ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-264/2021 от 02.08.2021 Комсомольского районного суда (Хабаровский край)

дело № 2а-264/2021

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 августа 2021 года г.Комсомольск-на-Амуре

Комсомольский районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Богатыревой Н.Ю.,

при секретаре судебного заседания Родионовой А.С.,

с участием: административного истца - Лукьянова Е.Р.,

представителя административного ответчика - главы администрации Нижнетамбовского сельского поселения Кулаковской Е.В., действующей на основании Устава,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лукьянова Е. Р. к администрации Нижнетамбовского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края и администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Лукьянов Е.Р. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. С 5 февраля 2004 года указанное жилое помещение является непригодным для проживания. 2 марта 2021 года истца поставили на учёт как нуждающегося в жилом помещении, однако жилое помещение не признано аварийным, поскольку не является муниципальной собственностью. Просит возложить на администрацию Нижнетамбовского сельского поселения обязанность внести в реестр муниципальной собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, и обратиться в межведомственную комиссию для признания жилого помещения аварийным и непригодным для проживания.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведён переход рассмотрения дела по правилам административного судопроизводства и к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация Комсомольского муниципального района.

В судебном заседании административный ответчик Лукьянов Е.Р. уточнил исковые требования, просил возложить на администрацию Нижнетамбовского сельского поселения обязанность внести в реестр муниципальной собственности жилое помещение - <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, и обратиться в межведомственную комиссию для признания жилого помещения аварийным и непригодным для проживания. Пояснил, что иного жилого помещения для проживания у него не имеется. Считает, что жилое помещение должно быть принято административным ответчиком. Он не обращался в межведомственную комиссию для признания спорного жилого помещения непригодным для проживания, так как считает, что в случае обращения администрации Нижнетамбовского сельского поселения признание жилья непригодным для проживания произойдёт быстрее.

Представитель административного ответчика Кулаковская Е.В. в судебном заседании пояснила, что спорное жилое помещение было построено для работников железной дороги, впоследствии жилой дом в муниципальную собственность не передавался. Ранее в этой квартире проживал истец со своей матерью. <данные изъяты>Лукьянов Е.Р. не приезжал в посёлок и не содержал жилье в надлежащем состоянии. В настоящее время Лукьянов Е.Р. поставлен на учёт как нуждающийся в жилом помещении. Права истца администрацией поселения не нарушаются, обратиться в межведомственную комиссию Лукьянов Е.Р. имеет право самостоятельно. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований. Для принятия объекта в собственность муниципального образования должна пройти определенная процедура признания объекта бесхозяйным.

Представитель административного ответчика администрации Комсомольского муниципального района в судебное заседание не явилась. В заявлении, адресованном суду, просила рассмотреть дело без её участия.

В соответствии со ст.ст.150, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика.

В отзыве на административное исковое заявление представитель администрации Комсомольского муниципального района просила отказать в удовлетворении требований Лукьянова Е.Р., поскольку жилой дом, расположенный в <адрес>, не включён в реестр муниципального имущества района.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Исходя из положений ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.ч.9, 10 настоящей статьи, в полном объёме.

При рассмотрении дела, исходя из заявленных Лукьяновым Е.Р. требований, нарушений прав административного истца не установлено. Как следует из искового заявления и пояснений административного истца, целью настоящего иска является признание жилого помещения непригодным для проживания.

Согласно ч.4 ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

По данным паспорта Лукьянов Е.Р. зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

В ЕГРН имеются сведения об объекте недвижимости - земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, имеющим кадастровый , сведения о собственнике отсутствуют.

По информации, представленной КГБУ «Хабкрайкадастр», жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не значится в реестре регистрации прав на недвижимое имущество, расположенное на территории г.Комсомольска-на-Амуре и Комсомольского района Хабаровского края, и зарегистрированное до 1 сентября 1998 года.

Спорное жилое помещение не состоит на балансе Нижнетамбовского сельского поселения и не является собственностью Комсомольского муниципального района, что подтверждается сообщениями из администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края и администрации Нижнетамбовского сельского поселения.

Также по данным, представленным Министерством имущественных отношений Хабаровского края и МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, указанный объект недвижимости не значится в реестре краевого государственного имущества; в реестре федерального имущества не учтён и правообладателями федерального имущества к учёту не заявлен.

Согласно сведениям, представленным филиалом ОАО «РЖД» Дальневосточная железная дорога, объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, на балансе подразделений ОАО «РЖД» в границах Дальневосточной железной дороги не числится.

2 марта 2021 года по результатам заседания жилищной комиссии при администрации Нижнетамбовского сельского поселения Лукьянов Е.Р. признан малоимущим и принят на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 утверждено «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (далее «Положение»).

Данным Положением определено, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям (пункт 7).

На основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) проводит оценку соответствия помещения установленным требованиям и признаёт жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, что определено пунктом 42 Положения.

Согласно п.45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы: а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения; г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; д) заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

В судебном заседании административный истец подтвердил, что он в установленном порядке в межведомственную комиссию о признании жилого помещения непригодным для проживания не обращался.

В соответствии с п.2 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утверждённого приказом Минэкономразвития России от 30 августа 2011 года № 424 (далее - Порядок) объектами учёта в реестрах являются: находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости); находящееся в муниципальной собственности движимое имущество, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное имущество, не относящееся к недвижимым и движимым вещам, стоимость которого превышает размер, установленный решениями представительных органов соответствующих муниципальных образований, а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за автономными и бюджетными муниципальными учреждениями и определенное в соответствии с Федеральным законом; муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, хозяйственные общества, товарищества, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальным образованиям, иные юридические лица, учредителем (участником) которых является муниципальное образование.

В соответствии с п.7 Порядка в случае, если установлено, что имущество не относится к объектам учёта либо имущество не находится в собственности соответствующего муниципального образования, не подтверждены права лица на муниципальное имущество, правообладателем не представлены или представлены не полностью документы, необходимые для включения сведений в реестр, орган местного самоуправления, уполномоченный вести реестр, принимает решение об отказе включения сведений об имуществе в реестр.

При принятии решения об отказе включения в реестр сведений об объекте учета правообладателю направляется письменное сообщение об отказе (с указанием его причины).

Решение органа местного самоуправления об отказе включения в реестр сведений об объектах учета может быть обжаловано правообладателем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Собранными по делу доказательствами в судебном заседании установлено, что собственник спорного жилого помещения не известен, в установленном порядке спорное жилое помещение на учёт в качестве бесхозяйного не принималось, право муниципальной собственности на него решением суда не признавалось, таким образом, оснований для включения его в реестр муниципальной собственности не имеется. Административный истец с заявлением о передаче указанного жилого помещения в муниципальную собственность в ответчикам не обращался.

Нормами жилищного законодательства не установлена обязанность органа местного самоуправления обращаться в межведомственную комиссию с заявлением о признании жилого помещения, не являющегося муниципальной собственностью, аварийным и непригодным для проживания

Таким образом, суд приходит к выводу, что отсутствует незаконное бездействие со стороны администрации Нижнетамбовского сельского поселения, нарушающие права административного истца.

Обстоятельства, препятствующие административному истцу в реализации его права на самостоятельное обращение с заявлением о проведении обследования жилого дома, либо жилого помещения на предмет пригодности или непригодности для проживания в нём, в установленном Постановлением Правительства от 28 января 2006 года № 47 порядкке, отсутствуют.

Согласно п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

При таких обстоятельствах, заявленные административные требования не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административных исковых требованиях Лукьянова Е. Р. к администрации Нижнетамбовского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края и администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Комсомольский районный суд Хабаровского края в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме 9 августа 2021 года.

Судья Н.Ю. Богатырева