ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-264/2022 от 31.03.2022 Медвежьегорского районного суда (Республика Карелия)

дело № 2а-264/2022

УИД 10RS0008-01-2022-000467-60

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 марта 2022 года г. Медвежьегорск

Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Ероховой Л.А., при секретаре Павковой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора Медвежьегорского района Республики Карелия в интересах муниципального образования «Толвуйское сельское поселение» к Совету Толвуйского сельского поселения о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,

установил:

Административный иск мотивирован тем, что в нарушение требований Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", п. 2 ст. 265 Бюджетного кодекса РФ в Толвуйском сельском поселении до настоящего времени не создан контрольно-счетный орган, уполномоченный на осуществление внешнего финансового контроля, что приводит к неосуществлению проверки отчетов об исполнении бюджета поселения, отсутствию контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом, к не проведению экспертизы проектов местного бюджета, к отсутствию информации о ходе исполнения местного бюджета, к не проведению в пределах полномочий мероприятий, направленных на противодействие коррупции. Прокурор просит суд признать незаконным бездействие Совета Толвуйского сельского поселения по непринятию мер по организации и проведению внешнего муниципального финансового контроля, обязать Совет Толвуйского сельского поселения в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по устранению нарушений бюджетного законодательства путем создания муниципального контрольно-счетного органа, осуществляющего внешний муниципальный финансовый контроль, либо путем передачи полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

В судебном заседании старший помощник прокурора Медвежьегорского района Шишкин М.Н. административный иск поддержал.

Представитель административного ответчика Совета Толвуйского сельского поселения и представитель заинтересованного лица Администрации Толвуйского сельского поселения не явились, извещены, возражений и ходатайств не представили.

На основании ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд находит административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 38 указанного ФЗ в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования.

В соответствии с п. 1 ст. 265 Бюджетного кодекса РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

В силу п. 2 ст. 265 Бюджетного кодекса РФ внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Пунктом 1 ст. 157 Бюджетного кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень органов государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся, в том числе контрольно-счетные органы муниципальных образований.

Согласно п. 2 ст. 157 Бюджетного кодекса РФ Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований также осуществляют бюджетные полномочия по: аудиту эффективности, направленному на определение экономности и результативности использования бюджетных средств; экспертизе проектов законов (решений) о бюджетах, иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, в том числе обоснованности показателей (параметров и характеристик) бюджетов; экспертизе государственных (муниципальных) программ; анализу и мониторингу бюджетного процесса, в том числе подготовке предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства Российской Федерации; подготовке предложений по совершенствованию осуществления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета внутреннего финансового аудита; другим вопросам, установленным Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".

Положениями п. 2 ст. 264.4 Бюджетного кодекса РФ установлено, что внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется контрольно-счетным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, с соблюдением требований настоящего Кодекса и с учетом особенностей, установленных федеральными законами. Внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета может осуществляться контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации в случае заключения соглашения представительным органом муниципального образования с контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации о передаче ему полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля и в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, с соблюдением требований настоящего Кодекса и с учетом особенностей, установленных федеральными законами.

По обращению представительного органа городского, сельского поселения (внутригородского района) внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета городского, сельского поселения (внутригородского района) может осуществляться контрольно-счетным органом муниципального района (городского округа с внутригородским делением) или контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" определено, что контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно.

Системное толкование приведенных нормативных положений в их взаимосвязи со ст. ст. 3, 5 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", обязывающими органы местного самоуправления осуществлять противодействие коррупции в пределах своих полномочий с учетом принципа приоритета применения мер по предотвращению коррупции, позволяет прийти к выводу, что надлежащее исполнение органами местного самоуправления бюджетного законодательства предполагает обязательность создания контрольно-счетного органа, наделенного полномочиями по осуществлению внешнего финансового контроля.

При этом в силу ч. 12 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" в порядке, определяемом законами субъектов Российской Федерации, представительные органы муниципальных образований вправе заключать соглашения с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации о передаче им полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

В развитие указанных положений федерального законодательства Закон Республики Карелия от 20.09.2019 № 2400-ЗРК "О порядке заключения соглашения о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля и о внесении изменений в статью 10 Закона Республики Карелия "О Контрольно-счетной палате Республики Карелия" определяет порядок заключения представительным органом муниципального образования в Республике Карелия соглашения с Контрольно-счетной палатой Республики Карелия о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона Республики Карелия от 20.09.2019 № 2400-ЗРК, представительный орган в соответствии с ч. 12 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ вправе обратиться в Контрольно-счетную палату с предложением о передаче Контрольно-счетной палате полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля. Предложение представительного органа о передаче Контрольно-счетной палате полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля утверждается его решением и направляется в Контрольно-счетную палату с приложением пояснительной записки, содержащей обоснование необходимости и целесообразности передачи указанных полномочий, сведения об отсутствии финансовых, кадровых, материально-технических и иных возможностей для образования контрольно-счетного органа муниципального образования.

Как следует из материалов дела, Прокуратурой Медвежьегорского района Республики Карелия проведен анализ исполнения органами местного самоуправления Медвежьегорского муниципального района требований бюджетного законодательства, по результатам которого установлено, что в соответствии с Уставом Толвуйского сельского поселения в структуре органов местного самоуправления Толвуйского сельского поселения отсутствует контрольно-счетный орган, уполномоченный на осуществление внешнего муниципального финансового контроля. Соглашение о передаче полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю с иными органами, уполномоченными на его осуществление, органами местного самоуправления Толвуйского сельского поселения в период с 2019 по 2021 г.г. не заключалось. Соответственно, проверка отчетов об исполнении бюджетов Толвуйского сельского поселения за период 2019-2020 в рамках внешнего муниципального финансового контроля не осуществлялась.

Факт нарушения бюджетного законодательства также подтверждается письмом Администрации Толвуйского сельского поселения № 135 от 06.07.2021, согласно которому отсутствуют финансовые и материально-технические возможности для содержания контрольного органа, осуществляющего внешний муниципальный финансовый контроль, проверки в 2019-2020 органами внешнего финансового контроля в поселении не проводились.

Обращение Совета Толвуйского сельского поселения в Контрольно-счетную палату Республики Карелия о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля направлено лишь 18.02.2022, что свидетельствует о длительном непринятии административным ответчиком мер, направленных на устранение требований бюджетного законодательства.

Поскольку до настоящего времени муниципальный контрольно-счетный орган, осуществляющий внешний муниципальный финансовый контроль в Толвуйском сельском поселении не создан, а соответствующее соглашение о передаче полномочий не заключено, доказательств принятия административным ответчиком своевременных и реальных действий, направленных на исполнение требований бюджетного законодательства не представлено, суд считает установленным, что административный ответчик допустил незаконное бездействие, выразившееся в длительном непринятии мер по организации и проведению внешнего муниципального финансового контроля.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания бездействия незаконным, орган, наделенный публичными полномочиями и совершивший оспоренное бездействие, обязан устранить допущенное нарушение или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.

Возлагая на административного ответчика обязанность по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства, суд оценивает заявленный прокурором шестимесячный срок исполнения обязанности как достаточный, отвечающий принципам разумности и справедливости.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,

решил:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Совета Толвуйского сельского поселения по непринятию мер по организации и проведению внешнего муниципального финансового контроля.

Обязать Совет Толвуйского сельского поселения в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по устранению нарушений бюджетного законодательства путем создания муниципального контрольно-счетного органа, осуществляющего внешний муниципальный финансовый контроль, либо путем передачи полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Медвежьегорский районный суд Республики Карелия.

Судья Л.А. Ерохова

Мотивированное решение изготовлено 07.04.2022.