ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-265/2021 от 26.11.2021 Большеуковского районного суда (Омская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Большие Уки Омская область 26 ноября 2021 года

Большеуковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Коршуна В.Н., при секретаре судебного заседания Кользиной А.Г., с участием помощника прокурора Большеуковского района Омской области Величко Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Большеуковского района Омской области, поданному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Чернецовского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействие по непроведению антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и возложении обязанности устранить допущенное нарушение,

установил:

прокурор Большеуковского района Омской области обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации Чернецовского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области, согласно которому в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения администрацией Чернецовского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области законодательства о противодействии коррупции установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», администрацией Чернецовского сельского поселения антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов, принятых ею в период времени с 01.01.2021 по 28.10.2021, не проводилась, соответствующая информация на сайте не размещалась. Просит признать незаконным бездействие администрации Чернецовского сельского поселения, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов, принятых за период 01.01.2021 по 28.10.2021, обязать административного ответчика провести антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов и разместить информацию на официальном сайте сельского поселения.

В судебном заседании помощник прокурора Большеуковского района Омской области Величко Д.В. административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика – глава администрации Чернецовского сельского поселения ФИО1 в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, возражения на административные исковые требования не представила.

На основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика.

Выслушав помощника прокурора Величко Д.В., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены илиоспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Прокурор в силу ст. 39 КАС РФ вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В соответствии с чч. 1, 3, 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подп. «а» п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ) противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

Согласно ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ одними из основных принципов противодействия коррупции в Российской Федерации являются: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

В статье 6 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что профилактика коррупции осуществляется путем проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.

На основании ст. 1 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектовнормативных правовых актов проводится в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения, а коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовыхактов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Исходя из статьи 2 данного Федерального закона, проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовымиактами, является обязательным.

Статьей 3 указанного Федерального закона определено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативно правовых актов) проводится в том числе: органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленномнормативными правовымиактамисоответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения (ч. 4 ст. 3 Федерального закона).

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 4 вышеуказанного Федерального закона выявленные в нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актов коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведенииантикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона.

В соответствии с Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, утверждены Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, которые распространяют свое действие, в том числе и на нормативные правовыеакты(проекты) органов местного самоуправления.

Пунктом 2 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовыхактови проектовнормативных правовых актов определена необходимость проведения экспертизы каждой нормы нормативного правовогоакта или положения проектанормативного правового акта с целью обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционнойэкспертизы.

На основании пп. 1, 2, 3 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются: открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления; свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом.

В соответствии с п. 2 ст. 6, ч. 1 ст. 10 указанного Федерального закона одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет».

Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

На основании п. 7 ст. 7 Федерального закона «О противодействии коррупции» к основным направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции относится обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой Большеуковского района Омской области, установлено, что администрацией Чернецовского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области в период с 01.01.2021 по 28.10.2021 принято ряд нормативных правовых актов, по которым антикоррупционная экспертиза не проводилась, заключение не составлялось.

Указанные обстоятельства подтверждаются представлением прокурора Большеуковского района Омской области от 29.09.2021, адресованное главе Чернецовского сельского поселения, в котором предлагается устранить нарушения законодательства о противодействие коррупции в части не проведения антикоррупционнойэкспертизы по принятым администрацией Чернецовского сельского поселения нормативно-правовым актам, информацией главы администрацией Чернецовского сельского поселения от 17.11.2021, согласно которой антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых в период с 01.01.2021 по 28.10.2021, проведена не в полном объеме.

Оценивая представленные доказательства, суд считает, что бездействие ответчика по исполнению указанных требований федерального законодательства является незаконным, поскольку не позволяет выявить условия и предпосылки для коррупционных проявлений и совершения коррупционных правонарушений при применении муниципальныхнормативных правовыхактов, что влечет за собой нарушение прав и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц, проживающих на территории данного муниципального образования.
При таких обстоятельствах, руководствуясь указанными нормами права, учитывая, что в полном объеме антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых за вышеуказанный период, административным ответчиком не проведена, суд находит требование прокурора о признании незаконным бездействие администрации Чернецовского сельского поселения по непроведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Чернецовского сельского поселения обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Учитывая, что указанные нарушения негативно влияют на реализацию принципа противодействия коррупции, в том числе ее профилактики, создают реальные предпосылки для нарушения действующего законодательства и принятиянормативных правовыхактов, содержащих коррупционные факторы, нарушающие права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, суд находит подлежащими удовлетворению требования прокурора о возложении на орган местного самоуправления обязанности провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, принятых администрацией Чернецовского сельского поселения Большеуковского муниципального района в период с 01.01.2021 по 28.10.2021 и разместить соответствующую информацию на официальном сайте сельского поселения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175- 180, 227, 293-294 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Большеуковского района Омской области к администрации Чернецовского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Чернецовского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области по непроведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Чернецовского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области, принятых в период с 01.01.2021 по 28.10.2021.

Обязать администрацию Чернецовского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов Чернецовского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области, принятых в период с 01.01.2021 по 28.10.2021 и разместить информацию на официальном сайте администрации Чернецовского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области.

Об исполнении решения суда администрации Чернецовского сельского поселения Большеуковского муниципального района Омской области необходимо сообщить в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в суд и прокурору Большеуковского района Омской области.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Большеуковский районный суд Омской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья В.Н. Коршун