ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2641/2022 от 22.06.2022 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июня 2022 года город Омск

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Голубовской Н.С., при ведении протокола помощником судьи Т.А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Центрального административного округа города Омска о признании недействительным распоряжения № 46 от 20.01.2021 «О выносе самовольно размещенного движимого имущества» в части,

установил:

ФИО1 обратился с административным иском к Администрации Центрального АО г. Омска о признании недействительным распоряжения № 46 от 20.01.2021 «О выносе самовольно размещенного движимого имущества» в части, мотивируя свои требования тем, что является владельцем нестационарных торговых объектов: с вывеской по адресу: ; с вывеской по адресу: . Распоряжением главы Администрации ЦАО г. Омска № 46 от 20 января 2021 года «О выносе самовольно размещенного движимого имущества», указанные нестационарные торговые объекты определены самовольно размещенным движимым имуществом, определен срок добровольного выноса и (или) демонтажа самовольно размещенных объектов до 29.01.2021, срок принудительного выноса и (или) демонтажа павильонов с 30.01.2021 по 16.03.2021. Об издании данного распоряжения административный истец не уведомлялся, копию его не получал. Считает распоряжение главы Администрации ЦАО г. Омска № 46 от 20.01.2021 в части п.п. 18, 19 п. 1 незаконным. Административный истец просил признать недействительным распоряжение главы Администрации Центрального административного округа г. Омска № 46 от 20.01.2021 «О выносе самовольно размещенного движимого имущества» в части пп. 18, 19 п. 1.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц ФИО2, ООО «Стрит-Ритейл 4», ФИО3, ФИО4

В судебном заседании административный истец ФИО1 участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен, в материалы дела представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 73).

Административный ответчик Администрация ЦАО г. Омска о времени и месте рассмотрения дела извещена, явка представителя не обеспечена. Представителем административного ответчика Администрации ЦАО г. Омска К.А.С., действующей на основании доверенности, представлен письменный отзыв на административное исковое заявление, согласно которому, административный ответчик заявленные требования не признал, договор о размещении нестационарных торговых объектов с административным истцом не заключался, был заключен с иными лицами, однако договор прекратил свое действие, Администрацией было издано оспариваемое распоряжение, включены 2 спорных нестационарных торговых объектов, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. Кроме того, обращает внимание суда на то, что администрация округа осуществляет свою деятельность на основании решения Омского городского совета от 29.07.2011 № 423, в соответствии с которым утверждено «Положение об администрации ЦАО г. Омска». ДД.ММ.ГГГГ между ИП ФИО2 и администрацией округа заключены договоры на размещение нестационарных торговых объектов № , местоположение которых установлено относительно ориентира 9-ти этажного здания, расположенного по адресу: . По договору площадь нестационарных торговых объектов составляет кв.м., по договору № – кв.м. ДД.ММ.ГГГГ в связи с назначением ФИО2 на должность директора ООО «Стрит-ритейл 4» были заключены дополнительные соглашения к договорам, в соответствии с которыми владельцем указанных нестационарных торговых объектов является ООО «Стрит-ритейл 4». Срок действия договоров истек ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, указано, что обжалуемое распоряжение Администрации ЦАО г. Омска в указанной части в отношении приведенных административным истцом мест размещения нестационарных торговых объектов неоднократно было предметом рассмотрения в суде. Так, решением Центрального районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ в заявленных требованиях ФИО3 о признании незаконным распоряжения главы Администрации ЦАО г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ в части пп. 18 и пп. 19 п. 1 было отказано. ДД.ММ.ГГГГ Центральным районным судом по административному делу в удовлетворении требований ФИО4 к администрации округа о признании незаконным распоряжения главы Администрации ЦАО г. Омска № 46 от 20.01.2021 в части пп. 18 и пп. 19 п. 1 также было отказано. Срок для добровольного выноса нестационарных торговых объектов был установлен и в настоящее время истек, в связи с чем, данные нестационарные торговые объекты занимают место без правовых оснований (л.д. 14-17).

Заинтересованные лица ФИО2, ФИО3, ФИО4 и представитель заинтересованного лица ООО «Стрит-Ритейл 4» в судебном заседании участия не принимали, судом направлены извещения по известным адресам сторон, извещены надлежаще. Заинтересованными лицами ФИО4, ФИО3 представлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д. 73, 74).

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО4 (продавец) и ФИО1 (покупатель) был заключен договор купли-продажи, в соответствии с которыми продавец обязуется передать в собственность покупателю, а покупатель обязуется принять и оплатить следующее имущество: торговый объект площадью кв.м., расположенный по адресу: , Центральный административный округ, торговый павильон площадью 09 кв.м., расположенный по адресу: , Центральный административный округ, (л.д. 10). Указанное имущество принадлежит продавцу на праве собственности, продавец гарантирует, что имущество никому другому не продано, не заложено, под арестом и запретом не состоит, судебного спора по нему не имеется, свободно от долгов (п. 5 Договора).

Из акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ к договору купли-продажи (Приложение ) следует, что указанные НТО были проданы и переданы административному истцу ФИО1 (л.д. 11).

Кроме того, из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ решением Центрального районного суда г. Омска в удовлетворении требований ФИО3 к администрации Центрального административного округа города Омска о признании распоряжения главы Администрации ЦАО г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ недействительным в части пп. 18, пп. 19 п. 1 отказано. Указанным решением судом было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 (продавец) и ФИО4 (покупатель) были заключены договора купли-продажи, в соответствии с которыми продавец обязуется передать в собственность покупателю, а покупатель обязуется принять и оплатить следующее имущество: ? долю в праве собственности на нестационарный торговый объект площадью 10 кв.м., расположенного в 22 м. восточнее 9-ти этажного административного здания, по адресу: , Центральный административный округ, ? долю в праве собственности на нестационарный торговый объект площадью 18 квм., расположенного в 22 м. восточнее 9-ти этажного административного здания, по адресу: , Центральный административный округ, (л.д. 16-21). Указанное имущество (п. 1.2. договора) принадлежит продавцу на праве собственности, продавец гарантирует, что имущество никому другому не продано, не заложено, под арестом и запретом не состоит и свободно от любых прав третьих лиц.

Из актов приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ к договорам купли-продажи б/н от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ? доли на указанные нестационарные торговые объекты были проданы и переданы ФИО4 (л.д. 41-42).

Так же ДД.ММ.ГГГГ решением Центрального районного суда г. Омска а-3001/2021 отказано в удовлетворении административных исковых требований ФИО4 к Администрации Центрального административного округа города Омска о признании распоряжения главы Администрации Центрального административного округа г. Омска № 46 от 20.01.2021 «О выносе самовольно размещенного движимого имущества» недействительным в части п.п. 18, 19 п. 1 (л.д. 43-48).

Вместе с тем, до заключения между ФИО4 и ФИО1 договора купли продажи торгового павильона от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением Администрации ЦАО от ДД.ММ.ГГГГ «О выносе самовольно размещенного движимого имущества», нестационарный торговый объект № павильон серого цвета с вывеской нестационарный торговый объект № павильон серого цвета с вывеской определены самовольно размещенными объектами (пп. 18 и 19 п. 1), определен срок добровольного выноса и (или) демонтажа самовольно размещенных объектов до ДД.ММ.ГГГГ, срок принудительного выноса и (или) демонтажа павильона с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6-9, 35-39).

Полагая указанное распоряжение незаконным, поскольку нарушены, как полагает административный истец, его права в сфере предпринимательской деятельности, а также, поскольку утверждение схемы нестационарных торговых объектов, а равно, как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы, создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, ФИО1 обратился в суд.

Оценивая обоснованность иска, суд руководствуется следующим.

Согласно ч. 1 ст. 25 ЗК РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Положениями ст. 72 ЗК РФ и пп. 20 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления или уполномоченные ими органы осуществляют муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель.

Согласно п. 2 ст. 72 ЗК РФ, органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений. Законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя полномочия органов местного самоуправления на осуществление муниципального земельного контроля и установление порядка его осуществления, предусмотренные настоящей статьей, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти этих субъектов РФ.

В соответствии с Положением об администрации Центрального административного округа г. Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 29.06.2011 № 423, Администрация Центрального административного округа города Омска (далее - администрация) является территориальным структурным подразделением Администрации города Омска, осуществляющим решение вопросов местного значения на территории Центрального административного округа города Омска (далее - округ).

Согласно приведенному положению в сфере строительства, землепользования, благоустройства и охраны окружающей среды администрация, в том числе выступает арендодателем и заключает договоры аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Омска, земельных участков, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, для размещения металлических и сборных железобетонных гаражных боксов, погребов, подписывает акты приема-передачи и соглашения к указанным договорам (пп. 7 п. 17).

В сфере развития предпринимательства, потребительского рынка и услуг администрация, в том числе: участвует в реализации муниципальной политики Администрации города Омска в сфере потребительского рынка и услуг (пп. 2); участвует в реализации мероприятий по совершенствованию стационарной, нестационарной торговли, деятельности рынков и ярмарок, организаций общественного питания и бытового обслуживания (пп. 3); участвует в разработке проекта схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска (пп. 3.1); оформляет паспорта нестационарных торговых объектов (пп. 3.2); является организатором торгов по продаже права на заключение договоров на размещение нестационарных торговых объектов, за исключением нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности города Омска и предоставленных муниципальным учреждениям города Омска в соответствии с действующим законодательством (пп. 3.3); заключает договоры на размещение нестационарных торговых объектов (пп. 3.4); является уполномоченным структурным подразделением Администрации города Омска на размещение нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска (пп. 3.5); осуществляет контроль за соблюдением порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска (пп. 3.6 п. 19).

В силу пп. 3 п. 27 приведенного Положения распоряжения по вопросам деятельности администрации издает Глава администрации.

Обжалуемое распоряжение принято уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных ему полномочии, размещено на официальном сайте Администрации ЦАО г. Омска и опубликовано в газете «Третья столица» № 2 (1212) от 21.01.2021. Лицом, ответственным за вынос самовольно размещенных объектов, назначен ИП ФИО5 (по согласованию) (л.д. 40).

Утверждения административного истца о незаконности обжалуемого распоряжения фактически сводятся к несогласию выносом размещенных нестационарных торговых объектов.

Вместе с тем, данные доводы не основаны на законе.

Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска утвержден Постановлением Администрации города Омска от 23.12.2014 № 1812-п «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска».

Согласно п. 3 Порядка размещение нестационарных торговых объектов на территории города Омска, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности Омской области) и муниципальной собственности города Омска, а также на земельных участках, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, производится в соответствии с утвержденной Администрацией города Омска схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска (далее - схема размещения нестационарных торговых объектов).

Согласно п. 5 Порядка право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта, указанного в схеме размещения нестационарных торговых объектов, определяется по результатам торгов, проводимых в форме аукциона.

Пунктом 7 Порядка определены понятия, такие как, нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Нестационарные торговые объекты подразделяются на следующие типы: - временные сооружения; - временные конструкции; - передвижные средства развозной и разносной торговли.

Временные сооружения: павильон - нестационарный торговый объект, предназначенный для оптовой или розничной торговли, с обслуживанием покупателей внутри помещения; киоск - нестационарный торговый объект, предназначенный для оптовой или розничной торговли, осуществляемой без доступа покупателей внутрь сооружения.

В силу п. 24 Порядка право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона предоставляется владельцам нестационарных торговых объектов, обладающим статусом юридического лица, индивидуального предпринимателя, в том числе индивидуального предпринимателя, применяющего специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее - индивидуальный предприниматель), или физического лица, применяющего специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в следующих случаях: 1) при наличии договора аренды земельного участка, действующего на момент обращения в уполномоченный орган для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, место размещения которого предусмотрено схемой размещения нестационарных торговых объектов; 2) предоставления компенсационного места.

В материалы дела представлен договор на размещение нестационарного торгового объекта согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории ЦАО от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Администрацией ЦАО г. Омска (уполномоченный орган) и ИП ФИО2 (владелец), в соответствии с которым уполномоченный орган предоставляет, а владелец принимает сроком на 1 год место для размещения нестационарного торгового объекта, площадью 18 кв.м. в соответствии с паспортом нестационарного торгового объекта, тип торгового объекта – павильон. Место расположения установлено относительно ориентира: 9-ти этажного здания, расположенного по адресу: , вид деятельности: розничная торговля (л.д. 26-28).

В соответствии с актом приема-передачи места для размещения нестационарного торгового объекта от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия администрации ЦАО г. Омска по проведению аукциона по продаже прав на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта, по передаче нестационарного торгового объекта и ИП ФИО2 произвели прием и передачу места для размещения нестационарного торгового объекта, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Площадь места размещения нестационарного торгового объекта 18 кв.м., местоположение (л.д. 29). Приложен паспорт нестационарного торгового объекта, номер объекта в схеме 229, пояснительная записка к нестационарному торговому объекту, фотоматериалы и генеральный план размещения НТО (оборот л.д. 29 оборот, 30-31).

Согласно дополнительному соглашению к договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между администрацией ЦАО г. Омска и ИП ФИО2, пункт 1.1. договора изложен в следующей редакции: владелец ИП ФИО7 принимает сроком на 5 лет (до ДД.ММ.ГГГГ) место для размещения нестационарного торгового объекта, площадью 18 кв.м. (оборот л.д. 32).

Также, в материалы дела представлен договор на размещение нестационарного торгового объекта согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории ЦАО г. Омска от 14.01.2016, заключенным между Администрацией ЦАО г. Омска (уполномоченный орган) и ИП ФИО2 (владелец), в соответствии с которым уполномоченный орган предоставляет, а владелец принимает сроком на 1 год место для размещения нестационарного торгового объекта, площадью 9 кв.м. в соответствии с паспортом нестационарного торгового объекта, тип торгового объекта – киоск. Место расположения установлено относительно ориентира: 9-ти этажного здания, расположенного по адресу: , вид деятельности: розничная торговля (л.д. 18-20).

В соответствии с актом приема-передачи места для размещения нестационарного торгового объекта от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия администрации ЦАО по проведению аукциона по продаже прав на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта, по передаче нестационарного торгового объекта и ИП ФИО2 произвели прием и передачу места для размещения нестационарного торгового объекта, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Площадь места размещения НТО 9 кв.м., местоположение ул. Герцена, 19 (л.д. 21). Приложен паспорт НТО, номер объекта в схеме 230, пояснительная записка к НТО, фотоматериалы и генеральный план размещения НТО (оборот л.д. 21, 22-23).

В связи с назначением на должность директора ООО «Стрит-Ритейл 4» ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ между администрацией ЦАО г. Омска (уполномоченный орган) и ООО «Стрит-Ритейл 4» в лице директора ФИО2 (владелец) было заключено дополнительное соглашение к договору № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24).

В соответствии с п. 9 Порядка органами, уполномоченными на размещение нестационарных торговых объектов на территории , являются администрации административных округов города Омска (далее - уполномоченный орган).

Незаконно размещенный нестационарный торговый объект - нестационарный торговый объект, не демонтированный владельцем нестационарного торгового объекта по истечении срока размещения нестационарного торгового объекта на территории города Омска или в случае расторжения договора на размещение нестационарного торгового объекта по основаниям, предусмотренным законодательством (п. 11 Порядка).

Владелец нестационарного торгового объекта - физическое или юридическое лицо, являющееся собственником нестационарного торгового объекта или владеющее нестационарным торговым объектом на иных законных основаниях (п. 12 Порядка).

Выявленные уполномоченными органами самовольно установленные нестационарные торговые объекты, а также незаконно размещенные нестационарные объекты подлежат выносу в соответствии с порядком выноса движимого имущества в городе Омске (п. 28 Порядка).

Вопросы выявления самовольно размещенных объектов движимого имущества, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Омска, а также на земельных участках, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена и порядок их выноса регулируются Положением о порядке выноса движимого имущества в городе Омске, утвержденного Постановлением Администрации города Омска от 30.01.2014 № 95-п.

Пунктом 4 Положения предусмотрено, что выявление самовольно размещенного движимого имущества осуществляют уполномоченные структурные подразделения Администрации города Омска - администрации административных округов города Омска.

Каждый случай выявления самовольно размещенного движимого имущества оформляется актом (п. 5). Выносу и (или) демонтажу подлежит выявленное самовольно размещенное движимое имущество (п. 6).

Так, администрацией Центрального административного округа г. Омска в целях контроля за соблюдением порядка размещения нестационарных торговых объектов, на основании решения Омского городского Совета г. Омска от 29.06.2011 № 423 «Об администрации ЦАО г. Омска» были проведены мероприятия по обследованию нестационарных торговых объектов, в результаты которых было выявлено: нестационарный торговый объект с вывеской общей площадью 18 кв.м., адресный ориентир которого вблизи , принадлежащего ООО «Стрит Ритейл 4» размещен после истечения ДД.ММ.ГГГГ срока действия договора на размещение НТО № Д-241/2016, действующие правоустанавливающие документы для размещения нестационарного торгового объекта отсутствуют; нестационарный торговый объект с вывеской «Молоко», общей площадью 9 кв.м., адресный ориентир которого вблизи , принадлежащего ООО «Стрит Ритейл 4» размещен после истечения ДД.ММ.ГГГГ срока действия договора на размещение нестационарного торгового объекта № , действующие правоустанавливающие документы для размещения нестационарного торгового объекта отсутствуют, о чем главным специалистом отдела экономики, развития потребительского рынка и торговли администрации ЦАО Н.Д.Е. были составлены акты по контролю за соблюдением порядка размещения нестационарных торговых объектов и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33, 34).

Акт администрации административных округов города Омска является основаниям для принятия распоряжения главы администрации административного округа города Омска (далее - Распоряжение) с учетом размещенных в сети «Интернет» на официальном сайте Администрации города Омска окружных планов выноса и (или) демонтажа движимого имущества. В случае издания Распоряжения в отношении нестационарного торгового объекта приложением к Распоряжению является карта-схема (п. 8 Положения).

Информация, содержащаяся на официальном сайте Администрации ЦАО г. Омска, как и в газете «Третья столица» являются общедоступными для пользования, из чего следует сделать вывод, что ФИО1, при заключении договора купли-продажи от 13.12.2021 с ФИО4, мог быть осведомлен о факте незаконного размещенных приобретаемых им нестационарных объектов, подлежащих выносу в соответствии с порядком выноса движимого имущества в г. Омске и обжалуемым распоряжением, в связи с истечением срока действия договоров, заключенных между Администрацией ЦАО г. Омска и ИП ФИО2

Применительно к заявленным требованиям, материалами дела и судом было установлено, что срок договоров от ДД.ММ.ГГГГ на размещение спорных нестационарных торговых объектов, заключенным между ИП ФИО2 и администрацией округа, и дополнительными соглашениями от ДД.ММ.ГГГГ к договорам от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между администрацией ЦАО (уполномоченный орган) и ООО «Стрит-Ритейл 4» в лице директора ФИО2, действующей на основании Устава (владелец), истек 14.01.2021 (л.д. 18-32).

В связи с чем, доводы административного истца является необоснованными и несостоятельными, и не могут быть принято судом во внимание, а также опровергаются имеющимся в материалах дела.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, что решением Центрального районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному иску ФИО3 к Администрации ЦАО г. Омска о признании распоряжения главы Администрации ЦАО от ДД.ММ.ГГГГ недействительным в части п.п. 18 и 19 п. 1, которым в заявленных требованиях административного истца было отказано. Предметом спора по административному делу а-765/2021 являлась законность распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ в части пп. 18 и 19 п. 1 в отношении размещенных движимым имуществом нестационарных торговых объектов с вывеской и «Молоко», вблизи 9-ти этажного здания по .

Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу установлено, что по договорам купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ООО «Стрит-ритейл 4» и ФИО3, последняя является собственником по ? доли в праве собственности на два НТО по адресу: , общей площадью 9 кв.м. и 18 кв.м. Вместе с тем, договоры № от ДД.ММ.ГГГГ на размещение нестационарных торговых объектов были заключены Администрацией ЦАО с ИП ФИО2 По истечении действия договора 14.01.2021 и по результатам обследования нестационарного торгового объекта от 20.01.2021 было установлено, что пользователь не прекратил использование указанного места нестационарного торгового объекта по истечении срока действия договора.

Так же определением Арбитражного суда Омской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу заявление ООО «Стрит Ритейл 4» к администрации ЦАО г. Омска о признании недействительным распоряжение главы Администрации Центрального административного округа г. Омска № 46 от 20.01.2021 «О выносе самовольно размещенного движимого имущества» в части пп. 18 и пп. 19 п. 1 оставлено без рассмотрения, в связи с неявкой представителей ООО «Стрит Ритейл 4» в суд.

Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 (продавец) и ФИО4 (покупатель) были заключены договора купли-продажи, в соответствии с которыми продавец обязуется передать в собственность покупателю, а покупатель обязуется принять и оплатить следующее имущество: ? долю в праве собственности на нестационарный торговый объект площадью 10 кв.м., расположенного в 22 м. восточнее 9-ти этажного административного здания, по адресу: , Центральный административный округ, ? долю в праве собственности на нестационарный торговый объект площадью 18 квм., расположенного в 22 м. восточнее 9-ти этажного административного здания, по адресу: , Центральный административный округ, . Указанное имущество (п. 1.2. договора) принадлежит продавцу на праве собственности, продавец гарантирует, что имущество никому другому не продано, не заложено, под арестом и запретом не состоит и свободно от любых прав третьих лиц. Из актов приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ к договорам купли-продажи б/н от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ? доли на указанные нестационарные торговые объекты были проданы и переданы ФИО9 Вместе с тем, договоры от ДД.ММ.ГГГГ на размещение нестационарного торгового объекта были заключены Администрацией ЦАО с ИП ФИО7 По истечении действия договора ДД.ММ.ГГГГ и по результатам обследования нестационарного объекта от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что пользователь не прекратил использование указанного места нестационарного торгового объекта по истечении срока действия договора (л.д. 43-48).

Оценивая представленные доказательства, учитывая требования, установленные Порядком размещения нестационарных торговых объектов на территории и Положением о порядке выноса движимого имущества в городе Омске, суд приходит к выводу, что нестационарные торговые объекты эксплуатировались административным истцом за пределами предоставленного срока по договорам, заключенным с иными лицами, административным истцом приобретено право на нестационарные торговые объекты, после истечения срока действия договоров на размещение данных нестационарных торговых объектов, то есть нестационарные торговые объекты были приобретены административным истцом и использовались им за пределами срока предоставленного места размещения нестационарного торгового объекта и в отсутствии какого-либо иного договора или соглашения на размещение данного нестационарного объекта в указанном месте, то есть в нарушение требований вышеуказанных актов. Доказательств обратному не представлено.

Доводы административного истца о нарушении его прав распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ в обжалуемой части, несостоятельны, поскольку право на размещение нестационарных торговых объектов с вывеской «Hot» и «Молоко» по адресу: , административному истцу Администрацией ЦАО г. Омска не предоставлялось и при заключении договора купли-продажи права собственности на нестационарные торговые объекты (павильон и киоск), у него не возникло.

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права, либо свободы гражданина не были нарушены.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что указанной в ст. 227 КАС РФ совокупности правовых условий в рассматриваемом деле не имеется, в связи с чем, административные исковые требования ФИО1 к Администрации Центрального административного округа города Омска о признании распоряжения главы Администрации Центрального административного округа г. Омска № 46 от 20 января 2021 года «О выносе самовольно размещенного движимого имущества» недействительным в части подпункта 18 и 19 пункта 1, удовлетворению не подлежат.

С учетом результата рассмотрения спора судебные издержки распределению применительно к положениям ст. 111 КАС РФ не подлежат и остаются на стороне административного истца.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Администрации Центрального административного округа города Омска о признании распоряжения главы Администрации Центрального административного округа г. Омска № 46 от 20 января 2021 года «О выносе самовольно размещенного движимого имущества» недействительным в части подпунктов 18, 19 пункта 1, отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Омска.

Судья Н.С. Голубовская

Решение в окончательной форме изготовлено 29 июня 2022 года.