муниципального земельного контроля оформляют Акт проверки по окончании проведения проверки на месте либо в течение 3 рабочих дней после ее завершения.

Доводы административного истца о том, что проверка была проведена не отношении его участка, а в отношении другого участка, также не состоятельны, поскольку местоположение земельного участка Тимофеева Б.Н. определялось проверяющим с помощью публичной кадастровой карты по кадастровому номеру земельного участка.

Как установлено в судебном заседании, земельный участок Тимофеева Б.Н. учтен, межевание его границ проведено. При постановке на учет каждому участку назначается индивидуальный кадастровый номер, согласно которому территорию можно идентифицировать и получить всю информацию о земельном участке. Данная информация зашифрована именно в кадастровом номере.

Описка, допущенная в распоряжении о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ, при указании вида разрешенного использования земельного участка, а также указание в нем и в акте проверки адреса земельного участка не в полном соответствии со сведениями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не носят существенного значения для определения местонахождения земельного участка, не повлияли на действительность составленного акта проверки, поскольку все необходимые сведения (кадастровый номер, субъект РФ, административно-территориальный район, наименование сельского поселения) в отношении земельного участка, позволяющие его идентифицировать, в распоряжении о проведении проверки и в акте проверки указаны.

Таким образом, внеплановая проверка проведена главным специалистом-экспертом отдела по взаимодействию с организациями АПК администрации Канашского района Чувашской Республики Васильевой Н.П. в соответствии с требованиями законодательства, по результатам чего обоснованно составлен акт проверки.

В указанной части оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.177, 178-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление Тимофеева ФИО23 удовлетворить частично.

Признать действия главного специалиста-эксперта отдела по взаимодействию с организациями АПК администрации Канашского района Чувашской Республики Васильева С.П., главы администрации Чагасьского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики Иванова И.М., специалиста-эксперта администрации Чагасьского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики Тимофеевой В.А. по проверке земельного участка Тимофеева ФИО24 с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, незаконными.

В удовлетворении административного иска Тимофеева ФИО25 о признании действий главного специалиста-эксперта отдела по взаимодействию с организациями АПК администрации Канашского района Чувашской Республики Васильевой Н.П. незаконными, признании акта проверки соблюдения земельного законодательства органом муниципального контроля от ДД.ММ.ГГГГ недействительным отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.В. Софронова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.