ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2649/2022 от 05.03.2022 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2021-018769-95 Дело № 2а-2649/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Койковой Т.А.,

при секретаре Дикгаут К.В.,

с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика Государственной жилищной инспекции по г.Сыктывкару и Корткеросскому району ФИО2

рассмотрев 05 марта 2022 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Государственной жилищной инспекции по г.Сыктывкару и Корткеросскому району, начальнику Государственной жилищной инспекции по г.Сыктывкару и Корткеросскому району ФИО3 о признании действий (бездействия) незаконными, возложении обязанности принятия мер воздействия,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Государственной жилищной инспекции по г.Сыктывкару и Корткеросскому району о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер воздействия в отношении ООО «РЭУ №1» при проведении внеплановой выездной проверки по ее обращению от 12.08.2021 года, и действий, выразившихся в определении лиц, имеющих право осуществлении контроля за выполнением управляющей организацией обязательств по договору управления многоквартирным домом, возложении обязанности принятии мер воздействия к ООО «РЭУ №1» с целью предоставлении административному истцу доступа в подвальное помещение многоквартирного дома №... г. Сыктывкара в любое время.

В обоснование заявленных требований указано, что 12.08.2021 года ФИО1 обратилась в Государственную жилищную инспекцию по г.Сыктывкару и Корткеросскому району, в котором указала, что обращалась 05.08.2021 года в ООО «РЭУ №1» с заявлением о некачественном предоставлении услуг и о приглашении представителя управляющей организации для составления соответствующего акта. 06.08.2021 года сотрудники ООО «РЭУ №1», пришедшие по заявке, отказались представляться и составлять акт о некачественном оказании услуг, на просьбу осмотреть подвальное помещение ответили отказом. В обращении к ГЖИ она просила принять меры воздействия к Управляющей организации, однако на ее обращение направлен ответ от 10.09.2021 года, согласно которого отказ в предоставлении ей доступа для осмотра подвального помещения признан правомерным, поскольку ею не представлены документы, подтверждающие полномочия члена совета дома. С данным действиями ГЖИ она не согласна, поскольку полагает что они нарушают ее права как собственника многоквартирного дома.

Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен начальник Государственной жилищной инспекции по г.Сыктывкару и Корткеросскому району ФИО3, в качестве заинтересованного лица ООО «РЭУ №1».

В судебном заседании административный истец ФИО1 настаивала на удовлетворении заявленных требований.

Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по изложенным в отзыве основаниям.

Представитель заинтересованного лица ООО «РЭУ №1» возражал против удовлетворения требований административного истца.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Суд определил, рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Оспаривание решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регламентировано положениями главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.

В силу положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

По правилам статьи 226, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ при оценке законности оспариваемых действий подлежат установлению их соответствие требованиям нормативных правовых актов и нарушение указанными действиями прав, законных интересов административного истца.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 является собственником квартиры ... г.Сыктывкара.

Управление МКД ... осуществляется ООО «РЭУ №1» на основании договора управления многоквартирным домом от 01.08.2013 года.

12.08.2021 года ФИО1 в адрес Государственной жилищной инспекции по г.Сыктывкару и Корткеросскому району, направлено заявление в котором указано на неправомерный отказ сотрудников ООО «РЭУ №1» 06.08.2021 года обеспечить ей доступ в подвальное помещение, а также составления акта о некачественном оказании услуг. Из указанного заявления следует, что ранее ФИО1 неоднократно обращалась в Управляющую компанию с заявками, которые были оставлены без рассмотрения, в связи с чем просила провести проверку работы аварийно-диспетчерской службы управляющей организации ООО «РЭУ №1» на предмет исполнения Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», принять меры воздействия к ООО «РЭУ №1», пояснить, какую карточку ее просили представить для доступа в подвал, сообщить результаты проверки исполнения предписания №156 от 26.04.2021, выданного ООО «РЭУ №1» по осушению грунта в подвале дома №...

На основании распоряжения и.о. руководителя Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) ... Р.А. от 23.08.2021 года №1394-л в отношении ООО «РЭУ №1» проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт проверки.

Из акта следует, что в нарушение пунктов 106, 108, Правил №... по полученному сообщению от 03.08.2021 не проведена проверка нарушения качества оказания услуг в течение 2 часов с момента получения сообщения, не согласовано с заявителем иное время проведения проверки, сообщение не зарегистрировано в журнале регистрации ООО «РЭУ 31»; 04.08.2021 не проведена проверка нарушения качества оказания услуг по уборке территории МКД в течение 2 часов с момента получения сообщения, не согласовано с заявителем иное время проведения проверки; 09.08.2021 не проведена проверка нарушения качества оказания услуг в течение 2 часов с момента получения сообщения, не согласовано с заявителем иное время проведения проверки. При этом из акта следует, что на придомовой территории чисто, бытовой и строительный мусор отсутствует; в подвальном помещении МКД, в том числе в оборудованных приямках для сбора воды, сухо, протечки на инженерных сетях не выявлена; в подъездах МКД с первого по пятый этаж чисто, проведено подметание лестничных клеток; в местах общего пользования в подъездах МКД, в подвальном помещении МКД посторонние запахи, следы заселения насекомыми не выявлены.

По результатам проверки 09.09.2021 года ООО «РЭУ №1» выдано предписание №..., согласно которого ООО «РЭУ №1» предписано в срок не позднее 20.09.2021 года: принять меры по обеспечению регистрации обращений собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, поступающих в ООО «РЭУ №1» с использованием номера контактного телефона, размещенного в ГИС ЖКХ; принять меры по обеспечению проведения проверок сообщений собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах о нарушении качества оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме с соблюдением сроков проведения проверок и согласованием сроков проведения проверок с заявителем.

10.09.2021 в адрес ФИО1 направлен ответ начальника Государственной жилищной инспекции по г.Сыктывкару и Корткеросскому району ФИО3 на обращение с указанием выявленных обстоятельств по результатам проверки и приведенных в акте от 09.09.2021, а также о выдаче в адрес Управляющей компании Предписания №..., с разъяснением, что неисполнение требований указанного предписания повлечет за собой привлечение виновных лиц к мерам административной ответственности, предусмотренной ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в судебном порядке. По окончании срока исполнения предписания Инспекцией будут проведены контрольные мероприятия.

Также из указанного ответа следует, что ГЖИ в соответствии с п.5 ч.5 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации совет многоквартирного дома осуществляет контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме. С учетом того, что ФИО1 не представлены документы, подтверждающие ее полномочия как члена совета МКД, отказ ООО «РЭУ №1» предоставить доступ в подвальное помещение МКД для его осмотра являлся правомерным.

По вопросу результатов проверки исполнения предписания №156 от 26.04.2021 года сообщено, что срок исполнения предписания 27.09.2021 года, по окончании которого Инспекцией будут проведены контрольные мероприятия.

Инициируя подачу административного искового заявления административный истец указывает на несогласие с ответом Государственной жилищной инспекции по г.Сыктывкару и Корткеросскому району от 10.09.2021 года.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 02.05.2006 59-ФЗ).

В соответствии со ст.2 Федерального закона №59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. В силу положений ст.10 указанного Закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст.11 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.

В ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ указано, что обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Пунктом 4 части 1 статьи 10 вышеуказанного Закона N 59-ФЗ предусмотрено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Жилищного кодекса РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, установленных в соответствии с жилищным законодательством, в том числе требований по созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах.

Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации. (п. 2 ст. 20 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с п.5 ст. 20 Жилищного кодекса РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований (пп.1); выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям (пп.3); составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений (пп.4).

Орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований (пп. 4 п. 6 ст. 20 Жилищного кодекса РФ).

Как следует из материалов дела, по обращению ФИО1 поступившему в адрес Государственной жилищной инспекции по г.Сыктывкару и Корткеросскому району, проведена проверка в отношении ООО «РЭУ №1» по доводам изложенным в обращении, по результатам которой в адрес административного истца в рамках Федерального закона 02.05.2006 №59-ФЗ, в установленный срок дан мотивированный ответ, в пределах компетенции Инспекции приняты меры реагирования, даны разъяснения по всем поставленным в обращении вопросам.

Неудовлетворенность административного истца с содержанием ответа, не свидетельствует о незаконности действий административных ответчиков и нарушении прав истца при рассмотрении обращения.

Указание же на то, что в рамках обращения Инспекцией определен круг лиц имеющих право осуществления контроля за выполнением управляющей организацией обязательств по договору управления многоквартирным домом, является ошибочным, так как из ответа следует, что в указанной части он носит разъяснительный характер, с приведением норм Жилищного кодекса Российской Федерации.

Частью 2.3. статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно части 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: 1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; 2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; 3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы; 4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.

Учитывая, что договором управления многоквартирным домом не определен порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления, инспекцией указано, что данное право, в силу статьи 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации принадлежит Совету дома.

Как разъяснено в пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Оспариваемый ответ контролирующего органа не подлежит переоценке на предмет соответствия конкретным функциям в сфере государственного жилищного надзора, поскольку в соответствии с действующим законодательством органы Государственная жилищная инспекция самостоятельно определяет порядок разрешения обращения граждан, иное означало бы вмешательство в их деятельность и ограничение самостоятельности ее органа в принятии решения в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией.

Принимая во внимание, установленные по делу обстоятельства, свидетельствующие о том, что обращение ФИО1 рассмотрено в установленном законом порядке, по существу доводов административного истца проведена проверка компетентным органом, уполномоченным лицом на все поставленные в обращении вопросы дан мотивированный ответ, суд приходит к выводу о том, что те действия (бездействия) должностных лиц Государственной жилищной инспекции по г.Сыктывкару и Корткеросскому району на которые указывает административный истец, не нарушают прав и законных интересов административного истца и не создают препятствий для защиты нарушенных прав.

Само по себе несогласие административного истца с ответом административного ответчика не свидетельствует о допущенном со стороны ответчика бездействии.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.

Поскольку таких обстоятельств по настоящему делу не установлено, суд приходит к выводу об отсутствии основания для удовлетворения заявленных требований административного истца в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО1 к Государственной жилищной инспекции по г.Сыктывкару и Корткеросскому району, начальнику Государственной жилищной инспекции по г.Сыктывкару и Корткеросскому району ФИО3 о признании действий (бездействия) незаконными, возложении обязанности принятия мер воздействия, оставить без удовлетворения.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.А. Койкова

Мотивированное решение изготовлено 22.03.2022 года.