ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2649/20 от 07.12.2020 Аксайского районного суда (Ростовская область)

№2а-2649/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аксайский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Чимидова М.В.,

с участием помощника прокурора Аксайского района Ростовской области Ченакал А.Ю.,

при секретаре Москаленко Ю.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Прокурора Аксайского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Аксайского района о признании незаконным бездействия в непринятии мер к созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и определению схемы их размещения, организации раздельного сбора твердых коммунальных отходов и ведению реестра мест (площадок) и обязании создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, определить схемы их размещения, завести реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и организовать раздельный сбор твердых коммунальных отходов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Аксайского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к Администрации Аксайского района о признании незаконным бездействия в непринятии мер к созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и определению схемы их размещения, организации раздельного сбора твердых коммунальных отходов и ведению реестра мест (площадок) и обязании создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, определить схемы их размещения, завести реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и организовать раздельный сбор твердых коммунальных отходов, сославшись на следующие обстоятельства. Прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов на территории Большелогского сельского поселения, а именно в населенных пунктах: ..., пос. Р., ..., по результатам которой выявлены нарушения требований закона. В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Исходя из взаимосвязанных положений ч. 2, 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обращения с отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений. В силу п. 5 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, реестры мест (площадок) накопления ТКО, создаваемых в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках (юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица) и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке. Согласно ч. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 №1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень). В соответствии с пунктом 4 названного Перечня к таким объектам относятся элементы благоустройства. Согласно п. 2 Порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 06.07.2015 № 440, размещение объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Ростовской области осуществляется на основании разрешения на использование земель или земельного участка для размещения объектов. Кроме того, порядок сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории области утвержден постановлением Правительства Ростовской области от 21.07.2020 № 663 (далее - Порядок). Согласно п. 3.1 Порядка раздельное накопление твердых коммунальных отходов осуществляется путем их разделения по видам и складирования в специально маркированных (оформленных надлежащим образом) контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов. В нарушение указанных требований закона длительное время администрацией ... на территории Большелогского сельского поселения, а именно в населенных пунктах: ..., пос. Р., ..., меры, направленные на создание специализированных контейнерных площадок и установку контейнеров для сбора твердых бытовых отходов, не приняты, схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не определены, реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не ведется, разрешения на право пользования земельными участками не получены, раздельный сбор ТКО на территории поселения не организован. Бездействие органа местного самоуправления не способствует соблюдению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, а также может создать угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц. На основании изложенного просит суд: признать незаконным бездействие администрации Аксайского района, выразившееся в непринятии мер к созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, организации раздельного сбора ТКО, ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Большелогского сельского поселения; обязать администрацию ... на территории Большелогского сельского поселения, а именно в населенных пунктах: ..., пос. Р., ..., создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, определить схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, завести реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, организовать раздельный сбор твердых коммунальных отходов в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Помощник прокурора Ченакал А.Ю. в судебное заседание явился, поддержал доводы изложенные в административном исковом заявлении, просил суд удовлетворить административные исковые требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика Администрации Аксайского района Манацкова А.И., действующая по доверенности, в судебном заседании с требованиями административного истца не согласилась, указав на то, что работа по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов запланирована на 2021 год в соответствии с дорожной картой, утвержденной 07.12.2020 года заместителем главы администрации Аксайского района по вопросам ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства, ввиду отсутствия в бюджете денежных средств. Суду пояснила, что в трехмесячный срок не успеют организовать сбор твердых отходов, просила предоставить больший срок.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

С заявлением, содержащим такие требования, в суд может также обратиться и прокурор, в том числе и в интересах других лиц, что предусмотрено статьей 39 названного Кодекса.

Прокуратурой района в соответствии с приказом прокурора Ростовской области от 22.08.2014 № 110 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользования», информацией Ростовской межрайонной природоохранной прокуратуры от 25.01.2019 ... проведена проверка соблюдения законодательства в сфере организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов на территории Большелогского сельского поселения, а именно в населенных пунктах: ..., пос. Р., ..., по результатам которой выявлены нарушения требований закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, земель, сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно ст. 44 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды» при планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов потребления и производства, соблюдению нормативов допустимых выбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Вывоз твердых коммунальных отходов обеспечивается региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и места их накопления.

В силу частей 1 и 3 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

В соответствии с ч. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правил ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правил формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

При этом в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1.1 ст. 12 Областного закона Ростовской области от 28.12.2005 № 436 -ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» к полномочиям сельских поселений относится участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Существенным условием качественного оказания услуг населению по обращению с твердыми коммунальными отходами является определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения реестра утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 №1039.

В силу п. 5 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, реестры мест (площадок) накопления ТКО, создаваемых в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках (юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица) и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке.

Согласно ч. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 №1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень). В соответствии с пунктом 4 названного Перечня к таким объектам относятся элементы благоустройства.

Согласно п. 2 Порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 06.07.2015 № 440, размещение объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Ростовской области осуществляется на основании разрешения на использование земель или земельного участка для размещения объектов.

Кроме того, порядок сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории области утвержден постановлением Правительства Ростовской области от 21.07.2020 № 663.

Согласно п. 3.1 Порядка раздельное накопление твердых коммунальных отходов осуществляется путем их разделения по видам и складирования в специально маркированных (оформленных надлежащим образом) контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов.

Вместе с тем, проверкой установлено, что в нарушение ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ до настоящего времени на территории Большелогского сельского поселения, а именно в населенных пунктах: ..., пос. Р., ..., меры, направленные на создание специализированных контейнерных площадок и установку контейнеров для сбора твердых бытовых отходов, не приняты, схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не определены, реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не ведется, разрешения на право пользования земельными участками не получены, раздельный сбор ТКО на территории поселения не организован.

Доказательств принятия мер, указанных административным истцом в иске, администрацией Аксайского района суду не представлено.

Неисполнение администрацией Аксайского района полномочий по созданию мест (площадок) накопления ТКО и определению схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, так как влечет за собой образование свалочных очагов на территории района, загрязнение твердыми коммунальными отходами и тем самым причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

При таких обстоятельствах, административный иск прокурора Аксайского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Аксайского района о признании незаконным бездействия администрации и обязании принять меры к созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определить схемы их размещения, завести реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и организовать раздельный сбор твердых коммунальных отходов подлежит удовлетворению.

При заявлении административным ответчиком ходатайства о предоставлении отсрочке исполнения решения суда в части создания площадок накопления твердых коммунальных отходов на больший срок, не представлены доказательства в обоснование предоставления отсрочки. В связи с чем, ходатайство администрации Аксайского района Ростовской области, оставлено судом без удовлетворения.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Прокурора Аксайского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Аксайского района о признании незаконным бездействия в непринятии мер к созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и определению схемы их размещения, организации раздельного сбора твердых коммунальных отходов и ведению реестра мест (площадок) и обязании создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, определить схемы их размещения, завести реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и организовать раздельный сбор твердых коммунальных отходов удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Аксайского района, выразившееся в непринятии мер к созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, организации раздельного сбора твердых коммунальных отходов, ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Большелогского сельского поселения.

Обязать администрацию ... на территории Большелогского сельского поселения, а именно в населенных пунктах: ..., пос. Р., ..., создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, определить схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, завести реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, организовать раздельный сбор твердых коммунальных отходов в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Аксайский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 11 декабря 2020 года.

Председательствующий М.В.Чимидов