Дело № 2а-2650/2021
55RS0005-01-2021-004382-40
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Первомайский районный суд г. Омска в составе
председательствующего судьи Валитовой М.С.
при секретаре Семиренко В.В., помощнике судьи Слабодцкой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
в городе Омске 09 сентября 2021 года
дело по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании решения незаконным.
В обоснование требований указал, что принадлежащий ему на праве собственности индивидуальный жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, был переведен в жилой фонд в соответствии с распоряжением администрации ЦАО г. Омска от 11 августа 2009 года № 499.
Все работы по переводу жилого дома в нежилое помещение были проведены в соответствии с утвержденным указанным распоряжением проекту, приняты приемочной комиссией согласно акту № 369 от 02 декабря 2009 года.
Однако при обращении 15 декабря 2019 года в Управление Росреестра по Омской области осуществление государственного кадастрового учета объекта недвижимости в связи с изменением его назначения было приостановлено 23 декабря 2019 года с указанием, что имеются разночтения между разрешительными документами и фактическим статусом объекта как помещения и здания, а также ввиду несоответствия вида разрешенного использования земельного участка установленному градостроительному регламенту.
Указанные действия регистрирующего органа вынужден был оспорить в судебном порядке, но решением Первомайского районного суда г. Омска от 19 марта 2020 года в удовлетворении его требований было отказано, в том числе по тем основаниям, что перевод жилого дома в нежилое помещение осуществлен не в результате перепланировки, а в результате реконструкции.
Кроме того, принадлежащий ему земельный участок с кадастровым номером № имеет вид разрешенного использования «Для жилищных нужд, под строение, для размещения домов малоэтажной застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки», а использование объектов торговли как условно разрешенный вид использования в зоне жилой застройки высокой этажности требует получения соответствующего специального разрешения.
Действительно, решением Первомайского районного суда г. Омска от 06 ноября 2019 года по иску Администрации ЦАО г. Омска на него была возложена обязанность привести земельный участок с кадастровым номером № в соответствие с его целевым назначением и разрешенным видом использования путем прекращения деятельности бани, сауны, гостиницы, магазина, которое было исполнено, в последующем вид разрешенного использования земельного участка изменен на «Магазины, оказание социальной помощи населению», также по его заявлению подготовлен технический план в отношении нежилого здания.
06 апреля 2021 года он в лице представителя ФИО2 обратился к административному ответчику с заявлением о государственной регистрации изменений в связи с переводом жилого дома в нежилое здание.
13 апреля 2021 года государственным регистратором вновь принято решение о приостановлении регистрирующих действий по основаниям, ранее приведенным в решении от 23 декабря 2019 года, а 13 июля 2021 года ему отказано в государственном кадастровом учете изменений с указанием на отсутствие разрешения на реконструкцию и ввода в эксплуатацию здания.
Однако представленные им документы позволяют идентифицировать объект, в отношении которого требуется внесение изменений, законность решения уполномоченного органа о переводе жилого помещения в нежилое никем не оспорено, акт приемки в эксплуатацию свидетельствует об окончании перевода помещения и является основанием использования переведенного жилого дома в качестве нежилого объекта недвижимости. При этом факт реконструкции жилого дома не установлен, были проведены предусмотренные проектом работы по изменению функционального назначения помещений в жилом доме в связи с его переводом в нежилое.
На основании изложенного просит признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области от 13 июля 2021 года об отказе государственного кадастрового учета изменений основных характеристик объекта недвижимости - жилой дом, принадлежащего ему на праве собственности, и расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области внести изменения в основные характеристики объекта недвижимости - жилой дом, расположенного по адресу: <адрес>, на основании заявления представителя истца ФИО2 № PVD-0068/2021-29849-1 от ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте слушания дела.
Представитель административного истца ФИО2, действующий на основании доверенности (л.д.54), в судебном заседании требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что в результате произведенной перепланировки изменение площади произошло в пределах допустимых 3-5% от общей площади здания за счет внутренней отделки. Обстоятельства, установленные решением Первомайского районного суда г. Омска от 19 марта 2020 года по делу № 2а-666/2020, не могут рассматриваться в качестве обстоятельств, имеющих преюдициальное значение, поскольку при рассмотрении этого спора судом не исследовался раздел проекта перепланировки и переустройства помещений, связанного с обустройством окна. Данный документ был истребован государственным регистратором из администрации ЦАО г. Омска по его просьбе лишь после повторного приостановления кадастрового учета изменений в отношении здания. При этом обращает внимание суда, что обустроенное окно расположено на втором этаже, следовательно, не может влиять на безопасность здания.
Представитель административного ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности (л.д.215), в судебном заседании требования не признал ввиду их необоснованности. Настаивал, что работы по устройству оконного проема на втором этаже являются реконструкцией, на проведение которой административный истец не получал разрешения, данные работы влияют на безопасность объекта капитального строительства, так как были затронуты несущие конструкции здания.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Закон о регистрации) регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с ч.1 ст. 21 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Как следует из п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в следующем порядке:
1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;
3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
5) выдача документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основания для приостановления государственной регистрации и государственного кадастрового учета предусмотрены статьей 26 Закона о регистрации.
В силу п. 7,п. 49 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (п.7);
имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости) (п.49).
Согласно ч. 1 ст. 27 Закона о регистрации в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд (ч. 12 ст. 29 Закона о регистрации).
В судебном заседании установлено, что жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м., назначением: жилое, инвентарный номер №, литер <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27 августа 2008 года (л.д.15).
Дом расположен на земельном участке с кадастровым номером № общей площадью 357 кв.м., предоставленный для жилищных нужд под строение, относится к землям населенных пунктов, местоположение установлено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>, который также принадлежит на праве собственности ФИО1 согласно свидетельству о государственной регистрации права от 02 мая 2007 года (л.д.16).
На основании распоряжения администрации ЦАО г. Омска от 11 августа 2009 года № 499 был осуществлен перевод указанного жилого помещения в нежилое (л.д.109).
При этом на ФИО1 была возложена обязанность выполнить работы по перепланировке и переустройству переводимого помещения согласно проекту, утвержденному в установленном порядке (п.2.1 распоряжения).
По окончании работ сдать в эксплуатацию перепланированное и переустроенное помещение приемочной комиссии по приемке работ по переустройству и (или) по перепланировке жилых помещений.
В целях обеспечения возможности использования жилого дома как нежилого здания ООО «Арх-е» был составлен «Проект перепланировки и переустройства помещений с организацией отдельного входа по адресу: <адрес>» (л.д. 115-132).
Согласно акту № 369, составленному администрацией ЦАО г. Омска 02 декабря 2009 года, объект принят в эксплуатацию (л.д.110).
В акте указано, что приемочная комиссия по приемке работ по переустройству и (или) по перепланировке жилых помещений в составе ФИО4, председателя комиссии, заместителя главы администрации; ФИО5, секретаря комиссии, главного специалиста отдела архитектуры, строительства и земельных отношений администрации округа; членов комиссии: ФИО6, начальника отдела архитектуры, строительства и земельных отношений администрации округа; ФИО7, старшего мастера КЭС-2 ОАО «Омскгоргаз»; ФИО8, главного специалиста сектора учета граждан по Центральному, Советскому административным округам отдела учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, департамента жилищной политики Администрации <адрес>, составила настоящий акт о том, что представленное к приемке нежилое помещение соответствует утвержденному проекту. Перепланировка и переустройство выполнены на основании распоряжения администрации.
07 апреля 2021 года ФИО2, действуя по доверенности от ФИО1, обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером № в связи с изменением характеристики объекта недвижимости «назначение здания», приложив технический план здания от 25 марта 2021 года, проект перепланировки и переустройства с организацией отдельного входа по адресу: <адрес>, распоряжение администрации ЦАО г. Омска от 11 августа 2009 года № 499, акт приемки в эксплуатацию нежилого помещения от 02 декабря 2009 года № 369, в котором указано, что представленное к приемке нежилое помещение соответствует утвержденному проекту. Перепланировка и переустройство выполнены на основании распоряжения администрации Центрального административного округа города Омска от 11 августа 2009 года № 499 «О переводе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в нежилое» (л.д. 67-68,71-134).
13 апреля 2021 года государственным регистратором принято решение о приостановлении осуществления действий по изменению основных характеристик объекта недвижимости сроком до 13 июля 2021 года на основании п. 7, п. 49 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» по тем основаниям, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета, не соответствует требованиям законодательства РФ; имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями ЕГРН о данном объекте недвижимости (л.д. 184-187).
03 июня 2021 года представителем административного истца дополнительно представлен технический план, составленный по состоянию на 24 мая 2021 года, в котором имеется заключение кадастрового инженера о том, что в здании по адресу: <адрес> осуществлена перепланировка с одновременным переводом из жилого в нежилое, перепланировка и изменение назначения здания осуществлены на основании распоряжения № 499 от 11 августа 2009 года, акта № 369 от 02 декабря 2009 года. Дополнительно указано, что в проекте не указана общая площадь здания, которая составляет <данные изъяты> кв.м. (л.д.164).
Однако 09 июня 2021 года административный ответчик пришел к вводу, что причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета, не устранены, и 13 июля 2021 года принял решение об отказе государственного кадастрового учета изменений характеристик здания по адресу: <адрес> (л.д.188-189,190-192).
Административный истец считает решение от 13 июля 2021 года необоснованным, нарушающим его права и законные интересы.
Приостанавливая осуществление действий по государственному кадастровому учету изменений основных характеристик объекта недвижимости в связи с переводом жилого дома в нежилое здание, государственный регистратор в уведомлении от 13 апреля 2021 года указал, что представленный заявителем технический план здания подготовлен в связи с изменением сведений о назначении и площади здания с кадастровым номером №. Согласно техническому плану у здания изменились назначение с «жилое» на «нежилое», а также площадь.
Государственный регистратор также посчитал, что порядок перевода жилого помещения в нежилое здание законодательством РФ не установлен. Здание не относится к нежилым помещениям, которые являются самостоятельным видом объекта недвижимости, относятся к части здания, в связи с чем для его эксплуатации в качестве нежилого необходимо оформление разрешительных документов на реконструкцию и ввод его в эксплуатацию в порядке, предусмотренном статьями 51, 55 ГрК РФ.
Далее государственный регистратор отметил, что по сведениям ЕГРН, указанный в заявлении объект недвижимости является зданием, технический план подготовлен также в отношении здания, а согласно акту от 02 декабря 2009 года после проведения работ по перепланировке и переустройству в эксплуатацию принято нежилое помещение. При этом изменение назначения помещения в здании не влечет изменения здания, в котором помещение расположено, следовательно, имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, указанными в представленных заявителем документах, и сведениями о данном объекте недвижимости, содержащимися в ЕГРН.
Кроме того, в уведомлении указано, что разрешение на ввод в эксплуатацию нежилого здания с кадастровым номером № после реконструкции в орган регистрации прав не поступало.
Работы по раскрытию оконного проема в ограждающей конструкции здания проектом перепланировки и переустройства помещений не были предусмотрены, и поскольку были затронуты несущие конструкции здания, эти работы влияют на безопасность объекта капитального строительства.
Отступ от границы смежного земельного участка до здания с кадастровым номером № градостроительному регламенту не соответствует.
Отказывая в изменении основных характеристик объекта недвижимости, государственный регистратор в уведомлении от 13 июля 2021 года сослался на изменение у здания назначения с «жилое» на «нежилое», на изменение площади, а также на отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства – нежилого здания.
Указал также, что Первомайским районным судом г. Омска был исследован проект, подготовленный в 2009 году ООО «Арх-е», при рассмотрении дела № 2а-666/2020 по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании незаконным решения от 23 декабря 2019 года о приостановлении государственного кадастрового учета изменений основных характеристик объекта недвижимости с кадастровым номером №. Основанием к отказу в удовлетворении требований ФИО1 послужил факт произведенной реконструкции жилого дома.
Действительно, при рассмотрении дела № 2а-666/2020 при принятии решения от 19 марта 2020 года, оставленного без изменения апелляционным определением Омского областного суда от 18 июня 2020 года, Первомайский районный суд г. Омска пришел к выводу, что выполненные работы по устройству оконного проема в здании по адресу: <адрес> влияют на безопасность объекта капитального строительства, поскольку при их осуществлении затронута конструкция здания. Однако раздел «Проект перепланировки и переустройства помещений с организацией отдельного входа - «Раскрытие проема», являющийся составной частью «Проекта перепланировки и переустройства с организацией отдельного входа по адресу: <адрес>» (л.д.142-145), представленный в материалы настоящего дела, не являлся предметом исследования по делу № 2а-666/2020, а также не был принят государственным регистратором во внимание ни при принятии решения от 23 декабря 2019 года, ни при отказе от 13 июля 2021 года государственного кадастрового учета изменений основных характеристик объекта недвижимости. По утверждению представителя административного истца в судебном заседании, истребован был этот документ из администрации ЦАО г. Омска лишь после повторного приостановления кадастрового учета 13 апреля 2021 года по его просьбе.
В связи с указанными обстоятельствами ссылка административного ответчика на обстоятельства, установленные предыдущим решением суда, является необоснованной (л.д.193-197,198-200).
Таким образом, суд соглашается с доводами административного истца, что указанное решение Первомайского районного суда г. Омска не имеет преюдициального значения при рассмотрении настоящего дела.
Доводы административного ответчика о том, что работы, выполненные по раскрытию оконного проема на втором этаже, влияют на безопасность объекта капитального строительства, опровергаются материалами дела. Так, в плане второго этажа после перепланировки действительно зафиксировано раскрытие оконного проема в ограждающей конструкции в помещении № площадью <данные изъяты> кв.м. Но при этом в разделе проекта «Раскрытие проема» указано, что работы по устройству оконного проема не меняют параметров объекта капитального строительства и не затрагивают конструктивных и других решений, оказывающих влияние на прочность, надежность и безопасность объекта. В соответствии с ч.14 и ч.14.2 ст. 1 ГрК РФ произведенные изменения в существующем здании не являются реконструкцией (л.д.125-126,144).
Доказательств обратного административным ответчиком не представлено.
Согласно ч. 1 ст. Закона о государственной регистрации каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, неповторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав. Кадастровый номер является одним из идентификаторов, используемых при ведении Единого государственного реестра недвижимости, и в силу ч. 6 ст. 5 Закона о государственной регистрации содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости кадастровые номера, номера регистрации, реестровые номера границ обязательны для использования в иных государственных информационных ресурсах, а также при межведомственном информационном взаимодействии.
Таким образом, в вышеуказанных распоряжении, акте приемки в эксплуатацию, технических планах, заявлении об осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости содержатся сведения об одном и том же объекте недвижимости, который идентифицирован кадастровым номером, следовательно, противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте, отсутствуют.
В силу ч. 2 ст. 1 Закона о государственной регистрации Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет) (ч. 7 ст. 1 Закона о регистрации).
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Пунктами 7, 7.2, 7.3 ст. 14 Закона о регистрации предусмотрено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются межевой план, утвержденная карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ, технический план, акт обследования.
На основании ч. 4 ст. 18 Закона о государственной регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч.5 ст. 18 Закона о регистрации).
Как усматривается из ответа администрации ЦАО г. Омска, объект недвижимости, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, согласно Карте градостроительного зонирования территорий города Омска, содержащейся в Правилах землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных решением Омского городского Совета от 10 декабря 2008 года № 201, определяется в территориальной зоне жилой застройки высокой этажности Ж-4 (л.д.217-218).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 24 августа 2021 года объект капитального строительства расположен на земельном участке с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – магазины, оказание социальной помощи населению, по адресу: <адрес>, который также принадлежит на праве собственности административному истцу (л.д.207-209).
В соответствии с решением Омского городского Совета от 10 декабря 2008 № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области» магазины (код 4.4) являются одним из основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне жилой застройки высокой этажности (Ж-4).
Следовательно, принадлежащий административному истцу жилой дом с учетом изменения его назначения в результате процедуры перевода его в нежилое помещение полностью соответствует требованиям градостроительного регламента, установленного для территориальной зоны Ж-4, предусмотренного Решением ОГС № 201.
Распоряжение администрации ЦАО г. Омска от 11 августа 2009 года № 499 о переводе жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> нежилое помещение принято уполномоченным органом в соответствии с требованиями действующего законодательства, никем не оспорено, а потому является законным. Акт приемки в эксплуатацию от 02 декабря 2009 года в силу ч. 9 ст. 23 ЖК РФ подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного жилого дома в качестве нежилого объекта.
В жилом доме, принадлежащем административному истцу, в связи с его переводом в нежилое помещение были выполнены работы по перепланировке и переустройству для обеспечения возможности его использования в качестве нежилого здания.
Выполненный ООО «Арх-е» проект перепланировки и переустройства жилого дома в нежилое и акт приемки в эксплуатацию от 02 декабря 2009 года подтверждают, что в жилом доме были предусмотрены работы по изменению функционального назначения помещений в связи с его переводом в нежилое помещение, эти работы и были выполнены.
Изложенное выше свидетельствует о том, что в данном жилом доме было изменено только функциональное назначение помещений в связи с переводом его в нежилое здание.
Определение понятия реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено п. 14 ст. 1 ГрК РФ, в соответствии с которым реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В силу ст. 51 ГрК РФ реконструкция осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Как следует из п. 4 ч. 17 ГрК РФ, выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (ч.1 ст.55 ГрК РФ).
Вопреки доводам административного ответчика ни Жилищный кодекс РФ, ни Градостроительный кодекс РФ не содержат положений о том, что изменение функционального назначения жилого дома (объекта капитального строительства) возможно только в результате реконструкции, равно как не устанавливают запрета на изменение функционального назначения (перевод) жилого помещения (жилого дома), являющегося объектом капитального строительства, в нежилое помещение в соответствии с процедурой, предусмотренной главой 3 ЖК РФ.
В данном случае в результате перевода жилого помещения (жилого дома), принадлежащего заявителю, в нежилое помещение изменения параметров объекта капитального строительства (жилого дома), его частей не произошло (не изменились его высота, количество этажей, объем). Не были осуществлены его надстройка, перестройка, расширение, а также не были затронуты его несущие строительные конструкции. Следовательно, перевод жилого помещения (жилого дома) в нежилое помещение реконструкцией объекта капитального строительства не является, что усматривается из Проекта перепланировки и переустройства помещений с организацией отдельного входа. Соответственно, никакого разрешения на строительство, а также на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.
В соответствии с п. 61 ст.26 Закона о регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в результате строительства или реконструкции площадь здания, сооружения, не являющегося линейным объектом (при условии, что основной характеристикой такого сооружения является площадь), указанная в разрешении на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, техническом плане, отличается более чем на пять процентов от площади, указанной в разрешении на строительство.
Приостанавливая кадастровый учет изменений, а в последующем и при отказе, государственным регистратором в нарушение п.70 Приказа Минэкономразвития России от 07 июня 2017 года № 278 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество» не конкретизировано, в чем заключается нарушение, связанное с изменением площади объекта капитального строительства, не были приведены рекомендации по устранению указанной причины приостановления.
Как усматривается из материалов дела, в результате осуществления перепланировки площадь объекта недвижимого имущества с кадастровым номером № изменилась с <данные изъяты> кв.м. до <данные изъяты> кв.м. (т.е. на 3,17 %), что допустимо.
Учитывая, что изменение назначения жилого дома осуществлено в результате процедуры перевода жилого помещения в нежилое помещение без проведения работ по реконструкции объекта капитального строительства, Управлению Росреестра по Омской области были представлены все необходимые для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости документы, доводы административного ответчика, что административным истцом должно было быть получено разрешение на ввод в эксплуатацию здания в связи с произведенным в ходе перепланировки устройством оконного проема суд считает несостоятельными.
Согласно Приложению к Ведомственным строительным нормам «ВСН 61-89(р). Реконструкция и капитальный ремонт жилых домов. Нормы проектирования», утвержденными Приказом Госкомархитектуры от 26 декабря 1989 года № 250 (далее - ВСН 61-89(р)), реконструкция жилого дома – это комплекс строительных и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей жилого дома (количества и площади квартир, строительного объема и общей площади дома) или его назначения и осуществляемых в целях улучшения условий проживания и приведения эксплуатационных показателей жилого дома к уровню современных требований.
Однако, применяя данные Ведомственные строительные нормы, необходимо учитывать следующее.
Согласно ВСН 61-89(р) настоящие нормы распространяются на проектирование реконструкции и капитального ремонта жилых домов высотой до 16 этажей включительно. Исходя из определения реконструкции жилого дома, а также общего смысла норм, содержащихся в ВСН 61-89(р), можно сделать вывод, что они распространяются на многоквартирные жилые дома.
В настоящее время в отношении реконструкции индивидуальных жилых домов действует Свод правил СП 55.13330.2011 «СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные», который согласно статье 1 распространяется на вновь строящиеся и реконструируемые отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства) (далее - СП 55.13330.2011). СП 55.13330.2011 не содержит определение реконструкции жилого дома, следовательно, необходимо руководствоваться определением реконструкции, которое предусмотрено п.14 ст. 1 ГрК РФ.
Несмотря на то, что в определении понятия реконструкции жилого дома, содержащемся в ВСН 61 -89 (р), указано, что реконструкция жилого дома - это комплекс строительных и организационно-технических мероприятий, связанных в том числе с изменением его назначения, в нем также предусмотрено, что данные изменения осуществляются в целях улучшения условий проживания и приведения показателей жилого дома к уровню современных условий, что никакого изменения назначения жилого дома не предполагает, поскольку в случае изменения назначения жилого дома на нежилое здание, использовать последнее для проживания граждан невозможно.
Кроме того, ни в ВСН 61-89(р), ни в СП 55.13330.2011 не содержится ни одного требования к реконструкции жилого дома, в результате которой осуществлялось бы изменение назначения жилого дома на нежилое. Наоборот, исходя из требований к реконструкции жилого дома, после реконструкции его назначение остается жилым и данный объект капитального строительства будет использоваться для проживания граждан.
В силу положений ст.7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до приведения в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территорий, архитектурностроительному проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства и действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Таким образом, изменение основных характеристик объекта недвижимости в данном случае должно осуществляться не на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а на основании технического плана, распоряжения администрации ЦАО г. Омска от 11 августа 2009 года № 499, а также акта приемки в эксплуатацию нежилого помещения от 02 декабря 2009 года № 369, которые и были представлены правообладателем в орган регистрации прав.
Учитывая, что выдача разрешения на строительство в данном случае не требуется, не требуется и получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам – на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная защита предполагает восстановление нарушенного права заявителя в правоотношениях с заинтересованным лицом посредством пресечения неблагоприятных последствий незаконных актов, действий (бездействия), а также понуждения ответчика к надлежащему исполнению предусмотренных законом обязанностей.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Возражая против заявленных требований, административный ответчик не доказал, что документы, представленные административным истцом для проведения государственного кадастрового учета изменений в отношении жилого дома в связи с переводом его в нежилое здание, не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Оспариваемое решение нарушает права ФИО1 как собственника объекта недвижимости с кадастровым номером № на его использование как здания в соответствии с тем назначением, которое оно приобрело в результате процедуры перевода жилого помещения (жилого дома) в нежилое.
Оценив фактические обстоятельства и собранные по делу доказательства, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд приходит к выводу, что представленные в регистрирующий орган представителем административного истца документы были достаточными, соответствующими по форме и содержанию требованиям действующего законодательства и являлись основанием для осуществлении государственного кадастрового учета изменений основных характеристик объекта недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Таким образом, 13 июля 2021 года административным ответчиком необоснованно было отказано в удовлетворении заявления истца, следовательно, оспариваемое решение как не соответствующее нормативным правовым актам и нарушающее права административного истца надлежит признать незаконным.
В целях восстановления нарушенных прав административного истца на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области следует возложить обязанность внести изменения в основные характеристики объекта недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, на основании заявления представителя административного истца ФИО2 от 07 апреля 2021 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В связи с удовлетворением требований с административного ответчика в пользу ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области от 13 июля 2021 года об отказе государственного кадастрового учета изменений основных характеристик объекта недвижимости - жилой дом, принадлежащего ФИО1, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области внести изменения в основные характеристики объекта недвижимости - жилой дом, принадлежащего ФИО1, расположенного по адресу: <адрес>, на основании заявления представителя истца ФИО2 PVD -0068/2021-29849-1 от ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области в пользу ФИО1 государственную пошлину в размере 300 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Первомайский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение не вступило в законну силу. Мотивированное решение составлено 14.09.2021.