Дело № 2а-2656/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Беспятовой Н.Н.,
при секретаре Мироненко М.А.,
рассмотрел в городе Омске в открытом судебном заседании 11 декабря 2018 года дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Новоомского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о признании действий незаконными, возложении обязанности по рассмотрению уведомления об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском к Администрации Новоомского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о признании действий незаконными, возложении обязанности по рассмотрению уведомления об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства, указывая, что 17.10.2018 ФИО1 обратился в Администрацию Новоомского сельского поселения Омского муниципального района Омской области с уведомлением № об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером №. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ административный ответчик оставил указанное уведомление без рассмотрения, сославшись на п.17 ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (уведомление о планируемом строительстве такого объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома ранее не направлялось). Административный истец считает данный отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы (в том числе право собственности) в виду следующего. ФИО1 уведомление о планируемом строительстве таких объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действительно не направлялось, однако это произошло в связи с тем, что ранее действовавшая редакция Градостроительного кодекса Российской Федерации на тот момент, когда административный истец осуществлял строительство спорного индивидуального жилого дома не предусматривала подачу уведомлений о планируемом строительстве объекта и уведомлений об окончании его строительства. Строительство спорного индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № велось с 2017 года арендаторами указанного земельного участка – ММА, ФИО1 на основании разрешения на строительства индивидуального жилого <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Администрацией Омского муниципального района <адрес>ММА После того, как строительство данного объекта недвижимости было завершено, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Управление Росреестра по Омской области за осуществлением государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, размещенного на земельном участке с кадастровым номером №. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по Омской области приостановило государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на указанный объект недвижимости, в том числе в связи с отсутствием сведений о том, допустимы или нет пределы отклонения параметров построенного индивидуального жилого дома от выявленных в разрешении на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, при которых не требуется внесение изменений в данное разрешение на строительство, предусмотренных ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При этом, согласно уведомлению от 27.07.2018 получить указанную информацию от соответствующих органов местного самоуправления путем направления запросов Управлению Росреестра по Омской области не удалось. После обращения в Администрацию Омского муниципального района Омской области ФИО1 был направлен ответ (письмо от ДД.ММ.ГГГГ№) о том, что ему следует обратиться в Администрацию Новоомского сельского поселения Омского муниципального района Омской области с уведомлением о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности. После подачи соответствующего уведомления административному ответчику был получен ответ, законность которого оспаривается административным истцом. В настоящей ситуации Администрации Новоомского сельского поселения Омского муниципального района Омской области следовало рассмотреть по существу поданное ФИО1 уведомление об окончании строительства спорного индивидуального жилого дома, поскольку основания для возвращения застройщику уведомление об окончании строительства и прилагаемых к нему документы без рассмотрения, установленные ч. 17 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, касаются случаев, когда застройщик не направлял в адрес органа местного самоуправления уведомление о планируемом строительстве или с момента направления уведомления о планируемом строительстве до даты направления уведомления об окончании строительства прошло более 10 лет. У административного истца и лица, которое возвело спорный объект индивидуального жилищного строительства до него, не было возможности уведомить уполномоченный орган местного самоуправления о планируемом строительстве, поскольку в тот период времени действовал разрешительный порядок строительства индивидуальных жилых домов. Следовательно, рассматривая уведомление ФИО1 № об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером №, административный ответчик вышел за пределы своих полномочий и применил при его рассмотрении норму права, которую не вправе был применять. Таким образом, указанное действие администрации Новоомского сельского поселения Омского муниципального района Омской области является незаконным и нарушающим права и законные интересы ФИО1, поскольку фактически препятствует признанию возведенного объекта индивидуального жилищного строительства соответствующим требованиям законодательства о градостроительной деятельности и, как следствие, оформлению права собственности в отношении указанного объекта недвижимости. Просит признать действия Администрации Новоомского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, выразившиеся в оставлении без рассмотрения уведомления № об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером №, поданного ФИО1; возложить на Администрацию Новоомского сельского поселения Омского муниципального района Омской области обязанность рассмотреть по существу уведомление № об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером №, поданное ФИО1
В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно суду пояснил, что в 2016 году оформил земельный участок в аренду и через пол года построил на нем дом. Строительство дома было закончено, когда еще действовало разрешение на строительство. Оформлять документы начал позже, когда закончился срок действия разрешения на строительство, поскольку это требует финансовых средств, которых у него на тот момент не было.
Представитель административного ответчика Администрации Новоомского сельского поселения Омского муниципального района Омской области ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признала, суду пояснила, что уведомление об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке не было рассмотрено администрацией по существу на основании п.17 ст.55 Федерального закона от 03.08.2018 №340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку срок разрешения на строительство истек. Уведомление о начале строительства истцом не подавалось в администрацию. Кроме того, в разрешении на строительство, которое имеется у административного истца, не указаны параметры возводимого жилого дома. В обжалуемом ответе это не было указано, но фактически это учитывалось.
Представитель заинтересованного лица Администрации Омского муниципального района Омской области ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежаще, направила отзыв на исковое заявление, просила рассматривать дело в отсутствие представителя Администрации Омского муниципального района Омской области.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Омской области в судебное заседание не явился, уведомлен надлежаще, причина неявки суду не известна.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что 14.11.2005 между Омским муниципальным образованием (арендодатель) и ММА (арендатор) был заключен договора аренды №, согласно которому арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду сроком на три года земельный участок, относящийся к категории земель поселений, в границах Новоомского сельского округа Омского муниципального образования Омской области, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.
ДД.ММ.ГГГГММА было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома № на земельном участке с кадастровым номером №. Срок действия настоящего разрешения – до 16.04.2017.
Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия договора аренды был продлен на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия договора аренды был продлен на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
21.04.2015 между Администрацией Омского муниципального района Омской области (арендодатель) и МНА, действующей в интересах ММА на основании доверенности (арендатор) было заключено соглашение по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции соглашений от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ), в соответствии с которым арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду по ДД.ММ.ГГГГ земельный участок в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, площадью 1 500 кв.м., в границах Новоомского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, местоположение которого: <адрес>, с кадастровым номером №, из состава земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Новоомского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (арендодатель) и ММА (арендатор) было заключено соглашение по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции соглашений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ), в соответствии с которым все права и обязанности выбывшего арендатора ММА, предусмотренные договором аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции соглашений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) переходят к вступившему арендатору ФИО1 Срок действия договора аренды продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было подано в Администрацию Омского муниципального района Омской области заявление о предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в собственности Омского муниципального района с кадастровым номером № для строительства индивидуального жилого дома.
Администрацией Омского муниципального района Омской области был дан ответ от 14.08.2018, в котором указано, что в соответствии с п. 24 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации Администрация принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Согласно сведений из Единого государственного реестра недвижимости, граница земельного участка с кадастровым номером № не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Учитывая изложенное, администрация на основании п. 24 ст. 39.16 Земельного кодекса отказала в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером № без проведения торгов.
14.08.2017 ФИО1 обратился в Администрацию Омского муниципального района Омской области с заявлением о предоставлении в аренду сроком на три года земельного участка с кадастровым номером № для размещения дома индивидуальной жилой застройки.
Ответом Администрации Омского муниципального района Омской области от 13.09.2017 ФИО1 также было отказано в предоставлении земельного участка в аренду, на основании п. 24 ст. 39.16 Земельного кодекса российской Федерации.
15.08.2017 ФИО1 обратился в Администрацию Омского муниципального района Омской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером №.
Распоряжением Администрации Омского муниципального района Омской области от 15.09.2017 ФИО1 предварительно согласовано предоставление земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
15.02.2018 ФИО1 обратился в Администрацию Омского муниципального района Омской области с заявлением о предоставлении в аренду сроком на один год земельного участка с кадастровым номером № для индивидуального жилищного строительства.
14.03.2018 между Администрацией Омского муниципального района Омской области (арендодатель) и ФИО1 (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка №, в соответствии с которым арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№, площадью 1 500 кв.м., с кадастровым номером №, в границах Новоомского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, местоположение которого: <адрес>, из состава земель населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства.
В пункте 1.2 указанного договора аренды, установлено, что на участке расположен объект незавершенного строительства – объект индивидуального жилищного строительства, площадь застройки 10,8 кв.м., степень готовности – данные отсутствуют, расположенный по адресу: <адрес>, находящийся в собственности у арендатора. Вид, номер и дата государственной регистрации права: собственность, от 17.07.2015 №.
Срок аренды участка составляет три года с даты государственной регистрации настоящего договора.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 16.11.2018, земельный участок имеет площадь 1 500+/-14 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, дата присвоения кадастрового номера – ДД.ММ.ГГГГ, сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные». Сведения об обременениях или ограничениях в отношении земельного участка – аренда, срок действия с ДД.ММ.ГГГГ три года, дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации №, лицо в пользу которого установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости – ФИО1
Согласно Выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ№, объект незавершенного строительства с кадастровым номером № расположен по адресу: <адрес>, имеет площадь 110,8 к.м., правообладатель ФИО1, аналогичные сведения указаны в свидетельстве о государственной регистрации права №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Омской области.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Новоомского сельского поселения Омского муниципального района Омской области ФИО1 был выдан градостроительный план на строительство индивидуального жилого дома.
11.07.2018 ФИО1 обратился в Управление Росреестра по Омской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
ФИО1 было получено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ№, в связи с тем, что в состав технического плана включено разрешение на строительство №, где не указаны характеристики объекта. Для устранения причин приостановления было рекомендовано обратиться к исполнителю кадастровых работ для подготовки технического плана с учетом замечаний, обратиться в орган местного самоуправления.
11.09.2018 ФИО1 обратился в Администрацию Омского муниципального района Омской области с заявлением о предоставлении информации о том, допустимы или нет пределы отклонения параметров индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, размещенного на земельном участке с кадастровым номером №, местоположение которого: <адрес>, от заявленных в разрешении на строительство индивидуального жилого дома № от ДД.ММ.ГГГГ, а также о предоставлении копий документов, предоставленных ММА в Администрацию Омского муниципального района Омской области или ее структурные подразделения при получении разрешения на строительство индивидуального жилого дома № от ДД.ММ.ГГГГ, из которых бы следовала вышеуказанная информация.
В ответе Администрации Омского муниципального района Омской области от 05.10.2018 было сообщено, что в соответствии с п. 4 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства получено до дня вступления в силу Закона, то есть до 04.08.2018, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется. В данном случае сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании разрешения на строительство и декларации об объекте недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О Государственной регистрации недвижимости». Об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик уведомляет орган местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, в соответствии с частью 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, путем направления уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности по форме, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 сентября 2018 №591/пр (копия прилагается). В соответствии с соглашением о передаче осуществления части полномочий Администрации Омского муниципального района Омской области Администрации Новоомского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 27.12.2017, полномочия по направлению уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объектах индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, переданы по 31.12.2018 Администрации Новоомского сельского поселения Омского муниципального района Омской области. В связи с чем было рекомендовано обратиться в Администрацию Новоомского сельского поселения Омского муниципального района Омской области с уведомлением о соответствии повторенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях.
Порядок деятельности и компетенция органов местного самоуправления определены в Федеральном законе от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации».
Взаимосвязанные положения частей 1, 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указывают на то, что предусмотренные пунктом 20 части 1 статьи 14 указанного закона вопросы местного значения на территории Омской области в границах поселения, а именно: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, относятся к числу вопросов местного значения муниципального района.
В соответствии с п. 4 ст. 15 указанного Федерального закона органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения.
На основании соглашения о передаче осуществления части полномочий Администрации Омского муниципального района Омской области Администрацией Новоомского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 27.12.2017, полномочия в сфере утверждения генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждения подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдачи разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждения местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирования земель и изъятия земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществления муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществления в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдачи рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений на территории Новоомского сельского поселения Омского муниципального района Омской области.
Установлено, что 16.10.2018 ФИО1 обратился в Администрацию Новоомского сельского поселения Омского муниципального района Омской области с уведомлением об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
17.10.2018 Администрацией Новоомского сельского поселения Омского муниципального района Омской области был дан ответ об оставлении уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства без рассмотрения на основании п. 17 ст. 55 Федерального закона от 03.08.2018 №340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В случае отсутствия в уведомлении об окончании строительства сведений, предусмотренных абзацем первым части 16 настоящей статьи или отсутствия документов, прилагаемых к нему и предусмотренных пунктами 1-3 части 16 настоящей статьи, а также в случае, если уведомление об окончании строительства поступило после истечения десяти лет со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, в соответствии с которым осуществлялись строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, либо уведомление о планируемом строительстве таких объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома ранее не направлялось, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства возвращает застройщику уведомление об окончании строительства и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата.
Полагая действия административного ответчика, выразившиеся в оставлении без рассмотрения уведомления об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства, административный истец ФИО1 обратился в суд с настоящим иском.
Оценивая доводы административного истца и возражения административного ответчика, суд приходит к следующему.
В силу ч.ч. 1,9,13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ), разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства; описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 10.2 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства включает в себя его описание в текстовой форме и графическое описание.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
По общему правилу, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Часть 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ) в числе объектов, выдача разрешения на строительство которых не требуется, не содержала объекты индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, для возведения за земельного участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, жилого дома требовалось получение в уполномоченном органе местного самоуправления разрешения на его строительство.
Как указывалось выше, ДД.ММ.ГГГГММА (бывшему правообладателю земельного участка) было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома № на земельном участке с кадастровым номером №. Срок действия настоящего разрешения – до ДД.ММ.ГГГГ.
04.08.2018 вступил в законную силу Федеральный закон № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с п. 1.1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ) выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, для строительства и реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства получение разрешения, согласно ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, более не требуется.
Однако ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязывает застройщиков направить в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома
Согласно положениям ч. 7 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Исходя из положений ч. 13 Градостроительного кодекса Российской Федерации получение застройщиком уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления либо ненаправление указанными органами в срок, предусмотренный частью 7 или пунктом 3 части 8 настоящей статьи, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке считается согласованием указанными органами строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком такого уведомления о планируемом строительстве в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Данное право сохраняется при переходе прав на земельный участок и объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 21.1 статьи 51 настоящего Кодекса. При этом направление нового уведомления о планируемом строительстве не требуется.
В части 3 статьи 16 Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона подано заявление о выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, выдача такого разрешения осуществляется в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) и направление уведомления в соответствии со статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требуется.
По общему правилу, предусмотренному ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, по окончании строительства застройщик должен получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, которое представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Частью 15 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 настоящего Кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.
При этом, в соответствии с положениями ч. 16 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление об окончании строительства). Уведомление об окончании строительства должно содержать сведения, предусмотренные пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 статьи 51.1 настоящего Кодекса, а также сведения о параметрах построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, о способе направления застройщику уведомления, предусмотренного пунктом 5 части 19 настоящей статьи. К уведомлению об окончании строительства прилагаются:
1) документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 3 статьи 51.1 настоящего Кодекса;
2) технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома;
3) заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или на праве аренды со множественностью лиц на стороне арендатора.
Частью 17 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае отсутствия в уведомлении об окончании строительства сведений, предусмотренных абзацем первым части 16 настоящей статьи, или отсутствия документов, прилагаемых к нему и предусмотренных пунктами 1 - 3 части 16 настоящей статьи, а также в случае, если уведомление об окончании строительства поступило после истечения десяти лет со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, в соответствии с которым осуществлялись строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, либо уведомление о планируемом строительстве таких объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома ранее не направлялось (в том числе было возвращено застройщику в соответствии с частью 6 статьи 51.1 настоящего Кодекса), уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства возвращает застройщику уведомление об окончании строительства и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата. В этом случае уведомление об окончании строительства считается ненаправленным.
Как указывалось выше, оставляя уведомление административного истца об окончании строительства без рассмотрения, административный ответчик со ссылкой на положения ч.17 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, указал, что уведомление об окончании строительства поступило в орган местного самоуправления по истечении десяти лет со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, а также что уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства не направлялось.
Данные обстоятельства послужили основанием для оставления уведомления административного истца без рассмотрения.
Вместе с тем, как установлено ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, а также в случае, если разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства получено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется. В данном случае сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании разрешения на строительство и проектной документации такого объекта (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в случае, если проектная документация не изготавливалась). Об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик уведомляет орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, в соответствии с частью 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). Рассмотрение уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства осуществляется по правилам, предусмотренным частями 18 - 21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). При этом направление уведомления о несоответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности допускается только в случае несоответствия объекта индивидуального жилищного строительства требованиям разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, названное нормативно-правовое регулирование порядка уведомления органа местного самоуправления об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства застройщиком, которому ранее было выдано разрешение на строительство такого объекта, не предусматривает применения в переходный период положений ч. 17 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок и условия возврата застройщику уведомления об окончании строительства и прилагаемых к нему документов без рассмотрения по существу.
Как следует из содержания ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» рассмотрение уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства в таком случае осуществляется по правилам, предусмотренным частями 18 - 21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), т.е., с рассмотрением такого уведомления по существу.
Так, пункт 5 части 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства направляет застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления.
Из вышеуказанного следует, что статья 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень решений, принимаемых уполномоченным органом при рассмотрении уведомлений об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Более того, изложенные в письме Администрации Новоомского сельского поселения Омского муниципального района Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ основания для возвращения уведомления об окончании строительства без рассмотрения по существу не возможно применить в рассматриваемом случае в принципе, поскольку уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства административным истцом не подавалось и не могло подаваться до начала строительства объекта в связи с отсутствием такой обязанности в градостроительном законодательстве до ДД.ММ.ГГГГ.
При изложенных обстоятельствах, суд полагает, что действия административного ответчика, выразившиеся в возвращении ФИО1 уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на положениях действующего законодательства не основаны, а потому подлежат признанию судом незаконными.
Доводы административного ответчика о том, что уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома было возвращено ФИО1 в том числе и на основании того, что на момент направления уведомления об окончании строительства истек срок разрешения на строительство, а также на основании того, что в представленном разрешении на строительство не указаны параметры возводимого жилого дома не могут быть приняты судом во внимание, поскольку данные основания для возвращения уведомления не были указаны Администрацией Новоомского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в ответе от 17.10.2018 №.
Поскольку судом установлено, что уведомление ФИО1 об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от ДД.ММ.ГГГГ (Вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) Администрацией Новоомского сельского поселения Омского муниципального района Омской области возвращено, не рассмотрено по существу, суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность рассмотреть по существу уведомление ФИО1 об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 16.10.2018 в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконными действия Администрации Новоомского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, выразившиеся в возращении ФИО1 уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от ДД.ММ.ГГГГ (Вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) без рассмотрения.
Возложить на Администрацию Новоомского сельского поселения Омского муниципального района Омской области обязанность рассмотреть по существу уведомление ФИО1 об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от ДД.ММ.ГГГГ (Вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Омский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Н. Беспятова
Решение в окончательной форме изготовлено 17.12.2018.