Дело № 2а-2656/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 марта 2019 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Селибова А.Ф.,
при секретаре Ведерниковой Т.А.,
с участием представителей административного истца Ванюшкина С.А.,
Дука А.Н.,
Кузьминой А.А.,
представителя административного ответчика Останиной М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Камчатского краевого отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании незаконным решения от 15 марта 2019 года об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга 23 марта 2019 года, возложении обязанности согласовать проведение публичного мероприятия в форме митинга 23 марта 2019 года,
УСТАНОВИЛ:
Камчатское краевое отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» обратилось в суд с административным иском к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании незаконным решения от 15 марта 2019 года об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга 23 марта 2019 года, возложении обязанности согласовать проведение публичного мероприятия в форме митинга 23 марта 2019 года. В обоснование требований административный истец указал, что 11 марта 2019 года в администрацию поступило уведомление Первого секретаря Комитета Камчатского краевого отделения «Коммунистическая пария Российской Федерации» Ванюшкина С.А. о проведении 23 марта 2019 года с 14 часов 00 минут до 15 часов 30 минут, на территории, прилегающей к стеле «Город воинской славы», расположенной в городе Петропавловске-Камчатском на площади им. Ленина, публичного мероприятия в форме митинга, с предполагаемым количеством участников мероприятия до 200 человек. Цель митинга - выражение протеста против антисоциальной политики государства и геноцида российского народа, в защиту от судебного преследования ФИО4, незаконного ареста депутата ФИО5, в защиту Кроноцкого заповедника и природы Камчатского края от уничтожения.
В администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа 14 марта 2019 года поступило дополнение к уведомлению о проведении 23 марта 2019 года публичного мероприятия в форме митинга, в котором заявитель уточнил место проведения публичного мероприятия - стела «Город воинской славы», расположенная в городе Петропавловске-Камчатском по ул. Озерновская коса.
Ответом Главы Петропавловск-Камчатского городского округа Иваненко В.Ю. от 15 марта 2019 года истцу сообщено, что согласно пп. 2, 5 ч. 2 ст. 4 Закона Камчатского края от 25 февраля 2011 года № 564 «Об отдельных вопросах проведения публичных мероприятий в Камчатском крае» к местам, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций относятся: здания, занимаемые органами государственной власти Камчатского края и прилегающие к указанным зданиям территории на расстоянии менее 250 метров от точки периметра здания (ограждения); территории, прилегающие к объектам органов (организаций), выполняющих задачи в области обороны и безопасности на расстоянии 250 метров от любой точки периметра объекта. Место проведения публичного мероприятия в форме митинга является стела «Город воинской славы», расположенная в городе Петропавловске-Камчатском по ул. Озерновская коса, которая находится в непосредственной близости от зданий Правительства Камчатского края и ФКУ Центр ГИМС МЧС России по Камчатскому краю. В связи с тем, что указанная в уведомлении территория относится к местам, проведение публичных мероприятий в которых запрещается законодательством, учитывая наличие оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ, руководствуясь частью 2.1 статьи 8 Федерального закона № 54-ФЗ, администрация Петропавловск-Камчатского городского округа отказала в согласовании проведения указанно публичного мероприятия в форме митинга.
В судебном заседании представитель административного истца Ванюшкин С.А. настаивал на заявленных требованиях по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
В судебном заседании представители административного истца Дука А.Н. и Кузьмина А.А. настаивали на заявленных требованиях по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно указали, что заявленное административным истцом место проведения публичного мероприятия в форме митинга расположено на расстоянии, превышающем 250 метров от зданий Правительства Камчатского края и ФКУ Центр ГИМС МЧС России по Камчатскому краю, доказательств обратному административный ответчик не представил. Кроме того, ФКУ Центр ГИМС МЧС России по Камчатскому краю не является органом (организаций), выполняющим задачи в области обороны и безопасности.
Представитель административного ответчика Останина М.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, указанным в письменных возражениях. Дополнительно пояснила, что заявленное административным истцом место проведения публичного мероприятия в форме митинга расположено на расстоянии менее 250 метров от зданий Правительства Камчатского края и ФКУ Центр ГИМС МЧС России по Камчатскому краю, о чем свидетельствуют представленные ею доказательства. Указала, что ФКУ Центр ГИМС МЧС России по Камчатскому краю является органом (организаций), выполняющим задачи в области безопасности. Кроме того пояснила, что заявителю не предлагалось иное место для проведения публичного мероприятия в форме митинга 23 марта 2019 года.
Заинтересованное лицо Глава Петропавловск-Камчатского городского округа Иваненко В.Ю. о времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке, в суд не явился, причины неявки не сообщил.
Руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 4 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов дела, 11 марта 2019 года Первый секретарь Комитета Камчатского краевого отделения «Коммунистическая пария Российской Федерации» Ванюшкин С.А. обратился к Главе Петропавловск-Камчатского городского округа с уведомлением о проведении 23 марта 2019 года, на территории, прилегающей к стеле «Город воинской славы», публичного мероприятия в форме митинга.
Ответом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 15 марта 2019 года № 01-02-02-01/2257/19 Первому секретарю Комитета Камчатского краевого отделения «Коммунистическая пария Российской Федерации» Ванюшкину С.А. отказано в согласовании места проведения запланированного публичного мероприятия.
Полагая указанное решение незаконным, административный истец обратился с настоящим иском в суд 19 марта 2019 года, таким образом, срок обращения в суд, предусмотренный ч. 4 ст. 219 КАС РФ, административным истцом не пропущен.
Как установлено в судебном заседании, 11 марта 2019 года Камчатское краевое отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», в лице Первого секретаря Комитета Камчатского краевого отделения «Коммунистическая пария Российской Федерации» Ванюшкина С.А. обратилось к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с уведомлением о проведении 23 марта 2019 года с 14 часов 00 минут до 15 часов 30 минут, на территории, прилегающей к стеле «Город воинской славы», расположенной в городе Петропавловске-Камчатском на площади им. Ленина, публичного мероприятия в форме митинга, с предполагаемым количеством участников мероприятия до 200 человек. Цель митинга - выражение протеста против антисоциальной политики государства и геноцида российского народа, в защиту от судебного преследования ФИО4, незаконного ареста депутата ФИО5, в защиту Кроноцкого заповедника и природы Камчатского края от уничтожения.
Камчатское краевое отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» 14 марта 2019 года обратилось в администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа с дополнением к уведомлению о проведении 23 марта 2019 года публичного мероприятия в форме митинга, в котором заявитель уточнил место проведения публичного мероприятия - стела «Город воинской славы», расположенная в городе Петропавловске-Камчатском по ул. Озерновская коса.
Решением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, от 15 марта 2019 года, оформленного письмом № 01-02-02-01/2257/19, Камчатскому краевому отделению политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» отказано в согласовании проведения указанно публичного мероприятия в форме митинга, в обосновании отказа указано, что согласно пп. 2, 5 ч. 2 ст. 4 Закона Камчатского края от 25 февраля 2011 года № 564 «Об отдельных вопросах проведения публичных мероприятий в Камчатском крае» к местам, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций относятся: здания, занимаемые органами государственной власти Камчатского края и прилегающие к указанным зданиям территории на расстоянии менее 250 метров от точки периметра здания (ограждения); территории, прилегающие к объектам органов (организаций), выполняющих задачи в области обороны и безопасности на расстоянии 250 метров от любой точки периметра объекта. Место проведения публичного мероприятия в форме митинга является стела «Город воинской славы», расположенная в городе Петропавловске-Камчатском по ул. Озерновская коса, которая находится в непосредственной близости от зданий Правительства Камчатского края и ФКУ Центр ГИМС МЧС России по Камчатскому краю. Указанная в уведомлении территория относится к местам, проведение публичных мероприятий в которых запрещается законодательством, а именно частью 3 статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ, частью 2.1 статьи 8 Федерального закона № 54-ФЗ.
Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с названным Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с данным Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
В соответствии с п.п. 2, 5 ч. 2 ст. 4 Закона Камчатского края от 25 февраля 2011 года № 564 «Об отдельных вопросах проведения публичных мероприятий в Камчатском крае» к местам, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, относятся: здания, занимаемые органами государственной власти Камчатского края, и прилегающие к указанным зданиям (к ограждению, если здание имеет огражденную территорию) территории на расстоянии 250 метров от любой точки периметра здания (ограждения); территории, прилегающие к объектам органов (организаций), выполняющих задачи в области обороны и безопасности (к ограждению, если объект имеет огражденную территорию), на расстоянии 250 метров от любой точки периметра объекта (ограждения), если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Как установлено в судебном заседании, стела «Город воинской славы», расположена в городе Петропавловске-Камчатском на ул. Озерновская коса на расстоянии менее 250 метров от здания Правительства Камчатского края. Данные обстоятельства подтверждаются совокупностью исследованных в ходе судебного следствия доказательств, а именно топографическими схемами расположения объектов, свидетельством о государственной регистрации права <данные изъяты>, выпиской из ЕГРЮЛ № <данные изъяты> от 21 марта 2019 года.
Из материалов дела усматривается, что 11 марта 2019 года Камчатское краевое отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» обратилось к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с уведомлением о проведении 23 марта 2019 года с 14 часов 00 минут до 15 часов 30 минут, на территории, прилегающей к стеле «Город воинской славы», расположенной в городе Петропавловске-Камчатском, публичного мероприятия в форме митинга, с предполагаемым количеством участников мероприятия до 200 человек, указана цель митинга, ответственный за организацию митинга.
Письмом Главы Петропавловск-Камчатского городского округа Иваненко В.Ю. от 15 марта 2019 года N 01-02-02-01/2257/19 заявитель уведомлен о том, что проведение публичного мероприятия в указанном в уведомлении месте недопустимо, так как оно находится в непосредственной близости от зданий Правительства Камчатского края и ФКУ Центр ГИМС МЧС России по Камчатскому краю. Указанная в уведомлении территория относится к местам, проведение публичных мероприятий в которых запрещается законодательством, а именно частью 3 статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ, частью 2.1 статьи 8 Федерального закона № 54-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" установлено, что целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания (пункт 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" установлены обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, возникающие после получения уведомления о проведении публичного мероприятия.
Одной из таких обязанностей является доведение до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям названного Федерального закона (пункт 2 части 1 статьи 12).
Кроме того, к указанным обязанностям относится обеспечение в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия (пункт 5 части 1 статьи 12).
По смыслу статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия направление органом публичной власти в адрес организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия. Указанные меры не лишают организатора публичного мероприятия возможности дальнейшего взаимодействия с органом публичной власти в целях согласования проведения публичного мероприятия.
В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие обстоятельство направления административным ответчиком организаторам публичного мероприятия обоснованных предложений об изменении места и (или) времени проведения запланированного митинга либо наличие оснований для отказа в его согласовании, предусмотренных частью 3 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
На основании изложенного, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения настоящего административного иска в части признания незаконным решения администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 15 марта 2019 года об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга 23 марта 2019 года.
Рассматривая требования о возложении обязанности согласовать проведение публичного мероприятия в форме митинга 23 марта 2019 года, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения данного требования.
Согласно статье 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Указанные требования направлены на вмешательство суда в деятельность органа, действующего в пределах его полномочий, что, исходя из принципа предусмотренного статьей 1 КАС РФ, является недопустимым.
В соответствии с ч. 8 ст. 227 КАС РФ, решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) приводится в исполнение по правилам, указанным в статье 187 настоящего Кодекса. Решения, которыми признаны незаконными решения, действия (бездействие) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, подлежат немедленному исполнению.
Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
С целью восстановления нарушенного права надлежит возложить обязанность на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа в срок до 18 часов 00 минут 22 марта 2019 года повторно рассмотреть заявление Первого секретаря Комитета Камчатского краевого отделения «Коммунистическая пария Российской Федерации» Ванюшкина С.А. от 11 марта 2019 года, с учетом уточнения места проведения публичного мероприятия в форме митинга от 14 марта 2019 года, о проведении публичного мероприятия в форме митинга 23 марта 2019 года с 14 часов 00 минут до 15 часов 30 минут, на территории, прилегающей к стеле «Город воинской славы», расположенной в городе Петропавловске-Камчатском по ул. Озерновская коса. Учитывая незначительный срок до даты проведении публичного мероприятия в форме митинга, решение обратить к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 219 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Камчатского краевого отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» к администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании незаконным решения от 15 марта 2019 года об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга 23 марта 2019 года, возложении обязанности согласовать проведение публичного мероприятия в форме митинга 23 марта 2019 года, удовлетворить частично.
Признать незаконным решения администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 15 марта 2019 года об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга 23 марта 2019 года.
В удовлетворении требования о возложении обязанности согласовать проведение публичного мероприятия в форме митинга 23 марта 2019 года, отказать.
Возложить обязанность на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа в срок до 18 часов 00 минут 22 марта 2019 года повторно рассмотреть заявление Первого секретаря Комитета Камчатского краевого отделения «Коммунистическая пария Российской Федерации» Ванюшкина С.А. от 11 марта 2019 года, с учетом уточнения места проведения публичного мероприятия в форме митинга от 14 марта 2019 года, о проведении публичного мероприятия в форме митинга 23 марта 2019 года с 14 часов 00 минут до 15 часов 30 минут, на территории, прилегающей к стеле «Город воинской славы», расположенной в городе Петропавловске-Камчатском по ул. Озерновская коса.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено судом 22 марта 2019 года в 15 часов 30 минут.
Председательствующий А.Ф. Селибов
Копия верна
Судья А.Ф. Селибов