ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-265/19 от 12.03.2019 Калининского районного суда (Краснодарский край)

Кделу№2а-265/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст.Калининская Калининского района

Краснодарского края 12 марта 2019 года

Калининский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего Матиевского С.М., при секретаре Шумаковой А.И., с участием заместителя прокурора Калининского района Краснодарского края Крамаренко М.В., представителя административного ответчика - главы администрации Гривенского сельского поселения Калининского района ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление и.о. прокурора Калининского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Гривенское сельское поселение о признании незаконным бездействия при осуществлении полномочий в сфере профилактики нарушений обязательных требований в рамках осуществления муниципального контроля.

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Калининского района Краснодарского края Калайчиев К.Г. обратился в интересах неопределенного круга лиц в Калининский районный суд Краснодарского края с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Гривенское сельское поселение о признании незаконным бездействия при осуществлении полномочий в сфере профилактики нарушений обязательных требований в рамках осуществления муниципального контроля, в котором указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности администрации Гривенского сельского поселения Калининского района. Согласно требованиям ч.1 ст.8.2 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон №294-ФЗ) в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений. Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что в целях профилактики нарушений обязательных требований органы государственного контроля (надзора) обеспечивают: - размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» для каждого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов; - осуществляют информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информаций и иными способами. В случае изменения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора, органы муниципального контроля подготавливают и распространяют комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами; - проводят иные мероприятия по профилактике, предусмотренные п.3-4 ч.2 ст.8.2 Закона №294-ФЗ.

По результатам изучения информации, размещенной на официальном интернет сайте администрации сельского поселения, расположенном по адресу http://www.grivenskoesp.ru, в том числе в подразделе «муниципальный контроль», в нарушение вышеуказанных требований закона не в полном объеме размещена обязательная информация, предусмотренная ст.8.2 Закона №294-ФЗ. Также администрацией поселения не проводятся все предусмотренные законом меры по профилактике нарушений обязательных требований.

Вместе с тем, в настоящее время на основании ч.1 ст.16 Федерального закона от 28.12.2009 №381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ»; ч.2 ст.23 Федерального закона от 30.12.2006 №271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ»; ч.1 ст.7 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», а также п.5 ч.1 ст.14, п.5 ч.1 ст.15, п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; ч.1 ст.13, ч.2 ст.13.1 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений отнесено осуществление муниципального контроля в области торговой деятельности и контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, в связи с чем, администрацией сельского поселения разработаны и утверждены соответствующие административные регламенты. За допущенные нарушения законодательства в 2018 году по результатам рассмотрения постановления прокурора Калининского района на основании постановления мирового судьи судебного участка №146 Калининского района - и.о. мирового судьи судебного участка №148 Калининского района от 24.05.2018 года, вступившего в законную силу, глава администрации Гривенского сельского поселения привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.13.27 КоАП РФ. Вместе с тем, до настоящего времени установленные ранее нарушения в полном объеме не устранены. Указанное создает административные барьеры для субъектов предпринимательской деятельности, число которых постоянно меняется, в части доступа к информации об осуществлении органами местного самоуправления муниципального контроля; обязательных требованиях, предусмотренных нормативными правовыми актами, подлежащих проверке, что в целом не способствует реализации целей законодательства, регламентирующего осуществление органами контроля своей деятельности, направленной, в первую очередь, на профилактику нарушений. В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Вышеназванные нарушения требований законодательства в данной сфере правоотношений недопустимы, поскольку не обеспечивают соблюдения интересов субъектов предпринимательства, при осуществлении муниципального контроля. Указанные обстоятельства в соответствии со ст.218 КАС РФ дают прокурору право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, и.о. прокурора просит суд: 1.Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Гривенское сельское поселение Калининского района при осуществлении полномочий в сфере осуществления муниципального контроля; 2.Обязать администрацию Гривенского сельского поселения Калининского района осуществить комплекс мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, предусмотренных ст.8.2 Закона №294- ФЗ, путем размещения на официальном сайте сельского поселения для каждого вида муниципального контроля перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов до 01.05.2019; 3.Обязать администрацию Гривенского сельского поселения Калининского района провести мероприятия по информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения требований, установленных муниципальными правовыми актами в соответствии с требованиями п.2 ч.2 ст.8.2 Закона №294-ФЗ до 01.05.2019.

В судебном заседании заместитель прокурора Калининского района Крамаренко М.В. поддержал заявленные требования в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика - глава администрации Гривенского сельского поселения Калининского района ФИО1 признала заявленные требования.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Постановлением мирового судьи судебного участка №146 Калининского района Краснодарского края - и.о. мирового судьи судебного участка №148 Калининского района от 24.05.2018 года глава администрации Гривенского сельского поселения Калининского района - ФИО1 признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.13.27 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000,0 рублей, при установлении обстоятельств того, что в нарушение положений ст.13 Закона №8-ФЗ администрацией Гривенского сельского поселения Калининского района на официальном сайте сельского поселения по адресу «grivenskoesp.ru» установлена неполнота отражения данных о муниципальном нормотворчестве органа местного самоуправления. В разделе «Муниципальные правовые акты», по состоянию на 25.04.2018 информация о принятых в 2018 году решениях Совета Гривенского сельского поселения отсутствуют. На сайте не размещены решения Совета Гривенского сельского поселения от 29.01.2018 года №129 «Об утверждении положения о порядке участия Гривенского сельского поселения Калининского района в межмуниципальном сотрудничестве», от 28.02.2018 №133 «О внесении изменений в решение Совета Гривенского сельского поселения Калининского района от 22.12.2017 №120 «О бюджете Гривенского сельского поселения Калининского района на 2018 год», от 28.02.2018 года №137 «Об утверждении гарантированного перечня услуг по погребению в Гривенском сельском поселении Калининского района», от 23.03.2018 года № 138 «Об утверждении правил благоустройства территории Гривенского сельского поселения Калининского района», от 23.03.2018 №140 «О создании административной комиссии при администрации Гривенского сельского поселения Калининского района». Также, частично отсутствует информация о принятых в 2017 и 2018 годах постановлениях администрации Гривенского сельского поселения от 27.02.2018 №25 «Об утверждении Положения о порядке и сроках применения дисциплинарных взысканий за нарушения муниципальным служащим администрации Гривенского сельского поселения установленных законом обязанностей, ограничений, и запретов в целях противодействия коррупции», от 28.02.2018 года №26 «Об утверждении порядков осуществления мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования Гривенского сельского поселения и подготовки документов, в которых отражаются результаты мониторинга реализации документов стратегического планирования Гривенского сельского поселения», от 28.02.2018 №27 «Об утверждении Порядка принятия решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся муниципальными бюджетными и автономными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества за счет средств бюджета Гривенского сельского поселения Калининского района», от 28.02.2018 года №28 «Об утверждении порядка оплаты имущества, находящегося в собственности Гривенского сельского поселения Калининского района», от 28.02.2018 года №31 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача порубочного билета на территории муниципального образования Гривенского сельское поселение» и др. Кроме того, администрацией Гривенского сельского поселения 23.06.2017 и 19.09.2017 приняты постановления №61 и №110 «Об утверждении административного регламента «Осуществление муниципального контроля в области торговой деятельности на территории Гривенского сельского поселения Калининского района», «Об утверждении административного регламента «Осуществление муниципального контроля за обеспечением: сохранности автомобильных дорог местного значения на территории Гривенского сельского поселения Калининского района» соответственно. Органом, осуществляющим на территории Гривенского сельского поселения Муниципальный контроль за сохранностью - автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта и в области торговой деятельности, на основании вышеуказанных постановлений является администрация Гривенского сельского поселения. Однако, вопреки положениям пунктов 1,2 статьи 8.2 Закона №294-ФЗ администрацией муниципального образования до настоящего времени не обеспечено размещение на официальном сайте в сети «Интернет» - «www.grivenskoesp.ru» относительно вышеуказанных муниципальных контролей Перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом такого контроля, текстов соответствующих нормативных правовых актов (л.д.13-17).

Согласно акту мониторинга официального интернет сайта администрации Гривенского сельского поселения Калининского района (http://www.grivenskoesp.ru) от 30.01.2019 года, помощником прокурора Калининского района Гришиным Е.Е. проведена проверка соблюдения администрацией Гривенского сельского поселения Калининского района требований Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части осуществления мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, в ходе которой установлено, что администрацией Гривенского сельского поселения Калининского района на официальном сайте сельского поселения по адресу «http://www.grivenskoesp.ru» не в полном объеме размещена обязательная информация, предусмотренная ст.8.2 Закона №294-ФЗ (л.д.5,6).

В соответствии с ч.1 ст.8.2 Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.

Согласно п.п.1,2 ч.2 ст.8.2 Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ в целях профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля: 1) обеспечивают размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» для каждого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов; 2) осуществляют информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля подготавливают и распространяют комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами; 3) обеспечивают регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора), муниципального контроля и размещение на официальных сайтах в сети "Интернет" соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений; 4) выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с частями 5 - 7 настоящей статьи, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Согласно ч.1 ст.17.1 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что при проведении прокуратурой района проверки соблюдения требований законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, было выявлено, что администрацией Гривенского сельского поселения Калининского района не в полном объеме размещена обязательная информация, предусмотренная ст.8.2 Закона №294-ФЗ от 26.12.2008 года, что нашло свое отражение в постановлении мирового судьи судебного участка №146 Калининского района Краснодарского края - и.о. мирового судьи судебного участка №148 Калининского района от 24.05.2018 года, а также в акте мониторинга официального интернет сайта администрации Гривенского сельского поселения Калининского района (http://www.grivenskoesp.ru) от 30.01.2019 года. Доказательств того, что административный ответчик, как орган местного самоуправления осуществил мероприятия по устранению указанных нарушений, в судебном заседании не установлено.

Таким образом, наличие бездействия администрации муниципального образования Гривенское сельское поселение при осуществлении полномочий в сфере осуществления муниципального контроля, нашло свое подтверждение в судебном заседании, при этом сведений об устранении административным ответчиком, как органом местного самоуправления, таких нарушений не имеется, что свидетельствует о незаконности бездействия административного ответчика выразившегося в непринятии действенных мер, направленных на устранение вышеуказанных нарушений законодательства в сфере осуществления муниципального контроля, в связи с чем, административный иск прокурора подлежит полному удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,227,228,298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1.Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Гривенское сельское поселение Калининского района при осуществлении полномочий в сфере осуществления муниципального контроля.

2.Обязать администрацию Гривенского сельского поселения Калининского района осуществить комплекс мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, предусмотренных ст.8.2 Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», путем размещения на официальном сайте сельского поселения для каждого вида муниципального контроля перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, а также текстов соответствующих правовых актов до 01.05.2019 года.

3.Обязать администрацию Гривенского сельского поселения Калининского района провести мероприятия по информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения требований, установленных муниципальными правовыми актами в соответствии с требованиями п.2 ч.2 ст.8.2 Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» до 01.05.2019 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Калининский районный суд Краснодарского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:________________________

В окончательной форме - 17.03.2019 года.