УИД: 22RS0069-01-2021-004677-80
Дело № 2а-2657/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 декабря 2021 года г. Барнаул
Ленинский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе
председательствующего судьи Таболиной К.В.,
при секретаре Бабенковой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Управлению имущественных отношений Алтайского края о признании решения незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Управления имущественных отношений Алтайского края (далее - Управление, Алтайкрайимущество), оформленного письмом от +++..., об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и в предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка /// (согласно схеме) для индивидуального жилищного строительства, возложении обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка /// (согласно схемы) для индивидуального жилищного строительства, по заявлению ФИО3
Административный истец полагает оспариваемый отказ незаконным и нарушающим его право на бесплатное получение в собственность земельного участка. В обоснование заявленных требований указал, что во исполнение определения судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 24.08.2021, административный ответчик третий раз рассмотрев заявление от 02.07.2020 о предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка /// для индивидуального жилищного строительства в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ и Закона Алтайского края от 9 ноября 2015 г. № 98-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" (далее - Закон Алтайского края № 98-ЗС) отказал истцу, ссылаясь на п. 8 ч. 11 ст. 7 Закона Алтайского края № 98-ЗС, а именно в связи с наличием судебного разбирательства в отношении испрашиваемого судебного участка. При этом с кем инициирован данный спор, не указано.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Определением Ленинского районного суда г. Барнаула о 09.11.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, в качестве административного ответчика - начальник Управления имущественных отношений Алтайского края <данные изъяты>
В судебное заседание административный истец, представитель административного истца, административные ответчики, заинтересованное лицо не явились.ФИО3, представитель административного истца ФИО4 и представитель административного ответчика Алтайкрайимущества ФИО1 просили дело рассмотреть в свое отсутствие. Причина неявки иных участников процесса неизвестна.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
В предыдущем судебном заседании представитель административного истца требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, представитель административного ответчика Алтайкрайимущества ФИО5 с требованиями не согласилась, поддержав письменный отзыв, согласно которому на решение Ленинского районного суда г. Барнаула от 03.06.2021 по делу ... и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 24.08.2021 была подана кассационная жалоба, которая Ленинским районным судом г. Барнаула 05.10.2021 направлена в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции. В связи с чем, Алтайкрайимущество действовало в рамках действующего законодательства.
Исследовав материалы дела, изучив обстоятельства дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемое решение принято 22.09.2021, административное исковое заявление подано в суд 09.11.2021, что свидетельствует о соблюдении административным истцом указанного срока обращения в суд.
В силу части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно пунктам 3 и 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами (пункт 3); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункт 4).
В силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания указанных обстоятельств возлагается на административного ответчика.
В соответствии со статьей 4 Закона Алтайского края от 04.02.2007 № 12-ЗС «О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае», статьей 1 Закона Алтайского края от 23.12.2014 № 102-ЗС «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Барнаул Алтайского края и органами государственной власти Алтайского края», постановлениями Администрации Алтайского края от 26.08.2016 № 297 и от 16.10.2018 № 392 «Об органах исполнительной власти Алтайского края», пунктом 1.1 и подпунктом 4 пункта 2.1.4 Положения об Управлении имущественных отношений Алтайского края, утверждённого Указом Губернатора Алтайского края от 03.11.2016 № 131, Управление является органом исполнительной власти Алтайского края, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в границах муниципального образования города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу положений пункта 6 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно
Согласно части 3 статьи 3 Закона Алтайского края № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства имеют граждане, имеющие трех и более детей и состоящие на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.
Граждане, имеющие право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка в соответствии со статьей 2 настоящего Закона, обращаются в орган местного самоуправления или орган исполнительной власти Алтайского края, уполномоченные на распоряжение земельными участками, с заявлением о предоставлении земельного участка (ч.1 ст.7 Закона Алтайского края №98-ЗС).
Приказом Главалтайимущества от 11.08.2016 № 61 утвержден административный регламент предоставления государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка".
Из содержания указанного регламента следует, что результатом предоставления государственной услуги является выдача (направление) заявителю одного из следующих документов: решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка; решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
При этом срок предоставления государственной услуги, с учетом необходимости обращения в органы и организации, участвующие в ее предоставлении, составляет 30 дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов.
Из материалов административного дела следует, что 02.07.2020 Управлением принято к рассмотрению заявление ФИО3, как состоящего на учете граждан, имеющих трех и более детей и желающих приобрести земельный участок, о предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка, /// для индивидуального жилищного строительства.
По результатам рассмотрения заявления ФИО3 Управление, руководствуясь подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, 31.07.2020 приняло решение об отказе в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Решением Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 09.11.2020 (вступившего в законную силу 09.02.2021) решение Управления имущественных отношений Алтайского края, выраженное в письме ... от +++ об отказе ФИО3 в предварительном согласовании безвозмездного предоставления в собственность земельного участка, расположенного по адресу: /// (согласно схеме) признано незаконным. На Управление имущественных отношений Алтайского края возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО3 о предварительном согласовании безвозмездного предоставления в собственность земельного участка по указанному адресу в установленном законом порядке и сообщить суду и административному истцу об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Во исполнение указанного решения Ленинского районного суда г. Барнаула от 09.11.2020 (с учетом апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 09.02.2021) при повторном рассмотрении Управлением имущественных отношений Алтайского края заявления ФИО3 от +++..., письмом ... от +++ вновь отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка общей площадью 944 кв.м., расположенного по адресу: /// (согласно схеме) для индивидуального жилищного строительства. Основанием отказа указаны положения пп. 2 п. 8 ст. 39.15, п. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 3.3 ст. 3 Закона Алтайского края № 98-ЗС.
Решением Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 03.06.2021 (вступившего в законную силу 24.08.2021) решение Управления имущественных отношений Алтайского края, выраженное в письме от +++... об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка, /// для индивидуального жилищного строительства признано незаконным. Возложена на Управление имущественных отношений Алтайского края обязанность повторно в установленные законом сроки со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть заявление ФИО3 о предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка, /// для индивидуального жилищного строительства. Об исполнении решения суда сообщить в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Во исполнение указанного решения Ленинского районного суда г. Барнаула при повторном рассмотрении Управлением имущественных отношений Алтайского края заявления ФИО3 от 02.07.2020 ..., письмом ... от +++ вновь отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка /// (согласно схеме) для индивидуального жилищного строительства. Основанием отказа указаны положения п. 7, пп. 2 п. 8 ст. 39.15, п. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 3.3 ст. 3 Закона Алтайского края № 98-ЗС.
При этом в письме указано, что в отношении указанного земельного участка в настоящее время Алтайкрайимуществом ведутся судебные разбирательства, а, согласно п. 8 ч. 11 ст. 7 Закона № 98-ЗС, наличие судебного разбирательства в отношении испрашиваемого земельного участка, расположенных на нем зданий, сооружений, и (или) судебного разбирательства о границах и (или) площади смежных с ним земельных участков.
Вместе с тем, суд полагает, что указанное Управлением основание для отказа не соответствует требованиям закона.
По смыслу ответа Управления от 22.09.2021 невозможно установить предмет судебного разбирательства в отношении испрашиваемого земельного участка.
Как следует из письменного отзыва административного ответчика, пояснений представителя административного ответчика в судебном заседании, административному истцу было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка и в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с подачей в 8 кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобы на решение Ленинского районного суда г. Барнаула от 03.06.2021.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в части 8 статьи 5 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Поскольку решением Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края по делу ... вступившим в законную силу 24.08.2021, на Управление имущественных отношений Алтайского края была возложена обязанность повторно в установленные законом сроки со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть заявление ФИО3 о предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка, оспариваемый отказ означает, по сути, преодоление требования об обязательной силе судебного решения и не может быть признан согласующимся с конституционным правом на судебную защиту, в качестве неотъемлемого элемента которого предполагается обязательность судебных актов.
Сведения, подтверждающие наличие иного судебного разбирательства в отношении спорного земельного участка, в материалах дела отсутствует, в судебное заседание не представлено.
Более того, кассационная жалоба подана в Ленинский районный суд 04.10.2021, тогда как ответ ФИО3 подготовлен 22.09.2021. Таким образом, на момент подготовки ответа, указанные в нем основания отсутствовали.
Согласно сведений, содержащихся ГАС Правосудие, кассационная жалоба Управления имущественных отношений Алтайского края Восьмым кассационным судом общей юрисдикции 01.12.2021 оставлена без удовлетворения, решение Ленинского районного суда г. Барнаула от 03.06.2021, апелляционное определение Алтайского краевого суда от 24.08.2021 - без изменения.
При таких обстоятельствах решение Управления имущественных отношений Алтайского края выраженное в ответе ... от +++ не соответствует требованиям закона и нарушает права административного истца на получение в собственность земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Признавая обоснованным административный иск в части признания незаконным решения государственного органа, суд не вправе возложить на ответчика обязанность принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка, /// для индивидуального жилищного строительства, поскольку не вправе подменять компетенцию уполномоченного органа.
В связи с чем, суд считает необходимым в целях восстановления нарушенных прав возложить на административного ответчика обязанность повторно в установленные законом сроки со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть заявление ФИО3 о предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка, /// для индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению в части.
Требования о взыскании уплаченной государственной пошлины не подлежат удовлетворению, поскольку в материалах дела имеется квитанция об уплате государственной пошлины в сумме 300 руб., при этом плательщиком указана ФИО4 в интересах ФИО2, назначение платежа - госпошлина в Индустриальный районный суд г. Барнаула. Сведения, подтверждающие уплату государственной пошлины ФИО3 отсутствуют.
Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО3 удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Управления имущественных отношений Алтайского края, выраженное в письме от +++... об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка, /// для индивидуального жилищного строительства.
Возложить на Управление имущественных отношений Алтайского края обязанность повторно в установленные законом сроки со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть заявление ФИО3 о предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка, /// для индивидуального жилищного строительства.
Об исполнении решения суда сообщить в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Ленинский районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья К.В. Таболина
Мотивированное решение изготовлено 16.12.2021.