ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-264/19 от 24.06.2019 Советского районного суда (Ставропольский край)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Зеленокумск 24 июня 2019 года

Советский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Казанаевой И.Н.,

при секретаре судебных заседаний Фараджовой А.Р.

с участием представителя административного истца - помощника прокурора Советского района Ставропольского края Колодяжная О.А.,

представителя заинтересованного лица ГУП СК «Крайтеплоэнерго» г. Ставрополь - по доверенности Гуря О.А.

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Советского района Ставропольского края к администрации Советского городского округа Ставропольского края о признании бездействия незаконным, обязании устранить допущенные нарушения,

установил:

прокурор Советского района Ставропольского края Печенкин С.В., в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Солдато-Александровского сельсовета Советского района Ставропольского края о признании незаконным бездействия по неприятию мер к постановке на учет бесхозяйных тепловых сетей на территории Советского городского округа и, с учетом неоднократных уточнений исковых требований, просил суд, наряду с признанием указанного бездействия незаконным, обязать администрацию Советского городского округа не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - объекта капитального строительства - сооружение, тип сооружения - линейный объект - тепловая сеть, местоположение от котельной по адресу: <адрес> А.

Административные исковые требования прокурора, с учетом их уточнения, мотивированы тем, что прокуратурой района, в ходе произведенной проверки, установлено бездействие администрации Советского городского округа Ставропольского края в части непринятия мер к постановке на учет бесхозяйных тепловых сетей на территории Советского городского округа Ставропольского края, что выразилось в следующем. В соответствии с действующим законодательством, органы местного самоуправления самостоятельно должны определить перечень объектов инженерной инфраструктуры города, составляющих муниципальную собственность. Прокуратурой района, совместно со специалистами ГБУ СК «Ставкрайимущество» осуществлен выезд к объекту капитального строительства - сооружение, тип сооружения - линейный объект - тепловая сеть, местоположение от котельной молзавода <адрес> б/н. По результатам осмотра специалистами ГБУ СК «Ставкрайимущество» представлена справка о техническом состоянии указанного объекта капитального строительства от 06.05.2019. Согласно данной справки указанный объект состоит на государственном кадастровом учёте кадастровый номер в Едином государственном реестре недвижимости назначение объекта недвижимости — нежилое. Объект поставлен на государственный кадастровый учёт 17.12.2011. Согласно сведений архива ГБУ СК «Ставкрайимущество, установлено, линейный объект - тепловая сеть, протяжённостью 653,3 м. местоположение от котельной молзавода <адрес> б/н поставлен на технический учёт в 2007 году, первичная техническая инвентаризация объекта проведена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, инвентарное дело . При обследовании объекта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлено, что изменены технические характеристики, конфигурация и местоположение сооружения - тепловой сети, т.е. произведена реконструкция тепловой сети — демонтирован воздушный трубопровод (подающий и обратный), металлические опоры трубчатые, задвижки к многоквартирным жилым домам, расположенным по адресу <адрес>, 21, 23, 25 к детскому саду «Родничок». При этом, согласно представленной справки ГБУ СК «Ставкрайимущество» с 31.10.2007 по 06.05.2019 с заявлением об учёте изменений объекта недвижимости с кадастровым номером , подготовки документов для внесения изменений в Государственный кадастр недвижимости заявлений не поступало. Таким образом, представленный ответчиком кадастровый паспорт от 20.04.2008 года на линейный объект - тепловая сеть, протяжённостью 653,3 м. местоположение от котельной молзавода <адрес> б/н в настоящее время не соответствует действительности. Кроме того, указанный паспорт сведений о собственнике указанного имущества не содержит. В соответствии с положениями ст. 135 Гражданского кодекса РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное. Согласно выписки из единого государственного реестра недвижимости котельная, расположенная по адресу: СК, <адрес>А, принадлежит на праве собственности Советскому городскому округу СК. Таким образом, котельная и тепловая сеть неразрывно связаны между собой, имеют одно назначение, и не могут существовать и функционировать по отдельности, а потому, администрация округа, как орган местного самоуправления, обязана обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии тепловой сети на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.

В судебном заседании помощник прокурора Советского района Ставропольского края Колодяжная О.А. уточненные административные требования поддержала в полном объеме по изложенным выше основаниям, и просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика-администрации Советского городского округа Ставропольского края в судебное заседание не явился, представил в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, а так же возражения по существу иска, в которых просит отказать в удовлетворении исковых требований, мотивировав свою позицию тем, что ссылка на нормы закона, согласно которому органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность никак не обосновывает заявленных требований о признании незаконным бездействия администрации по непринятию мер к постановке на учет бесхозных тепловых сетей на территории Советского городского округа. В период проведения мероприятий по разграничению собственности в 90-е годы администрацией был определен перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность и сформирован реестр таких объектов, оснований для включения спорного объекта в такой реестр не имеется. Полагает, что сделанный прокуратурой вывод о том что, «кадастровый паспорт от 20.04.2008 г. в настоящее время не соответствует действительности», противоречит сведениям об основных характеристиках объекта недвижимости с кадастровым номером , имеющимся в выписке из ЕГРН от 08.05.2019 года. Представленный администрацией кадастровый паспорт содержит сведения об основных характеристиках объекта недвижимости с кадастровым номером имеющихся в ЕГРН на ДД.ММ.ГГГГ, иных юридически значимых документов, подтверждающих, что имеются основания для внесения изменений в основные характеристики в сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером административным истцом в материалы дела не представлено. Кроме того, администрация не является собственником объекта, не может осуществить данные мероприятия. Не отрицает, что спорная тепловая сеть и котельная, собственником которой является Советский городской округ, связаны технологически, однако в настоящее время данные объекты недвижимости находятся во владении одного лица - ГУП СК «Крайтеплоэнерго», используются им по назначению, а потому спорный объект недвижимого имущества не является бесхозяйным. Кроме того, полагает, что прокурор не имел полномочий на обращение в суд с подобным иском, поскольку обращений от граждан по вопросу бесхозяйный сетей не поступало.

С учетом ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика – администрации Советского городского округа Ставропольского края.

Представитель заинтересованного лица ГУП СК «Крайтеплоэнерго» г. Ставрополь - по доверенности Гуря О.А. в судебном заседании административные исковые требования прокурора района поддержала и просила их удовлетворить, пояснив суду, что действительно Советский филиал ГУП СК «Крайтеплоэнерго» эксплуатирует спорный участок тепловой сети, однако это не освобождает администрацию округа от необходимости обратиться в регистрирующие органы с заявлением о признании данного объекта бесхозяйным.

Исследовав материалы административного дела, выслушав стороны, оценив представленные доказательства и дав им юридическую оценку, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 данного закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Судом установлено, что при проведении прокуратурой Советского района Ставропольского края проверки исполнения требований законодательства в деятельности администрации Советского городского округа Ставропольского края, совместно со специалистами ГБУ СК «Ставкрайимущество» осуществлен выезд к объекту капитального строительства - сооружение, тип сооружения - линейный объект - тепловая сеть, местоположение от котельной молзавода <адрес> б/н, в ходе которого, а так же при дальнейшем изучении технической документации, установлено следующее.

Объект недвижимого имущества - теплосеть котельной мол.завода по адресу: <адрес>, б\н состоит на государственном кадастровом учёте с ДД.ММ.ГГГГ, имеет кадастровый номер в Едином государственном реестре недвижимости , назначение объекта недвижимости — нежилое.

Из кадастрового паспорта тепловой сети, местоположение от котельной молзавода <адрес> б/н от ДД.ММ.ГГГГ, следует что ее протяжённость составляет 653,3 м.

В соответствии с выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимого имущества – блочная котельная, расположенная по адресу: <адрес>, является собственность администрации муниципального образования <адрес> края. При этом, технической документацией подтверждено и не отрицалось ответчиком, что спорная тепловая сеть, протяженностью 653,3 м. и котельная по адресу: <адрес> связаны технологически.

В соответствии с положениями ст. 135 Гражданского кодекса РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.

Ответчиком - администрацией Советского городского округа Ставропольского края так же не отрицалось то обстоятельство, что данный участок тепловой сети не имеет собственника, в то же время ответчик полагает, что этот участок нельзя признать бесхозяйный по причине того, что он находится в эксплуатации ГУП СК «Крайтеплоэнерго» и используется им по назначению.

В пользу данного довода ответчик ссылается на представленные в материалы дела документы: письмо директора Советского филиала ГУП Ставропольского края «Крайтеплоэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ, акт приема- передачи здания (сооружения) от 31.12.2013 года, подтверждающие, что указанным филиалом осуществляется содержание и обслуживание, в том числе и спорного участка тепловой сети.

Однако, то обстоятельство, что в настоящее время Советский филиал ГУП Ставропольского края «Крайтеплоэнерго» фактически эксплуатирует указанный участок тепловых сетей не освобождает от необходимости установления надлежащего, юридического собственника данного объекта для разрешения вопроса о ремонте и надлежащем содержании сетей. Фактическая эксплуатация тепловых сетей по вышеуказанным основаниям не лишает этого имущества признаков бесхозяйной вещи применительно к положениям ст. 225 ГК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи установлен пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Пунктами 4 и 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

В силу пунктов 4.2 и 4.3 части 1 статьи 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении".

Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Спорный участок тепловой сети находится на территории Советского городского округа Ставропольского края, а следовательно, администрация Советского городского округа Ставропольского края является органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.

При принятии данного решения суд исходит из того, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. При этом законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке объекта недвижимости на учет как бесхозяйного.

Отсутствие собственника указанных тепловых сетей влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по теплоснабжению граждан, проживающих на территории, относящейся к данному участку тепловых сетей, обеспечению надлежащего качества коммунальных услуг, устранению аварий в процессе их эксплуатации, вследствие чего не исключается возможность возникновения чрезвычайной ситуации.

Вышеозначенные обстоятельства, в свете приведенных норм права, позволяют суд прийти к выводу о том, что тепловая сеть, местоположение от котельной молзавода <адрес> б/н, протяжённостью 653,3 м. действительно являются бесхозяйный объектом недвижимого имущества, а бездействие ответчика – администрации Советского городского округа Ставропольского края по непринятию мер к постановке данного объекта на учет следует признать незаконным. Учитывая социальную значимость данных тепловых сетей как источника теплоснабжения для граждан, суд пришёл к выводу о том, что администрация городского округа обязана обратиться с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного имущества тепловых сетей.

Частью 6 статьи 15 данного Федерального закона определен порядок действий органа местного самоуправления в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети.

В соответствии с вышеуказанной нормой Закона орган местного самоуправления в течение тридцати дней с даты выявления бесхозяйной тепловой сети обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание данных сетей.

При этом, согласно статье 50 указанного Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для теплоснабжения населения.

Что касается возражений ответчика в части неправомерности обращения прокурора района в суд с данным административным иском и отсутствия у него полномочий на его подачу, суд считает необходимым указать следующее.

Частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право прокурора обращаться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Вопреки доводам ответчика предъявление настоящего иска прокурором отвечает требованиям ч. 1 ст. 39 КАС РФ. Основанием для обращения прокурора в суд явилось незаконное бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет участка тепловой сети, в результате которого были нарушены права граждан, проживающих на территории, относящейся к данной сети, в части теплоснабжения.

При этом круг лиц, проживающих на данной территории, не является неизменным и не может быть индивидуализирован, поэтому обращение прокурора в суд с иском о принятии на учет как бесхозяйного имущества тепловых сетей производится в интересах неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

решил:

административные исковые требования прокурора Советского района Ставропольского края к администрации Советского городского округа Ставропольского края о признании бездействия незаконным, обязании устранить допущенные нарушения – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Советского городского округа Ставропольского края по неприятию к постановке на учет бесхозяйных тепловых сетей на территории Советского городского округа Ставропольского края.

Обязать администрацию Советского городского округа Ставропольского края, не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - объекта капитального строительства - сооружение, тип сооружения - линейный объект - тепловая сеть, местоположение от котельной по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме, путем принесения апелляционной жалобы через Советский районный суд.

Мотивированное решение суда, в соответствии с ч. 2 ст. 177 КАС РФ, изготовлено в окончательной форме 28 июня 2019 года.

Судья подпись И.Н. КАЗАНАЕВА

Копия верна:

Судья И.Н. КАЗАНАЕВА

Подлинник решения суда находится в материалах дела а-264/2019