Дело № 2а-2655/2023
29RS0018-01-2023-003368-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 августа 2023 года | город Архангельск |
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего судьи Машутинской И.В.,
при секретаре Мишуковой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пидгайного О. В. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Архангельску, Отделу по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Архангельску, начальнику отдела по вопросам миграции УМВД России г. Архангельску Фуфаевой И. В. о признании незаконным решения об отказе в регистрации по месту пребывания,
установил:
Пидгайный О.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Отделу по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Архангельску об оспаривании отказа в оказании государственной услуги по регистрационному учету по постоянному месту жительства по адресу: г. Архангельск <адрес>, пом. 2Н.
В обоснование административного иска указал, что ему на праве собственности принадлежат апартаменты в составе гостиничного комплекса, расположенные по адресу: г. Архангельск <адрес>, пом. 2Н. ДД.ММ.ГГГГ через Портал ФМС обратился в ОВМ УМВД России по г. Архангельску с заявлением о регистрации по месту пребывания сроком на 5 лет. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ОВМ УМВД России по г. Архангельску в регистрации по месту пребывания было отказано. Полагает, что данный отказ вынесен незаконно, нарушает его право быть зарегистрированным по месту жительства, что послужило поводом для обращения с настоящим административным иском в суд.
Определением суда к участию в деле в качестве административных ответчиков были привлечены УМВД России по городу Архангельску, Начальник отдела по вопросам миграции УМВД России по г. Архангельску Фуфаева И.В.; в качестве заинтересованного лица инспектор ОВМ УМВД России по г.Архангельску Никитина Е.Н.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен о дне и времени судебного заседания, направил своего представителя.
Представитель административного истца П. П.А. требования поддержал. Дополнительно пояснил, что административный истец, являясь собственником нежилого помещения - апартаментов, использует их в качестве постоянного и единственного места жительства, а решение об отказе в регистрации в указанном нежилом помещении по месту жительства нарушает права заявителя, препятствует реализации своих прав.
Представитель административного ответчика УМВД России по г. Архангельску Колодочка В.С. с административным иском не согласился. Указал, что оспариваемые действия совершены уполномоченными должностными лицами, соответствуют требованиям Жилищного кодекса РФ, Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регулирующих спорные отношения, и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
Административные ответчики ОВМ УМВД России по городу Архангельску, Начальник отдела по вопросам миграции УМВД России по г.Архангельску Фуфаева И.В.; заинтересованное лицо инспектор ОВМ УМВД России по г.Архангельску Никитина Е.Н. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Информация о движении дела также размещена на сайте суда.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статья 226 КАС РФ, регламентируя судебное разбирательство по названной категории дел, предписывает суду выяснить, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункты 1, 3,4 части 9, часть 11).
Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее Правила).
Настоящие Правила в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», жилищным, гражданским и другим законодательством Российской Федерации регулируют порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации (далее именуются - граждане) с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее именуется - регистрационный учет).
Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
В соответствии со ст. 2 Правил органами регистрационного учета являются территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Регистрация по месту пребывания и по месту жительства производится в любом органе регистрационного учета в пределах муниципального района, городского округа по выбору гражданина, для городов федерального значения - в любом органе регистрационного учета в пределах города федерального значения по выбору гражданина.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 09.05.2023 Пидгайный О.В. через портал ФМС обратился в ОВМ УМВД России по г. Архангельску с заявлением о регистрации в апартаментах в составе гостиничного комплекса по месту пребывания по адресу: г. Архангельск <адрес>, пом. 2Н.
17.05.2023 ответом ОВМ УМВД России по г. Архангельску заявление Пидгайного О.В. было возвращено, так как закон не позволяет осуществлять регистрацию граждан по месту жительства в нежилых помещениях.
Полагая данное решение незаконным, Пидгайный О.В., обратился с настоящим административным иском в суд, в установленный законом срок.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.
Под регистрацией гражданина Российской Федерации по месту пребывания понимается постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания.
Местом пребывания является гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
Под местом жительства понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.
В соответствии с абзацем вторым пункта 3 Правил, местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Таким образом, количество постоянно проживающих в жилом помещении граждан равняется количеству граждан, зарегистрированных в указанном жилом помещении по месту жительства (регистрация по месту жительства является бессрочной, постоянной).
Согласно пунктам 49, 49.2, 52.2 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 31 декабря 2017 года № 984, для регистрации по месту пребывания гражданин представляет, в том числе документ, являющийся основанием для временного проживания в жилом помещении, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение для временного проживания.
Таким образом, по смыслу приведенных положений правовых норм, регистрационный учет по месту пребывания осуществляется в жилых помещениях, либо в гостиницах, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, медицинских организациях, туристских базах и иных подобных учреждениях.
Из выписки Единого государственного реестра недвижимости и представленных заявителем документов следует, что принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимого имущества (апартаменты), является нежилым помещением, а потому в силу приведенных выше положений действующего законодательства, регистрация в нем по месту пребывания, не допускается.
Доводы административного истца о пригодности помещения для постоянного проживания, юридически значимыми по настоящему делу не являются, поскольку в установленном законом порядке оно пригодным для проживания не признавалось, а разрешение такого вопроса в рамках настоящего административного дела законодательством не предусмотрено.
Доводы стороны административного истца основаны на избирательном толковании закона, нормы которого, вопреки аргументам заявителя, не предусматривают регистрации граждан по месту пребывания в нежилых помещениях, принадлежащих им на праве собственности.
Из содержания ст. 20 ГК РФ, ст. 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует и позицией Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от 2 февраля 1998 г. № 4-П подтверждается, что регистрация как таковая, так и ее отсутствие, не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о законности оспариваемого решения, его соответствии нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, и принятии административным ответчиком в пределах предоставленных полномочий, а также без нарушения прав административного истца, который не лишен как собственник возможности фактического пользования принадлежащим ему имуществом, нахождения в нем по собственному усмотрению и его использования по тому или иному назначению.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Указанной совокупности обстоятельств в ходе судебного разбирательства по настоящему административному делу не установлено; оспариваемое решение административного ответчика принято в соответствии с законом и без нарушения прав административного истца.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявленных собственником требований надлежит отказать.
Все иные доводы стороны административного истца правого значения для разрешения настоящего спора не имеют и судом не принимаются.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Пидгайного О. В. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Архангельску, Отделу по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Архангельску, начальнику отдела по вопросам миграции УМВД России г. Архангельску Фуфаевой И. В. о признании незаконным решения об отказе в регистрации по месту пребывания – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено 28 августа 2023 года.
Председательствующий И.В. Машутинская