ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2642/2016 от 25.05.2016 Мытищинского городского суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 мая 2016 года г. Мытищи

Мытищинский городской суд Московской области в составе судьи Перепелюк О.В., при секретаре Сергеевой В.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2-2а-2642/16 по административному исковому заявлению ООО «ТрансАЗС-Мытищи» к Главному управлению МЧС России по <адрес> о признании незаконным в части предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ Отделом надзорной деятельности по <адрес> Управления надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по <адрес> было вынесено Предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности ООО «ТрансАЗС-Мытищи» в лице генерального директора ФИО4, в котором были указаны следующие нарушения: на территории АЗС не предусмотрен обособленный проезд для автоцистерн, оборудованный донным клапаном; покрытие проездов на территории АЗС не является стойким к воздействию нефтепродуктов; на покрытии дорог, расположенных на территории АЗС отсутствует отличительная разметка или иные визуальные знаки, предназначенные для обеспечения маневрирования и свободного выезда транспортных средств с территории АЗС; расстояние от АЗС до автомобильной дороги составляет менее 12 м; допускается отключение отдельных шлейфов системы автоматической пожарной сигнализации; не организовано проведение проверок работоспособности систем автоматической противопожарной защиты с составлением соответствующего акта.

Считая данное представление незаконным, ООО «ТрансАЗС-Мытищи» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Главному управлению МЧС России по <адрес>, в котором просит признать незаконными пункты 1, 2 и 4 Предписания от ДД.ММ.ГГГГ, обосновывая свои требования тем, что данное предписание является необоснованным.

Также ООО «ТрансАЗС-Мытищи» просит восстановить процессуальный срок на подачу настоящего административного искового заявления.

Представитель ООО «ТрансАЗС-Мытищи» по доверенности ФИО5 в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила его удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО6 в судебном заседании возражал удовлетворению требований ООО «ТрансАЗС-Мытищи».

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление ООО «ТрансАЗС-Мытищи» к Главному управлению МЧС России по <адрес> о признании незаконным в части предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Коммерческая организация ООО «ТрансАЗС-Мытищи» зарегистрирована и внесена в реестр юридических лиц под номером ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией городского округа Мытищи Мытищинского муниципального района было выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № RU капитального строительства автозаправочной станции (АЗС) по адресу: <адрес>

ООО «ТрансАЗС –Мытищи» на основании Решения Совета депутатов городского поселения Мытищи от ДД.ММ.ГГГГ был присвоен адрес зданию операторной с магазином сопутствующих товаров: <адрес> что следует из акта присвоения адреса объекту недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Мытищинским городским прокурором <адрес> было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту нарушений требований пожарной безопасности при эксплуатации помещений, расположенных по адресу: <адрес>, вл. 3, стр. 1, в отношении должностного лица ООО «ТрансАЗС-Мытищи» - ФИО1.

Во исполнение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении Мытищинской городской прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ, инспектором отдела надзорной деятельности по <адрес> была проведена внеплановая проверка с целью надзора за выполнением обязательных требований пожарной безопасности ООО «ТрансАЗС-Мытищи» на территории и в помещениях по адресу: <адрес> с ответственным за пожарную безопасность ООО «ТрансАЗС-Мытищи».

Предписанием от ДД.ММ.ГГГГ Отделом надзорной деятельности по <адрес> Управления надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по <адрес> обязало ООО «ТрансАЗС-Мытищи» устранить в срок до ДД.ММ.ГГГГ нарушения требований пожарной безопасности и провести мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на объекте защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара. Предписанием установлены следующие нарушения: на территории АЗС не предусмотрен обособленный проезд для автоцистерн, оборудованный донным клапаном; покрытие проездов на территории АЗС не является стойким к воздействию нефтепродуктов; на покрытии дорог, расположенных на территории АЗС отсутствует отличительная разметка или иные визуальные знаки, предназначенные для обеспечения маневрирования и свободного выезда транспортных средств с территории АЗС; расстояние от АЗС до автомобильной дороги составляет менее 12 м; допускается отключение отдельных шлейфов системы автоматической пожарной сигнализации; не организовано проведение проверок работоспособности систем автоматической противопожарной защиты с составлением соответствующего акта.

Административный истец просит восстановить ему процессуальный срок на подачу настоящего административного искового заявления об оспаривании указанного предписания.

На основании статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Частью 7 ст. 219 КАС РФ и ст. 95 ч.1 КАС РФ, предусмотрено, что пропущенный по уважительным причинам процессуальный срок может быть восстановлен судом.

Судом установлено, что не согласившись с частью требований, содержащихся в Предписании от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «ТрансАЗС-Мытищи» обратился в Арбитражный суд <адрес> с требованием о признании предписания недействительным в части.

Обращаясь в арбитражный суд, административный истец исходил из того, что по результатам проверки, проведенной отделом надзорной деятельности, решение ООО «ТрансАЗС-Мытищи» к административной ответственности не принималось, и полагал, что предписание, затрагивающее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Арбитражный суд <адрес> принял к производству заявление ООО «ТрансАЗС-Мытищи» определением от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением Арбитражного суда <адрес> оставлены без изменения определение Арбитражного суда <адрес> и постановление Десятого арбитражного суда по делу А41-82966/2015, согласно которым возникший спор неподведомственен арбитражному суду.

Доказательств, опровергающих данный довод стороны административного истца, стороной административного ответчика не представлено.

По изложенным доводам, суд приходит к выводу об удовлетворении требований о восстановлении ООО «ТрансАЗС-Мытищи» процессуального срока для оспаривания Предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 2 Закон N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

По смыслу статьи 20 Закона N 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Статьей 37 Закона N 69-ФЗ установлена обязанность организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЭ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" декларация пожарной безопасности - форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска.

В соответствии со статьей 64 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" собственники имущества, уполномоченные на законном основании владеть или пользоваться имуществом, разрабатывают декларацию пожарной безопасности, в соответствии с пунктом 4 данной статьи, собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, представившие декларацию пожарной безопасности, несут ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 8 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденным приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 375 должностные лица органов ГПН, при исполнении государственной функции имеют право:

- запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов власти, организаций и граждан информацию и документы, необходимые при проведении проверки;

- беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН о назначении проверки посещать территорию и объекты защиты и проводить их обследования, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;

- выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, предписания в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов;

- вносить в органы власти предложения об осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

- вызывать в органы ГПН должностных лиц органов власти, организаций и граждан по находящимся в производстве органов ГПН делам и материалам о пожарах, получать от указанных лиц и граждан необходимые объяснения, справки, документы и их копии;

- составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений. В случае выявления при проведении проверки нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо (должностные лица) органа ГПН, проводившее (проводившие) проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано (обязаны):

1) с учетом разграничения ответственности и полномочий за обеспечение пожарной безопасности каждому уполномоченному должностному лицу органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, и (или) лицу (лицам), осуществляющему (осуществляющим) деятельность на проверяемом объекте защиты, а также органу власти выдать предписание (предписания) об устранении нарушения (нарушений) и (или) предписание по устранению несоответствия с указанием сроков их устранения;

2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

В силу статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности".

АЗС введена в эксплуатацию после вступления в силу Федерального закона № 123-ФЗ (после ДД.ММ.ГГГГ).

В п. 6.28 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», а именно «<адрес>ов, заправочных островков и площадок для АЦ должно проектироваться стойким к воздействию нефтепродуктов» содержит аналогичные требования, указанные в п. 33 НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности», действующего до дня вступления в силу Федерального закона № 123-ФЗ, а именно – покрытие проездов, заправочных островков и площадок для АЦ должно быть стойким к воздействию нефтепродуктов.

В предписании были указаны положения нормативного документа по пожарной безопасности, в результате применения которого на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона –ФЗ.

На момент прохождения проектной документации, составленной в отношении АЗС государственной экспертизы. минимальные противопожарные расстояния от автозаправочных станций моторного топлива до граничащих с ними объектов защиты регламентировались ст. 71, табл. 15 Федерального закона № 123-ФЗ и составляли 12 м.

До вступления в силу Федерального закона № 123-ФЗ, аналогичные требования по нормированию минимальных противопожарных расстояний содержались в п. 12, табл. 1 НПБ 111-98.

Доказательства, подтверждающие, что ООО «ТрансАЗС-Мытищи» были предприняты все необходимые, достаточные и исчерпывающие меры для соблюдения обязательных требований пожарной безопасности до проведения в отношении юридического лица проверки, не представлены.

Процессуальные нарушения, которые могли бы повлиять на законность привлечения ООО «ТрансАЗС-Мытищи» к административной ответственности, не допущены.

При таких обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении требований ООО «ТрансАЗС-Мытищи» к Главному управлению МЧС России по <адрес> о признании незаконным в части п. 1, 2, 4 Предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Восстановить ООО «ТрансАЗС-Мытищи» процессуальный срок для оспаривания Предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении требований ООО «ТрансАЗС-Мытищи» к Главному управлению МЧС России по <адрес> о признании незаконным в части п. 1, 2, 4 Предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Мытищинский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Судья