ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2640/2022 от 07.07.2022 Ленинскогого районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

дело №2а-2640/2022РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 июля 2022 года город Астрахань

Ленинский районный суд г. Астрахани

в составе председательствующего Яцуковой А.А.,

при секретаре Гаджигайыбовой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Череминой ФИО7 к ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани» о признании решения об отказе в назначении государственной социальной услуги незаконным,

у с т а н о в и л:

Черемина И.А. обратилась в суд с административным иском к ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани» о признании решения об отказе в назначении государственной социальной услуги незаконным, указав в обоснование требований, что <дата обезличена> административный истец обратилась в ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения <адрес>» с заявлением о назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка ФИО2, <дата обезличена> года рождения, в возрасте от 3 до 7 лет включительно. Решением ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения <адрес>» от <дата обезличена>. <№> Череминой И.А. отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в связи с отсутствием подтвержденных сведений о доходах заявителя и супруга за необходимые 12 месяцев для расчета среднедушевого дохода семьи. По мнению административного истца, указанное решение принято в отсутствии законных оснований, поскольку совокупность имеющихся в распоряжении Центра сведений и документов в достаточной степени свидетельствовали о наличии оснований для назначения выплаты. В <дата обезличена> у Череминой И.А. и супруга ФИО5 имелся ежемесячный доход в виде вознаграждения за выполненную работу, оказанную услугу в размере <данные изъяты> в месяц у каждого, о чем <дата обезличена>. было заявлено в <данные изъяты> путем предоставления налоговых деклараций по форме 3НДФЛ. <дата обезличена>. Череминой И.А. была направлена уточняющая декларация по форме 3НДФЛ за 2021г. Копии данных деклараций были вручены ответчику <дата обезличена>. Кроме того <дата обезличена> ответчику была направлена справка <данные изъяты> от <дата обезличена>., подтверждающая, что заявитель является плательщиком налога на доходы физических лиц и получившим сумму дохода от иных доходов, принадлежащих ему на праве собственности. ФИО5 с <дата обезличена>. осуществляет уход за нетрудоспособным гражданином старше 80 лет и получает за это ежемесячную компенсационную выплату в сумме <данные изъяты>. В период с <дата обезличена>. Черемина И.А. состояла на учете в качестве безработной и являлась получателем пособия. У Череминой И.А. в <дата обезличена>. также имелся доход от вознаграждения за выполненную работу в сумме <данные изъяты>, о чем <дата обезличена> была направлена налоговая декларация по форме 3НДФЛ за 2020г., которая получена ответчиком <дата обезличена>. Административный истец полагает, что ответчик при проверке полученного заявления от истца от <дата обезличена>. не направлял необходимые запросы о наличии или отсутствии доходов, а также доходов ФИО5 за <дата обезличена> заявителя и ее супруга в <дата обезличена>

Обращаясь в суд, административный истец просит признать незаконным решение ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани» от <дата обезличена> об отказе в назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно. Возложить на ответчика обязанность назначить ежемесячную денежную выплату на ребенка, начиная с <дата обезличена> Взыскать с ответчика в пользу истца почтовые расходы в сумме 70,80 рублей.

Административный истец Черемина И.А. о дне, времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, в материалах дела имеется заявление, в котором административный истец указала, что не видит необходимости присутствовать в судебных заседаниях.

Представитель административного ответчика ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани» в судебное заседание не явились, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие и возражения на иск, просили в иске отказать.

В соответствии с частью 2 статьи 150, частью 6 статьи 226, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

Исходя из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 КАС РФ, в полном объеме.

Обязанность доказать, что оспариваемым решением нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, в силу частей 1 и 11 статьи 226 КАС РФ лежит на административном истце.

Указом Президента РФ от 20.03.2020 N 199 (ред. от 10.03.2021) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" установлена с 1 января 2020г. ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.

Ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.

Постановлением Правительства РФ от 31.03.2020 N 384 утверждены Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении.

Выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста трех лет, если обращение за ее назначением последовало не позднее шести месяцев с этого дня (в остальных случаях она производится со дня обращения за ее назначением), и до достижения ребенком восьми лет. Если в семье несколько детей в возрасте от трех до семи лет включительно, выплата полагается на каждого ребенка (п. п. 5 - 7 Основных требований, утв. Постановлением Правительства РФ N 384).

Право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином РФ и проживающий на территории РФ, если ребенок также является гражданином РФ (п. п. 3, 4 Основных требований).

По общему правилу среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих четырем календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, следующим образом: 1/12 суммы доходов всех членов семьи за расчетный период нужно разделить на количество членов семьи (п. п. 21, 22, 25 Основных требований).

В состав семьи, учитываемый при определении права на получение ежемесячной выплаты, в том числе в целях расчета среднедушевого дохода семьи, за исключением некоторых случаев, включаются родитель (в том числе усыновитель) или опекун ребенка, подавшие заявление, его супруг (супруга), несовершеннолетние дети и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения, в том числе находящиеся под опекой (за исключением таких детей, состоящих в браке) (п. п. 19, 20 Основных требований).

Заявление о назначении ежемесячной выплаты подается в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление ежемесячной выплаты, либо в организацию, находящуюся в ведении указанного уполномоченного органа, которой в соответствии с законодательством субъекта РФ переданы полномочия по осуществлению ежемесячной выплаты (далее - уполномоченный орган) (п. п. 9, 10 Основных требований).

Документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты, по общему правилу запрашиваются уполномоченным органом в рамках межведомственного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся (п. 12 Основных требований; Примерный перечень к Постановлению Правительства РФ N 384).

На территории Ленинского района г. Астрахани предоставление указанной государственной услуги «назначение ежемесячной выплаты» отнесено к компетенции государственных казенных учреждений Астраханской области - центров социальной поддержки населения, в частности на территории Ленинского района г. Астрахани - к компетенции ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани».

Как следует из материалов дела и установлено судом, Черемина И.А. и ФИО5 являются родителями ФИО2, <дата обезличена> года рождения.

<дата обезличена> Черемина И.А. через Единый государственный портал услуг обратилась с заявлением о назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка ФИО2, в возрасте от 3 до 7 лет включительно.

Решением ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани» от <дата обезличена>. <№> Череминой И.А. отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в связи с отсутствием подтвержденных сведений о доходах заявителя и супруга за необходимые 12 месяцев для расчета среднедушевого дохода семьи.

Статьей 8.1 Закона Астраханской области от 22.12.2016 № 85/2016-03 «О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области» на территории Астраханской области введена ежемесячная выплата на детей в возрасте от трех до семи лет включительно семьям, размер среднедушевого дохода которых не превышает величину прожиточного минимума на душу населения по Астраханской области на дату обращения за данной мерой социальной поддержки.

В целях предоставления ежемесячной денежной выплаты семьям на детей от трех до семи лет включительно (далее - денежная выплата) в соответствии с требованиями федерального законодательства принято постановление Правительства Астраханской области от 22.04.2020 № 174-П «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно», которым утвержден Порядок и условия назначения денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - Порядок).

Согласно п. 1.2 Порядка денежная выплата предоставляется в размере:

- 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в Астраханской области в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 №134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты (далее - величина прожиточного минимума для детей), - если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Астраханской области в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 №134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты;

- 75 процентов величины прожиточного минимума для детей - если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной выплаты в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в Астраханской области;

- 100 процентов величины прожиточного минимума для детей - если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной выплаты в размере 75 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в Астраханской области.

При этом денежная выплата устанавливается в размере 75% или 100%, предусмотренными п. 1.2 Порядка, в следующем порядке: обращение граждан за перерасчетом размера ежемесячной выплаты осуществляется начиная с 01.04.2021, но не позднее 31.12.2021 посредством подачи заявления по форме согласно приложению №1 к Порядку.

Согласно п.2.4 Порядка среднедушевой доход семьи для назначения денежной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов заявителя, членов семьи заявителя за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах заявителя, членов семьи заявителя за период менее чем 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления, путем деления одной двенадцатой суммы доходов заявителя, членов семьи заявителя за расчетный период на число лиц, учитываемых в составе семьи.

Согласно п. 3.13 Порядка основанием для отказа в назначении или перерасчете денежной выплаты является:

- несоответствие семьи условиям, предусмотренным пунктом 1.3 раздела 1 Порядка, а именно: право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей (законный представитель) ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и совместно проживающий с ребенком на территории Астраханской области;

- наличие в собственности у заявителя и членов семьи заявителя двух и более зданий с назначением "жилое" и "жилое строение", помещений с назначением "жилое" и "жилое помещение", двух и более зданий с назначением "жилой дом", суммарная площадь которых больше 42 кв. м общей площади - для семьи из двух человек, либо больше суммы произведения 18 кв. м общей площади на каждого члена семьи заявителя - для семьи из трех и более человек (за исключением зданий с назначением "жилое" и "жилое строение", зданий с назначением "жилой дом", помещений с назначением "жилое" и "жилое помещение", предоставленных уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления муниципального образования в рамках социальной поддержки семьи, признанной многодетной субъектом Российской Федерации; суммы долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение, не превышающей одной трети от общей площади жилого помещения; жилого помещения (части квартиры, комнаты), занимаемого заявителем и (или) членом его семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренного перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире, установленным в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации; жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания);

- отсутствие у заявителя или трудоспособных членов семьи заявителя (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, за исключением следующих случаев (или их совокупности), приходящихся на указанный период, в том числе заявитель или члены семьи заявителя не более 6 месяцев имели статус безработного, ищущего работу.

Вместе с тем, периоды отсутствия доходов по указанным основаниям оцениваются в совокупности. В случае если период, в течение которого отсутствовали доходы по указанным основаниям, составляет в совокупности десять и более месяцев расчетного периода решение об отказе в назначении выплаты не принимается.

Как следует из представленных документов при рассмотрении заявления на денежную выплату от <дата обезличена>. Центром были направлены в уполномоченные органы государственной власти и иные организации, в распоряжении которых находятся соответствующие документы (сведения), межведомственные запросы о представлении документов (сведений), предусмотренных перечнем документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной выплаты согласно Порядку.

В рамках межведомственного взаимодействия были получены сведения о том, что в соответствующем расчетном периоде заявитель и её супруг не были трудоустроены с <дата обезличена> супруг осуществляет уход за пожилым человеком только с <дата обезличена>, т.е. в течение 6 месяцев.

В связи с вышеизложенным и на основании п. 3.13 Порядка было принято решение об отказе в назначении денежной выплаты, и отправлено уведомление от <дата обезличена><№>.

<дата обезличена> в адрес электронной почты учреждения поступили документы Череминой И.А., которые были приобщены к заявлению, но не повлияли на принятие решения.

Кроме того, согласно письму <данные изъяты> от <дата обезличена><№> Череминой И.А. <дата обезличена>. представлена налоговая декларация, из которой следует, что административный истец являлся плательщиком налога на доходы физических лиц и в соответствии с пп.2 п.1 ст. 228 НК РФ - получившим сумму дохода от иных доходов, принадлежащего ему на праве собственности.

При этом доходы от продажи иного имущества не являются доходом, полученным от трудовой деятельности.

Таким образом согласно сведениям <данные изъяты>, полученных в рамках межведомственного взаимодействия, доходы в расчетном периоде у Череминой И.А. и ФИО5 отсутствуют.

В соответствии с письмом <данные изъяты> от <дата обезличена>. <№> Черемина И.А. <дата обезличена>. направила уточненную декларацию в <данные изъяты>, по которой в настоящее время проходит камеральная проверка.

Таким образом, в соответствующем расчетном периоде Черемина И.А. и ФИО5 не имели трудовых доходов, не осуществляли трудовую деятельность, в связи с чем, Центром правомерно принято решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты.

Одним из оснований для отказа в предоставлении ежемесячной выплаты является отсутствие у заявителя или трудоспособных членов семьи заявителя (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, от трудовой деятельности, от осуществления предпринимательской деятельности, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, пенсий, стипендий и иных доходов, установленных Порядком, за период, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, за исключением следующих случаев (или их совокупности), приходящихся на указанный период: заявитель или члены семьи заявителя не более 6 месяцев имели статус безработного, ищущего работу; заявитель или члены семьи заявителя осуществляли уход за ребенком до достижения им возраста трех лет; заявитель или члены семьи заявителя младше 23 лет обучались в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения и не получали стипендию; заявитель или члены семьи заявителя осуществляли уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, или инвалидом с детства I группы, или инвалидом I группы, или престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет; заявитель или члены семьи заявителя проходили непрерывное лечение длительностью свыше 3 месяцев, вследствие чего временно не могли осуществлять трудовую деятельность; заявитель или члены семьи заявителя проходили военную службу по призыву (включая период не более 3 месяцев с момента демобилизации); заявитель или члены семьи заявителя были лишены свободы или находились под стражей (включая период не более 3 месяцев с момента освобождения); заявитель являлся (является) единственным родителем (законным представителем), имеющим несовершеннолетнего ребенка (детей); семья заявителя являлась (является) многодетной (этот случай распространяется только на заявителя или только на одного из членов семьи заявителя); заявитель-женщина и (или) члены семьи заявителя были беременны (при условии продолжительности беременности в течение 6 месяцев и более, приходящихся на период, предусмотренный пунктом 2.4 раздела 2 настоящего Порядка, или при условии, что на день подачи заявления срок беременности женщины - 12 недель и более, решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты по основанию; заявитель или члены семьи заявителя в течение расчетного периода, для назначения ежемесячной выплаты, имели доходы, предусмотренные абзацами вторым, третьим (в части пенсий), четвертым (в части стипендий и компенсационных выплат в период нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям), седьмым, одиннадцатым, тринадцатым пятнадцатым или семнадцатым пункта 2.3 раздела 2 Порядка, вне зависимости от продолжительности периода, за который они получены.

Периоды отсутствия доходов по основаниям, указанным в абзацах двадцать пятом - тридцать четвертом настоящего пункта, оцениваются в совокупности. В случае если период, в течение которого отсутствовали доходы по указанным основаниям, составляет в совокупности десять и более месяцев расчетного периода, для предоставления ежемесячной выплаты, решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты не принимается.

При таких обстоятельствах, руководствуясь постановлением Правительства Астраханской области от 22.04.2020 № 174-П «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно», Законом Астраханской области от 22.12.2016 № 85/2016-03 «О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области», суд не находит правовых оснований для удовлетворения административного иска Череминой И.А. к ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани» о признании решения об отказе в назначении государственной социальной услуги незаконным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Череминой ФИО8 к ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Астрахани» о признании решения об отказе в назначении государственной социальной услуги незаконным - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Ленинский районный суд г. Астрахани.

Мотивированное решение изготовлено 15.07.2022 года.

Судья А.А. Яцукова