ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2659/18 от 07.08.2018 Заволжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2а-2659/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 августа 2018 года город Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе

председательствующего судьи Петровой С.А.

при секретаре Сычёвой Г.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к старшему государственному инспектору ДПС ЦДиТНПБДД ГИБДД УМВД России по Ульяновской области капитану полиции ФИО2 о признании незаконным решения об отказе в выдаче свидетельства о допуске транспортного средства к перевозкам опасных грузов,

У С Т А Н О В И Л :

Административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным иском к старшему государственному инспектору ДПС ЦДиТНПБДД ГИБДД УМВД России по Ульяновской области капитану полиции ФИО2 о признании незаконным решения об отказе в выдаче свидетельства о допуске транспортного средства к перевозкам опасных грузов, указав в обоснование требований о том, что обратилась к ответчику с заявлением о допуске транспортного средства - специализированного полуприцепа – цистерны ППЦ НЕФАЗ-96742-10 с государственным регистрационным знаком <данные изъяты>, 2004 года выпуска к перевозкам опасных грузов. 26.06.2018 старшим государственным инспектором ДПС ЦДиТНПБДД ГИБДД УМВД России по Ульяновской области капитаном полиции ФИО2 ей было отказано в допуске транспортного средства к перевозкам опасных грузов, так как его конструкция не соответствует требованиям раздела 9.2.3 Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) и п.5.1.3.1 Правил ЕЭК ООН 105 – транспортное средство не оборудовано антиблокировочной системой. Считает данный отказ незаконным, нарушающим её конституционные и гражданские права. Согласно сведениям, внесенным в паспорт транспортного средства <адрес> и одобрения типа транспортного средства РОСС RU.MT02.E03840, принадлежащее ей транспортное средство ППЦ НЕФАЗ-96742-10 является специализированным - цистерной, предназначенной исключительно для транспортировки и кратковременного хранения светлых нефтепродуктов. Так как светлые нефтепродукты относятся к опасным грузам 3-го класса, то их перевозка в автоцистерне в соответствии с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) может осуществляться только при наличии свидетельства о допуске транспортного средства к перевозкам опасных грузов. Требование об оснащении транспортного средства АБС, соответствующим Правилам ЕЭК ООН №13, устанавливается разделом 9.2.3 ДОПОГ и п.5.1.3.1 Правил ЕЭК ООН 105. В тоже время в соответствии с таблицей п.9.2.1.1 ДОПОГ предусмотрены различные исключения в зависимости от массы транспортного средства и года его выпуска. Также переходные меры в отношении конструкции транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов, установлены разделом 1.6.5 ДОПОГ. Так п.1.6.5.15 ДОПОГ предусматривает допуск к эксплуатации для транспортных средств, впервые зарегистрированных или введенных в эксплуатацию до 1 ноября 2014 года, официально утвержденных по типу конструкции (то есть не переоборудованных и дооборудованных) в соответствии с положениями директив, отмененных Регламентом (ЕС) №661/2009. Указанный пункт ДОПОГ допускает к перевозкам транспортные средства, конструкция которых соответствует тем требованиям, которые действовали на момент выпуска транспортных средств в эксплуатацию. Подтверждением официального утверждения типа конструкции принадлежащего ей транспортного средства ППЦ НЕФАЗ-96742-10 государственный регистрационный знак АА 4430 73 является одобрение типа транспортного средства РОСС RU.MT25.E03840, выданное Межотраслевым фондом «Сертификация автотранспорта САТР» 18.05.2004. В качестве нормативного документа, определяющего условия перевозки опасных грузов и специальные требования к конструкции транспортных средств в том числе, Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) было введено с 25 апреля 2012 года в соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2011 года N 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом». На момент выпуска в эксплуатацию транспортного средства ППЦ НЕФАЗ-96742-10 общие требования к конструкции транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов, устанавливались положениями раздела 4.1 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 8 августа 1995 года N 73, а специальные-для транспортных средств, предназначенных для перевозки светлых нефтепродуктов ГОСТом Р 50913-96 «Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов. Типы, параметры и общие технические требования». Ни один из указанных нормативных актов не предусматривал наличия АБС на транспортных средствах, предназначенных для перевозки опасных грузов и светлых нефтепродуктов, в частности. Соответствие конструкции принадлежащего ей автомобиля требованиям ГОСТ Р 50913-96 подтверждается соответствующей записью в Одобрении, из которой следует, что проверка соответствия конструкции указанным требованиям проводилась органом по сертификации автомототехники - механических транспортных средств, запасных частей и принадлежностей (ОС АНО-ЦССАМТ) и Башкирским центром стандартизации и метрологии. Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) было введено в качестве нормативного документа, определяющего порядок перевозки опасных грузов на территории РФ, с 25 апреля 2012 года, следовательно, его положения, устанавливающие требования к конструкции транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов, не могут быть применены в отношении специализированных транспортных средств, выпущенных в обращение до его вступления в силу. Требование об оснащении транспортного средства АБС следует, также, из положений пункта 2.5.1 Приложения 6 Технического регламента Таможенного Союза ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», предусматривающего соответствие требования п.5.1.3.1 Правил ЕЭК ООН №105, может быть применено к специализированным транспортным средствам, предназначенным для перевозки опасных грузов, выпущенных в обращение или впервые зарегистрированным после вступления в силу Технического регламента Таможенного Союза ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» -1 января 2015 года. Так как аналогичные требования в части АБС были впервые введены п.2.6.1.2. Приложения 6 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства от 10 сентября 2009 года № 720, вступившим в действие с 23 января 2012 года, устанавливающего указанные требования в качестве обязательных с 1 января 2012года, то оснащению УОС подлежат только специализированные транспортные средства, выпущенные в обращение или впервые зарегистрированные после 1 января 2012 года. В соответствии с информацией, размещенной на сайте Евразийской Экономической Комиссии Приложение №6 к Техническому регламенту Таможенного Союза ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» применяется только в отношении транспортных средств, впервые выпускаемых в обращение, в части же конструкции транспортных средств, находящихся в эксплуатации, требования изложены в Приложении 8 к Техническому регламенту Таможенного Союза ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств». В указанном Приложении требования об обязательном оснащении АБС отсутствуют. В пункте 74 TP ТС 018/2011 указано, что к находящимся в эксплуатации транспортным средствам не применяются требования TP ТС 018/2011 к наличию подлежащих проверке элементов конструкции, которые не были предусмотрены на транспортном средстве на момент его выпуска в обращение. На момент выпуска принадлежащего ей транспортного средства действовали нормативные акты, не требующие обязательного наличия в конструкции специализированных транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов, антиблокировочной системы тормозов, то требование о наличии такого устройства на прицепе не является законным. Просит признать незаконным решение об отказе в выдаче свидетельства о допуске транспортного средства к перевозкам опасных грузов на транспортное средство ППЦ НЕФАЗ-96742-10 государственный регистрационный знак <данные изъяты> от 26.06.2018, принятого административным ответчиком; обязать старшего государственного инспектора ДПС ЦДиТНПБДД ГИБДД УМВД России по Ульяновской области капитана полиции ФИО2 принять решение о выдаче свидетельства о допуске транспортного средства к перевозкам опасных грузов на транспортное средство ППЦ НЕФАЗ-96742-10 государственный регистрационный знак <данные изъяты>.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась. О времени и месте слушания дела извещалась надлежащим образом.

Представитель административного истца ФИО3 в судебном заседании требования поддержал, дополнительно пояснил, что с 01.01.2015 вступил в силу технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденный Решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877. Пунктом 3.2 Регламента определено, что документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования Технического регламента до дня вступления в силу Технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 1 июля 2016 года, за исключением партий транспортных средств и компонентов, срок действия которых ограничивается количественной квотой. Указанные документы, выданные или принятые до дня официального опубликования настоящего Решения, действительны до окончания срока их действия. Также данные документы могут использоваться в качестве доказательственных материалов в целях проверки выполнения требований настоящего технического регламента, в том числе для распространения действия указанных документов на территорию всех государств - членов Таможенного союза. При распространении указанных в абзаце первом настоящего пункта документов в порядке, установленном настоящим техническим регламентом, применяются требования, действовавшие до вступления в силу настоящего технического регламента на момент оформления указанных документов. В подобном случае срок действия документа, выданного на основании технического регламента, должен соответствовать сроку действия документа, действовавшего до вступления в силу настоящего технического регламента. В силу пункта 3.4 Регламента обращение продукции, выпущенной в обращение в период действия документов об оценке (подтверждении) соответствия, указанных в подпункте 3.2 настоящего Решения, допускается в течение срока годности (срока службы) продукции, установленного в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза. Согласно пункту 2.5.1 приложения № 6 к Регламенту, конструкция транспортных средств для перевозки опасных грузов, выпускаемых в обращение с момента вступления в силу названного Регламента, должна соответствовать Правилам ЕЭК ООО № 105-4, пунктом 5.1.2.1 которых предусмотрено их оборудование антиблокировочной системой тормозов в соответствии с техническими требованиями Правил ЕЭК ООН № 13. Требования к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации на момент вступления Регламента, установлены в Приложении № 8 к Регламенту, среди которых отсутствует требование об оборудовании транспортных средств для перевозки опасных грузов АБС. В пункте 74 Регламента указано, что к находящимся в эксплуатации транспортным средствам не применяются требования настоящего технического регламента к наличию подлежащих проверке элементов конструкции, которые не были предусмотрены на транспортном средстве на момент его выпуска в обращение. Так как антиблокировочная система тормозов относится к элементам конструкции для перевозки опасных грузов транспортное средство, выпущенное до момента вступления в силу Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденный Решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 в той конструкции, которая соответствовала требованиям законодательства на момент их выпуска и была предусмотрена заводом-изготовителем. В соответствии с разделом 1 Правил по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденных Постановлением Госстандарта России от 01.04.1998 № 19, одобрение типа транспортного средства - это соответствующая международной практике форма оценки соответствия типа транспортного средства, а также одноименный документ, оформляемый при положительных результатах оценки соответствия. Таким образом, "одобрение типа транспортного средства" является формой подтверждения соответствия транспортного средства конкретному виду перевозок по перечню требований по безопасности и охране окружающей среды. Транспортное средство, принадлежащее ФИО1, выпущено ранее вступления в силу технического регламента, поэтому требование об установке АБС не может быть распространено на него.

Административный ответчик старший государственный инспектор ДПС ЦДиТНПБДД ГИБДД УМВД России по Ульяновской области капитан полиции ФИО2 в судебном заседании в удовлетворении исковых требований ФИО1 просил отказать, пояснив, что ей было отказано в предоставлении государственной услуги, так как транспортное средство не соответствует требованиям ДОПОГ.

Представитель административного ответчика ГИБДД УМВД России по Ульяновской области в судебное заседание не явился. О времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Исходя из вышеуказанных норм закона заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании постановления должностного лица должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым решением и указать способ их восстановления.

В соответствии с паспортом транспортного средства <данные изъяты> и свидетельством о регистрации транспортного средства <данные изъяты> от 21.12.2004 транспортное средство полуприцеп-цистерна ППЦ НЕФАЗ-96742-10 с государственным регистрационным знаком <данные изъяты>, 2004 года выпуска, принадлежит ФИО1.

26.06.2018 ФИО1 обратилась в государственную инспекцию безопасности дорожного движения УМВД России по Ульяновской области по вопросу о допуске транспортного средства полуприцепа цистерны ППЦ НЕФАЗ-96742-10 с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> к перевозке опасных грузов в качестве транспортного средства FL.

По результатам рассмотрения заявления и осмотра транспортного средства в выдаче допуска к перевозке опасных грузов административным органом отказано по причине отсутствия на транспортном средстве антиблокировочной системы торможения (АБС) со ссылкой на пункты 9.2.3 ДОПОГ и пункт 5.1.3.1 Приложения Правил ЕЭК ООН -105.

В соответствии с пунктом 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, перевозка тяжеловесных и опасных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами. Пунктом п. 15 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 установлено, что соответствующие должностные и иные лица в случаях, предусмотренных действующим законодательством, в установленном порядке согласовывают перевозку тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов.

В Российской Федерации требования к транспортным средствам, используемым для перевозки опасных грузов определены в приложении N 6 и N 8 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденных решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 года N 877.

В соответствии с требованиями пункта 2.5.1 Технического регламента, конструкция транспортных средств для перевозки опасных грузов должна соответствовать Правилам ЕЭК N 105-04.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 N 76 Российская Федерация официально присоединилась к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 года (ДОПОГ) с 28.04.1994, соответственно, правила, предусмотренные ДОПОГ, применяются на территории Российской Федерации и являются обязательными.

Как следует из пункта 3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 (далее - Правила перевозок грузов), перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30.09.1957 (ДОПОГ) и настоящими Правилами.

В соответствии с пунктом 9.2.3 ДОПОГ и п.5.1.3.1 Правил ЕЭК ООН 105 для допуска транспортного средства к использованию его для перевозки опасных грузов необходимо наличие антиблокировочной системы тормозов (АБС).

Требования касающиеся конструкции транспортных средств приведены главой 9 ДОПОГ. Согласно пункта 9.2.1.1 транспортные средства FL должны удовлетворять требованиям пункта 9.2.3.1 таблицы, где указано, что AБC применимо к автомобилям (тягачам и транспортным средствам на жёсткой раме) максимальной массой более 16 тонн, и автомобилям, допущенным к буксировке прицепов, т.е. двухосных прицепов, полуприцепов и прицепов с центральной осью максимальной массой более 10 тонн.

В сводном листе приложения № 1 к одобрению типа транспортного средства РОСС RU-MT02.Е03840 отсутствуют сведения о выполнении Правил ЕЭК ООН 13 и (или) 105, следовательно, транспортное средство марки ППЦ НЕФАЗ-96742-10 государственный регистрационный знак <данные изъяты> не отвечает требованиям пункта 9.2.1.1 главы 9 ДОПОГ.

Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче свидетельства о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов, утвержденный Приказом МВД РФ от 29.11.2018 года № 900 определяет сроки, порядок и последовательность выполнения административных процедур (действий), связанных с выдачей свидетельства о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов (продлением срока действия ранее выданного свидетельства).

В силу п.31.4 указанного Регламента основаниями для отказа в выдаче свидетельства (продлении срока его действия) является, в том числе представление транспортного средства, конструкция которого или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения и (или) ДОПОГ.

Поскольку транспортное средство, принадлежащее административному истцу, не соответствовало требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения и (или) ДОПОГ, то в предоставлении государственной услуги о выдаче свидетельства о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов было отказано обоснованно.

Соответственно, оснований для удовлетворения требований административного истца ФИО1 о признании незаконным решения об отказе в выдаче свидетельства о допуске транспортного средства к перевозкам опасных грузов на транспортное средство ППЦ НЕФАЗ-96742-10 государственный регистрационный знак <данные изъяты> от 26.06.2018, принятого административным ответчиком; обязании старшего государственного инспектора ДПС ЦДиТНПБДД ГИБДД УМВД России по Ульяновской области капитана полиции ФИО2 принять решение о выдаче свидетельства о допуске транспортного средства к перевозкам опасных грузов на транспортное средство ППЦ НЕФАЗ-96742-10 государственный регистрационный знак <данные изъяты> не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.177-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к старшему государственному инспектору ДПС ЦДиТНПБДД ГИБДД УМВД России по Ульяновской области капитану полиции ФИО2, ГИБДД УМВД России по Ульяновской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче свидетельства о допуске транспортного средства к перевозкам опасных грузов на транспортное средств ППЦ НЕФАЗ-96742-10 с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> от 26.06.2018 и возложении обязанности принять решение о выдаче свидетельства о допуске транспортного средства к перевозкам опасных грузов на транспортное средство ППЦ НЕФАЗ-96742-10 с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.А. Петрова