Дело № 2а-265/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Омск 12 февраля 2018 года
Ленинский районный суд г. Омска в составе
председательствующего судьи Усольцевой Н.Л.
при секретаре судебного заседания Беловой Е.А.
рассмотрев по адресу: <...> в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации Ленинского административного округа г. Омска о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство и возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Ленинский районный суд г. Омска с административным иском к администрации Ленинского административного округа г. Омска о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство и возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование заявленных требований ФИО1 указала, что она согласно договору купли-продажи земельного участка и жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ приобрела земельный участок категория земель: земли населенных пунктов - для размещения домов индивидуальной жилой застройки, площадь: 584 кв.м., адрес (местоположение) установлено относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>, кадастровый №. Право собственности на земельный участок подтверждается свидетельством о государственной регистрации и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Кроме того, она приобрела жилой дом, назначение: жилое, площадь: общая 64,3 кв.м., инвентарный №, литера: А, этажность: 1, адрес (местоположение): <адрес>. Право собственности на жилой дом и земельный участок подтверждается свидетельствами о государственной регистрации и выписками из Единого государственного реестра недвижимости. Ввиду того, что жилой дом, находящийся на земельном участке, построен не позже 1980 года, находится в состоянии, не пригодном для постоянного проживания, требует реконструкции, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию Ленинского административного округа г. Омска с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства в границах земельного участка с кадастровым номером №. Уведомлением администрации Ленинского административного округа г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в выдаче разрешения на строительство ввиду того, что в соответствии с градостроительным планом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах территориальной зоны городского наземного транспорта (ИТ-2), которая включая в себя участки территории г. Омска, предназначенные для размещения сооружений и коммуникаций городского наземного транспорта и установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов для таких объектов. Строительство индивидуальных жилых домов в данной зоне запрещено. Считает решение администрации Ленинского административного округа г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче разрешения на строительство незаконным и подлежащим отмене в силу следующего. Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№ были утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области. В соответствии с п. 1 ст. 38 Правил землепользования и застройки в Приложении № 1 приведена карта градостроительного зонирования территорий города Омска. Указанным приложением в отношении земельного участка с кадастровым номером № установлена территориальная зона ИТ-2 - зона городского наземного транспорта. Приложение № 1 к Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденным решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№, является незаконным в части установления территориальной зоны ИТ-2 в отношении земельного участка с кадастровым номером №, нарушающим ее права и законные интересы как собственника земельного участка и жилого дома. Индивидуальный жилой дом, находящийся на земельном участке с кадастровым номером № и приобретенный ей по договору купли-продажи ДД.ММ.ГГГГ, был фактически возведен не позднее мая 1980 года с учетом того, что технический паспорт на данный объект, подготовленный Городским инвентаризационно-техническим бюро при Горисполкоме, датирован ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, еще за 28 лет до принятия Правил землепользования и застройки земельный участок с кадастровым номером № был фактически занят (обременен) жилым домом. Земельный участок, на котором располагался жилой дом, с разрешенным использованием - для размещения домов индивидуальной жилой застройки, был поставлен на кадастровый учет в январе 2006 года, то есть ранее принятия решения Омским городским Советом от ДД.ММ.ГГГГ№, которым был утвержден Генеральный план муниципального образования городской округ город Омск Омской области, так и ранее принятия Правил землепользования и застройки, согласно которым земельный участок отнесли к территориальной зоне ИТ-2. При принятии Правил землепользования и застроек не были учтены положения п. 1 ст. 30 и п. 4 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ, предусматривающие разработку Правил землепользования и застройки в целях обеспечения прав физических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, установление границ территориальных зон с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Отнесение Приложением № 1 к Правилам землепользования и застройки земельного участка, принадлежащего ей на праве собственности, к территориальной зоне ИТ-2, не предусматривающей строительство/реконструкцию индивидуальных жилых домов, не отвечает сложившемуся использованию земельного участка, ограничивает ее право на использование земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием - для размещения домов индивидуальной жилой застройки, на осуществление реконструкции не пригодного для проживания жилого дома. Приложением № 1 Правил землепользования и застроек не были учтены положения в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № к территориальной зоне ИТ-2, что противоречит п. 1 ст. 30 и п. 4 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ, предусматривающие разработку Правил землепользования и застройки в целях обеспечения прав физических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, установление границ территориальных зон с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Соответственно в этой части нормативный акт является незаконным и подлежащим отмене. В настоящее время она подала в Омский областной суд административное исковое заявление о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления в силу решения суда Приложения № 1 к Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденным решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № к территориальной зоне ИТ-2. Определением Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление оставлено без движения до ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, если обратиться к градостроительному плану земельного участка №, то в п. 8 указано, что земельный участок находится в 1 планировочном районе, рядом с магистралью районного значение, предполагаемой к расширению. На официальном сайте Администрации г. Омска http://admomsk.ru/ размещена схема расположения элементов планировочной инфраструктуры, из которой следует, что рассматриваемый земельный участок действительно предполагается использовать под расширение существующей магистрали. При этом расширение транспортной магистрали за счет рядом находящихся земельных участок, в том числе ее участка, возможно не иначе, как через выкуп земельных участков. Для изъятия земельного участка, принадлежащего ей, необходимо, чтобы проект межевания территории, в границах которого находится ее земельный участок, предусматривал образование и/или изменение под расширение магистрали нового(ых)/прежнего(их) земельного(ых) участков, изъятие земельных участков, в том числе ее земельного участка. С учетом того, что ее земельный участок был неправомерно отнесен к территориальной зоне ИТ-2, действие Приложения № 3 постановления Администрации г. Омска от 30.04.2013 года № 455-п «Об утверждении документации по планировке некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» приостановлено, резервирование земельного участка для муниципальных нужд не произведено, решение администрации Ленинского административного округа г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства является незаконным, ограничивающим ее права на осуществление правомочий собственника земельного участка и объекта капитального строительства. Просит суд признать незаконным решение Администрации Ленинского административного округа г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером №, возложить на администрацию Ленинского административного округа г. Омска обязанность выдать разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером №.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, просит суд рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель административного ответчика Администрации Ленинского административного округа г. Омска ФИО2 в судебном заседании заявил, что с заявленными требованиями не согласен, считает их необоснованными, просит суд в удовлетворении заявленных требований ФИО1 отказать.
Представитель департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Выслушав ФИО2, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 15 КАС РФ суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что ФИО1 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 584 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, а также расположенного на нем одноэтажного жилого дома.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с видом разрешенного использования «для размещения домов индивидуальной жилой застройки».
В результате градостроительного зонирования земельный участок, а также расположенный на нем жилой дом вошли в территориальную зону ИТ-2 (зона городского наземного транспорта).
Согласно ч. 1, 4 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
Статьей 130 Конституции Российской Федерации установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 3 ч. 3 ст. 8 и ч. 1 ст. 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 26 ч. 1 ст. 9 Устава города Омска, принятого решением Омского городского Совета от 20.09.1995 года № 92, утверждение Генерального плана городского округа, а также утверждение правил землепользования и застройки являются полномочиями органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 года № 43 утвержден Генеральный план муниципального образования городской округ город Омск Омской области. Указанное решение опубликовано в газете «Третья столица» (специальный выпуск) от 03.08.2007 года № 50.
Правила землепользования и застройки города Омска утверждены решением Омского городского Совета от 10.12.2008 года № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области», опубликованы в газете «Третья столица» от 19.12.2008 года № 69/1 (491).
Согласно п. 8 ст. 1, п. 2 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, устанавливающим, в том числе, территориальные зоны, границы которых определяются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
Частью 2 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
Согласно п. 3 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом содержащихся в документах территориального планирования положений о территориальном планировании, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Частью 1 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 3 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
Пунктом 2 ч. 3 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривается, что генеральные планы городских округов включают в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов, входящих в состав поселения, в границах городского округа.
Согласно п. 2 ч. 3 и пп. «б» п. 1 ч. 5 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что генеральный план содержит карту (карты) планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа, на которых должны быть расположены втом числе, планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения.
В соответствии с п. 9 ст. 1, ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются градостроительным регламентом территориальной зоны в составе правил землепользования и застройки, положения которых в силу п. 3, 9 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации должны соответствовать требованиям генерального плана городского округа.
Приложение № 1 «Карта градостроительного зонирования территорий города Омска» к Правилам землепользованию и застройки города Омска является той частью Правил землепользования и застройки, на которой установлены границы территориальных зон.
В составе Генерального плана города Омска находятся карты, на которых отражены как существующие автомобильные дороги, так и планируемые к размещению автомобильные дороги разного значения (магистрали общегородского непрерывного движения, общегородского регулируемого движения, районного значения, обычные автомобильные дороги, соединяющие магистрали, и иные автомобильные дороги).
В соответствии с п. 5 ст. 38 Правил землепользования и застройки города Омска к зонам инженерной и транспортной инфраструктур относится зона городского наземного транспорта - зона ИТ-2.
Согласно карте (схеме) градостроительного зонирования территорий г. Омска земельный участок с кадастровым номером № отнесен к зоне инженерно-транспортной инфраструктуры ИТ-2, предназначенной для развития сооружений и коммуникаций городского наземного транспорта и установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов для таких объектов.
На картах (схемах) Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области (Схема 2 и Схема 11.2) территория, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером №, отражена как перспективная и планируемая к расширению магистраль общегородского значения регулируемого движения по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в администрацию Ленинского административного округа г. Омска с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства в границах земельного участка с кадастровым номером №
Согласно уведомлению администрации Ленинского административного округа г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в выдаче разрешения на строительство ввиду того, что в соответствии с градостроительным планом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах территориальной зоны городского наземного транспорта (ИТ-2), которая включает в себя участки территории г. Омска, предназначенные для размещения сооружений и коммуникаций городского наземного транспорта и установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов для таких объектов. Строительство индивидуальных жилых домов в данной зоне запрещено.
ДД.ММ.ГГГГ Омским областным судом было вынесено решение, в соответствии с которым в удовлетворении заявленных требований ФИО1 о признании недействующим решения Омского городского Совета от 10.12.2008 года № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области» в части выделения территориальной зоны ИТ-2 по отношению к границам земельного участка с кадастровым номером № было отказано.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования ФИО1 о признании незаконным решения администрации Ленинского административного округа г. Омска об отказе в выдаче разрешения на строительство и возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований к администрации Ленинского административного округа г. Омска о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство и возложении обязанности совершить определенные действия ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Омска.
Решение в окончательной форме изготовлено 19.02.2018 года.
Судья Н.Л. Усольцева