Дело № 2а-264/2021
УИД: 56RS0013-01-2021-000392-18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Домбаровский районный суд Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Колдаева Р.Ю.,
при секретаре судебного заседания Каченовой Н.В.,
с участием представителя административного истца – старшего помощника прокурора Домбаровского района Оренбургской области Черницкого А.Е.,
представителя административного ответчика – главы администрации муниципального образования «Полевой сельсовет» Домбаровского района Оренбургской области ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Домбаровского района Оренбургской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Полевой сельсовет» Домбаровского района Оренбургской области о признании бездействие незаконным, об обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
прокурор Домбаровского района Оренбургской области обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, мотивируя его тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о водоснабжении и муниципальной собственности на территории муниципального образования Полевой сельсовет Домбаровского района Оренбургской области. В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования находятся водопроводные сети: в <адрес> протяженностью <данные изъяты>, расположенные в кадастровых кварталах №, проходящий через земельные участки с кадастровыми номерами №; в <адрес> протяженностью <данные изъяты>, расположенные в кадастровом квартале №. Данный водопровод обеспечивает водой население, проживающее на территории муниципального образования Полевой сельсовет Домбаровского района Оренбургской области. Согласно информации, представленной администрацией сельсовета, указанные объекты водоснабжения не находится в чьей - либо собственности и на учете как бесхозяйное имущество не состоят. Документы, подтверждающие факт принадлежности данного водопровода администрации муниципального образования «Полевой сельсовет» Домбаровского района Оренбургской области, отсутствуют. Организация водоснабжения является прямой обязанностью органа местного самоуправления. Вместе с тем, финансирование содержания имущества, не являющегося муниципальной собственностью, в соответствии со ст. 38 Бюджетного Кодекса РФ является нецелевым использованием средств местного бюджета, поэтому до признания водопроводной сети муниципальным имуществом, администрация муниципального образования не имеет возможности осуществлять мероприятия по ее содержанию. Кроме того, отсутствие зарегистрированных прав на указанный объект коммунальной инфраструктуры лишает муниципальное образование возможности участвовать в программах, разрабатываемых и реализуемых в рамках Федерального закона от 21 июля 2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», что в свою очередь ущемляет права и интересы населения муниципального образования в целом. Полагает, что бездействие администрации по непринятию мер, направленных на признание права муниципальной собственности на водопровод, а также на обеспечение надлежащего технического обслуживания может повлечь нарушение прав граждан, гарантированных Конституцией РФ на благоприятные условия жизни.
Просил суд признать бездействие администрации муниципального образования «Полевой сельсовет» Домбаровского района Оренбургской области незаконным; обязать администрацию муниципального образования «Полевой сельсовет» Домбаровского района Оренбургской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на учет в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним бесхозяйное недвижимое имущество: водопроводные сети, находящиеся в п<адрес> протяженностью <данные изъяты>, расположенные в кадастровых кварталах №, проходящий через земельные участки с кадастровыми номерами №; водопроводные сети, находящиеся в селе <адрес> протяженностью <данные изъяты>, расположенные в кадастровом квартале №.
В судебном заседании представитель административного истца – старший помощник прокурора Домбаровского района Оренбургской области Черницкий А.Е. требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика - глава администрации муниципального образования «Полевой сельсовет» Домбаровского района Оренбургской области ФИО1 в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме. Суду пояснил, что в настоящее время администраций сельсовета ведется работа по постановке трубопровода на кадастровый учет как бесхозяйного недвижимого имущества. Ранее данные меры не предпринимались в связи с отсутствием денежных средств в бюджете муниципального образования.
Заслушав пояснения представителей административного истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. ст. 12, 130-132 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользования и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, решают вопросы местного значения.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, кроме прочего, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержит статья 4 Закона Оренбургской области от 21 февраля 1996 года (в редакции от 13.05.2021) «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области»
Пунктом 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии с частями 1, 1.1 ст. 6 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно части 5 статьи 8 данного Федерального закона, выявления бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Основания приобретения права собственности предусмотрены статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Порядок постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества регулируется Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
Согласно пунктам 5, 9 названного Положения принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона.
В соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 (ред. от 24.12.1993) «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно приложению № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации к объектам государственной собственности, расположенным на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, в том числе относятся объекты инженерной инфраструктуры.
Судом установлено и не оспаривалось административным ответчиком, что на территории муниципального образования Полевой сельсовет Домбаровского района Оренбургской области имеются водопроводные сети: в <адрес> протяженностью <данные изъяты>, расположенные в кадастровых кварталах №, проходящий через земельные участки с кадастровыми номерами №; в селе <адрес> протяженностью <данные изъяты>, расположенные в кадастровом квартале №.
Данные объекты водоснабжения собственника не имеют, на кадастровый учет не поставлены, в муниципальную собственность не приняты, в реестр муниципальной собственности не включены, а, следовательно, относятся к бесхозяйному недвижимому имуществу.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе объяснениями главы администрации муниципального образования «Полевой сельсовет» Домбаровского района Оренбургской области ФИО1
Вместе с тем, исходя из вышеприведенных положений закона, организация водоснабжения является прямой обязанностью органа местного самоуправления, что также отражено в Уставе муниципального образования «Полевой сельсовет» Домбаровского района Оренбургской области.
Финансирование содержания имущества, не являющего муниципальной собственностью, в соответствии со ст. 38 Бюджетного Кодекса РФ является нецелевым использованием средств местного бюджета, поэтому до признания водопроводной сети муниципальным имуществом, администрация муниципального образования не имеет возможности осуществлять мероприятия по ее содержанию.
Кроме того, как правильно указал прокурор, отсутствие зарегистрированных прав на указанный объект коммунальной инфраструктуры лишает возможности участия муниципального образования в программах, разрабатываемых и реализуемых в рамках Федерального закона от 21 июля 2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», что в свою очередь ущемляет права и интересы населения муниципального образования в целом.
При указанных обстоятельствах, с учетом признания иска ответчиком, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Домбаровского района Оренбургской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Полевой сельсовет» Домбаровского района Оренбургской области о признании бездействие незаконным, об обязании устранить допущенные нарушения законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Разрешая вопрос о сроке, в течение которого администрация муниципального образования «Полевой сельсовет» Домбаровского района Оренбургской области должна произвести необходимые действия по устранению выявленных нарушений, суд считает, что предложенный административным истцом срок – в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, является разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.
Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Домбаровского района Оренбургской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Полевой сельсовет» Домбаровского района Оренбургской области о признании бездействие незаконным, об обязании устранить допущенные нарушения - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Полевой сельсовет» Домбаровского района, выразившееся в непринятии мер направленных на признание права муниципальной собственности на водопроводные сети, находящиеся: в п<адрес> протяженностью <данные изъяты>, расположенные в кадастровых кварталах №, проходящий через земельные участки с кадастровыми номерами №; в селе <адрес> протяженностью <данные изъяты>, расположенные в кадастровом квартале №.
Обязать администрацию муниципального образования «Полевой сельсовет» Домбаровского района Оренбургской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на учет в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним бесхозяйное недвижимое имущество: водопроводные сети, находящиеся в <адрес> протяженностью <данные изъяты>, расположенные в кадастровых кварталах №, проходящий через земельные участки с кадастровыми номерами №; водопроводные сети, находящиеся в селе <адрес> протяженностью <данные изъяты>, расположенные в кадастровом квартале №.
Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Домбаровский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья подпись Колдаев Р.Ю.
Мотивированное решение изготовлено 21 мая 2021 года
Судья подпись Колдаев Р.Ю.