Дело №2а-2642/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 мая 2022 года город Уфа
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Абдрахмановой Л.Н.,
при секретаре Валиевой Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ТСН СНТ поселок – сад Видовое к Министерству земельных и имущественных отношений РБ об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями,
установил:
Председатель ФИО1 Шамильевич обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений РБ:
- о признании незаконным полностью решения, принятого административным ответчиком, выраженное в письме под номером ТО-05-20-исх-581-Г на 5207-Г от 22.12.2021 г. в форме отказа в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории,
- о признании незаконным полностью совершенного административным ответчиком действия (бездействия) в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, а именно не рассмотрение по существу заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,
- об обязании административного ответчика совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, законных интересов административного истца, а именно, в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда рассмотреть заявление на утверждения схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, прилагаемое к настоящему административному исковому заявлению под номером 1,
либо обязании административного ответчика восстановить права и законные интересы, совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, законных интересов административного истца, присуждения к исполнению обязанности в натуре решения по конкретному вопросу следующим способом: в установленным судом срок при отсутствии иных предусмотренных законом оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязать административного ответчика исполнить обязательства в области земельного законодательства и утвердить схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, прилагаемая к настоящему административному исковому заявлению под номером 2,
- о немедленном исполнении решения суда.
Административный иск мотивирован тем, что в целях исполнения положений приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 г. № «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формат схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе», схема расположения земельного участка подготовлена на основе сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории) и утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и других материалов и сведений, предусмотренных п. 4 Приказа, в форме электронного документа с использованием иных технологических и программных средств с соблюдением правил оформления схемы расположения земельного участка, требований о том, что содержание схемы расположения земельного участка в форме электронного документа должно соответствовать содержанию схемы расположения земельного участка в форме документа на бумажном носителе. При подготовке схемы расположения земельного участка учитывались следующие материалы и сведения, содержащиеся в электронных документах, которые следует рассматривать как доказательства, которые следует рассматривать как доказательства, которые известны и могут быть использованы судом при установлении обстоятельств: сведения, содержащиеся в кадастровом плане территории с номером кадастрового квартала 02:26:161802, сведения и материалы, содержащиеся в Генеральном плане, сведения и материалы в правилах землепользования и застройки.
В целях исполнения положений статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации административный истец 13.12.2021 г. на электронный адрес административного ответчика отправил заявление об утверждении схемы расположения земельного участка со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью.
На подготовленную согласно требованиям нормативно-правовых актов схему размещения земельного участка на кадастровом плане территории административный истец получил отказ МЗИО РБ от 22.12.2021 г. в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Представители административного истца, заинтересованных лиц на судебное заседание не явились, извещены заранее и надлежащим образом. Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в отсутствие указанных лиц.
Представитель МЗИО РБ в судебном заседании требования иска не признал, указал на доводы, изложенные в письменном возражении.
Суд, изучив и оценив материалы дела, выслушав явившихся участников судебного разбирательства, приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации гарантировано право обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявших оспариваемые решения либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, 13.12.2021 г. административный истец обратился к административному ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории 02:26:161802 указав следующую информацию:
Некоторые части образуемого земельного участка повторяют границы уже поставленных на кадастровый учет земельных участков, некоторые части образуемого земельного участка повторяют границы охранных зон. Образуемые границы земельного участка являются естественным продолжением уже существующих смежных участков и не затрагивают территории общего пользования.
Проектная площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка: <данные изъяты>. Проектная площадь образуемого земельного участка вычислялась с использованием технологических и программных средств.
Список координат характерных точек границы образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости: 43 характерных точек границ.
Описание местоположения земельного участка: РБ Иглинский район, с/с Акбердинский, вблизи д. Шипово.
Вид разрешенного использования: ведение садоводства (Приказ Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков"). Согласно разъяснению, данному в письме Росреестра от 03.03.2015 N 14-исх/02858-ГЕ/15 "О видах разрешенного использования земельных участков", вместе с письмами Росреестра от 22.09.2014 N 14-исх/10686-ГЕ/14, от 25.12.2014 N 14-исх/15083-ГЕ/14, от 27.02.2015 N 14-исх/02673-ГЕ/15, письмами Минэкономразвития России от 26.05.2009 N Д23-1570, 10.11.2014 N Д23и-3952 "О видах разрешенного использования земельных участков", от 26.01.2015 N Д23и-179 "О видах разрешенного использования земельных участков" органами государственной власти и органами местного самоуправления, которым принадлежат земельные участки, с учетом положений пункта 4 статьи 37 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не выбираются, а утверждаются.
Цель образования: в исполнение подпункта 1 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ для предоставления в безвозмездное пользование на основании пункта 4 статьи 11.10 ЗК РФ, статьи 39.10 ЗК РФ.
Способ образования: образование земельного участка из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности на основание подпункта 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ.
Способ получения результата рассмотрения заявления: в виде электронного документа, электронного образа на указанный электронный адрес.
Иная информация: схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории определяются проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка, который предполагается образовать и (или) изменить. Согласно п. 4 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
В целях исполнения положений приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 (ред. от 13.10.2016) (далее Приказ), схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подготовлена на основе сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории) и утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и других материалов и сведений, предусмотренных пунктом 4 Приказа, в форме электронного документа (XML, PDF, а также в формате HTML) с использованием иных технологических и программных средств с соблюдением правил оформления схемы расположения земельного участка, требований о том, что содержание схемы расположения земельного участка в форме электронного документа должно соответствовать содержанию схемы расположения земельного участка в форме документа на бумажном носителе. При подготовке схемы расположения земельного участка учитывались материалы и сведения, содержащиеся в положениях об особо охраняемой природной территории, о зонах с особыми условиями использования территории, о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях, о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений, а также:
1. Сведения, содержащиеся в кадастрового плана территории с номером кадастрового квартала 02:26:161802.
2. Сведения и материалы, содержащиеся в генеральном плане (УИН <данные изъяты> в ФГИС ТП ).
3. Сведения и материалы, содержащиеся в правилах землепользования и застройки (УИН <данные изъяты> в ФГИС ТП ). В указанном документе нет обязательного приложения - сведения о границах территориальных зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ территориальных зон, или текстового описания местоположения границ территориальных зон с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка, созданное в электронной форме без предварительного документирования на бумажном носителе, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью административного истца, приложены: схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории 67538 на 3 стр.pdf; схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.html; SchemaParcels_а4а4d9f5-3898-487c-956c-56f16d10d8b6.zip; выписка из ЕГРЮЛ.pdf.
ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик по результатам рассмотрения административному истцу в письме под номером ТО-05-20-исх-581-Г отказал по следующим основаниям: согласно п.3 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Суд находит вышеуказанное решение административного ответчика законным, а требования административного истца не подлежащими удовлетворению.
Принимая решение об отказе в удовлетворении административного иска, суд исходит из следующего.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно пункту 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование могут предоставляться на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 настоящего Кодекса, в том числе в виде служебного надела.
Пунктом 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлен перечень лиц и случаев предоставления таких земельных участков в безвозмездное пользование.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование указан в статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации. В случае если такой участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, одним из этапов такого предоставления является подготовка схемы расположения земельного участка.
Схема расположения земельного участка, а также документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, прилагаются в соответствии с пунктом 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Порядок и способы образования земельных участков определены в главе I.1 Земельного кодекса Российской Федерации (статьи 11.2-11.10).
Требования к образуемым и измененным земельным участкам установлены в статье 11.9, в том числе в пункте 6 указанной статьи указано, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Согласно пункту 4 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа. В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе (пункт 9 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги обязаны их предоставлять в соответствии с административными регламентами.
Статья 39.10 Земельного кодекса РФ предусматривает порядок и условия предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование.
Статья 39.14 Земельного кодекса РФ предусматривает порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 11. 3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 ст. 11. 3 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно пп. 2 п. 3 ст. 11. 3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу.
Таким образом, на территории земельных участков, предоставленных садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, не предусматривается утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
Минземимуществом РБ получен ответ Администрации МР Иглинский район РБ, согласно которому в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:26:161802:ЗУ1 сведения по вопросам, указанным в судебном запросе от 11.02.2022, отсутствуют.
Исходя из вышеизложенных правовых норм подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается гражданином или юридическим лицом в целях образования земельного участка для его последующего предоставления по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации.
При этом, из пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса следует, что схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой участок, прилагается к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, как и документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов; само заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка подается в соответствии с требованиями пункта 1 данной статьи.
При разрешении спора судом не установлено наличие у административного истца права на получение испрашиваемого земельного участка в безвозмездное пользование, также отсутствуют сведения, что истец обращался с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, равно как не представлены документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.
При таком положении оснований для удовлетворения всех заявленных административных истцом требований не имеется.
В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен данным Кодексом.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Товарищества собственников недвижимости Садоводческое некоммерческое товарищество Поселок – Видовое к Министерству земельных и имущественных отношений РБ:
- о признании незаконным полностью решения, принятого административным ответчиком, выраженное в письме под номером ТО-05-20-исх-581-Г на 5207-Г от 22.12.2021 г. в форме отказа в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории,
- о признании незаконным полностью совершенного административным ответчиком действия (бездействия) в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, а именно не рассмотрение по существу заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,
- об обязании административного ответчика совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, законных интересов административного истца, а именно, в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда рассмотреть заявление на утверждения схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, прилагаемое к настоящему административному исковому заявлению под номером 1,
либо обязании административного ответчика восстановить права и законные интересы, совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, законных интересов административного истца, присуждения к исполнению обязанности в натуре решения по конкретному вопросу следующим способом: в установленным судом срок при отсутствии иных предусмотренных законом оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязать административного ответчика исполнить обязательства в области земельного законодательства и утвердить схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, прилагаемая к настоящему административному исковому заявлению под номером 2 - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд города Уфы РБ в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 12.05.2022 года.
Данное решение в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» подлежит опубликованию в сети Интернет.
Судья Л.Н.Абдрахманова