ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2641/20 от 22.12.2020 Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело№ 2а-2641/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Новиковой И.В.,

при секретаре судебного заседания Гавриковой Н.О.,

с участием административного истца Анучина О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Анучина О.А. к судебному приставу-исполнителю Железнодорожного районного отдела судебных приставов г. Ростова-на-Дону УФССП России по Ростовской области Бурба И.В., Управлению ФССП России по Ростовской области, Межрайонной ИФНС России № 23 по Ростовской области, заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС России № 24 по Ростовской области о признании безнадежной к взысканию и подлежащей списанию задолженности по страховым взносам и пеням, возложении обязанности отозвать ранее предъявленное к принудительному исполнению налоговое требование, возложении обязанности отменить постановление,

установил:

обратившись в суд с указанным выше административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Железнодорожного районного отдела судебных приставов г. Ростова-на-Дону УФССП России по Ростовской области Бурба И.В., Управлению ФССП России по Ростовской области, Межрайонной ИФНС России № 23 по Ростовской области, заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС России № 24 по Ростовской области о признании безнадежной к взысканию и подлежащей списанию задолженности по страховым взносам и пеням, возложении обязанности отозвать ранее предъявленное к принудительному исполнению налоговое требование, возложении обязанности отменить постановление, административный истец Анучин О.А. указал в обоснование иска на то, что 16.10.2020 года он получил постановление судебного пристава-исполнителя Железнодорожного районного отдела судебных приставов г.Ростова-на-Дону Бурба И.В. от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с него денежных сумм в пользу Межрайонной ИФНС № 23 по Ростовской области в размере 17 366,43 рублей.

Основанием для возбуждения в отношении административного истца исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ послужило постановление о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) № 45414 от 24.10.2017 г., выданное МИФНС № 23 по Ростовской области.

Ранее административный истец обращался в Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону с административным исковым заявлением об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя.

В рамках рассмотрения вышеуказанного административного заявления Межрайонной ИФНС Росси № 24 по Ростовской области представлен расчет о наличии у административного истца недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 года.

Между тем, административный истец указывает на то, что согласно ч. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Решение о признании указанных в части 1 настоящей статьи недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в части 1 настоящей статьи, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности.

Приводя ссылки на указанные обстоятельства и положения действующего законодательства, административный истец Анучин О.А. полагает, что налоговыми органами Межрайонной ИФНС России № 23 по РО, Межрайонной ИФНС России № 24 по РО в нарушение вышеуказанных положений Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не произведено признание задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование безнадежной к взысканию и ее списанию. Напротив, требования об уплате данной задолженности и начисленной на нее пени включены в постановление о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) № 45414 от 24.10.2017 г. и предъявлены к исполнению в Железнодорожный районный отдел судебных приставов г.Ростова-на-Дону УФССП России по РО, что административный истец полагает незаконным и указывает на то, что действия административных ответчиков нарушают права и законные интересы административного истца.

На основании изложенного административный истец Анучин О.А., уточнив в процессе рассмотрения дела по существу в порядке ст. 46 КАС РФ административные исковые требования, просил суд признать исчисленную и предъявленную ко взысканию задолженность в размере 17366 рублей 43 копейки безнадежной к взысканию и подлежащей списанию.

Возложить на Межрайонную ИФНС России № 23 по Ростовской области, и на Межрайонную ИФНС России № 24 по Ростовской области обязанность исключить сведения о задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование Анучина О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и отозвать предъявленное ранее к исполнению постановление о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) № 45414 от 24.10.2017 г.

Обязать судебного пристава-исполнителя Бурба И.В. отменить изданное ей незаконное постановление о взыскании с Анучина О.А. денежных средств в размере 17 366 рублей 43 копейки.

В судебном заседании административный истец Анучин О.А. административные исковые требования поддержал, дал объяснения аналогичные по содержанию приведенным в обоснование иска, просил административные исковые требования удовлетворить в полном объёме.

Представители административных ответчиков, заинтересованного лица, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц рассмотрено судом в порядке ст. 150 КАС РФ.

Выслушав явившегося в судебное заседание административного истца, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам по делу.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

При этом решение о признании действий (бездействия) незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что, признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В данном деле судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Железнодорожного районного отдела судебных приставов г. Ростова-на-Дону Бурба И.В. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП по предмету исполнения: взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа; в требовании о возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм налога на добавленную стоимость и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации в размере неуплаченных (не полностью уплаченных, неперечисленных, не полностью перечисленных, излишне полученных, излишне зачтенных) в размере 17366 рублей 43 копеек, в пользу взыскателя Межрайонная ИФНС России № 23 по Ростовской области в отношении должника Анучина О.А. (л.д. 102).

Из материалов исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ также следует, что данное исполнительное производство возбуждено на основании направленного в Железнодорожный РОСП г. Ростова-на-Дону для принудительного исполнения постановления Межрайонной ИФНС России № 23 по Ростовской области о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика от ДД.ММ.ГГГГ на сумму налогов в размере 15874 рублей 58 копеек и пени в размере 1491 рубля 85 копеек (л.д. 105).

Как следует из полученного по запросу суда ответа Межрайонной ИФНС России № 23 по Ростовской области, Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области в соответствии с Порядком взаимодействия ПФР и ФСС России с управлениями ФНС России от 22.07.2016 № ММВ-23-1/12@ЗИ и ММВ 23-1/11@02-11-10/06-3098П в адрес межрайонной ИФНС России № 23 по Ростовской области 14.07.2017 года передана информация о размере недоимки в отношении налогоплательщика Анучина О.А. по страховым взносам, в связи с чем налоговой инспекцией в адрес налогоплательщика Анучина О.А. направлено требование об уплате страховых взносов № 7760996 от 01.08.2017 года на сумму 24645,18 рублей, сроком исполнения до 21.08.2017 года, а также требование о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 года № 164772 от 04.10.2017 года в размере 24645 рублей 18 копеек.

Как указывает налоговый орган в ответе, экземпляры требований № 776096 от 01.08.2017 года и решения о взыскании задолженности за счет денежных средств № 164772 от 04.10.2017 года направлены в адрес Анучина О.А. заказной почтовой корреспонденцией.

18.10.2017 г. отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области в адрес Инспекции подано корректирующее сальдо к уменьшению задолженности на сумму 7278,74 рублей.

В связи с отсутствием денежных средств на счетах в банках, в соответствии с положениями п. 7 ст. 46, ст. 47 налогового кодекса Российской Федерации, Межрайонной ИФНС России № 23 по Ростовской области вынесено и направлено в Железнодорожный РОСП г. Ростова-на-Дону Постановление о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика Анучина О.А. от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 17366 рублей 43 копейки.

06.03.2019 года Межрайонной ИФНС России № 23 по Ростовской области КРСБ ИП Анучин О.А. переданы по месту учета налогоплательщика в Межрайонную ИФНС России № 24 по Ростовской области.

04.12.2019 года Межрайонной ИФНС России № 24 по Ростовской области произведено списание задолженности в соответствии с положениями ст. 11 Федерального закона № 436-ФЗ от 28.12.2017 года в полном объёме.

Остаток задолженности по Постановлению № 45414 от 24.10.2017 года составляет 2428 рублей, в том числе по КБК: 18210202103081011160 (вид платежа – налог) в размере 2281 рубль 45 копеек; 18210202103081011160 (вид платежа – пеня) в размере 147 рублей.

Согласно полученному по запросу суда ответу Межрайонной ИФНС России № 24 по состоянию на 27.11.2020 года остаток задолженности Анучина О.А. по постановлению № 45414 от 24.10.2017 года составляет 2428 рублей 45 копеек, в том числе страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в фонд обязательного медицинского страхования, за расчетные период до 01.01.2017 года в размере 2281 рубль 45 копеек и пеня в размере 147 рублей.

Как считает налоговый орган указанная задолженность не подлежит списанию, поскольку обеспечена полным комплексом мер взыскания и не отвечает ни одному из критериев, установленных Федеральным законом № 436-ФЗ от 28.12.2017 года.

Между тем, суд не может признать обоснованной и согласиться с указанной позицией налогового органа, по следующим мотивам.

Так, как установлено в судебном заедании и следует из ответов Межрайонных ИФНС России № 23 № 24 по Ростовской области, включенная в постановление № 45414 от 24.10.2017 года задолженность в размере 2428 рублей 45 копеек, состоит из недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года.

До 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Данный федеральный закон к плательщикам страховых взносов наряду с другими лицами относит индивидуальных предпринимателей как лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, возлагает обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы (подпункт "б" пункта 1 части 1 статьи 5, часть 1 статьи 18).

В соответствии с частью 5 статьи 15 этого же федерального закона ежемесячный обязательный платеж (страховые взносы, уплачиваемые в течение расчетного периода, - часть 4 этой статьи) подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.

В случае неуплаты индивидуальным предпринимателем в установленный срок или неполной уплаты страховых взносов производится принудительное взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 названного федерального закона (части 2 и 3 статьи 18).

До принятия решения о взыскании страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 названного федерального закона (часть 3 статьи 19).

По общему правилу требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется индивидуальному предпринимателю уполномоченным органом в течение трех месяцев со дня выявления недоимки. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки - в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения (части 2 и 3 статьи 22 этого же федерального закона).

Обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах индивидуального предпринимателя в банках на основании решения о взыскании уполномоченного органа, который направляет в соответствующий банк поручение на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов индивидуального предпринимателя. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения данного срока (части 1, 2 и 5 (в редакции, действующей до 21 декабря 2013 года) статьи 19 названного федерального закона).

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о таких счетах уполномоченный орган вправе принять решение о взыскании страховых взносов за счет иного имущества индивидуального предпринимателя в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов (часть 14 статьи 19, части 2 и 3 (в редакции до 21 декабря 2013 года) статьи 20 этого же федерального закона).

С 1 января 2017 года Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" утратил силу, процедура взыскания страховых взносов с указанной даты регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".

Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

В случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами названных фондов, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 3 статьи 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ).

Федеральный законодатель в статье 44 Налогового кодекса Российской Федерации, положения которой применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов (пункт 4 данной статьи), закрепляя в подпунктах 1 - 4 пункта 3 конкретные основания прекращения обязанности по уплате налога и (или) сбора, указал, что таковыми могут быть признаны иные обстоятельства, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (подпункт 5).

Так, безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам (подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации).

Исходя из взаимосвязанного толкования приведенных норм статей 44 и 59 Налогового кодекса Российской Федерации, исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 5, части 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ на лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, возложена обязанность по уплате соответствующих страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Размеры страховых взносов уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, определены статьей 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ.

Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено данной статьей:

в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (пункт 1 части 1.1 статьи 14);

в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (пункт 2 части 1.1 статьи 14).

Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 поименованного Федерального закона, увеличенное в 12 раз (часть 1.2 статьи 14).

Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (часть 11 статьи 14).

Согласно частям 1, 6 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, производится ими самостоятельно, в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившего в законную силу 30 января 2018 года, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Решение о признании указанных в части 1 настоящей статьи недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в части 1 настоящей статьи, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности (часть 2).

Решение о списании недоимки и задолженности, указанных в части 1 настоящей статьи, составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика плательщика страховых взносов физического лица (индивидуального предпринимателя) и сведения о недоимке и задолженности по страховым взносам, подлежащих списанию (часть 3).

Исходя из смысла приведенных положений списанию подлежат все не уплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования взносы (недоимки) в пределах размера, определенного за соответствующие расчетные периоды согласно части 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, а также задолженность по пеням и штрафам.

При этом нормы статьи 11 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ не содержат ограничений по сфере применения положений о списании недоимки в зависимости от того, по какому из предусмотренных законодательством оснований и в каком конкретном размере исчислены страховые взносы, а касаются лишь максимального размера списываемой недоимки, исчисленной за соответствующий расчетный период.

Соответствующее решение о признании недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей). При этом решение принимается на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов пенсионного фонда, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности.

Применяя к установленным по делу обстоятельствам приведенные выше положения налогового законодательства, учитывая отсутствие у суда доказательств, свидетельствующих о соблюдении налоговым органом установленного законом порядка и срока взыскания с ИП Анучина О.А. недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 года в размере 2428 рублей 45 копеек, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для включения указанной недоимки в постановление Межрайонной ИФНС России № 23 по Ростовской области № 45414 от 24.10.2017 года, предъявленного к принудительному исполнению в Железнодорожный РОСП г. Ростова-на-Дону, поскольку указанная недоимка подлежит списанию на основании приведенных выше положений части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Таким образом, отсутствие решения налогового органа о списании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 года в размере 2428 рублей 45 копеек, образовавшейся у ИП Анучина О.А. нарушают право административного истца на прекращение обязанности по уплате указанных обязательных платежей за соответствующие периоды, а включение указанной недоимки в постановление Межрайонной ИФНС России № 23 по Ростовской области № 45414 от 24.10.2017 года, предъявленного к принудительному исполнению в Железнодорожный РОСП г. Ростова-на-Дону, не соответствует приведенным выше положениям действующего налогового законодательства.

Поскольку на момент рассмотрения данного дела решение о списании недоимки и задолженности по пеням налоговым органом не принято, указанная выше недоимка подлежит признанию безнадежной к взысканию и списанию в рамках административного судопроизводства в целях прекращения налоговой обязанности административного истца на основании статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Согласно положениям ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В данном деле доказательства, подтверждающие факт направления ИП Анучину О.А. постановления о возбуждении исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, постановления Межрайонной ИФНС России № 23 по Ростовской области № 45414 от 24.10.2017 г., а также указанных налоговым органом в ответе требования № 776096 от 01.08.2017 г. и решения № 164772 от 04.10.2017 года, суду не представлены.

Также суду не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что о нарушенном праве административному истцу Анучину О.А. стало известно ранее 16.10.2020 года, как указывает сам административный истец, ссылаясь на то, что о возбужденном в отношении него исполнительном производстве -ИП от ДД.ММ.ГГГГ и, как следствие о наличии постановления Межрайонной ИФНС России № 23 по Ростовской области № 45414 от 24.10.2017 г. он узнал только 16.10.2020 года при получении постановления судебного пристава-исполнителя об отмене ранее вынесенного постановления о взыскании исполнительского сбора.

По приведенным выше мотивам суд приходит к выводу, что с рассматриваемым административным исковым заявлением Анучин О.А. обратился в суд в пределах установленного законом срока.

Поскольку в данном деле суд установил наличие предусмотренных положениями части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" для признания указанной в постановлении Межрайонной ИФНС России № 23 по Ростовской области № 45414 от 24.10.2017 г. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 года в размере 2281 рубль 45 копеек безнадежной к взысканию и подлежащей списанию, оставшаяся часть недоимки, указанная в данном постановлении № 45414 от 24.10.2017 г. списана на основании решения Межрайонной ИФНС России № 24 по Ростовской области от 02.12.2019 года, следовательно указанная в постановлении Межрайонной ИФНС России № 23 по Ростовской области № 45414 от 24.10.2017 г. недоимка по обязательным платежам у Анучина О.А. отсутствует, что является основанием для отзыва предъявленного к принудительному исполнению постановлении Межрайонной ИФНС России № 23 по Ростовской области № 45414 от 24.10.2017 г.

Между тем, суд не находит предусмотренных законом оснований для удовлетворения административных исковых требований Анучина О.А. для возложения на судебного пристава-исполнителя Железнодорожного РОСП г. Ростова-на-Дону Бурба И.В. обязанности отменить постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Анучина О.А.

Согласно положениям ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Исполнительное производство возбуждается судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено названным законом (часть 1 статьи 30), при условии отсутствия обстоятельств, указанных в пунктах 1 - 11 части 1 статьи 31 названного федерального закона.

В данном случае действия судебного пристава-исполнителя по возбуждению ДД.ММ.ГГГГ исполнительного производства -ИП в отношении должника Анучина О.А. в пользу взыскателя Межрайонной ИФНС России № 23 по Ростовской области на основании постановления Межрайонной ИФНС России № 23 по Ростовской области № 45414 от 24.10.2017 года соответствуют приведенным выше положениям Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Кроме этого в соответствии с положениями ст. ст. 123, 127 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, на их действия (бездействие) подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель или заместитель старшего судебного пристава.

В случае признания жалобы обоснованной полностью или частично должностное лицо принимает одно из следующих решений: отменить полностью или частично вынесенное постановление; отменить принятое постановление и обязать должностное лицо принять новое решение в соответствии с законодательством Российской Федерации; отменить принятое постановление и принять новое решение.

Таким образом, в силу положений Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" полномочиями по отмене полностью или частично постановления судебного пристава-исполнителя наделен старший судебный пристав, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель или заместитель старшего судебного пристава.

На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. ст. ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Анучина О.А. к судебному приставу-исполнителю Железнодорожного районного отдела судебных приставов г. Ростова-на-Дону УФССП России по Ростовской области Бурба И.В., Управлению ФССП России по Ростовской области, Межрайонной ИФНС России № 23 по Ростовской области, заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС России № 24 по Ростовской области о признании безнадежной к взысканию и подлежащей списанию задолженности по страховым взносам и пеням, возложении обязанности отозвать ранее предъявленное к принудительному исполнению налоговое требование, возложении обязанности отменить постановление – удовлетворить частично.

Признать исчисленную и предъявленную ко взысканию с Анучина О.А. задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, в размере 2428 рублей 45 копеек безнадежной к взысканию и подлежащей списанию и исключить сведения о наличии указанной задолженности из Постановления Межрайонной ИФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с отсутствием указанной в Постановлении Межрайонной ИФНС России № 23 по Ростовской области № 45414 от 24.10.2017 года недоимки возложить на Межрайонную ИФНС России № 23 по Ростовской области обязанность в течение двадцати рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу отозвать Постановление Межрайонной ИФНС России № 23 по Ростовской области № 45414 от 24.10.2017 года из Железнодорожного районного отдела судебных приставов г. Ростова-на-Дону.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований Анучина О.А. к судебному приставу-исполнителю <адрес> отдела судебных приставов г. Ростова-на-Дону УФССП России по Ростовской области Бурба И.В., Управлению ФССП России по Ростовской области, Межрайонной ИФНС России № 23 по Ростовской области, заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС России № 24 по Ростовской области о признании безнадежной к взысканию и подлежащей списанию задолженности по страховым взносам и пеням, возложении обязанности отозвать ранее предъявленное к принудительному исполнению налоговое требование, возложении обязанности отменить постановление – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.В. Новикова

Мотивированный текст решения изготовлен 30.12.2020