2а-1650/21
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 декабря 2021 года г.Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Михеевой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Паршиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-1650/21 по административным искам прокурора Заводского района г.Орла, прокурора Советского района г.Орла, прокурора Железнодорожного района г.Орла в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Орла о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Заводского района г.Орла обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Орла о понуждении к совершению действий (дело № 2а-2924/2021), в обоснование которого указал, что по результатам проведенной прокурором проверки установлены нарушения в деятельности административного ответчика, выразившиеся в непринятии мер по организации обследования многоквартирного дома № 8 по пр.Кирпичному г.Орла специализированной организацией на предмет наличия оснований для признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу.
Так проверкой установлено, что в администрацию г.Орла поступило заключение Управления государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области от 16 ноября 2020 г. № 754Ж о несоответствии многоквартирного дома № 8 по пр.Кирпичному г.Орла требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 (далее - Положение № 47), для рассмотрения и принятия решения Орловской городской межведомственной комиссией (далее также - межведомственная комиссия).
Орловской городской межведомственной комиссией проведено обследование дома. По результатам рассмотрения акта обследования и заключения Управления государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области от 16 ноября 2020 г. № 754Ж Орловской городской межведомственной комиссией принято заключение № 1336 от 25 января 2021 г. об отсутствии оснований для признания указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции ввиду отсутствия заключения специализированной организации.
При этом административный истец указывает, что многоквартирный дом № 8 по пр.Кирпичному г.Орла введен в эксплуатацию в 1960 году, муниципальная собственность в доме составляет 14,5 %.
После принятия Орловской городской межведомственной комиссией заключения об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрацией г. Орла каких- либо должных мер к организации обследования дома специализированной организацией не принято.
Полагает, что Орловская городская межведомственная комиссия при рассмотрении указанных документов ограничилась формальным вынесением решения, не проведя надлежащего обследования дома.
Ссылаясь на положения пунктов 6, 8 стать 2, пунктов 8,9 статьи 14 Жилищного кодекса РФ, пунктов 3, 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», приводит доводы о том, что в силу возложенных на орган местного самоуправления обязанностей по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, администрация г. Орла должна была принять меры по организации обследования многоквартирного дома специализированной организацией в целях передачи на рассмотрение Орловской городской межведомственной комиссии вопроса о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Вместе с тем, администрация г. Орла, являясь публичным органом, осуществляющим муниципальный жилищный контроль, выполняющая функции по организации содержания муниципального жилищного фонда, являясь и собственником доли в указанном доме, мер к организации обследования многоквартирного дома специализированной организацией не предприняла, в связи с чем вопрос о признании его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не решен.
В результате допущенного административным ответчиком бездействия нарушены права неопределенного круга лиц на благоприятные и безопасные условия проживания.
В связи с чем, прокурор Заводского района г. Орла просил суд возложить на администрацию г. Орла обязанность в течении 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить проведение обследования элементов ограждающих и несущих конструкций многоквартирного дома № 8 по пр.Кирпичному г.Орла специализированной организацией на предмет их технического состояния.
Также прокурор Заводского района г. Орла обратился в суд с аналогичными административными исками в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Орла о понуждении к совершению действий (дело №2а-2986/2021, дело № 2а-2990/2021, дело № 2а-2989/2021, дело №2а-2984/2021, дело № 2а-29937/2021, дело № 2а-2992/2021, дело № 2а-2991/2021, дело № 2а-2987/2021, дело № 2а-2988/2021, дело № 2а-2983/2021).
В обоснование требований привел доводы о поступлении в администрацию г. Орла заключений Управления государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области в отношении многоквартирного дома № 6 по ул.Тамбовской (дело № 2-2986/21), дома № 7 по ул.Яблочной (дело № 2а-2990/21), многоквартирного дома № 10 по пер.Кирпичному (дело № 2а-2989/2021), многоквартирного дома № 70 по ул. Панчука (дело № 2а-2984/2021), многоквартирного дома № 12 по пер.Пищевому (дело № 2а-2993/2021), многоквартирного дома № 5 по ул.Садовского (дело № 2а-2992/2021), многоквартирного дома № 3 по пер.Рижскому (дело № 2а-2991/2021), многоквартирного дома № 6 по ул.Высоковольтной (дело № 2а-2987/2021), многоквартирного дома № 19 по Кромскому шоссе (дело № 2а-2988/2021), о несоответствии указанных домов требованиям Положения № 47, также для рассмотрения и принятия решения Орловской городской межведомственной комиссией.
Поскольку в отношении указанных многоквартирных домом Орловской городской межведомственной комиссией составлены акты обследования помещений, по результатам которых вынесены заключения об отсутствии оснований для признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции ввиду отсутствия заключения специализированной организации, проводившей обследование домов, и при этом административным ответчиком действий по организации обследования домов специализированной организацией не предпринимались, чем также нарушались права неопределенного круга лиц на благоприятные и безопасные условия проживания, по аналогичным основаниям прокурор Заводского района г. Орла просил суд возложить на администрацию г. Орла обязанность в течение 2 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить проведение обследования элементов ограждающих и несущих конструкций указанных многоквартирных домов.
Прокурор Советского района г. Орла также обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Орла о понуждении к совершению действий (дело № 2а-2862/2021), в обоснование которого указал, что прокурором проведена проверка требований жилищного законодательства и установлено, что в администрацию г. Орла поступило заключение Управления государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области от 20 октября 2020 г. № 499Ж о несоответствии многоквартирного дома № 5 по ул. 7 Ноября г.Орла требованиям Положения № 47, для рассмотрения и принятия решения Орловской городской межведомственной комиссией.
Орловской городской межведомственной комиссией по результатам рассмотрения акта обследования и заключения Управления государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области от 20 октября 2020 г. № 499Ж принято заключение № 1370 от 1 февраля 2021 г. об отсутствии оснований для признания указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции ввиду отсутствия заключения специализированной организации.
Администрацией г. Орла было инициировано проведение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, которое признано несостоявшимся ввиду отсутствия кворума.
Считает, что Орловская городская межведомственная комиссия при рассмотрении вопроса о соответствии многоквартирного дома предъявляемым требованиям ограничилась формальным вынесением решения, не проведя надлежащего обследования дома, не приняв мер по привлечению специалистов, в целях надлежащей оценки степени и категории технического состояния строительных конструкций дома, степени его огнестойкости, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ и иных параметров, установленных в пункте 43 Положения № 47. Предложение о предоставлении заключения специализированной организации собственникам жилых помещений многоквартирного дома Орловской городской межведомственной комиссией также не направлялось.
В силу возложенных на орган местного самоуправления обязанностей по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, администрация г. Орла должна была принять меры по организации обследования многоквартирного дома специализированной организацией в целях передачи на рассмотрение Орловской городской межведомственной комиссии вопроса о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, однако этого не сделала, чем нарушила права неопределенного круга граждан на благоприятные и безопасные условия проживания.
Считает, что администрация г.Орла, являясь публичным органом, осуществляющим муниципальный жилищный контроль, выполняющая функции по организации содержания муниципального жилищного фонда, являясь и собственником доли в указанном доме, мер к организации обследования многоквартирного дома специализированной организацией не предприняла, в связи с чем вопрос о признании его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не решен.
В связи с чем, прокурор Советского района г. Орла, с учётом уточнений, окончательно просил суд обязать администрацию г. Орла в течение 2 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить проведение обследования элементов ограждающих и несущих конструкций многоквартирного дома № 5 по ул.7 Ноября г.Орла специализированной организацией на предмет признания многоквартирного дома аварийным либо подлежащим реконструкции.
Также прокурор Советского района г.Орла обратился в суд с административными исками в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Орла с аналогичными требованиями и по аналогичным основаниям в отношении многоквартирного дома № 11 по ул.Цветаева г.Орла (дело № 2а-2784/2021), многоквартирного дома № 11 по ул.Генерала Жадова (дело №2а-2780/2021), многоквартирного дома № 3 по ул.7 Ноября г.орла (дело № 2а-2782/2021), многоквартирного дома № 4 по ул.Куйбышева г.орла (дело № 2а-2781/2021).. В соответствии с заявленными административными исковыми требованиями просит суд обязать администрацию г. Орла в течение 2 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить проведение обследования элементов ограждающих и несущих конструкций многоквартирного дома №7 по ул. Цветаева г. Орла, многоквартирного дома № 5 по ул.7 Ноября г.Орла специализированной организацией на предмет признания многоквартирного дома аварийным либо подлежащим реконструкции.
Кроме того, прокурор Железнодорожного района г.Орла обратился в суд с административным иском к администрации г. Орла о понуждении к совершению действий (дело № 2а-2941/2021).
В обоснование заявленных административных исковых требований прокурор Железнодорожного района г. Орла привел доводы о получении Орловской городской межведомственной комиссией заключения Управления государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области от 24 ноября 2020 г. № 832Ж, в соответствии с которым многоквартирный дом № 24 по ул.Московской г.Орла не соответствует требованиям Положения № 47.
По результатам рассмотрения заключения Управления государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области, 02 февраля 2021 г. Орловской городской межведомственной комиссией принято аналогичное ранее принятым заключение № 1417 об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома № 24 по ул.Московской г.Орла аварийным и подлежащим сносу или реконструкции ввиду отсутствия заключения специализированной организации.
В связи с чем, приведя такие же основания и доводы, прокурор Железнодорожного района г.Орла просит суд возложить на администрацию г.Орла обязанность в течение 2 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить проведение обследования элементов ограждающих и несущих конструкций многоквартирного дома № 24 по ул.Московской г.Орла специализированной организацией на предмет их технического состояния.
Определением суда от 18.11.2021 года все указанные дела объединены в одно производство.
Коллегиальный орган Орловская городская межведомственная комиссия привлечена к участию в деле в качестве административного соответчика.
В судебном заседании помощник прокурора Заводского района г.Орла Верижникова Е.А., помощник прокурора Советского района г. Орла Капустянская Г.В., старший помощник прокурора Железнодорожного района г. Орла Воробьева Ю.В. поддержали административные исковые требования по основаниям и доводам, указанным в административных исковых заявлениях.
Также выразили несогласие с доводами представителя административного ответчика администрации г.Орла о пропуске срока на обращение в суд с заявленными требованиями.
Представитель ответчика администрации г.Орла ФИО1 возражала против удовлетворения рассматриваемых административных исковых требований.
Согласно представленным письменным возражениям Орловской городской межведомственной комиссией приняты решения по поступившим заключениям Управления государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области в строгом соответствии с требованиями Положения № 47, и в рамках полномочий, предоставленных указанным Положением.
Также обращает внимание суда на часть муниципальной доли жилых помещений в указанных многоквартирных жилых домах, а также на отсутствие муниципальной доли в ряде указанных в административных исках прокурора жилых домах, в связи с чем возложение обязанности по проведению обследования элементов ограждающих и несущих конструкций многоквартирных домом, в которых отсутствует муниципальная доля жилых помещений специализированной организацией на предмет их технического состояния, считает не правомерным.
Кроме того, полагает, что административными истцами пропущен срок на обращение в суд с заявленными административными исковыми требованиями.
Требуемый для выполнения мероприятий по организации обследования многоквартирных домов специализированной организацией двухмесячный срок считает недостаточным, ссылаясь на необходимость соблюдения положений Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, судом извещались.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно Конституции Российской Федерации в России как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления данного права (статья 40, части 1 и 2).
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый на основании указанных выше положений Конституции Российской Федерации, устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации (преамбула).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа. Названный Федеральный закон относит к вопросам местного значения муниципального, городского округа обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организацию строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (пункт 6 части 1 статьи 16).
В свою очередь, в силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ) жилищное законодательство также основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В силу положений части 6 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Кроме того, в соответствии с частями 5, 8 статьи 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, осуществляет муниципальный контроль.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Положениями части 4 статьи 15 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее также - Положение № 47), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2).
В силу указанного Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Согласно пункту 42 Положения № 47 комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
В случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 настоящего Положения (пункт 45.1 Положения № 47).
В пункте 45 Положения № 47 приведен перечень документов, которые заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным, к которым отнесены, в том числе и заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.
Согласно пункту 46 Положения № 47 межведомственная комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В соответствии с пунктом 47 Положения № 47 по результатам работы комиссия принимает одно из решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям, в том числе: о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Данное решение комиссия направляет в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления для последующего принятия решения, предусмотренного абзацем 7 пункта 7 настоящего Положения, а также направляет заявителю и (или) в орган государственного жилищного надзора (муниципального жилищного контроля) по месту нахождения соответствующего помещения или многоквартирного дома ( пункт 47(1) Положения).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 20 Устава города Орла, принятого Постановлением Орловского городского Совета народных депутатов от 22 июня 2005 г. № 72/753-ГС, администрация города Орла является исполнительно-распорядительным органом города Орла, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Орловской области. Администрация города Орла обладает правами юридического лица, имеет собственные средства.
Постановлением администрации г. Орла от 10 апреля 2006 г. № 149 создана Орловская городская межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которая является коллегиальным органом.
Из материалов дела следует, что Управлением государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области 20 октября 2020 г. проведены обследования многоквартирных домов на территории города Орла, по результатам которых подготовлены соответствующие заключения.
Так, согласно заключению № 754Ж в отношении многоквартирного дома № 8 по пр.Кирпичному г.Орла, надзорным органом выявлено нарушение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170. Также Управлением государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области в указанном заключении сделан вывод о не соответствии дома требованиям Положения № 47, а именно: деформации фундаментов, стен, несущих конструкций, ухудшение в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к ухудшению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Аналогичные заключения 20 октября и 16 ноября 2020 года составлены Управлением государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области в отношении многоквартирных жилых домов № 6 по ул.Тамбовской (552Ж), дома № 7 по ул.Яблочной (769Ж), дома № 10 по пер.Кирпичному (755Ж), дома № 79 по ул.Панчука (761Ж), дома № 12 по пер.Пищевому (744Ж), дома № 5 по ул.Садовского (551Ж), дому № 3 по пер.Рижскому (578Ж), дому № 6 по ул.Высоковольтной (751Ж), дому № 19 по Кромскому шоссе (759Ж).
Указанные заключения по результатам обследования многоквартирных жилых домов направлены Управлением государственной жилищной инспекции Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области в адрес администрации г. Орла для рассмотрения и принятия решения Орловской городской межведомственной комиссии в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 г.
Орловской городской межведомственной комиссией произведено только визуальное обследование указанных в заключениях надзорного органа многоквартирных домов, без осуществления инструментального и других видов контроля и исследований и составлены акты обследования помещений. Согласно актам обследования помещений, межведомственной комиссией даны рекомендации о необходимости заказать обследование домов специализированной организацией для определения дальнейших мероприятий по использованию помещений для определения и принятия мер, необходимых для обеспечения безопасности или создания нормальных условий проживания.
При этом, в пункте 44 Положения № 47 установлено, что процедура проведения оценки соответствия помещений установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе, определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций (далее специализированная организация), по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.
На основании абзаца седьмого пункта 44 Положения № 47 также предусмотрено, что решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
Вместе с тем, по результатам рассмотрения документов Орловской городской межведомственной комиссией приняты решения не привлекать к работе комиссии экспертов и сделаны выводы об отсутствии оснований для признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции ввиду отсутствия заключения специализированной организации, проводившей обследование многоквартирных домов, в соответствии с пунктом 45 Положения № 47.
Указанные выводы приведены в заключениях Орловской городской межведомственной комиссии: в отношении всех указанных выше домов.
Копии заключений Орловской городской межведомственной комиссии направлены в Управление государственной жилищной инспекции Департамента контрольной и надзорной деятельности Орловской области, а также в адрес прокуроров Заводского, Советского и Железнодорожного районов г. Орла.
Таким образом, поставленные в заключениях органа государственного жилищного надзора вопросы о принятии решения относительно установления наличия или отсутствия оснований для признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции по существу не были разрешены Орловской городской межведомственной комиссией. Выводы, изложенные в указанных заключениях межведомственной комиссии, по сути не являются решениями, которые должна принимать межведомственная комиссия в соответствии с требованиями пунктов 46, 47 Положения № 47.
При этом, судом установлено и не оспаривается представителем административного ответчика, что после принятия Орловской городской межведомственной комиссией не соответствующих предъявляемым требованиям решений, администрация г. Орла, в силу приведенных выше норм Конституции Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обязанная обеспечивать условия для осуществления гражданами гарантированного права на жилище, контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, не приняла никаких мер по организации и обеспечению проведения специализированными организациями обследований ограждающих и несущих конструкций многоквартирных домов для надлежащего рассмотрения заключений Управления государственной жилищной инспекции, в то время как и органом государственного надзора, и самой межведомственной комиссией выявлены факторы, свидетельствующие о необходимости проведения таких обследований.
Доводы представителя административного ответчика об организации проведения общих собраний собственников помещений ряда многоквартирных домов по вопросу проведения дополнительного обследования домов с целью получения заключения специализированной организации о техническом состоянии домов на условиях софинансирования собственников помещений, которые ввиду отсутствия кворума признаны несостоявшимися, не свидетельствует о надлежащем исполнении административным ответчиком указанных полномочий и не освобождает от обязанности принимать меры для обеспечения проведения межведомственной комиссией оценки соответствия помещений установленным в Положении № 47 требованиям.
В этой связи, и возражения представителя административного ответчика о неправомерном возложении на администрацию г. Орла обязанности по проведению обследования специализированной организацией технического состояния многоквартирных домов в которых отсутствуют помещения муниципального жилого фонда, суд не принимает во внимание, считая их основанными на неверном трактовании указанных норм, поскольку с учетом требований пункта 8 части 1 статьи 14 ЖК РФ, пункта 2 Положения № 47, действие указанного Положения распространяются на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от форм их собственности.
Кроме того суд учитывает, что для реализации единой жилищной политики на территории муниципального образования «Город Орел» административным ответчиком создано муниципальной казенное учреждение «Жилищное управление города Орла», основной целью деятельностью которого является обеспечение исполнения полномочий органа местного самоуправления в области жилищных отношений, а мониторинг технического состояния муниципального жилищного фонда, в том числе аварийного требующего ремонта, контроль за его использованием и сохранностью, обеспечение работы Орловской городской межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, являются основными видами деятельности учреждения (Устав учреждения, утвержденный заместителем главы администрации 24 августа 2021 г.).
Таким образом, в силу возложенных на орган местного самоуправления обязанностей именно администрация г. Орла, в том числе и посредством деятельности указанного учреждения, должна принимать меры по организации обследования многоквартирных домов на территории муниципального образования «Город Орел», не зависимо от форм собственности жилых помещений, расположенных в них, в том числе и с привлечением специализированных организаций, для принятия решений межведомственной комиссией о соответствии многоквартирных домов требованиям Положения № 47.
Поскольку административным ответчиком мер по организации проведения обследований многоквартирных домов принято не было, указанные обстоятельства, по мнению суда, безусловно свидетельствуют о ненадлежащем выполнении администрацией г. Орла возложенных на нее полномочий, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в интересах которых прокурорами районов поданы соответствующие административные иски.
В связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокуроров Заводского, Советского и Железнодорожного районов г. Орла и считает необходимым возложить на администрацию г. Орла обязанность организовать и обеспечить проведение специализированной организацией обследования технического состояния элементов ограждающих и несущих конструкций вышеуказанных многоквартирных домов г.Орла.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
С учетом указанной нормы и установленных обстоятельств, принимая во внимание отсутствие достоверных доказательств невозможности исполнения решения суда в требуемый административными истцами срок, суд считает возможным обязать административного ответчика в двухмесячный срок со дня вступления решения суда организовать и обеспечить проведение специализированной организацией обследования технического состояния многоквартирных домов.
Доводы администрации г. Орла о пропуске административными истцами срока на обращение в суд с заявленными требованиями, суд считает необоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течении трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из материалов дела следует, что до обращения в суд с заявленными требованиями прокурорами районов проводились проверочные мероприятия, в ходе которых запрашивались дополнительные сведения и информация.
Так, в частности по запросу прокурора Железнодорожного района г.Орла администрацией г.Орла представлены сведения о размере доли муниципальной собственности в многоквартирных домах, прокурором Советского района г.Орла в адрес администрации г.Орла в июле 2021 года были внесены представления об устранении нарушений федерального законодательства, прокурором Заводского района г.Орла направлен запрос о предоставлении копии заключений об оценке соответствия помещений (многоквартирных домов) требованиям, установленным Положением № 47.
К тому же суд учитывает, что достоверных доказательств, свидетельствующих о получении административными истцами копий заключений межведомственной комиссии, направленных администрацией г.Орла простой корреспонденцией в феврале и марте 2021 г., суду не представлено.
В связи с этим довод административного ответчика о пропуске административными истцами срока на обращение в суд признаётся судом не доказанным.
Также суд учитывает, что в соответствии с частью 1.1 статьи 219 главы 22 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Принимая во внимание, что на органе местного самоуправления и до настоящего времени возложена обязанность по обеспечению условий для осуществления гражданами гарантированного права на жилище, контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, довод о пропуске административными истцами срока на обращение в суд с рассматриваемыми исковыми требования, суд считает не обоснованным.
Иных доводов, которые бы повлияли на выводы суда, сторонами не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования прокурора Заводского района г. Орла, прокурора Советского района г. Орла, прокурора Железнодорожного района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Орла о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать администрацию г. Орла в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить проведение специализированной организацией обследования технического состояния элементов ограждающих и несущих конструкций многоквартирных жилых домов г. Орла, расположенных по адресам: ул.Цветаева, д.11; ул.Генерала Жадова, д.11; ул.7 Ноября, д.3; ул.Куйбышева. д.4; ул.7 Ноября, д.5; ул.Тамбовская, д.6; ул.Яблочная, д.7; пер.Кирпичный,д.10; ул.Панчука, д.70; пер.Пищевой, д.12; ул.Садовского, д.5; пер.Рижский. д.3; ул.Высоковольтная, д.6; Кромское шоссе, д.19; пер.Кирпичный, д.8; ул.Старо-Московская д.24; ул.Русанова,48б; ул.Тульская, д.26; ул.Паровозная, д.6; пер.Транспортный, д.16; Новосильское шоссе, д1; ул.Фомина,д.5; пер.Элеваторный, д.13; ул2-я Курская, д.21; ул.Фомина, д.2; ул.Московская, д.24; ул.5 Августа, д.66.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда.
Судья Т.А. Михеева
Мотивированное решение изготовлено 03.02.2022 года.