ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2650/2022 от 25.08.2022 Клинского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 августа 2022 года гор. Клин Московская область

Клинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Аррыковой Л.Д.,

при секретаре судебного заседания Андрющенко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2650/2022 по административному исковому заявлению Гусевой В. Н. к администрации городского округа Клин Московской области о признании незаконным и отмене постановления от /дата//номер/ «О признании жилого помещения пригодным для проживания», о признании незаконными действия,

установил:

административный истец Гусева В.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа Клин Московской области о признании незаконным и отмене постановления от /дата//номер/ «О признании жилого помещения пригодным для проживания», о признании незаконными действия.

В обосновании заявленных требований административный истец Гусева В.Н. указывает, что постановлением администрации городского круга Клин от /дата/. /номер/ «О признании жилого помещения пригодным для проживания», о существовании которого она узнала /дата/. при ознакомлении с материалами исполнительного производства. Данное постановление затрагивает ее интересы и нарушает права, поскольку не соответствует положениям ч. 1 и ч. 4 ст. 7 Федерального закона от /дата/ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку принято на основании заключения межведомственной комиссии, состоящей из группы заинтересованных в окончании исполнительного производства людей.

В рамках гражданского дела /номер/, была проведена строительно-техническая судебная экспертиза, признавшая помещение, расположенное по адресу: /адрес/, непригодным для проживания. Из содержания заключения «межведомственной» комиссии от /дата//номер/ следует, что группой заинтересованных лиц инструментальный контроль спорного помещения не проводился.

По смыслу пункта 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от /дата//номер/, орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, в состав которой включаются представители этого органа местного самоуправления, в состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека.

Из содержания заключения «межведомственной» комиссии от /дата//номер/ следует, что в неё включены лишь сотрудники администрации городского округа Клин, то есть должника по исполнительному производству, заинтересованного в окончании исполнительного производства. Оспариваемое постановление было принято с нарушением сроков его принятия. Не согласившись с данным постановлением, /дата/. обратилась в администрацию городского округа Клин с заявлением об отмене постановления в порядке самоконтроля, ответа не получила, но получила отписку от /дата/. /номер/.

Учитывая изложенное, административный истец просит суд признать незаконным и отменить постановление администрации городского округа Клин, от /дата/. /номер/ «О признании жилого помещения пригодным для проживания»; признать незаконными действия администрации городского округа Клин, выразившееся в принятии постановления от /дата/. /номер/ «О признании жилого помещения пригодным для проживания», взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Административный истец Гусева В.Н. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ее полномочный представитель по доверенности Гусев С.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика по доверенности Кузнецова О.В. в судебном заседании возражала против заявленных требований, пояснив, что оспариваемое постановление является законным, поскольку принято на основании заключения межведомственной комиссии, принятого в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от /дата//номер/ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещение, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Проверив материалы дела, выслушав мнение представителя административного истца, представителя административного ответчика, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктами 3, 6 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно пунктам 6 и 8 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу пунктов 8 и 9 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.

Согласно части 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям. Согласно абзацу 4 указанного пункта орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

Постановлением администрации городского округа Клин №733 от 29.04.2021г. утверждено Положение о межведомственной комиссии при администрации городского округа Клин по рассмотрению вопросов оформления разрешений на переустройство и (или) перепланировку жилых и нежилых помещений, перевода жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, признания жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, а так же признания многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, садовых домов жилыми и жилых домов садовыми, в соответствии с пунктом 1.1 которого межведомственная комиссия создается администрацией городского округа Клин, является постоянно действующим органом администрации городского округа Клин, уполномоченный принимать решения по указанным вопросам.

К полномочиям межведомственной комиссии согласно Положению от 29.04.2021г. № 733 относится, в том числе, признание: соответствия (несоответствия) помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям; пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания (пункт 2.3).

Из указанных правовых норм следует, что решение вопроса о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также подлежащими капитальному ремонту относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности дома к соответствующему жилищному фонду, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Судом установлено и следует из материалов дела, что постановлением администрации городского округа Клин от /дата/. /номер/ «О признании жилого помещения пригодным для проживания» жилое помещение, расположенное по адресу: /адрес/ признано пригодным для проживания и подлежащим использованию под жилые цели.

Данное постановление принято на основании заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания /номер/ от /дата/ Межведомственной комиссии городского округа Клин.

Межведомственная комиссия, назначенная постановлением администрации городского округа Клин от /дата/. /номер/ «О работе Межведомственной комиссии при администрации городского округа Клин, в состав которой входит: председатель – Первый заместитель Главы администрации г.о. Клин, заместитель председателя комиссии – заместитель Главы г.о. Клин., секретарь комиссии – замначальника отдела содействия строительству Управления по вопросам строительства, ремонта и архитектуры администрации г.о. Клин, члены комиссии: начальник правового управления администрации, начальник управления по вопросам ЖКХ, начальник Управления перспективного развития Управления администрации, начальник Управления правового регулирования земельно-имущественных отношений администрации, замначальника Управления по вопросам строительства, ремонта и архитектуры администрации, начальника отдела земельного и жилищного контроля Управления администрации, замначальника отдела по архитектуре Управления по вопросам строительства, ремонта и архитектуры, замначальника отдела надзорной деятельности по /адрес/. Комиссией были рассмотрены документы: технический паспорт жилого помещения, свидетельство о регистрации права собственности /адрес/ от /дата/., акт межведомственной комиссии, составленный по результатам обследования, согласно которого: Сведения о несоответствиях установленным требованиям с указанием фактических значений показателя или описания конкретного несоответствия: жилая квартира соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, изложенным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от /дата//номер/.

Заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от /дата//номер/, приятое Межведомственной комиссией при Администрации городского округа Клин по рассмотрению вопросов по оформлению разрешений на переустройство и (или) перепланировку жилых и нежилых помещений, перевод жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые, признанию жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, а также признанию многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, полностью соответствует действующему на тот момент законодательству Российской Федерации и Положению о работе Межведомственной комиссии.

Изменения в Постановление от /дата//номер/ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», приняты Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.2020 N 1120 «О внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».

Конкретные сроки принятия решения органом местного самоуправления о признании жилого помещения пригодным для проживания, законодательством Российской Федерации и Положением о работе Межведомственной комиссии не установлен.

Аналогичная позиция содержится в письме администрации городского округа Клин /номер/ от /дата/.

Довод административного истца о нелегитимности состава межведомственной комиссии, мотивированный тем, что в состав комиссии входят сотрудники администрации, являющиеся заинтересованными лицами, состоящим в прямом подчинении по отношению к администрации городского округа Клин, суд признает несостоятельным, так как положение о работе комиссии не исключает участие в ее работе должностных лиц администрации. При этом, обязанность участия должностного лица в составе комиссии закреплено постановлением /номер/ от /дата/., что представителем истца не оспорено.

Доводы административного истца о незаконности заключения межведомственной комиссией от /дата//номер/ и, как следствие, постановление администрации городского округа Клин от /дата//номер/, не нашли свое подтверждение при рассмотрении настоящего дела.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца о признании незаконным и отмене постановления от 12 июля 2021 года № 1198 «О признании жилого помещения пригодным для проживания», о признании незаконными действий административного ответчика по его принятию, поскольку оспариваемое постановление принято с соблюдением установленной процедуры при наличии достаточных к тому оснований.

Разрешая заявленные требования о нарушении срока вынесения оспариваемого /номер/ от /дата/, и отказывая в их удовлетворении, суд, руководствуясь приведенными выше нормами материального права, исходит из того, что само по себе то обстоятельство, что администрацией г.о. Клин принято оспариваемое постановление принято несвоевременно, не нарушает прав Гусевой В.Н. и не делает оспариваемое постановление незаконным.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.

Таких обстоятельств по делу не установлено.

На основании ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Из материалов дела следует, что с оспариваемым постановлением административный истец ознакомился лишь /дата/, с административным исковым заилением обратился в суд /дата/, в связи с чем срок, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административным истцом не пропущен.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку не установил нарушения прав административного истца по вине административного ответчика, в связи с чем отказывает в удовлетворении административного искового заявления Гусевой В.Н. в полном объеме.

руководствуясь ст. 175, ст. 180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Гусевой В. Н. к администрации городского округа /адрес/ о признании незаконным и отмене постановления от /дата//номер/ «О признании жилого помещения пригодным для проживания», о признании незаконными действия - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья /подпись/ Л.Д. Аррыкова

Мотивированное решение составлено /дата/.

Судья /подпись/ Л.Д. Аррыкова

Копия верна.