ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-263/2022 от 30.05.2022 Красноборского районного суда (Архангельская область)

УИД 29RS0011-01-2022-000328-37

Дело №2а-263/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Красноборск 30 мая 2022 года

Красноборский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Беляковой Е.С.?††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† �������������������������������������������������������������������������������������������������������при секретаре Смеловой Н.В., с участием помощника прокурора КрСмеловой Н.В.,

с участием помощника прокурора Красноборского района Шабанова Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Красноборского района, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО «Телеговское» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Красноборского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО «Телеговское» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения законодательства.

Требования мотивировал тем, что по результатам надзорной деятельности в сфере защиты инвалидов в деятельности ответчика выявлены нарушения требований федерального законодательства при обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а именно крыльцо при входе в здание администрации не оборудовано пандусом с поручнем или другим подъемным средством для маломобильных групп населения, в здании отсутствует вывеска с названием организации, графиком работы, планом здания и иной справочной информацией, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне. 23.03.2022 прокурором в адрес ответчика внесено представление, которое администрацией было удовлетворено, однако до настоящего времени мер к устранению нарушений не принято. Просил суд признать незаконным бездействие администрации МО «Телеговское», выразившееся в непринятии мер к обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание администрации, расположенное по адресу: ***, путем оборудования пандуса с поручнем или другим подъемным средством для маломобильных групп населения, а также в не размещении в здании администрации вывески с названием организации, графиком работы, планом здания и иной справочной информацией, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне; обязать администрацию МО «Телеговское» обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в здание администрации, расположенное по адресу: ***, путем оборудования пандуса с поручнем или другим подъемным средством для маломобильных групп населения; обязать разместить в здании администрации МО «Телеговское» вывеску с названием организации, графиком работы, планом здания и иной справочной информацией, выполненную рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне.

В судебном заседании помощник прокурора Шабанов Н.Ю. отказался от требований в части признания незаконным бездействия администрации МО «Телеговское», выразившегося в непринятии мер к обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание администрации, расположенное по адресу: ***, путем оборудования пандуса с поручнем или другим подъемным средством для маломобильных групп населения, а также обязании администрации МО «Телеговское» обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в здание администрации, расположенное по адресу: ***, путем оборудования пандуса с поручнем или другим подъемным средством для маломобильных групп населения. На удовлетворении остальной части исковых требований настаивал.

Определением суда от 30.05.2022 прекращено производство по делу в части требований прокурора о признании незаконным бездействия администрации МО «Телеговское», выразившегося в непринятии мер к обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание администрации и обязании ответчика обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в здание администрации путем оборудования пандуса с поручнем или другим подъемным средством для маломобильных групп населения в связи с отказом прокурора от иска.

Административный ответчик представитель администрации МО «Телеговское» участия в судебном заседании не принял, в отзыве на иск указал, что с требованиями прокурора согласен.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Закон №181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

На основании ст. 15 Закона №181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в том числе, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой Красноборского района, установлено, что администрацией МО «Телеговское» не созданы условия для беспрепятственного доступа в здание, расположенное по адресу: *** а именно отсутствует вывеска с названием организации, графиком работы, планом здания и иной справочной информацией, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне.

23.03.2022 прокурором в адрес ответчика внесено представление, которое администрацией было удовлетворено, однако до настоящего времени мер к устранению нарушений не принято, что свидетельствует о незаконном бездействии органа местного самоуправления.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 24.09.2013 № 1397-О в соответствии с частью 7 статьи 37 и частью 2 статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), обладающая правами юридического лица и являющаяся муниципальным казенным учреждением, выступает полноправным участником публичных правоотношений.

Отсутствие денежных средств и иных ресурсов, на что ссылается административный ответчик, не может быть признано уважительной причиной неисполнения в течение длительного периода требований законодательства.

В силу ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» положения части первой статьи 15 Закона №181-ФЗ в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01.07.2016 исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

В судебном заседании установлено, что проектирование и строительство задания осуществлено до введения в действие СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектом социальной, инженерной и транспортной инфраструктур здание не является.

Между тем, ст. 15 Закона №181-ФЗ также закреплено, что в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Изложенное свидетельствует о том, что даже до реконструкции, модернизации объектов социальной инфраструктуры собственники объектов должны принимать меры для обеспечения минимальных потребностей инвалидов.

При таких обстоятельствах требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации МО «Телеговское», выразившегося в не размещении вывески с названием организации, графиком работы, планом здания и иной справочной информацией, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне в здании администрации, расположенном по адресу: ***, а также обязании администрации МО «Телеговское» разместить в здании администрации МО «Телеговское» вывеску с названием организации, графиком работы, планом здания и иной справочной информацией, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне, подлежат удовлетворению.

С учетом объема и характера работ, социальной значимости нарушенного права неопределенного круга лиц, с учетом позиции сторон, суд считает необходимым установить административному ответчику срок исполнения решения суда до 31.12.2022, который является разумным и достаточным.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований освобождаются от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с п. 19 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. 175, 177, 180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление прокурора Красноборского района, поданное в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО «Телеговское» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Телеговское», выразившееся в не размещении вывески с названием организации, графиком работы, планом здания и иной справочной информацией, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне в здании администрации, расположенном по адресу: ***

Обязать администрацию МО «Телеговское» в срок до 31.12.2022 разместить в здании администрации МО «Телеговское», расположенном по адресу: ***, вывеску с названием организации, графиком работы, планом здания и иной справочной информацией, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд через Красноборский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.С. Белякова