ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2648/21 от 03.06.2021 Октябрьского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

№ 2а-2648/21

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Краснодар 03 июня 2021 г.

Октябрьский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего Верхогляда А.С.,

при секретаре судебного заседания Непсо М.А.,

с участием представителя административного истца

по доверенности № 23 АВ 0875529 от 19.12.2020, ФИО3,

представителя административного ответчика

по доверенности № 23СМ-10/21524 от 29.12.2020 ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрегиональному территориальному управлению Федеральным государственным имуществом по Краснодарскому краю и Республике Адыгея о признании незаконным уклонения от оказания государственных услуг,

установил:

ФИО1 обратилось в суд с административным исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федеральным государственным имуществом по Краснодарскому краю и Республике Адыгея о признании незаконным уклонения от оказания государственных услуг.

В обоснование требований административного иска указано, что административному истцу на праве аренды принадлежит земельный участок кадастровый , расположенный по адресу: <адрес> (далее - Участок, Земельный участок). Площадь Участка 39 кв.м., разрешённое использование: для строительства гаража. Собственником Участка является Российская Федерация.

Административный истец, как законный владелец Участка, возвёл на нём объект капитального строительства - гараж, площадью 31,3 кв.м., права на который зарегистрировал в установленном законом порядке.

16.09.2020 административный истец обратился в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, которое на основании Положения о данном территориальном управлении Росимущества, утверждённом приказом Росимущества от 19.12.2016 № 459 (пункты 1, 4 названного Положения) осуществляет полномочия собственника Участка, с заявлением о предоставлении ему Участка в собственность на возмездной основе без проведения торгов (далее - Заявление). Указанное Заявление было принято административным ответчиком к своему производству.

До подачи настоящего административного иска в суд окончательный ответ на вышеназванное заявление административного истца административным ответчиком не дан, проект договора купли-продажи Земельного участка административному истцу не направлен для подписания, как и не направлено решение об отказе в предоставлении Земельного участка в собственность.

На основании изложенного, административный истец просит суд признать незаконным уклонение Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея от реализации нижеуказанных административных процедур при оказании им Государственной услуги по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов (-название услуги) ФИО1 на основании его заявления от 16.09.2020 о предоставлении ему участка в собственность на возмездной основе без проведения торгов.

Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея предоставить ФИО1 результат оказываемой на основании его заявления от 16.09.2020 о предоставлении земельного участка без проведения торгов Государственной услуги по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов, предусмотренный пунктом 2.5. Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов, утверждённого приказом Федерального агентства по управлением государственным имуществом (Росимущество) от 11.09.2020 № 261.

Представитель административного истца в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил суд их удовлетворить.

Представитель административного ответчика в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Исследовав материалы административного дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что административному истцу на праве аренды принадлежит земельный участок кадастровый , расположенный по адресу: <адрес> участка 39 кв.м., разрешённое использование: для строительства гаража. Собственником участка является Российская Федерация. Административный истец, как законный владелец Участка, возвёл на нём объект капитального строительства - гараж, площадью 31,3 кв.м., права на который зарегистрировал в установленном законом порядке.

16.09.2020 административный истец обратился в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, которое на основании Положения о данном территориальном управлении Росимущества, утверждённом приказом Росимущества от 19.12.2016 № 459 (пункты 1, 4 названного Положения) осуществляет полномочия собственника Участка, с заявлением о предоставлении ему Участка в собственность на возмездной основе без проведения торгов (далее - Заявление). Указанное Заявление было принято административным ответчиком к своему производству.

Установлено, что до подачи настоящего административного иска в суд окончательный ответ на вышеназванное заявление административного истца административным ответчиком не дан, проект договора купли-продажи Земельного участка административному истцу не направлен для подписания, как и не направлено решение об отказе в предоставлении Земельного участка в собственность.

Суд полагает, что своим бездействием административный ответчик нарушает исключительное право административного истца на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему объект недвижимости (гараж), закреплённое в п. 1 ст.39.20. Земельного кодекса Российской Федерации.

Подпунктом 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, осуществляется без проведения торгов собственникам таких зданий и сооружений.

Порядок предоставления земельных участков в собственность, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов установлен: административным регламентом по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов, утверждённым приказом Министерства экономического развития РФ от 04.04.2017 № 166, (далее - Административный регламент №1), действовавшим в момент подачи административным истцом административному ответчику вышеназванного Заявления, но окончившим своё действие в период его (Заявления) рассмотрения (дата окончания срока действия регламента: 26.09.2020); административным регламентом по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов, утверждённым приказом Федерального агентства по управлением государственным имуществом Росимущество) от 11.09.2020 № 261, (далее - Административный регламент № 2), действовавшим как в период рассмотрения административным ответчиком вышеназванного Заявления, так и в настоящее время (дата введения в действие регламента: 26.09.2020).

Согласно Административному регламенту № 1 административный регламент определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Росимущества, территориальных органов Росимущества, их структурных подразделений и должностных лиц, порядок взаимодействия Росимущества, территориальных органов Росимущества, их структурных подразделений с заявителями, а также порядок взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и иными организациями при предоставлении государственной услуги по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов (п. 1.1.).

Государственная услуга предоставляется, в числе прочего физическим лицам либо их уполномоченным представителям, имеющим право на получение земельного участка, находящегося в федеральной собственности, без проведения торгов (п. 1.2.).

Государственную услугу предоставляет Росимущество, а также территориальные органы Росимущества (п. 2.2.).

Результатом предоставления государственной услуги является: заключение договора купли-продажи земельного участка; отказ в заключении договора купли-продажи земельного участка (п. 2.6.).

Отказ в заключении договора купли-продажи земельного участка оформляется письмом территориального органа Росимущества в адрес заявителя об отказе в предоставлении государственной услуги (п. 3.11.6).

При предоставлении земельного участка без проведения торгов путём заключения договора купли-продажи земельного участка срок предоставления государственной услуги не должен превышать шестидесяти дней со дня поступления заявления в Росимущество или в территориальный орган Росимущества (п. 2.7).

Согласно Административному регламенту № 2, административный регламент определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Росимущества территориальных органов Росимущества, их структурных подразделений и должностных лиц при предоставлении государственной услуги по предоставлению в собственность земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов (п. 1.1.).

Заявителями являются, в числе прочего физические лица либо их уполномоченные представители, обратившиеся с заявлением о предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов (п. 1.2.).

Государственную услугу предоставляет Росимущество, а также территориальные органы Росимущества (п. 2.2.).

Результатом предоставления государственной услуги является: осуществление подготовки проектов договора купли-продажи земельного участка в трёх экземплярах и их подписание, а также направление проектов указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принятие решения об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 30.06.2001, № 44, ст. 4147; 2018, № 32, ст. 5135) и направляет принятое решение Заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (п. 2.5.).

Срок предоставления государственной услуги не должен превышать тридцати дней со дня поступления заявления в Росимущество или в территориальный орган Росимущества (п. 2.6.).

Административный ответчик вышеназванное Заявление административного истца принял, организовал по нему работу, направил административному истцу три письма от 25.09.2020 № 23-09/14473, от 02.11.2020 № 23-09/16969 и от 02.11.2020 № 23-09/1709, что подтверждается материалами дела.

Письмом от 25.09.2020 № 23-09/14473 проинформировал о запросе у заместителя главы муниципального образования Тихорецкий район сведений из ГИСОГД о возможных видах разрешённого использования (спрашиваемого заявителем Участка), сведений о расположении Участка в границах территорий общего пользования, о соответствии площади участка для эксплуатации расположенного на нём объекта недвижимости.

Письмами от 02.11.2020 № 23-09/16969 и от 02.11.2020 № 23-09/1709 проинформировал о том, что им был осмотрен Участок и что им в адрес муниципального образования Тихорецкий район направлен запрос на предоставление информации о даче разрешительной документации на объект недвижимого имущества, расположенный в границах Земельного участка.

Никаких иных сведений и документов административным ответчиком административному истцу направлено не было.

В целях досудебного урегулирования возникшего спора административным истцом в адрес руководителя Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея 28.10.2020 было направлено обращение о невыполнении административным ответчиком ранее названных административных регламентов при рассмотрении его Заявления (копия обращения и документов, подтверждающих его получение адресатом, прилагаются). Данное обращение осталось без ответа, а требование о принятии соответствующих мер реагирования - без удовлетворения.

Довод представителя административного ответчика о том, что Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея не бездействовало и 25.09.2020 сотрудниками были запрошены сведения ИСОГД из администрации муниципального образования Тихорецкий район, в связи с чем был пропущен шестидесятимесячный срок рассмотрения обращения, суд не находит обоснованным.

Таким образом, бездействие административного ответчика выражается в его уклонении от реализации нижеуказанных административных процедур при оказании им государственной услуги по предоставлению административному истцу в собственность Земельного участка без проведения торгов: осуществление подготовки проектов договора купли-продажи земельного участка в трёх экземплярах и их подписание, а также направление проектов указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принятие решения об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 30.06.2001, N 44, ст. 4147; 2018, N 32, ст. 5135) и направляет принятое решение Заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (п. 2.5.), а также в нарушении срока оказания данной государственной услуги.

Нормативные акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемое бездействие: п. 1 ст. 39.20. Земельного кодекса Российской Федерации; подп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации; п. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; пп. 2.6., 2.5. Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов, утверждённого приказом Федерального агентства под управлением государственным имуществом (Росимущество) от 11.09.2020 № 261; п. 2.6., 2.7. Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов, утверждённого приказом Министерства экономического развития РФ от 04.04.2017 № 166.

В связи с тем, что административный ответчик необоснованно уклоняется от передачи административному истцу результата ранее названной государственной услуги административный истец вынужден нести ежедневно убытки, которые выражаются в необоснованном начислении и уплате им арендной платы за Земельный участок за пределами конечного срока оказания неоднократно упоминаемой государственной услуги.

Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

На основании изложенного, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению.

Исходя из системного толкования положений статьей 218, 226 и 227 КАС РФ для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушение этим прав и законных интересов заявителя.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что административному истцу в установленные сроки не был предоставлен окончательный ответ на заявление, проект договора купли-продажи Земельного участка административному истцу не был направлен для подписания, как и не направлено решение об отказе в предоставлении Земельного участка в собственность, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований административного истца, подлежащих удовлетворению.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, судья

решил:

Административное исковое заявление ФИО1 к Межрегиональному территориальному управлению Федеральным государственным имуществом по Краснодарскому краю и Республике Адыгея о признании незаконным уклонения от оказания государственных услуг удовлетворить.

Признать незаконным уклонение Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес> от реализации нижеуказанных административных процедур при оказании им Государственной услуги по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов (-название услуги) ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на основании его заявления от 16.09.2020 о предоставлении ему участка в собственность на возмездной основе без проведения торгов.

Перечень административных процедур, от выполнения которых уклоняется Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея при оказании им Государственной услуги по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов (-название услуги) ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на основании его заявления от 16.09.2020 о предоставлении ему участка в собственность на возмездной основе без проведения торгов:

осуществление подготовки проектов договора купли-продажи земельного участка в трёх экземплярах и их подписание, а также направление проектов указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

принятие решения об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 30.06.2001, № 44, ст. 4147; 2018, № 32, ст. 5135) и направляет принятое решение Заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа, а также нарушение срока оказания данной государственной услуги.

Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея предоставить Носову Виктору Дмитриевичу, 28.03.1957 года рождения результат оказываемой на основании его заявления от 16.09.2020 о предоставлении земельного участка без проведения торгов Государственной услуги по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное. пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов, предусмотренный пунктом 2.5. Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов, утверждённого приказом Федерального агентства по правлением государственным имуществом (Росимущество) от 11.09.2020 № 261.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течение одного месяца.

Судья А.С. Верхогляд

Решение изготовлено в окончательной форме 08.06.2021.